Напоминание

Патриотическое воспитание


Автор: Федорова Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ-№12
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Патриотическое воспитание
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее,

желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться

уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства,

уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и

культуре своего Отечества, к его государственной символике. /«Концепция

патриотического воспитания граждан РФ.»/

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и

берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в

результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут

быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от

11.07.2005 года, /«Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/ определили

основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на

«формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота

Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное

время».

ГБДОУ детский сад №12 работает по направлению «Патриотическое воспитание

дошкольников» уже несколько лет. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей

одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств

маленького человека, а патриотическое воспитание – часть нравственного воспитания.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в

рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно,

естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей

страны, к быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются

глубинные чувства любви и привязанности к своему народу, своей земле,

воспринимаемым в качестве естественной и привычной среды обитания. Это

патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему

Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего

в состав России.

Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с любви к родным, своему дому,

детскому саду,друзьям, городу. Трудно переоценить целенаправленную работу с детьми,

которая проводится в ДОУ, по формированию чувства патриотизма.

Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут

быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности

дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность мышления).

Педагоги и родители должны помнить, что воспитывать любовь к Родине – значит

связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью.

Главной целью осуществления методической работы с кадрами по патриотическому

воспитанию дошкольников является совершенствование работы дошкольного учреждения

по данной проблеме.

Методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором

осуществляется практическое обучение педагогов.

Организация методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию

направлена на решение следующих задач:

Всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого

педагога.

Развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ в

целом.

Достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников по данной

теме.

Формирование комплекса нормативно-правового и организационно-методического

обеспечения системы патриотического воспитания.

В содержание ее входят следующие направления работы:

оказание помощи педагогам ДОУ;

осуществление контроля за воспитательно-образовательной работой;

организация и проведение педсоветов;

изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического

опыта;

создание условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса в

ДОУ;

обеспечение взаимодействия ДОУ и социума.

Воспитание патриотических чувств – длительный, непрерывный процесс, который

предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах

работы в зависимости от достигнутых результатов.

Организация работы обеспечивает реализацию по 3 блокам:

1. Аналитический блок.

Задачи:

Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к

проблеме сотрудничества по патриотическому воспитанию детей.

Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными

задачами.

Анкетирование педагогов.

Анкетирование родителей.

Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.

Анализ уровня знаний дошкольников.

2. Практический блок.

Задачи:

Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики,

организация работы творческой группы педагогов по патриотическому воспитанию,

формирование у родителей активной позиции по вопросам патриотического воспитания.

Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и

реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в проведение совместных

мероприятий.

3. Контрольно-оценочный блок.

Задачи:

Анализ полученных результатов (мониторинг).

Анализ эффективности мероприятий.

Контроль за проведением мероприятий.

Анализ полученных результатов.

Внесение коррективов в работу на основе полученных результатов.

К основным формам методической работы с педагогическим коллективом относятся:

педагогический совет;

семинары, семинары-практикумы;

творческие группы;

консультации;

обобщение передового педагогического опыта, его распространение и внедрение.

Педагогический совет является постоянно действующим органом коллегиального

рассмотрения деятельности ДОУ. В первую очередь это творческая лаборатория, основное

звено методической работы педагогического коллектива. В ДОУ проводятся разные виды

педагогических советов: инструктивные, проблемные, оперативные, тематические,

итоговые и другие. При организации работы по определенной теме, в нашем случае по

организации работы по патриотическому воспитанию, предпочтительнее проведение

тематических педсоветов.

Семинары (семинары-практикумы) играют особую роль не только в повышении

научно-теоретического уровня педагогов, но и в совершенствовании их

профессионального мастерства. Готовить и проводить семинар можно по-разному в

зависимости от содержания темы и цели занятия.

В современных условиях нужны новые подходы к проведению методической работы.

Прежде всего, следует создать все условия для роста активности и инициативы педагогов,

пробуждать и поощрять их творческий поиск.

Творческие группы – творческие коллективы, созданные из числа педагогических и

административных работников. Творческие группы создаются в целях:

реализации и развития творческой инициативы педагогов;

совершенствования воспитательно-образовательного процесса;

реализации конкретных проектов и задач в рамках реализации городских и

окружных программ развития дошкольного образования.

Работа в творческих группах – деятельность по созданию нового продукта.

Опыт работы педагогов в творческих группах формируется в процессе практической

деятельности. При этом каждый педагог является уникальным в своем опыте, содержит

свой собственный запас знаний, навыков, представлений.

Творческие группы педагогов бывают двух видов:

Проблемные творческие группы педагогов.

Целевые творческие группы педагогов.

Проблемная творческая группа – это временное научно-исследовательское

объединение наиболее квалифицированных творческих педагогов и руководящих

работников, разрабатывающих программы локальных экспериментов, концепцию или

программу системного преобразования учреждения с изменением его миссии, статуса,

предназначения, содержания образования, организации образовательного процесса,

технологии обучения, воспитания и развития детей, а также системы управления.

Творческие группы создаются из наиболее опытных, творческих педагогов,

имеющих склонность к исследовательской работе и проявивших интерес к конкретной

проблеме. Творческие группы содействуют повышению профессионального мастерства

педагогов на избранном направлении деятельности, распространению научных

педагогических идей и практического опыта работы по выбранной проблематике.

Материал из опыта работы творческой группы по патриотическому воспитанию

дошкольников по одному из реализованных направлений. Кроме представленного

материала педагогами разработано перспективно-тематическое планирование для работы

по теме, подготовлены и оформлены материалы для мини-музея «Защитники Отечества».

План работы педагогов ДОУ по патриотическому воспитанию

на 2017-2018 учебный год

Цель: Разработать систему мероприятий по ознакомлению детей с защитниками

Отечества.

Задачи:

Разработать критерии знаний детей о защитниках Отечества для каждой возрастной

группы.

Разработать конспекты бесед, экскурсий, сценарии праздников и развлечений по

теме.

Подобрать необходимый литературно-художественный материал для знакомства

детей с великими полководцами, героями войн.

Разработать перспективно-тематическое планирование для работы по теме.

Подобрать информационные ресурсы для самообразования педагогов по теме.

Провести обобщение опыта работы ДОУ по теме.

Провести анализ методических разработок педагогов по теме.



В раздел образования