Автор: Николаева Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 1
Населённый пункт: Г.Чита
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рисование как один из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия.
Раздел: дошкольное образование
Рисование, как одно из важнейших средств познания
мира и развития знаний эстетического восприятия
«Ум ребёнка – на кончиках его пальцев»
В.И. Сухомлинский
Автор : воспитатель Николаева Е.Г., Детский сад №1
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух
взаимосвязанных задач:
Во –первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к
окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;
Во- вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность,
эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием
занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте
рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего
мира.
При всём разнообразии авторских программ мною проанализированы
некоторые из них: программа « Радуга » (автор Доронова), программа
«Эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество.»
(авторы Комарова Т.С., Антонова А.В. Зацепина М. Б.), программа по
изобразительной деятельности детей 4-7 лет (автор Швайко Г. С.).
Общей задачей которых является развитие творческих способностей по
средствам изобразительной деятельности. Познавая красоту окружающего
мира (природа, люди) произведения искусства (как классического, так и
народного) ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых
возникают более глубокие чувства; радость, восхищение, восторг.
Программа по изобразительной деятельности детей 4-7 лет (автор Швайко
Г.С.) обьединяет занятия в циклы на основе единой тематики. Все циклы
занятий построены в определённой системе.
Первые занятия являются обучающими. На последующих занятиях умения
навыки формируются и закрепляются. А главное методика такова, что детей
побуждает выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои
дополнения. Таким образом, создается возможность для развития
творческих способностей каждого ребёнка.
Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед
собой следующие задачи:
1.
Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма,
композиции, пропорции.
2.
Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.
3.
Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
4.
Формировать у детей знания умение и навыки в области
изобразительной деятельности, развивать у них творческую
активность, желание рисовать.
5.
Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы
и технику (графитный карандаш, цветные карандаши,
фломастеры, гуашь, акварель, сангину, цветные восковые мелки,
пастель и др.), разные способы создания изображения, соединения
в одном рисунке разных материалов с целью получения
выразительного образца.
6.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать
коллективные композиции, развивать эмоционально
положительные эмоции на предложение нарисовать.
Большинство из нас уже забыло о той радости, которую приносило нам
рисование в детские годы. Но она была несомненно. Каждый ребёнок с
упоением рисует. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и
ощущают. Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек –
творец. как правило, его творческие способности находятся в скрытом
состоянии и реализуются в малой степени. Создавая условия,
побуждающие ребёнка к рисованию, можно разбудить дремлющие до
поры до времени творческие возможности. Рисуя то, что нравится и
интересует ребёнка, он получает уникальную возможность перенести
на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его,
то он очень дорожит им и хочет снова и снова испытывать его.
Важно ещё в детстве научить ребёнка художественному видению,
которое даёт ему возможность осмысливать образы действительности.
Анализируя результаты работы, можно сделать следующие выводы;
Что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны
творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовным
ценностям, развивают их способности и творчество.
Влияние цвета и мелкой моторики руки на развитие ребёнка.
Приоритетным направлением нашего детского сада является
художественно-эстетическое воспитание детей, задачи которого:
- Повысить эффективность художественно-эстетического воспитания;
- Пробудить интерес к творчеству, умение выражать свои мысли и
чувства в рисунке;
- Формировать умение использовать накопленный опыт для
достижения цели.
Для реализации поставленных задач в системе художественно-
эстетического воспитания нужно, прежде всего, разнообразить
перспективный план, аспекты которого необходимо ставить на развитие
личности ребёнка.
Человек развивается как личность с первых дней жизни. Развитие – это
способ существования личности. Организация интересной и
содержательной жизни, обогащение её яркими впечатлениями,
обеспечение эмоционально- интеллектуального опыта, который
послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом,
необходимым для работы воображения. Всё это и помогает творческому
развитию детей в изобразительной деятельности. Ребёнок увлечён тем, что
делает, при этом он чувствует себя раскрепощённым,
свободно, комфортно. Это возможно, если на занятиях царит атмосфера
веры в силы ребёнка, поддержка его в неудачах и совместная радость его
достижениям. Накопленный опыт ребёнок стремится выразить в рисунках.
Если учесть, что большую часть времени ребёнок проводит в детском саду, то
и становится ясно, что именно здесь он получит основные, и чёткие
систематизированные знания. Ни в одном другом возрасте ребёнок не
развивается с такой лёгкостью и быстротой, и так надолго не
закрепляется всё в памяти, как в дошкольном возрасте и эту
возможность нельзя упустить.
Так как, по сути, эти задачи совпадают с задачами, которые ставят в
программах «Радуга» (Т.Н. Доронова), «Красота, радость, творчество» (Т.С.
Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина) и «Программа по изобразительной
деятельности» (Г.С. Швайко), необходимо спланировать эту работу так,
чтобы занятия по рисованию повысили интерес детей к изобразительной
деятельности, научили использовать разнообразные материалы и техники, и
расширили творческие возможности малышей.
Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование – заключает в
себе большие возможности. Оно является средством умственного,
эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе
рисования совершенствуются все психические функции: зрительное
восприятие, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение)
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей,
особенно в начальной стадии рисования, является недостаточное развитие
моторики и мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам
процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно –
мышление и речь.
Мышцы рук выполняют три основные функции:
- органов дыхания;
- органов познания;
- аккумуляторов движения (и для самих мышц, и для других органов).
Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время
«учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а
мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными,
слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и
представления. Современные учёные утверждают- работа пальцами
развивает речь. В рисунке гораздо проще повествовать. Рисуя, ребёнок
упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно нарисовав
что-то, ребёнку легче рассказать о нем, вот почему специалисты уточняют:
рисовать детям так же необходимо, как и разговаривать.
На протяжении всего дошкольного возраста развитие моторики руки и
цвета играют немаловажное значение для развития творчества детей.
Именно цвет стимулирует желание детей взят в руки карандаш или
кисть и начать рисовать, а непосредственное соприкосновение с краской,
сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой
помогают развивать у ребёнка фантазию, творчество и воображение.