Автор: Федорова Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ-№12
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Патриотическое воспитание
Раздел: дошкольное образование
Методическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее,
желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться
уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства,
уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и
культуре своего Отечества, к его государственной символике. /«Концепция
патриотического воспитания граждан РФ.»/
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и
берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в
результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут
быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от
11.07.2005 года, /«Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/ определили
основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на
«формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота
Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное
время».
ГБДОУ детский сад №12 работает по направлению «Патриотическое воспитание
дошкольников» уже несколько лет. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей
одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств
маленького человека, а патриотическое воспитание – часть нравственного воспитания.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в
рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно,
естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей
страны, к быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются
глубинные чувства любви и привязанности к своему народу, своей земле,
воспринимаемым в качестве естественной и привычной среды обитания. Это
патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему
Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего
в состав России.
Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с любви к родным, своему дому,
детскому саду,друзьям, городу. Трудно переоценить целенаправленную работу с детьми,
которая проводится в ДОУ, по формированию чувства патриотизма.
Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут
быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности
дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность мышления).
Педагоги и родители должны помнить, что воспитывать любовь к Родине – значит
связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью.
Главной целью осуществления методической работы с кадрами по патриотическому
воспитанию дошкольников является совершенствование работы дошкольного учреждения
по данной проблеме.
Методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором
осуществляется практическое обучение педагогов.
Организация методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию
направлена на решение следующих задач:
Всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого
педагога.
Развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ в
целом.
Достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников по данной
теме.
Формирование комплекса нормативно-правового и организационно-методического
обеспечения системы патриотического воспитания.
В содержание ее входят следующие направления работы:
оказание помощи педагогам ДОУ;
осуществление контроля за воспитательно-образовательной работой;
организация и проведение педсоветов;
изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического
опыта;
создание условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса в
ДОУ;
обеспечение взаимодействия ДОУ и социума.
Воспитание патриотических чувств – длительный, непрерывный процесс, который
предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах
работы в зависимости от достигнутых результатов.
Организация работы обеспечивает реализацию по 3 блокам:
1. Аналитический блок.
Задачи:
Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к
проблеме сотрудничества по патриотическому воспитанию детей.
Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными
задачами.
Анкетирование педагогов.
Анкетирование родителей.
Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.
Анализ уровня знаний дошкольников.
2. Практический блок.
Задачи:
Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики,
организация работы творческой группы педагогов по патриотическому воспитанию,
формирование у родителей активной позиции по вопросам патриотического воспитания.
Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и
реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в проведение совместных
мероприятий.
3. Контрольно-оценочный блок.
Задачи:
Анализ полученных результатов (мониторинг).
Анализ эффективности мероприятий.
Контроль за проведением мероприятий.
Анализ полученных результатов.
Внесение коррективов в работу на основе полученных результатов.
К основным формам методической работы с педагогическим коллективом относятся:
педагогический совет;
семинары, семинары-практикумы;
творческие группы;
консультации;
обобщение передового педагогического опыта, его распространение и внедрение.
Педагогический совет является постоянно действующим органом коллегиального
рассмотрения деятельности ДОУ. В первую очередь это творческая лаборатория, основное
звено методической работы педагогического коллектива. В ДОУ проводятся разные виды
педагогических советов: инструктивные, проблемные, оперативные, тематические,
итоговые и другие. При организации работы по определенной теме, в нашем случае по
организации работы по патриотическому воспитанию, предпочтительнее проведение
тематических педсоветов.
Семинары (семинары-практикумы) играют особую роль не только в повышении
научно-теоретического уровня педагогов, но и в совершенствовании их
профессионального мастерства. Готовить и проводить семинар можно по-разному в
зависимости от содержания темы и цели занятия.
В современных условиях нужны новые подходы к проведению методической работы.
Прежде всего, следует создать все условия для роста активности и инициативы педагогов,
пробуждать и поощрять их творческий поиск.
Творческие группы – творческие коллективы, созданные из числа педагогических и
административных работников. Творческие группы создаются в целях:
реализации и развития творческой инициативы педагогов;
совершенствования воспитательно-образовательного процесса;
реализации конкретных проектов и задач в рамках реализации городских и
окружных программ развития дошкольного образования.
Работа в творческих группах – деятельность по созданию нового продукта.
Опыт работы педагогов в творческих группах формируется в процессе практической
деятельности. При этом каждый педагог является уникальным в своем опыте, содержит
свой собственный запас знаний, навыков, представлений.
Творческие группы педагогов бывают двух видов:
Проблемные творческие группы педагогов.
Целевые творческие группы педагогов.
Проблемная творческая группа – это временное научно-исследовательское
объединение наиболее квалифицированных творческих педагогов и руководящих
работников, разрабатывающих программы локальных экспериментов, концепцию или
программу системного преобразования учреждения с изменением его миссии, статуса,
предназначения, содержания образования, организации образовательного процесса,
технологии обучения, воспитания и развития детей, а также системы управления.
Творческие группы создаются из наиболее опытных, творческих педагогов,
имеющих склонность к исследовательской работе и проявивших интерес к конкретной
проблеме. Творческие группы содействуют повышению профессионального мастерства
педагогов на избранном направлении деятельности, распространению научных
педагогических идей и практического опыта работы по выбранной проблематике.
Материал из опыта работы творческой группы по патриотическому воспитанию
дошкольников по одному из реализованных направлений. Кроме представленного
материала педагогами разработано перспективно-тематическое планирование для работы
по теме, подготовлены и оформлены материалы для мини-музея «Защитники Отечества».
План работы педагогов ДОУ по патриотическому воспитанию
на 2017-2018 учебный год
Цель: Разработать систему мероприятий по ознакомлению детей с защитниками
Отечества.
Задачи:
Разработать критерии знаний детей о защитниках Отечества для каждой возрастной
группы.
Разработать конспекты бесед, экскурсий, сценарии праздников и развлечений по
теме.
Подобрать необходимый литературно-художественный материал для знакомства
детей с великими полководцами, героями войн.
Разработать перспективно-тематическое планирование для работы по теме.
Подобрать информационные ресурсы для самообразования педагогов по теме.
Провести обобщение опыта работы ДОУ по теме.
Провести анализ методических разработок педагогов по теме.