Автор: Шевердяева Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: государственное казенное учреждение Самарской области "Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: город Чапаевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность в СРЦН"
Раздел: дошкольное образование
Статья. Проектная деятельность в СРЦН
Одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания
детей в социально - реабилитационном центре является метод проектов.
Проект - это
специально
организованный
воспитателем
и
выполняемый
совместно с детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Начиная с 2014 года, в центре продуктивно ведется работа по проектной
деятельности. В зимнее время проводятся краткосрочные образовательные проекты:
«Зима, новый год», «С заботой о птицах», которые направлены на формирование
экологических знаний у детей. Весной проводятся такие проекты, как «Космос», цель
которого – развитие представлений детей о космосе, познавательно - творческий
проект
«В
мире
сказок
Шарля
Перро»,
где
дети
знакомятся
с
писателем
и
его
произведениями.
Осенью с воспитанниками впервые был реализован проект «Театральные
подмостки».
Целью,
которого
было формирование
у
детей
интереса
к театру
и
совместной
театральной
деятельности.
В
ходе
реализации
проекта
с
детьми
проводились
следующие
мероприятия:
презентация
на
тему
«Виды театра»,
изготовление
атрибутов
и
обыгрывание
теневого
театра
«Три
поросенка»,
обыгрывание этюдов, потешек, мини- сценок, проведение сюжетно-ролевой игры «В
театре». Итогом этого проекта стало развлекательное мероприятие «Путешествие в
сказочную страну».
В летнее время были проведены, такие проекты, как исследовательский проект
«Мыльные
пузыри»,
итогом
которого
служил
праздник
мыльных
пузырей
и
познавательный
проект
«Заповедники
России».
В
рамках проекта «Заповедники
России» проводились разные мероприятия: экологическое занятие «Юный эколог»,
сюжетно-ролевая
игра
«Мы
–
экологи»,
экологическое
мероприятие
-
игра
«Экоквест», экологический серпантин - игра «Брейн – ринг», занятие о культуре
поведения
в
природе
на
тему
«Природоохранные
знаки»,
экологическая
игра
«Лукошко грибника». В процессе индивидуальной работы (упражнения «Составь
слово», «Нарисуй по точкам») дети получали знания о жизни насекомых. На прогулке
были организованы наблюдения за птицами, насекомыми, дети любовались красотой
цветов, деревьев и кустарников. Итогом данного проекта было создание в группе
мини – музея «Красная книга Самарской области».
Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Он
позволяет
развивать
познавательный
интерес
к
различным
областям
знаний,
формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте
помогает
ребенку
почувствовать
свою
значимость,
ощутить
себя
полноправным
участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я
умею».
У
детей
появляется
возможность
проявить
себя
в
различных
видах
деятельности,
внести
свою
лепту
в
общее
дело,
проявить
индивидуальность,
завоевать определенное положение в группе.
Преимущества проектного метода воспитательно-образовательного процесса:
- является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие
познавательных навыков детей;
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию творческого мышления;
- способствует повышению компетентности педагогов.
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется
исследовательский
поиск.
Обязательные
составляющие
проекта
-
детская
самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых.
Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно
считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также
у
детей
возрастает
самоорганизация,
навыки
познавательной
творческой
деятельности.
Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку
возможность
экспериментировать,
синтезировать
полученные
знания,
развивать
творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно
адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.