Автор: Егорова Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 41 "Рябинушка"
Населённый пункт: г. Сургут Тюменская область
Наименование материала: Развлечение
Тема: КВН " Почемучки- Знатоки"
Раздел: дошкольное образование
Егорова Наталья Юрьевна,
воспитатель МБДОУ д/с № 41 «Рябинушка»
г. Сургут, Тюменская область ХМАО-Югра
Пояснительная записка
Детство – неповторимая пора становления, роста, умственных сил. Именно в
эти
годы
активность
и
неугомонное
желание
пробовать
себя
в
различных
начинаниях, забавах проявляются очень ярко. И именно в играх ребенок проявляет
инициативу, испытывает желанную полноту нагрузки, наслаждается открытиями
нового.
Известный советский психолог Л. Выготский говорил: «Научные понятия не
устанавливаются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и
складываются
с
помощью
величайшего
напряжения
всей
активности
его
собственной мысли».
Известно, что игра, как один из наиболее естественных видов деятельности
детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта
развивающая
функция
в
полной
мере
свойственна
и
занимательным
математическим играм.
Игры
математического
содержания
помогают
воспитывать
у
детей
познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску,
желание и умение учиться.
В документах Министерства образования и науки Российской Федерации
рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных
условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с
родителями, социальными партнерами.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации»
одной
из
основных
задач,
стоящих
перед
детским
дошкольным
учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного
развития личности ребенка».
В
Программе
«От
рождения
до
школы»
под
редакцией
Н.Е.
Вераксы,
Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой
говорится:
важнейшим
условием
обеспечения
целостного
развития
личности
ребенка
является
развитие
конструктивного
взаимодействия с семьей. Ведущая цель – создание необходимых условий для
формирования
ответственных
взаимоотношений
с
семьями
воспитанников
и
развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на участие в
жизни детского сада.
Педагоги должны стать помощниками в том, как родители могут решить
проблемы развития интеллектуальных способностей ребенка в семье.
Для успешного осуществления работы по организации взаимодействия ДОУ и
семьи по развитию интеллектуальных способностей детей, прежде всего была
проведена
работа
с
родителями
по
установлению
доверительных
деловых
контактов, создание условий мотивирующих родителей на объединение усилий с
педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания,
обучения и развития детей дошкольного возраста.
ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям в воспитании
детей.
В
соответствии
с
ФГОС
детский
сад
обязан:
обеспечить
открытость
дошкольного
образования,
обеспечить
вовлечение
семей
непосредственно
в
образовательную
деятельность.
Работу
с
родителями
и
детьми
следует
вести
одновременно.
Этим будет обеспечено разностороннее воздействие на детей,
направленное на воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам,
обучение их способам поиска ответа, решения.
В работе использую разнообразные формы и методы работы с родителями:
тематические
беседы
и
консультации,
совместные
игры
с
родителями,
вечера
досуга, оформление центра занимательных игр.
Родителям
даю
конкретные
рекомендации
по
руководству
отдельными
видами игр: головоломки с палочками, логические упражнения и др.
Раскрывая перед родителями значение развивающих игр, подчеркиваю, что в
них
развиваются
такие
качества
личности,
как
целеустремленно сть,
сосредоточенность, умение подчинять свое поведение определенным правилам.
Консультации помогают понять родителям важность организаций игр с детьми
дома. Рекомендую родителям собирать занимательный материал, организовывать
совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку.
В родительском уголке помещаю информацию о значении занимательных
игр, приемах руководства ими, даю описание способов их изготовления (танграм,
«Колумбово яйцо» и др.)
В
сотрудничестве
с
семьей
важную
роль
играют
наглядные
средства
педагогического
просвещения,
оформленные
с
широким
использованием
ИКТ:
стенгазеты,
памятки
–
рекомендации,
папки
–
передвижки,
фотовыставки,
видеофильмы, мини – библиотеки.
Познакомила родителей с развивающими играми семьи Никитиных: «Сложи
узор»,
«Уникуб»,
«Сложи
квадрат».
Стремлюсь
вызвать
у
родителей
желание
самим разрабатывать и изготовлять такие игры.
Проведено анкетирование родителей на тему: «Игра – дело серьезное».
В анкетировании приняли участие 28 родителей. Анкетирование показало, что:
- 30 % родителей (7) – не знают, как организовать игры детей дома, используя
занимательный математический материал.
- 64% родителей (18) – имеют поверхностное представление о занимательном
математическом материале, эпизодически играют в развивающие игры дома.
- 11% родителей (3) – понимают важность организаций игр с детьми дома для
интеллектуального развития детей.
Поэтому
целью
моей
работы
является
вовлечение
семей
непосредственно
в
образовательную
деятельность,
посредством
организации
совместных
мероприятий. Это прекрасное направление деятельности современного детского
сада. Мамы и папы имеют возможность понаблюдать за жизнью своего ребенка в
группе, узнать о его реальных интересах,
понять его проблемы, увидеть и разделить
с ним успехи, которые зачастую скрываются за повседневной жизнью. А еще такие
мероприятия – это отличная возможность весело и увлекательно провести время в
кругу детей и других родителей.
КВН «Почемучки – Знатоки» (с участием родителей)
Старший дошкольный возраст
Виды совместной деятельности: познавательная, коммуникативная, восприятие
художественной литературы, музыка.
Предварительная работа:
1. Выставка занимательных математических игр
2. Памятка с советами по проведению игр
3. Выставка книг «Играем с детьми вместе»
Дети
и
родители
заранее
обсуждают
название
команд,
выбирают
капитана,
придумывают девиз, изготавливают эмблемы.
Цель:
Познакомить родителей с методами и приемами интеллектуального развития детей.
Задачи:
1.
Способствовать
развитию
у
детей
интереса
к
решению
познавательных,
творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
2.
Развивать
образное
и
логическое
мышление,
умение
сравнивать,
обобщать,
классифицировать, видоизменять.
3. Воспитывать самостоятельность, инициативу, стремление к самовыражению в
активной, интересной, содержательной деятельности.
Материал:
1. Квадраты Никитина – по три разного цвета на каждого участника.
2. Вагончики из картона, на каждом из которых написан пример.
3. Игра «Танграм» на каждого участника.
4. Цифры от 1 до10, наклеенные на картонные круги (кочки).
5. Карточки с изображением кошек.
6. Фишки – круги красного цвета.
7. Семь цветов из бумаги с номерами конкурсов, на обратной стороне которых
написаны буквы: М, О, Л, О, Д, Ц, Ы.
Ход:
Ведущий:
Мы
рады
приветствовать
вас,
дорогие
гости
и
участники
игры
«Математический КВН». В ней участвуют две команды: «Почемучки» (дети) и
«Знатоки»
(родители).
Приветствуйте
их
аплодисментами.
Наша
игра
–
соревнование,
в
ходе
которого
его
участники
покажут
свою
смекалку,
сообразительность, находчивость. А теперь я хочу представить жюри (в жюри
входят
трое
родителей
и
трое
детей),
которое
будет
оценивать
конкурсы
и
определит победителя. Итак, мы начинаем! А теперь — представления команд.
Девиз команды «Почемучки»
В наш веселый КВН нам играть совсем не лень.
Быстро цифры мы считаем,
По порядку расставляем,
Ничего не забываем.
Девиз команды «Знатоки»
У знатоков девиз простой:
Почемучкам помогать,
На их вопросы отвечать!
Ведущий:
Прежде
чем
начать
соревнования,
скажите,
для
чего
нам
нужна
математика?
Читают стихи:
Капитан команды «Почемучки»:
Давайте ребята, учиться считать:
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Капитан команды «Знатоки»:
Бес счета не будет на улице света,
Бес счета не сможет подняться ракета,
Бес счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Ведущий: Вот оказывается, как важно изучать математику, она нужна везде! Ну а
сейчас давайте начнем игру! В ней будет столько конкурсов, сколько цветов в зале.
После каждого конкурса жюри будет подводить итог. Команда, которая быстрее
справится с заданием получает фишку – круг красного цвета. Чья команда наберет
больше фишек, та и выиграет. Ведущий берёт цветок с номером 1 и объявляет
первый конкурс.
1. Конкурс-разминка «Отгадай-ка».
Каждой команде ведущий загадывает по 2 загадки.
Загадки:
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат один не согласился
И отдельно поселился.
(Варежка)
На четыре ноги
Надевали сапоги.
Перед тем, как надевать,
Стали обувь надувать.
(Колеса)
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу.
(Лыжи)
Четыре ноги, а ходить не может.
(Стул)
Ведущий берет цветок с номером 2 и объявляет второй конкурс.
2 конкурс «Кто быстрее сложит квадраты?» (квадраты Никитина)
Участники
команд
получают
конверты,
в
каждом
из
которых
находится
три
квадрата
разного
цвета,
разрезанных
на
5
частей.
Участники
игры
сначала
отбирают части по цвету, а затем складывают из них квадраты. Чья команда
быстрее сложит квадраты, та и выиграет.
Ведущий берет цветок с номером 3 и объявляет третий конкурс.
3 конкурс «Кто быстрее построит поезд?»
Команды получают вагончики. На каждом из них написан пример, который нужно
решить.
Полученный
ответ
–
это
номер
вагончика.
Потом
каждая
команда
составляет поезд, где вагончики стоят по порядку от 1 до 5.
Просим жюри оценить наш конкурс, а у нас музыкальная пауза.
Музыкальная пауза «Математические частушки»
Исполняют дети и родители поочередно
Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Пропоем мы вам частушки,
Будет замечательно!
Математика наука -
Замечательная штука.
Будем, будем изучать
Математику на пять!
А братишка мой Серёжка -
Математик и чертежник.
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие фигуры.
Очень нравятся ребятам
Кубики Никитины.
Как сложить такой узор,
Знает Оля Митина!
Математика – царица,
Будем у нее учиться:
Играть, считать и измерять
И фигуры различать!
Ведущий берет цветок с номером 4 и объявляет четвертый конкурс.
4. Игра «Сложи фигуру» (танграм)
Перед
участниками
команд
рисунки-схемы.
Рядом
со
схемами
лежат
геометрические фигуры, разные по форме и величине. Вы должны быстро сложить
фигуру. Чья команда быстрее сложит все фигуры – та и выиграет.
Жюри, подведите, пожалуйста, итоги конкурса.
Ведущий берет цветок с номером 5 и объявляет пятый конкурс.
5. Конкурс «Не промочи ноги»
Представьте себе, что вы оказались в лесу. Перед вами болото. Пройти через него
можно только по кочкам, причем наступать на кочки надо строго по порядку
расположения цифр. Кто ошибется и встанет не на ту кочку, должен вернуться и
начать путь сначала.
Начинать прыгать надо только тогда, когда впереди стоящий игрок пройдет все
кочки. Выигрывает команда, игроки которой не ошиблись и первыми перебрались
через болото.
Ведущий берет цветок с номером 6 и объявляет шестой конкурс.
6. Игра на внимание «Какую кошку забыл нарисовать художник»
Участники команд получают карточки с изображением кошек.
Вы должны подумать и решить, какая кошка должна быть в пустой клеточке, а
потом нарисовать ее.
Ведущий берет цветок с номером 7 и объявляет седьмой конкурс.
7. Конкурс «Артистический»
Каждой команде дается 3 минуты, чтобы инсценировать задачу в стихах (ведущая
раздает карточки с текстом).
Задание команде «Знатоки». Родители инсценируют задачу, решают ее.
В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре пять кузнечиков
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько в хоре голосов?
Задание команде «Почемучки». Ведущий читает задачу. Дети инсценируют ее,
затем решают.
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним подбежала,
Сколько вместе кошек стало?
Оценивается артистичность и оригинальность.
8. Итог
После проведения всех конкурсов жюри подводят итог и называют победителей.
Дети
раскладывают
цветы
с
номерами
конкурсов
по
порядку,
переворачивают
цветы,
и
все
вместе
читают
получившееся
слово
-
«Молодцы».
Проводится
награждение победителей и участников конкурсов.
Ведущий
вручает
индивидуальные
грамоты
в
номинациях:
«самый
умный»,
«самый
догадливый»,
«самый
любознательный»,
«самый
активный»,
«самый
ловкий», «лучший капитан», «приз зрительских симпатий» (по количеству детей в
команде).
Ведущий:
Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнования,
Обеспечивший успех.
Но настал момент прощания,
Будет краткой моя речь.
Говорю всем: «До свидания,
До счастливых новых встреч!»
Уважаемые
родители!
Надо
помнить,
что
игра
–
ведущая
деятельность
в
дошкольном возрасте. Игра – это способ познания окружающего мира. Играя,
ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности,
подчас не догадываясь об этом. А вы знаете, что лучше всего изготовить игры-
головоломки своими руками, вместе с детьми. Самыми дорогими из всех игрушек
для ребенка могут стать те, которые вы сделаете для него сами. И, конечно же, с
которыми играть будете вместе. Мы приглашаем вас на следующую встречу, где
будет проведен мастер-класс «Танграм для детей своими руками».
Обратная рефлексия со стороны родителей.
Родители озвучивали свои наблюдения о том, что выполнение практических
действий
с
использованием
занимательного
математического
материала
вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для
них новые способы решения. У детей воспитывается потребность занимать свое
свободное
время
не
только
развлекательными,
но
и
требующими
интеллектуального усилия играми.
После
проведения
КВН
родители
имели
возможность
окунуться
в
атмосферу
творчества – придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с
палочками,
фигур-силуэтов
из
специальных
наборов
«Танграм»,
«Колумбово
яйцо». Была организована выставка совместного творчества детей и родителей –
аппликация
«Звери
и
птицы»
(используя
геометрические
фигуры
наборов
«Танграм», «Колумбово яйцо» и др.).
Для определения эффективности проведенного мероприятия педагогу необходимо
ответить на следующие вопросы:
* Все ли поставленные задачи мероприятия решены?
* Установлен ли контакт с детьми и взрослыми в ходе проведенного
мероприятия?
* Всех ли родители и детей удалось побудить к активному участию в
совместной деятельности?
* Что хотелось бы изменить при проведении аналогичного мероприятия?
* Эффективна ли данная форма взаимодействия с родителями?
Проанализировав КВН «Почемучки – Знатоки», были сделаны следующие выводы:
КВН
способствует
сплочению
родительского
коллектива,
дает
возможность
родителям познакомиться с разными видами занимательных математических игр,
познакомиться
с
достижениями
детей,
увидеть
особенности
учебно-игрового
общения с ними, помогает понять важность организаций игр с детьми дома.
Проведенная работа подтвердила успешность формирования у детей стремления к
размышлению, поиску, чувству уверенности в своих силах. КВН «Почемучки –
Знатоки» показал, что дети регулярно решающие логические задачи, упражнения
точнее
рассуждают,
легче
делают
выводы,
быстрее
справляются
с
заданиями,
потому что приобретают самое главное в мыслительной деятельности – умение
управлять собой в проблемных ситуациях.
Совместные
мероприятия
с
участием
педагогов,
родителей
и
детей
способствуют
активизации
творчества
родителей,
их
изобретательности,
активности в оснащении центра занимательной математики в группе, создании
условий для полноценного познавательного и личностного развития детей.
Литература
1.
Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических
способностей // Дошкольное воспитание-2000-№2 с. 74
2.
Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по
развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста - М., 1999
3. Волонина В.В. Занимательная математика С-Петербург, 1996
4.Горшенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. Система работы детского сада
по вопросам семейного воспитания.-2-е изд.-М.: Глобус, Волгоград: Панорама,
2007
5.Детский
сад
и
семья:
взаимодействие
по
реализации
о сновной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования/
Евдокимова
Е.С.,
Додокина Н. В., Кудрявцева Е.А. – М.: Изд. «Мозаика-Синтез», 2014.
6.Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие, -2-е изд. М.: Айрис –
пресс, 2007
7.Синицына Е. Логические игры и задачи-М.,2000
8.Хамзина Т. Немного о математике и не только о ней. И в шутку и в серьёз //
Дошкольное воспитание-2001-№10 с. 18
9.Хамзина Т. Праздник дарит любовь к математике // Дошкольное воспитание-
2001-№10 с. 25
_______________________
_______________________
«___»_____________2016