Напоминание

Рисование как один из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия.


Автор: Николаева Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 1
Населённый пункт: Г.Чита
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рисование как один из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рисование, как одно из важнейших средств познания

мира и развития знаний эстетического восприятия

«Ум ребёнка – на кончиках его пальцев»

В.И. Сухомлинский

Автор : воспитатель Николаева Е.Г., Детский сад №1

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух

взаимосвязанных задач:

Во –первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к

окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;

Во- вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность,

эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием

занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте

рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего

мира.

При всём разнообразии авторских программ мною проанализированы

некоторые из них: программа « Радуга » (автор Доронова), программа

«Эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество.»

(авторы Комарова Т.С., Антонова А.В. Зацепина М. Б.), программа по

изобразительной деятельности детей 4-7 лет (автор Швайко Г. С.).

Общей задачей которых является развитие творческих способностей по

средствам изобразительной деятельности. Познавая красоту окружающего

мира (природа, люди) произведения искусства (как классического, так и

народного) ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых

возникают более глубокие чувства; радость, восхищение, восторг.

Программа по изобразительной деятельности детей 4-7 лет (автор Швайко

Г.С.) обьединяет занятия в циклы на основе единой тематики. Все циклы

занятий построены в определённой системе.

Первые занятия являются обучающими. На последующих занятиях умения

навыки формируются и закрепляются. А главное методика такова, что детей

побуждает выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои

дополнения. Таким образом, создается возможность для развития

творческих способностей каждого ребёнка.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед

собой следующие задачи:

1.

Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма,

композиции, пропорции.

2.

Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.

3.

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

4.

Формировать у детей знания умение и навыки в области

изобразительной деятельности, развивать у них творческую

активность, желание рисовать.

5.

Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы

и технику (графитный карандаш, цветные карандаши,

фломастеры, гуашь, акварель, сангину, цветные восковые мелки,

пастель и др.), разные способы создания изображения, соединения

в одном рисунке разных материалов с целью получения

выразительного образца.

6.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать

коллективные композиции, развивать эмоционально

положительные эмоции на предложение нарисовать.

Большинство из нас уже забыло о той радости, которую приносило нам

рисование в детские годы. Но она была несомненно. Каждый ребёнок с

упоением рисует. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и

ощущают. Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек –

творец. как правило, его творческие способности находятся в скрытом

состоянии и реализуются в малой степени. Создавая условия,

побуждающие ребёнка к рисованию, можно разбудить дремлющие до

поры до времени творческие возможности. Рисуя то, что нравится и

интересует ребёнка, он получает уникальную возможность перенести

на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его,

то он очень дорожит им и хочет снова и снова испытывать его.

Важно ещё в детстве научить ребёнка художественному видению,

которое даёт ему возможность осмысливать образы действительности.

Анализируя результаты работы, можно сделать следующие выводы;

Что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны

творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовным

ценностям, развивают их способности и творчество.

Влияние цвета и мелкой моторики руки на развитие ребёнка.

Приоритетным направлением нашего детского сада является

художественно-эстетическое воспитание детей, задачи которого:

- Повысить эффективность художественно-эстетического воспитания;

- Пробудить интерес к творчеству, умение выражать свои мысли и

чувства в рисунке;

- Формировать умение использовать накопленный опыт для

достижения цели.

Для реализации поставленных задач в системе художественно-

эстетического воспитания нужно, прежде всего, разнообразить

перспективный план, аспекты которого необходимо ставить на развитие

личности ребёнка.

Человек развивается как личность с первых дней жизни. Развитие – это

способ существования личности. Организация интересной и

содержательной жизни, обогащение её яркими впечатлениями,

обеспечение эмоционально- интеллектуального опыта, который

послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом,

необходимым для работы воображения. Всё это и помогает творческому

развитию детей в изобразительной деятельности. Ребёнок увлечён тем, что

делает, при этом он чувствует себя раскрепощённым,

свободно, комфортно. Это возможно, если на занятиях царит атмосфера

веры в силы ребёнка, поддержка его в неудачах и совместная радость его

достижениям. Накопленный опыт ребёнок стремится выразить в рисунках.

Если учесть, что большую часть времени ребёнок проводит в детском саду, то

и становится ясно, что именно здесь он получит основные, и чёткие

систематизированные знания. Ни в одном другом возрасте ребёнок не

развивается с такой лёгкостью и быстротой, и так надолго не

закрепляется всё в памяти, как в дошкольном возрасте и эту

возможность нельзя упустить.

Так как, по сути, эти задачи совпадают с задачами, которые ставят в

программах «Радуга» (Т.Н. Доронова), «Красота, радость, творчество» (Т.С.

Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина) и «Программа по изобразительной

деятельности» (Г.С. Швайко), необходимо спланировать эту работу так,

чтобы занятия по рисованию повысили интерес детей к изобразительной

деятельности, научили использовать разнообразные материалы и техники, и

расширили творческие возможности малышей.

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование – заключает в

себе большие возможности. Оно является средством умственного,

эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе

рисования совершенствуются все психические функции: зрительное

восприятие, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез,

сравнение, обобщение)

Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей,

особенно в начальной стадии рисования, является недостаточное развитие

моторики и мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам

процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно –

мышление и речь.

Мышцы рук выполняют три основные функции:

- органов дыхания;

- органов познания;

- аккумуляторов движения (и для самих мышц, и для других органов).

Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время

«учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а

мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными,

слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и

представления. Современные учёные утверждают- работа пальцами

развивает речь. В рисунке гораздо проще повествовать. Рисуя, ребёнок

упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно нарисовав

что-то, ребёнку легче рассказать о нем, вот почему специалисты уточняют:

рисовать детям так же необходимо, как и разговаривать.

На протяжении всего дошкольного возраста развитие моторики руки и

цвета играют немаловажное значение для развития творчества детей.

Именно цвет стимулирует желание детей взят в руки карандаш или

кисть и начать рисовать, а непосредственное соприкосновение с краской,

сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой

помогают развивать у ребёнка фантазию, творчество и воображение.



В раздел образования