Автор: Жихарь Нина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК " Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: г Симферополь
Наименование материала: Методические указания
Тема: "Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Крымский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
по ПМ.05 Выполнение работ по профессии
младшая медицинская сестра по уходу за больными
МДК 05.01 «Теория и практика сестринского дела»
для специальности: 31.02.02 Акушерское дело
Разработал:
преподаватель
высшей
квалификационной
категории
Жихарь Н. А.
Симферополь, 2016
1
Рассмотрена и одобрена на заседании
ЦМК по сестринскому делу
протокол № 2 от « 13 » 09.2016
Председатель ЦМК __________/Потапюк М. И.
М е т о д и ч е с к а я
у к а з а н и я
п о
организации
вне аудиторной
самостоятельной
работы
студентов
составлена в соответствии с ФГОС
СПО
по
специальности
31.02.02
Акушерское
дело,
утвержденным
п р и к а з о м
М и н и с т е р с т в а
образования
и
науки
Российской
Федерации № 969 от 11 августа 2014
г.
зарегистрированным
в
Минюсте
России 26 августа 2014 г. № 33880 и
н а
о с н о в е
Ф е д е р а л ь н о г о
государственного
образовательного
с т а н д а р т а
с р е д н е г о
профессионального образования по
профессии
060501.01
Младшая
медицинская
сестра
по
уходу
за
больными утвержденным приказом
Министерства образования и науки
Российской Федерации № 694 от 02
августа 2013 г. зарегистрированным
в Минюсте России 20 августа 2013 г.
№ 29480
Автор-разработчик:
Жихарь
Н.
А.
–
преподаватель
высшей
квалификационной
категории
ГАОУ
СПО
РК
«Крымский медицинский колледж»
2
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………. стр. 4-6
2. Перечень внеаудиторной самостоятельной работы..………….. стр. 7-8
3. Указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы стр.9-
28
3.1. Внеаудиторная самостоятельная работа № 1………………… стр. 9-11
3.2. Внеаудиторная самостоятельная работа № 2..……………….стр. 12-14
3.3.Внеаудиторная самостоятельная работа № 3…………………стр. 15-18
3.4.Внеаудиторная самостоятельная работа № 4…………………стр. 19-20
3.5.Внеаудиторная самостоятельная работа № 5…………………стр. 21-23
3.6.Внеаудиторная самостоятельная работа № 6…………………стр. 24-26
3.7.Внеаудиторная самостоятельная работа № 7…………………стр. 27-28
3.8.Приложения………………………………………………………стр. 29-33
Пояснительная записка
ПМ. 05 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по
уходу за больными – является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
3
31.02.02 Акушерское дело в части освоения основного вида профессиональной
деятельности (ВПД): Выполнение работ по профессии младшая медицинская
сестра по уходу за больными. С целью овладения указанным видом
профессиональной деятельности, студенты должны приобрести определенные
знания и умения в процессе освоения профессионального модуля.
Важную роль в успешном освоении профессионального модуля играет
самостоятельная работа студентов, которая представляет собой особую форму
учебной деятельности и направлена на формирование активной позиции в
части принятия самостоятельных решений.
В связи с этим, студент из пассивного потребителя знаний должен стать
активной
творческой
личностью,
умеющей
сформулировать
проблему
и
выбрать оптимальный путь ее решения.
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной
работы
студентов
по
ПМ.05
Выполнение
работ
по
профессии
младшая
медицинская сестра по уходу за больными предназначены для студентов по
специальности 31.02.02 Акушерское дело.
Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении
внеаудиторной
самостоятельной
работы
по
ПМ.05
Выполнение
работ
по
профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Настоящие методические указания содержат разные виды работ, которые
позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями и
профессиональными
умениями
по
специальности,
опытом
творческой
и
исследовательской
деятельности
и
направлены
на
освоение
следующих
профессиональных и общих компетенций:
ПК
5.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе
профессиональной деятельности
ПК 5.2. Соблюдать принципы профессиональной этики
ПК 5.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в
условиях учреждения здравоохранения и на дому
ПК 5.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и
самоухода
ПК 5.5. Оформлять медицинскую документацию
ПК 5.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий
ПК 5.7. Обеспечивать инфекционную безопасность
ПК 5.8.
Обеспечивать
безопасную
больничную
среду
для
пациентов
и
персонала
ПК 5.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения
ПК 5.10. Владеть основами гигиенического питания
ПК 5.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на
рабочем месте
ОК1.
Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определены руководителем
4
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль,
оценку
и
коррекцию
собственной
деятельности,
нести
ответственность за результаты своей работы
ОК4.
Осуществлять
поиск
информации,
необходимой
для эффективного
выполнения профессиональных задач
ОК5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности
ОК6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
пациентами
ОК7.
Бережно
относиться
к
историческому
наследию
и
культурным
традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия
ОК8. Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники
безопасности
Данные компетенции выделены из ФГОС СПО по профессии 060501.01
«Младшая
медицинская
сестра
по
уходу
за
больными»
с
учетом
последующего
обучения
по
профессиональным
модулям
СПО
по
специальности 31.02.02 Акушерское дело.
В результате выполнения самостоятельных работ по ПМ.05, МДК 05.01
«Теория и практика сестринского дела» студенты должны:
знать:
становление и развитие сестринского дела в России и за рубежом;
сестринскую этику и деонтологию;
общение и обучение в сестринском деле;
содержание этапов сестринского процесса;
классификацию проблем пациента;
планирование сестринских вмешательств;
способы реализации сестринского ухода;
оценку результатов сестринского ухода.
уметь:
собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
составлять планы сестринского ухода;
- составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и
самоухода;
-
самостоятельно
работать
с
литературой
и
другими
источниками
информации;
- писать реферативные сообщения по выбранной теме, соблюдая требования
по их оформлению;
- составлять и заполнять схемы по заданной тематике;
- составлять таблицы.
Описание каждой внеаудиторной самостоятельной работы содержит:
название ПМ, МДК, специальности, курс, тему, количество часов, учебные
цели работы, вид самостоятельной работы, материалы для самостоятельного
изучения,
алгоритмы
выполнения
работы,
формы
контроля,
требования
к
5
выполнению и оформлению заданий, критерии оценивания, материалы для
самоконтроля. Для получения дополнительной, более подробной информации
по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное
обеспечение.
Основными видами самостоятельной работы студентов по ПМ.05, МДК
05.01 «Теория и практика сестринского дела» являются следующие:
1. Подготовка реферативных сообщений.
2. Заполнение схем.
3. Составление таблицы.
4. Составление схемы.
6
Перечень внеаудиторной самостоятельной работы
№
п/п
Тема
самостоятельной
работы
Вид самостоятельной
работы
Объем
часов
Форма контроля
1.
История
сестринского
дела.
Подготовка
реферативных
сообщений (по выбору):
«История
сестринского
дела, как часть истории
человечества»,
«Возрождение
общин
сестер
милосердия
в
России»,
«Крестовоздвиженская
о б щ и н а
с е с т е р
мило с ердия
в
год ы
Крымской войны (1853-
1856 гг.),
«Флоренс Найтингейл –
основоположница
сестринского дела».
4
Представление
реферативного
сообщения на
дифференцированном
зачете
2.
Ур о в н и
о с н о в н ы х
человеческих
потребностей
по
А.
Маслоу и потребности
по В. Хендерсон.
Со с т а вле н и е
с хе м ы
«Уровни
потребностей
человека по А. Маслоу».
2
Представление
заполненной схемы
на практическом
занятии
№ 1.
3.
О б щ е н и е
в
сестринском деле.
Заполнение схем:
«Уровни общения»,
«Элементы
эффективного
общения»,
«Каналы общения»,
«Зоны комфорта».
2
Представление
заполненных схем на
практическом занятии
№ 2.
4.
Сестринский процесс.
Составление
обзорной
т а б л и ц ы
« Э т а п ы
сестринского процесса».
4
Представление
заполненной таблицы
на практическом
занятии № 3.
5.
Обеспечение
потребности пациента
в
физиологиче ских
отправлениях,
движении,
одежде,
личной гигиене.
Подготовка
реферативного
сообщения (по выбору):
« Р е ш е н и е
п р о б л е м
тяжелобольных
пациентов»,
«Решение
проблем родственников
п р и
у х о д е
з а
тяжелобольным
пациентом»,
«Сестринский
уход
по
профилактике
пролежней».
4
Представление
реферативного
сообщения на
практическом занятии
№ 5.
6.
Обеспечение
Подготовка
4
Представление
7
потребности пациента
в
п о д д е р ж а н и и
нормальной
температуры
т е л а ,
безопасной
окружающей среды.
реферативного
сообщения (по выбору):
«Особенности
сестринского
ухода
по
р е ш е н и ю
п р о б л е м
п а ц и е н т а
в
р а з н ы е
периоды
лихорадки»,
«Сестринский
уход
по
обеспечению
безопасной окружающей
среды пациента в ЛПУ».
реферативного
сообщения на
практическом занятии
№ 6.
7.
Осуществление
сестринского процесса
при боли.
Подготовка
реферативного
сообщения:
«Сестринский процесс
при боли».
4
Представление
реферативного
сообщения на
практическом занятии
№ 7.
8
Указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1
Название ПМ.05, МДК 05.01: «Теория и практика сестринского дела»
Специальность: 31.02.02 Акушерское дело
Курс: I
Тема: История сестринского дела.
Количество часов: 4
Учебные цели:
После выполнения самостоятельной работы студент должен
знать:
–
развитие сестринского дела в России;
–
становление и развитие сестринского дела за рубежом;
–
роль общин сестер милосердия в становлении сестринского дела;
–
вклад
Флоренс
Найтингейл
в
формирование
сестринского
дела
как
самостоятельной профессии.
уметь:
–
самостоятельно
работать
с
литературой
и
другими
источниками
информации,
–
написать
реферативное
сообщение
по
выбранной
теме,
соблюдая
требования по его оформлению.
Вид самостоятельной работы студентов:
Подготовка
реферативных
сообщений
(по
выбору
студента)
на
темы:
«История сестринского дела, как часть истории человечества»,
« В о з р о ж д е н и е
о б щ и н
с е с т е р
м и л о с е р д и я
в
Р о с с и и » ,
«Крестовоздвиженская
община
сестер
милосердия
в
годы
Крымской
войны (1853-1856 гг.),
«Флоренс Найтингейл – основоположница сестринского дела».
Алгоритм выполнения самостоятельной работы:
1.
Подобрать литературу, рекомендуемую преподавателем.
2.
Просмотреть весь материал темы, сделать закладки, выписки.
3.
Составить план реферативного сообщения.
4.
Напечатать и оформить реферативное сообщение, в соответствии с
ниже указанными требованиями.
Требования к оформлению работы:
1.
На
формате
листа
А-4,
печать
-
шрифт
12,
объем
реферативного
сообщения 5-7 печатных страниц.
2.
Содержание
реферативного
сообщения
должно
отражать
сущность
выбранной темы.
Реферативное сообщение, посвященное выдающейся личности в
истории медсестринства, должно отражать краткую характеристику
эпохи,
автобиографические
данные,
творческие
и
практические
достижения, изданные научные труды, творческое наследие.
9
Реферативное
сообщение,
посвященное
развитию
определенной
медицинской
дисциплины
или
вида
медицинской
деятельности
должно
содержать
сведения
об
основных
этапах
развития
и
выдающихся представителях.
3.
На
последней
странице
реферативного
сообщения
нужно
указать
использованную литературу или адрес сайта в Интернете.
4.
Образец оформления титульного листа (см. Приложение 1)
Критерии оценки работы:
1.
Реферативное сообщение отвечает всем требованиям – оценивается на
«5».
2.
Не полностью раскрыты отдельные вопросы темы – оценивается на
«4».
3.
Не выдержана форма реферативного сообщения, не раскрыты важные
вопросы темы – оценивается на «3».
4.
Не
выдержана
форма
реферативного
сообщения,
не
раскрыто
содержание темы, работа не выполнена – оценивается на «2».
Форма отчетности: представление реферативного сообщения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
1.
Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: учебное пособие [Текст]
/
Т. П. Обуховец, О. В. Чернова. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 766 с.
2.
Обуховец
Т. П. Основы сестринского дела: практикум [Текст]
/ Т. П.
Обуховец. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 603 с.
3.
Кулешова Л. И., Пустоветова Е. В. Основы сестринского дела: Учебник,
курс
лекций,
сестринские
технологии
/
Л.
И.
Кулешова,
Е.
В.
Пустоветова – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 733 с.
4.
Мухина С. А. Теоретические основы сестринского дела : учебное пособие
[Текст] / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – М. : ГЭОТАР - Медиа, 2014. -
368 с.
5.
Островская
И. В.
Основы
сестринского
дела :
Учебник
[Текст]
/
И. В. Островская, Н. В. Широкова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 320 с.
6.
Колесникова
Н.
Н.
«Сестры
милосердия
в
Крымской
войне»,
Симферополь, «Бизнес-Информ», 2005.
7.
Медицинский энциклопедический словарь под ред. Бородулина В. И.,
Москва, «Оникс» 21 век, 2002.
8.
Пастернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия, учебное
пособие, 2001.
9.
Под
ред.
Шакирова
Ф.
А.
«Заветы
Флоренс
Найтингейл.
История
сестринского дела», учебное пособие, Москва, ГОУ ВУНМЦ, 2000.
10.Черкасова А. Е., Давыдова Л. П. «Общины сестер милосердия: прошлое,
настоящее и будущее», Ж «Медицинская сестра»,1999,№ 2.
11.Священник
Сергий
Махаев
«Сестры
милосердия»,
Свято-Тихоновский
богословский институт, 2000.
10
12.Лекция
№
1
«История
сестринского
дела.
Медицинская
этика
и
деонтология»
(МДК
05.01
«Теория
и
практика
сестринского
дела»),
электронный ресурс.
Материалы для самоконтроля:
Дайте ответы на вопросы:
1.Кого мировая медицина считает основоположницей сестринского дела?
2.В каком году была создана первая община сестер милосердия в России?
3.Какой
общиной
сестер
милосердия
руководил
известный
русский
хирург Н. И. Пирогов?
4.Кто такая Даша Севастопольская?
5.Где была открыта первая школа в мире по подготовке медицинских
сестер?
6.Кто является автором первой клятвы сестер милосердия?
7.Назовите высшую мировую награду медицинской сестры?
11
Указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2
Название ПМ.05, МДК 05.01: «Теория и практика сестринского дела»
Специальность: 31.02.02 Акушерское дело
Курс: I
Тема:
Уровни
основных
человеческих
потребностей
по
А.
Маслоу
и
В.
Хендерсон.
Количество часов: 2
Учебные цели:
После выполнения самостоятельной работы студент должен
знать:
–
количество уровней человеческих потребностей по А. Маслоу;
–
название каждого уровня потребностей в иерархии;
–
перечень потребностей человека в соответствии с уровнями.
уметь:
–
самостоятельно
работать
с
литературой
и
другими
источниками
информации;
–
составить схему по заданной теме.
Вид самостоятельной работы студентов:
Составление схемы: «Уровни потребностей человека по А.Маслоу».
Алгоритм выполнения самостоятельной работы:
1.
Подобрать литературу, рекомендуемую преподавателем.
2.
Просмотреть весь материал темы, сделать нужные выписки.
3.
Изучить предложенную немую схему (пирамиду), разделить ее на нужное
число уровней.
4.
Заполнить предложенную схему по уровням.
5.
Перечислить
(расшифровать)
содержание
потребностей
человека
согласно каждого уровня.
12
Иерархия потребностей человека по А. Маслоу
Расшифровка уровней:
… уровень - …………….. потребности ( …………………………..)
… уровень - …………….. потребности (…………………….……..)
… уровень - ……………. потребности (…………………….……..)
… и т.д.
Требования к оформлению работы:
1.
Заполненная
схема
и
расшифровка
должны
быть
представлены
в
дневнике практических занятий.
Критерии оценки работы:
1.
Схема (пирамида) разделена на 5 уровней, правильно обозначены все
уровни,
проведена
полная
расшифровка
потребностей
по
всем
уровням– оценивается на «5».
2.
Схема
(пирамида)
разделена
на
5
уровней,
есть
незначительная
ошибка в формулировке уровней – оценивается на «4».
13
3.
Схема
(пирамида)
разделена
не
на
5
уровней,
есть
ошибки
в
формулировке
уровней,
проведена
неполная
расшифровка
потребностей по всем уровням– оценивается на «3».
4.
Схема (пирамида) разделена не на 5 уровней, есть грубые ошибки в
формулировке уровней или отсутствует формулировка, расшифровка
потребностей проведена не по всем уровням; схема не заполнена, нет
расшифровки потребностей – оценивается на «2».
Форма отчетности: заполненная схема в дневнике практических занятий,
представленная на практическом занятии № 1.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
1.
Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: учебное пособие [Текст]
/
Т. П. Обуховец, О. В. Чернова. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 766 с.
2.
Обуховец
Т. П. Основы сестринского дела: практикум [Текст]
/ Т. П.
Обуховец. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 603 с.
3. Мухина С. А. Теоретические основы сестринского дела : учебное пособие
[Текст] / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – М. : ГЭОТАР - Медиа, 2014. -
368 с.
4.
Мухина
С. А.
Практическое
руководство
к
предмету
«Основы
сестринского
дела» :
учебное
по собие
[Текст]
/
С. А. Мухина,
И. И. Тарновская. – М. : Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа», 2016.
– 512 с.
5. Кулешова Л. И., Пустоветова Е. В. Основы сестринского дела: Учебник,
курс лекций, сестринские технологии / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова
– Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 733 с.
6.
Островская
И. В.
Основы
сестринского
дела : Учебник
[Текст]
/
И. В. Островская, Н. В. Широкова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 320 с.
7.
Лекция
№
3
«Иерархия
потребностей
человека
по
А.
Маслоу.
Сестринский процесс. Первый этап сестринского процесса» (МДК 05.01
«Теория и практика сестринского дела»), электронный ресурс.
Материалы для самоконтроля:
Дайте ответы на вопросы:
1. Что означает понятие «потребность» человека?
2.В каком виде А. Маслоу представил свою классификацию потребностей
человека?
3.Сколько
уровней
человеческих
потребностей
сформулировал
А.
Маслоу?
4.Какие потребности человека являются базисными?
5.Какие потребности человека относятся к каждому уровню иерархии
потребностей по А. Маслоу?
14
Указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3
Название ПМ.05, МДК 05.01: «Теория и практика сестринского дела»
Специальность: 31.02.02 Акушерское дело
Курс: I
Тема: Общение в сестринском деле.
Количество часов: 2
Учебные цели:
После выполнения самостоятельной работы студент должен
знать:
–
уровни общения;
–
элементы эффективного общения;
–
каналы общения;
–
зоны комфорта при общении.
уметь:
–
самостоятельно
работать
с
литературой
и
другими
источниками
информации;
–
заполнить схемы по предложенным разделам темы.
Вид самостоятельной работы студентов:
Заполнение схем:
«Уровни общения»,
«Элементы эффективного общения»,
«Каналы общения»,
«Зоны комфорта».
Алгоритм выполнения самостоятельной работы:
1.
Подобрать литературу, рекомендуемую преподавателем.
2.
Просмотреть весь материал темы, сделать нужные выписки.
3.
Внимательно изучить предложенные схемы и ознакомиться с заданием.
4.
Заполнить предложенные схемы.
5.
Представить выполненную работу в дневнике практических занятий.
Схема «Уровни общения»:
- ознакомиться с определениями уровней общения;
- сделать цифровое обозначение уровней общения;
- подставить к каждому определению соответствующий термин.
15
УРОВНИ ОБЩЕНИЯ
1……………………….. - мысленное общение.
2……………………….. - обмен информацией с родственниками, коллегами,
друзьями.
3……………………….. – взаимодействие одного человека с группой людей,
коллективом, большой аудиторией.
Схема «Элементы эффективного общения»:
- изучить немую схему;
- подставить к соответствующим номерам схемы определение;
- расшифровать каждое определение.
1 - ………………….. - ………………….
2 - ………………….. - ………………….
3 – канал общения - ………………….
4 - ………………….. - ………………….
5 - ………………….. - ………………….
5
1
3 канал
4
2
16
Схема «Каналы общения»:
- ознакомиться со схемой;
- обозначить основные каналы общения терминологически;
- подставить к каждому каналу известные средства общения.
КАНАЛЫ ОБЩЕНИЯ
………………. ………………..
1………………… 1………………
2………………… 2………………
3………………
4………………
Схема «Зоны комфорта»:
- ознакомиться со схемой;
- изучить параметры зон комфорта;
- подставить к каждому параметру соответствующий термин.
ЗОНЫ КОМФОРТА
0-15 см 16-45 см 0,46-1,2 м 1,2-3,6 м более 3,6 м
………. ……….. ………… ………… …………..
Критерии оценки работы:
1.
Схемы
заполнены
без
ошибок
в
соответствии
с
эталонами–
оценивается на «5».
2.
Схемы
заполнены,
есть
единичные
незначительные
ошибки
(в
сравнении с эталонами) – оценивается на «4».
17
3.
Не все схемы заполнены, единичные грубые ошибки (в сравнении с
эталонами) – оценивается на «3».
4.
Большая часть схем не заполнена, много грубых ошибок, работа не
выполнена – оценивается на «2».
Форма отчетности: заполненные схемы в дневнике практических занятий,
представленная на практическом занятии № 2.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
1.
Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: учебное пособие [Текст]
/
Т. П. Обуховец, О. В. Чернова. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 766 с.
2.
Обуховец
Т. П. Основы сестринского дела: практикум [Текст]
/ Т. П.
Обуховец. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 603 с.
3. Мухина С. А. Теоретические основы сестринского дела : учебное пособие
[Текст] / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – М. : ГЭОТАР - Медиа, 2014. -
368 с.
4.
Мухина
С. А.
Практическое
руководство
к
предмету
«Основы
сестринского
дела» :
учебное
по собие
[Текст]
/
С. А. Мухина,
И. И. Тарновская. – М. : Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа», 2016.
– 512 с.
5. Кулешова Л. И., Пустоветова Е. В. Основы сестринского дела: Учебник,
курс лекций, сестринские технологии / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова
– Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 733 с.
6.
Островская
И. В.
Основы
сестринского
дела : Учебник
[Текст]
/
И. В. Островская, Н. В. Широкова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 320 с.
7. Лекция № № 2 «Общение и обучение в сестринском деле» (МДК 05.01
«Теория и практика сестринского дела»), электронный ресурс.
Материалы для самоконтроля:
Дайте ответы на вопросы:
1. Какие вы знаете уровни общения?
2. Назовите элементы эффективного общения.
3. Что необходимо знать о пациенте для выбора определенного канала
общения?
4. Перечислите невербальные средства общения.
5. Перечислите правила профессионального общения с пациентом.
6.
Какие
зоны
комфорта
чаще
всего
использует
медсестра
при
осуществлении ухода за пациентом?
18
Указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4
Название ПМ.05, МДК 05.01: «Теория и практика сестринского дела»
Специальность: 31.02.02 Акушерское дело
Курс: I
Тема: Сестринский процесс.
Количество часов: 4
Учебные цели:
После выполнения самостоятельной работы студент должен
знать:
–
сущность сестринского процесса;
–
цели каждого этапа сестринского процесса;
–
содержание сестринского обследования;
–
классификацию проблем пациента;
–
принципы планирования сестринских вмешательств;
–
реализацию плана сестринского ухода;
–
оценку результатов ухода и его коррекцию.
уметь:
–
самостоятельно
работать
с
литературой
и
другими
источниками
информации;
–
заполнить обзорную таблицу.
Вид самостоятельной работы студентов:
Составление обзорной таблицы: «Этапы сестринского процесса».
Алгоритм выполнения самостоятельной работы:
1.
Подобрать литературу, рекомендуемую преподавателем.
2.
Просмотреть весь материал темы, сделать нужные выписки.
3.
Изучить предложенную форму таблицы.
4.
Заполнить таблицу.
5.
Представить выполненную работу в дневнике практических занятий.
Обзорная таблица «Этапы сестринского процесса»
Н а з в а н и е
э т а п а
сестринского процесса
Цель
этапа
сестринского
процесса
Основные действия
19
Форма отчетности: составленная таблица в дневнике практических занятий,
представленная на практическом занятии № 3.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
1.
Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: учебное пособие [Текст]
/
Т. П. Обуховец, О. В. Чернова. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 766 с.
2.
Обуховец
Т. П. Основы сестринского дела: практикум [Текст]
/ Т. П.
Обуховец. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 603 с.
3. Мухина С. А. Теоретические основы сестринского дела : учебное пособие
[Текст] / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – М. : ГЭОТАР - Медиа, 2014. -
368 с.
4.
Мухина
С. А.
Практическое
руководство
к
предмету
«Основы
сестринского
дела» :
учебное
по собие
[Текст]
/
С. А. Мухина,
И. И. Тарновская. – М. : Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа», 2016.
– 512 с.
5. Кулешова Л. И., Пустоветова Е. В. Основы сестринского дела: Учебник,
курс лекций, сестринские технологии / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова
– Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 733 с.
6.
Островская
И. В.
Основы
сестринского
дела : Учебник
[Текст]
/
И. В. Островская, Н. В. Широкова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 320 с.
7. Лекция № 3 «Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Сестринский
процесс. Первый этап сестринского процесса», лекция № 4 «Второй, третий,
четвертый и пятый этапы сестринского процесса» (МДК 05.01 «Теория и
практика сестринского дела»), электронный ресурс.
Материалы для самоконтроля:
Дайте ответы на вопросы:
1. Дайте определение понятия «сестринский процесс».
2. Назовите этапы сестринского процесса.
3. Какие методы сестринского обследования вы знаете?
4. Что такое «проблема» пациента?
5. В чем состоит классификация проблем пациента?
6.Как составляются планы сестринских вмешательств?
7. Назовите типы и методы сестринских вмешательств.
8. В каких случаях проводится оценка сестринского ухода и сестринского
процесса в целом?
9.
Какая
документация
оформляется
при
осуществлении
всех
этапов
сестринского процесса?
20
Указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5
Название ПМ.05, МДК 05.01: «Теория и практика сестринского дела»
Специальность: 31.02.02 Акушерское дело
Курс: I
Тема: Обеспечение потребности пациента в физиологических отправлениях,
движении.
Количество часов: 4
Учебные цели:
После выполнения самостоятельной работы студент должен
знать:
–
перечень проблем, возникающих у тяжелобольных пациентов;
–
характеристику потребности пациента в физиологических отправлениях;
–
проблемы пациента, связанные с физиологическими отправлениями;
–
проблемы пациента, связанные с нарушением движения;
–
причины возникновения и классификацию пролежней;
–
содержание шкалы Ватерлоу;
–
комплекс мероприятий по профилактике пролежней;
–
приемы
обучения
родственников
мероприятиям
по
уходу
за
тяжелобольным пациентом.
уметь:
–
самостоятельно
работать
с
литературой
и
другими
источниками
информации;
–
написать
реферативное
сообщение
по
заданной
теме,
соблюдая
требования по его оформлению.
Вид самостоятельной работы студентов:
Подготовка реферативного сообщения (по выбору) на тему:
«Решение проблем тяжелобольных пациентов»,
«Решение
проблем
родственников
при
уходе
за
тяжелобольным
пациентом»,
«Сестринский уход по профилактике пролежней».
Алгоритм выполнения самостоятельной работы:
1.Подобрать литературу, рекомендуемую преподавателем.
2.Просмотреть весь материал темы, сделать закладки, выписки.
3.Составить план реферативного сообщения.
4.Напечатать и оформить реферативное сообщение, в соответствии с
ниже указанными требованиями.
Требования к оформлению работы:
21
1.На формате листа А-4, печать - шрифт 12, объем реферативного
сообщения 5-7 печатных страниц.
2.Содержание реферативного сообщения должно отражать сущность
выбранной темы.
Реферативное
сообщение
должно
содержать
характеристику
проблем пациента, связанных с физиологическими отправлениями,
движением,
рекомендации
родственникам
по
их
разрешению,
элементы ухода за пациентом в домашних условиях, рекомендации по
контролю
за
водным
балансом,
мероприятия
по
профилактике
пролежней.
Реферативное
сообщение
можно
оформить
иллюстрациями.
3.На последней странице реферативного сообщения нужно указать
использованную литературу или адрес сайта в Интернете.
4.Образец оформления титульного листа (см. Приложение № 1).
Критерии оценки работы:
1.Реферативное сообщение отвечает всем требованиям – оценивается
на «5».
2.Не полностью раскрыты отдельные вопросы темы – оценивается на
«4».
3.Не
выдержана
форма
реферативного
сообщения,
не
раскрыты
важные вопросы темы – оценивается на «3».
4.Не
выдержана
форма
реферативного
сообщения,
не
раскрыто
содержание темы, работа не выполнена – оценивается на «2».
Форма отчетности: представление реферативного сообщения на
практическом занятии № 5.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
1.
Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: учебное пособие [Текст]
/
Т. П. Обуховец, О. В. Чернова. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 766 с.
2.
Обуховец
Т. П. Основы сестринского дела: практикум [Текст]
/ Т. П.
Обуховец. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 603 с.
3. Мухина С. А. Теоретические основы сестринского дела : учебное пособие
[Текст] / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – М. : ГЭОТАР - Медиа, 2014. -
368 с.
4.
Мухина
С. А.
Практическое
руководство
к
предмету
«Основы
сестринского
дела» :
учебное
по собие
[Текст]
/
С. А. Мухина,
И. И. Тарновская. – М. : Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа», 2016.
– 512 с.
5. Кулешова Л. И., Пустоветова Е. В. Основы сестринского дела: Учебник,
курс лекций, сестринские технологии / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова
– Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 733 с.
6.
Островская
И. В.
Основы
сестринского
дела : Учебник
[Текст]
/
22
И. В. Островская, Н. В. Широкова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 320 с.
7.Лекция № 7 «Потребность пациента в физиологических отправлениях»,
лекция
№
8
«Потребность
пациента
в
движении,
во
сне,
одежде,
осуществлении
личной
гигиены»
(МДК
05.01
«Теория
и
практика
сестринского дела»), электронный ресурс.
Материалы для самоконтроля:
Дайте ответы на вопросы:
1.Какова частота мочеиспускания и дефекации в норме?
2.Какие проблемы, связанные с физиологическими отправлениями, могут
возникать у пациента?
3.Какие
рекомендации
нужно
дать
пациенту
и
его
родственникам
по
уходу при наличии проблем с мочеиспусканием и дефекацией?
4.Что такое «пролежень»?
5.Назовите причины возникновения пролежней.
6.Какие
характеристики
по
оценке
риска
возникновения
пролежней
содержит шкала Ватерлоу?
7.Назовите стандартные меры профилактики пролежней.
8.Назовите наиболее частые проблемы, возникающие у тяжелобольных
пациентов.
9.Как
эффективно
проводить
обучение
родственников
по
уходу
за
тяжелобольным пациентом?
23
Указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6
Название ПМ.05, МДК 05.01: «Теория и практика сестринского дела»
Специальность: 31.02.02 Акушерское дело
Курс: I
Тема:
Обеспечение
потребности
пациента
в
поддержании
нормальной
температуры тела, безопасной окружающей среды.
Количество часов: 4
Учебные цели:
После выполнения самостоятельной работы студент должен
знать:
–
механизмы терморегуляции;
–
факторы, влияющие на поддержание нормальной температуры тела;
–
определение понятия «лихорадка»;
–
проблемы
пациента,
возникающие
в
разные
периоды
лихорадки
и
особенности сестринского ухода;
–
факторы, влияющие на поддержание безопасности пациента;
–
проблемы пациента, связанные с поддержанием безопасной окружающей
среды;
–
комплекс мероприятий по обеспечению пациенту безопасной окружающей
среды.
уметь:
–
самостоятельно
работать
с
литературой
и
другими
источниками
информации;
–
написать
реферативное
сообщение
по
заданной
теме,
соблюдая
требования по его оформлению.
Вид самостоятельной работы студентов:
Подготовка реферативного сообщения (по выбору) на тему:
«Особенности
сестринского
ухода
по
решению
проблем
пациента
в
разные периоды лихорадки»,
«Сестринский
уход
по
обеспечению
безопасной
окружающей
среды
пациента в ЛПУ».
Алгоритм выполнения самостоятельной работы:
1.Подобрать литературу, рекомендуемую преподавателем.
2.Просмотреть весь материал темы, сделать закладки, выписки.
3.Составить план реферативного сообщения.
4.Напечатать и оформить реферативное сообщение, в соответствии с
ниже указанными требованиями.
Требования к оформлению работы:
24
1.На формате листа А-4, печать - шрифт 12, объем
реферативного
сообщения 5-7 печатных страниц.
2.Содержание реферативного сообщения должно отражать сущность
выбранной темы: раскрыть механизмы теплопродукции и теплоотдачи,
перечислить
факторы,
обеспечивающие
поддержание
нормальной
температуры
тела,
сформулировать
понятие
«лихорадка»,
указать
клинические
проявления
периодов
лихорадки
и
особенности
сестринского ухода.
Перечислить
факторы,
влияющие
на
поддержание
безопасности
пациента, сформулировать группы проблем пациента по поддержанию
безопасности и пути их решения посредством сестринского ухода.
Реферативное сообщение можно оформить иллюстрациями.
3.На последней странице реферативного сообщения нужно указать
использованную литературу или адрес сайта в Интернете.
4.Образец оформления титульного листа (см. Приложение № 1).
Критерии оценки работы:
1.Реферативное сообщение отвечает всем требованиям – оценивается
на «5».
2.Не полностью раскрыты отдельные вопросы темы – оценивается на
«4».
3.Не
выдержана
форма
реферативного
сообщения,
не
раскрыты
важные вопросы темы – оценивается на «3».
4.Не
выдержана
форма
реферативного
сообщения,
не
раскрыто
содержание темы, работа не выполнена – оценивается на «2».
Форма отчетности: представление реферативного сообщения на
практическом занятии № 6.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
1.
Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: учебное пособие [Текст]
/
Т. П. Обуховец, О. В. Чернова. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 766 с.
2.
Обуховец
Т. П. Основы сестринского дела: практикум [Текст]
/ Т. П.
Обуховец. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 603 с.
3. Мухина С. А. Теоретические основы сестринского дела : учебное пособие
[Текст] / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – М. : ГЭОТАР - Медиа, 2014. -
368 с.
4.
Мухина
С. А.
Практическое
руководство
к
предмету
«Основы
сестринского
дела» :
учебное
по собие
[Текст]
/
С. А. Мухина,
И. И. Тарновская. – М. : Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа», 2016.
– 512 с.
5. Кулешова Л. И., Пустоветова Е. В. Основы сестринского дела: Учебник,
курс лекций, сестринские технологии / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова
– Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 733 с.
6.
Островская
И. В.
Основы
сестринского
дела : Учебник
[Текст]
/
25
И. В. Островская, Н. В. Широкова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 320 с.
7.Лекция
№
9
«Потребность
пациента
в
поддержании
нормальной
температуры тела, безопасной окружающей среды. Потребности пациента в
общении, труде и отдыхе» (МДК 05.01 «Теория и практика сестринского
дела»), электронный ресурс.
Материалы для самоконтроля:
Дайте ответы на вопросы:
1.Какие
физиологические
механизмы
обеспечивают
поддержание
нормальной температуры тела?
2.Сформулируйте определение понятия «лихорадка».
3.Какие периоды лихорадки вы знаете?
4.В чем заключается сестринский уход в разные периоды лихорадки?
5.Назовите факторы, обеспечивающие пациенту поддержание безопасной
окружающей среды.
6.Как
можно
сгруппировать
проблемы
пациента
по
поддержанию
безопасной окружающей среды?
7.Перечислите
основные
направления
сестринских
вмешательств
по
обеспечению пациенту безопасной окружающей среды.
26
Указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7
Название ПМ.05, МДК 05.01: «Теория и практика сестринского дела»
Специальность: 31.02.02 Акушерское дело
Курс: I
Тема: Осуществление сестринского процесса при боли.
Количество часов: 4
Учебные цели:
После выполнения самостоятельной работы студент должен
знать:
–
определение понятия «боль»;
–
виды, характеристики и шкалу интенсивности боли;
–
принципы планирования сестринских вмешательств при боли;
–
документирование сестринского процесса при боли.
уметь:
–
самостоятельно
работать
с
литературой
и
другими
источниками
информации,
–
написать
реферативное
сообщение,
соблюдая
требования
по
его
оформлению.
Вид самостоятельной работы студентов:
Подготовка реферативного сообщения на тему: «Сестринский процесс
при боли».
Алгоритм выполнения самостоятельной работы:
1.Подобрать литературу, рекомендуемую преподавателем.
2.Просмотреть весь материал темы, сделать закладки, выписки.
3.Составить план реферативного сообщения.
4.Напечатать и оформить реферативное сообщение, в соответствии с
ниже указанными требованиями.
Требования к оформлению работы:
1.На формате листа А-4, печать - шрифт 12, объем
реферативного
сообщения 5-7 печатных страниц.
2.Содержание реферативного сообщения должно отражать сущность
выбранной темы, раскрывать все этапы сестринского процесса при
боли, перечень видов и характеристики боли, шкалу интенсивности
боли,
принципы
составления
плана
сестринских
вмешательств,
документирование и оценку результатов сестринских вмешательств
при боли. Реферативное сообщение можно оформить иллюстрациями.
3.На
последней
странице
реферативного
сообщения
нужно
указать
использованную литературу или адрес сайта в Интернете.
4.Образец оформления титульного листа (см. Приложение 1).
27
Критерии оценки работы:
1.Реферативное сообщение отвечает всем требованиям – оценивается
на «5».
2.Не полностью раскрыты отдельные вопросы темы – оценивается на
«4».
3.Не
выдержана
форма
реферативного
сообщения,
не
раскрыты
важные вопросы темы – оценивается на «3».
4.Не
выдержана
форма
реферативного
сообщения,
не
раскрыто
содержание темы, работа не выполнена – оценивается на «2».
Форма отчетности: представление реферативного сообщения на
практическом занятии № 7.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
1.
Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: учебное пособие [Текст]
/
Т. П. Обуховец, О. В. Чернова. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 766 с.
2.
Обуховец
Т. П. Основы сестринского дела: практикум [Текст]
/ Т. П.
Обуховец. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 603 с.
3. Мухина С. А. Теоретические основы сестринского дела : учебное пособие
[Текст] / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – М. : ГЭОТАР - Медиа, 2014. -
368 с.
4.
Мухина
С. А.
Практическое
руководство
к
предмету
«Основы
сестринского
дела» :
учебное
по собие
[Текст]
/
С. А. Мухина,
И. И. Тарновская. – М. : Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа», 2016.
– 512 с.
5. Кулешова Л. И., Пустоветова Е. В. Основы сестринского дела: Учебник,
курс лекций, сестринские технологии / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова
– Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 733 с.
6. Островская И. В. Основы сестринского дела : Учебник [Текст]
7. Лекция № 10 «Сестринский процесс при боли» (МДК 05.01
«Теория и практика сестринского дела»), электронный ресурс.
Материалы для самоконтроля:
Дайте ответы на вопросы:
1.Дайте определение понятия «боль».
2.Какие виды боли вы знаете?
3.Перечислите характеристики боли.
4.По какой шкале проводится оценка интенсивности боли?
5.Что включает первичная оценка боли?
6.На
каком
этапе
сестринского
процесса
заполняется
«Карта
оценки
боли»?
7.Каковы принципы составления плана сестринских вмешательств при
боли?
8.Как
проводится
оценка
результатов
сестринских
вмешательств
при
боли?
28
Приложение 1
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Крымский медицинский колледж»
Реферативное сообщение
по ПМ. 05 МДК 01
«Теория и практика сестринского дела»
на тему:
«Флоренс
Найтингейл
–
основоположница
сестринского дела»
Работа студентки
21-а группы
Щукиной И. П.
г. Симферополь, 2016
29
Приложение 2
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2
Эталон самостоятельной работы студентов:
Иерархия потребностей человека по А. Маслоу
Расшифровка уровней:
1-й уровень - потребности физиологические (потребность дышать, есть, пить,
выделять продукты жизнедеятельности, спать, двигаться).
2-й
уровень
-
потребности
в
безопасности
(потребность
в
доме,
помощи,
защите).
3-й уровень - социальные потребности (потребность в общении, одобрении,
понимании; семья, любовь, друзья, коллеги).
4-й уровень - потребности в уважении и самоуважении (признание, престиж,
социальный успех).
5-й уровень - потребности в самовыражении, самоактуализации (реализация
потенциальных возможностей и личного роста, достижения).
30
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3
Эталон самостоятельной работы студентов:
УРОВНИ ОБЩЕНИЯ
1 2 3
1. Внутриличностное - мысленное общение.
2.
Межличностное
-
обмен
информацией
с
родственниками,
коллегами,
друзьями.
3.
Общественное
-
взаимодействие
одного
человека
с
группой
людей,
коллективом, большой аудиторией.
ЭЛЕМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
1 - отправитель – кто передает информацию
2 - сообщение – посылаемая информация
3 – канал общения - форма отправки сообщения
4 - получатель – кому посылается сообщение
5 - подтверждение – эффективность сообщение
5
1
3
канал
4
2
31
КАНАЛЫ ОБЩЕНИЯ
Вербальный Невербальный
1.
Устная речь 1. Визуальные
2.
Письменная речь 2. Акустические
3. Тактильные
4. Ольфакторные
ЗОНЫ КОМФОРТА
0-15 см 16-45 см 0,46-1,2 м 1,2-3,6 м более 3,6 м
сверхинтимная интимная личная социальная общественная
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4
32
Эталон самостоятельной работы студентов:
Обзорная таблица «Этапы сестринского процесса»
Н а з в а н и е
э т а п а
сестринского процесса
Цель
этапа
сестринского
процесса
Основные действия
1– сестринское обследование
Собрать сведения о пациенте с
целью
формирования
базы
данных
Сбор данных о пациенте
Субъективное
и
объективное
обследование
Лабораторные данные
Источники данных: пациент или
семья и его окружение, члены
м е д и ц и н с к о й
б р и г а д ы ,
медицинская документация
Офо рмл е н и е
с е с т р и н с ко й
истории
болезни
или
листа
сестринской
оценки
состояния
пациента
2– сестринская диагностика
Сформулировать
сестринские
д и а г н о з ы ,
п р о в е с т и
и х
классификацию
О ц е н ка
и
и н т е р п р е т а ц и я
полученных данных
Формулирование
п р о бл е м
п а ц и е н т а
и
с е с т р и н с к и х
диагнозов
Проведение
классификации
проблем пациента
Выделение
п р и о р и т е т н ы х
проблем пациента
3–
планирование
сестринских
вмешательств
С ф о р м ул и р о в а т ь
ц е л ь
и
составить
план
сестринских
вмешательств
Ф о р м у л и р о в а н и е
ц е л е й
сестринских вмешательств
Составление плана сестринских
вм е ш ат е л ь с т в ,
и с п о л ь з у я
с т а н д а р т ы
с е с т р и н с к о й
деятельности
Оформление
документации:
составленный и подписанный у
лечащего врача план
4 –
р е а л и з а ц и я
п л а н а
сестринских вмешательств
В ы п о л н и т ь
в с е
п у н к т ы
составленного плана
Подготовка
к
выполнению
п л а н а :
о п р е д е л е н и е
человеческих
и
материальных
ресурсов,
времени
и
места
выполнения плана
Выполнение
со ставленного
плана,
используя
все
типы,
методы
и
направленность
сестринских вмешательств
О ф о р м л е н и е
п р о т о к о л а
сестринского ухода
5 –
о ц е н к а
р е з у л ь т а т о в
сестринских вмешательств
Определить
в
какой
степени
достигнуты поставленные цели
Оценить
достигнутые
цели
по
сформулированным
критериям,
у ч и т ы в а я
м н е н и е
в с е х
у ч а с т н и ко в
с е с т р и н с ко г о
процесса
Изменить
план
сестринских
вмешательств
(если
цели
не
были достигнуты)
33
34