Автор: Гиззатова Рамиля Юмагалиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Д/с №73
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Пособие
Тема: "В гостях у сказки"
Раздел: дошкольное образование
Дидактическое пособие для детей
раннего
дошкольного возраста:
Театральный домик
«В гостях у сказки»
Дидактическое пособие для детей раннего дошкольного возраста:
Театральный домик «В гостях у сказки»
«Сказка великая духовная культура народа, которую мы собираем по
крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история
народа» (Алексей Николаевич Толстой).
Все сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) — это
настолько давно, что теперь никто даже не может узнать когда именно.
Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в
наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие
распространенные источники информации. Сказки — это настоящая
бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.
Актуальность.
«Дети перестали читать» - очень часто мы слышим эту фразу.
Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают время ребенка,
захватывают заповедные уголки его сознания и души. Но книгу нельзя
заменить экраном. «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,
думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». В. А. Сухомлинский.
Книги со сказками вводят ребенка в мир человеческих чувств, радости и
страданий, отношений, поступков, характеров. Велика роль сказок в
формировании личности и речевом развитии ребенка.
Актуальность театрального домика состоит в том, что он сочетает в
себе средства и способы развития творческих и речевых способностей
ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность
является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий
ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно
активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи,
ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.
Цель.
Познакомить детей раннего возраста с русскими народными
сказками, через театрализованную деятельность.
Создать условия для развития любознательности детей,
добиваться эмоционального и свободного движения во время
рассказывания сказки.
Задачи.
Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой
деятельности;
Обогащать словарь детей и активизировать его;
Побуждать детей к импровизации с использованием доступных
каждому ребенку средств выразительности;
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в
игре с персонажами и игрушками;
Приобщать родителей к совместной театрализованной
деятельности.
Очень важно использовать в своей работе театрализованные игры,
игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных
произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют
малышам простор для творчества, импровизации.
Сказки для детей несут в себе кроме развлекательного, еще и
познавательный элемент, ведь они:
- развивают связную речь
- развивают слух и произношение;
- формируют понятие «добро и зло»;
- прививают уважение к себе как к личности, но и к старшим;
- способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас.
- развивает сплоченность в семье
Театрализованные игры способствуют развитию фантазии,
воображения, памяти, учат доброте, чуткости, честности, смелости,
формируют понятия добра и зла. Робкий ребёнок станет более смелым и
решительным, застенчивый - преодолеет неуверенность в себе. Все дети
любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают
двигаться и разговаривать -для детей это настоящее чудо! Чтобы нам,
воспитателям ,было чем показывать такие "чудеса" я и собирала
театральный домик.
Я хочу представить вашему вниманию дидактическое пособие для детей
дошкольного раннего возраста: Театральный домик «В гостях у сказки». Это
многоуровневый домик с разными видами театра и дидактическими играми.
Театральный домик можно использовать в индивидуальном развитии
деток, использовать на занятиях, в различных видах деятельности, в любое
время года. Он многофункциональный, мобильный. Данный материал
театрального домика, может быть полезен не только воспитателям, но и
родителям. И хочу рассказать какие сказки там живут:
настольный театр «Теремок»;
пальчиковый театр «Курочка ряба»;
плоскостной театр на палочках «Рукавичка»;
театр масок «Колобок»;
вязаный театр «Репка»;
магнитный театр «Колобок»;
картотека загадок с готовыми ответами;
дидактические игры: «Найди, чья тень»; «Найди предмет такой же
формы»; «Найди тропинку»; «Найди пару»; «Кто за кем?»; «Кто лишний?»;
«Кого встретил Колобок».
Настольный театр «Теремок».
Настольные игры-театрализации – один из самых простых и
эффективных способов развития речи младших дошкольников. Этот игровой
набор познакомит детей с героями русской народной сказки «Теремок»,
поможет развить речь, память,
внимательность, творческие
способности, научит говорить
целыми предложениями и
составлять связный рассказ.
Методика занятий очень проста и
доступна не только
профессиональным педагогам, но и
обычным родителям. Сначала
взрослый должен несколько раз
рассказать малышу сказку сам,
сопровождая рассказ движениями расставленных на столе фигурок. Затем
ребенок выступает уже не только в роли зрителя, но и в роли помощника –
двигает некоторые фигурки, подсказывает реплики персонажей. А со
временем он запомнит весь текст сказки, и все манипуляции с фигурками, и
уже вы превратитесь в восторженного зрителя.
Игра-театрализация предназначена для индивидуальных и групповых
занятий с детьми
.
Пальчиковый театр «Курочка ряба».
Пальчиковый театр «Курочка ряба» выполнен из фетра с учетом
размеров детской руки. Для игры с детьми и постановок русских народных
сказок. Простой текст и сюжет сказки позволяют играть даже с самыми
маленькими. Все герои хорошо
знакомы детям: бабушка, дедушка, курочка и
мышка. Играть с ним интересно и удобно, во
время игр развиваем речь, мелкую моторику,
зрительно-моторную координацию,
воображение, тренируем память, внимание.
Играть можно как с игрушками на пальчиках,
так и с самостоятельными плоскими
игрушками. Яичко можно прятать в курочку. Детям понравится открывать
дверь, заглядывать в окошко, звонить в колокольчик.
Пальчиковый театр «Курочка ряба” и избушка служат не только развитию
речи ребенка, но и мелкой моторики: расстегиваем и застегиваем пуговку на
двери, завязываем и развязываем бантик, надеваем игрушки на пальчики,
показываем движения по тексту сказки.
Плоскостной театр на палочках «Рукавичка»
Во время театрализованного представления герои появляются не все
сразу, а по ходу сюжета, поэтому рукавичка
заполняется «жителями» постепенно, что даёт дополнительный эффект
при просмотре сказки, детям очень нравится манипулировать куклами,
самой рукавичкой.
Работа детей с куклой позволяет совершенствовать моторные навыки,
координировать движения правой и левой рук, вращать кистями и пальцами.
Театр масок «Колобок»
Набор масок "Колобок" состоит из семи масок: дед, бабка, колобок, заяц,
волк, медведь, лиса.
Игры – драматизации необходимы и
полезны детям на разных этапах их
развития.
Игры драматизации – это особые
игры, в которых дети сами
изображают героев литературных
произведений, чаще это могут быть
сказки, песни, стишки. В них ребенок
создает свой маленький мир и
чувствует себя творцом, хозяином
происходящих событий, он сам управляет действиями героев и сам строит
их отношения. Малыш разговаривает голосами своих героев, переживает за
них. Он как бы перевоплощается в образ, живет его жизнью.
Во время таких игр идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного
запаса, развиваются творческие способности ребенка, его воображение, так
же способность управлять собой, учится мыслить самостоятельно и
логично. Все это отражается на дальнейшем развитии ребенка и в
дальнейшем, на учебной деятельности.
Вязаный театр «Репка»
Такой театр очень близок детям, так как они ежедневно играют
похожими игрушками. В него можно играть
не только за столом, но и лежа на ковре.
Яркие красочные цвета вязаной игрушки привлекают внимания детей,
создают у ребенка позитивное отношение к окружающему миру, учат добру.
Цели: напомнить содержание сказки «Репка», вызвать
желание рассказать сказку вместе с воспитателем; способствовать
активизации речи; учить выполнять действия, о которых говорится в сказке.
Магнитный театр «Колобок».
Магнитный театр предназначен специально для того , чтобы дети не
только слушали сказку , но и видели ее героев на магнитной доске.
Рассказывая cказку , они выкладывают героев
на магнитной доске в том u порядке , в каком
они появляются.
Картотека загадок с готовыми
ответами.
Данный раздел представляет
блокнотик, на страницах которого написаны загадки и нарисованы отгадки.
Взрослый (а потом и ребенок) загадывает загадку, если отгадали правильно
страница переворачивается и
на обратной
стороне показывается
отгадка.