Автор: Глебова Надежда Романовна Должность: учитель математики Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Коршуновская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: село Коршуновка Михайловского района Амурской области Наименование материала: статья Тема: "Работа с одаренными детьми" Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Коршуновская средняя общеобразовательная школа»
Михайловский район
Амурская область
Тема доклада:
«Работа с одаренными детьми»
Работу выполнила:
Глебова Надежда Романовна,
учитель математики и физики,
первая квалификационная категория
2016
За время своей работы, я убедилась, что поговорка: «Под лежачий
камень вода не течет», не про учителей. Уж сколько мы пробирались под
такие
«лежачие
камни»,
сколько
ребят
подтолкнули
вверх,
к
знаниям,
к
любопытству, к творчеству! Не счесть!
Цель моего выступления:
показать опыт работы по созданию
системы
поиска
и
поддержки
талантливых
учеников,
по
созданию
оптимальных
условий
для
самореализации
их
и,
в
дальнейшем,
профессионального
самоопределения
в
соответствии
со
способностями
каждого из них.
Задачи , которые я хочу поставить перед педагогическим коллективом
ОУ района такие:
1.Дальнейшее
совершенствование
и
расширение
олимпиадного
движения
школьников.
2.Создание системы работы с талантливыми детьми.
3. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса
развития одаренных детей.
Я убеждена: только интерес и удивление могут заставить детей
задуматься над тем или иным вопросом. Главным направлением реализации
развития
личности
одаренных
и
талантливых
школьников
является
организация
образовательного
процесса,
отвечающего
требованиям
эффективного
развития
способностей
учащихся
на
основе
технологий
системно-деятельностного
подхода:
проблемного,
эвристического,
модульного и проектного обучения.
Да, в каждой школе деятельность учителей осуществляется в рамках
реализации подпрограммы «Одаренные дети». Но, проблема перед всеми
коллективами
стоит
серьезная.
Даже
на
муниципальном
уровне
наши
участники предметных олимпиад набирают недостаточно баллов для участия
в олимпиадах регионального уровня.
В настоящее время перед нами стоят такие нерешенные проблемы, как:
1.Создание инновационной образовательной среды для развития творческой
личности
ребенка
через
интегрирование
учебной
и
воспитательной
деятельности.
2.Создание
инновационной
образовательной
среды
посредством
ИКТ-
ресурсов.
3.Уровень сотрудничества в учебной деятельности – актуальная проблема для
педагогов,
работающих
с
одаренными
детьми:
доверительные
межличностные отношения, взаимная информированность, обсуждение цели
и задач совместной деятельности.
Для развития способностей любого ученика необходимы:
1.Мотивация и создание условий для проявления и развития творческих
способностей школьников.
2.Развитие,
поощрение
и
стимулирование
интереса
у
школьников
к
самостоятельной творческой деятельности.
3.Формирование
креативного
мышления
и
нацеленность
учебной
деятельности школьника на создание творческого продукта.
Основные направления работы с одаренными детьми.
1.Психолого-педагогический анализ развития обучающихся. Очень сложный
для нас процесс с точки зрения психологии.
2.Диагностика одаренности, анализ результатов, создание банка данных о
способных, талантливых, одаренных школьниках.
3.Активизация разносторонней работы с детьми через внеурочные занятия,
кружки, объединения. Ведь где нет простора для проявления талантов, там
нет и талантов.
4.Мероприятия со способными детьми:
Творческая работа на уроках;
Предметные кружки;
Предметные недели;
Выставки детского творчества;
Участие
во
Всероссийских
предметных
олимпиадах
и
других
конкурсах как на уровне муниципалитета, так и на уровне региона.
Предметные олимпиады
Каждый
из
нас
проводит
и
предметные
кружки,
недели,
декады,
выставки, олимпиады. И чтобы довести ребенка до олимпиады, всю
эту работу надо проводить.
Коротко остановлюсь на первых формах работы с талантливыми
учениками. Творческая работа на уроках: 5 класс, тема «Признак делимости
на 3». Начинаю урок с математической разминки. Задаю вопрос: «Скажите,
пожалуйста, делится ли сумма трех последовательных натуральных чисел на
3?» Предложения от детей поступают не сразу, но даю время и дети начинают
предлагать: Алеша Макаров: «Если взять, например, числа 7, 8, 9, то легко
проверить, что сумма этих чисел делится на 3». Карина Страздина: «А может
для других чисел так не получится?» Алексей: «Приведи пример!» Карина:
«Пока не могу, у всех чисел, которые я составляю, сумма делится на 3. Но
все равно надо доказывать как-то по-другому!» Учитель: «Верно! Карина
предлагает
верное
решение
проблемы.
Если
с
конкретными
числами
получается, попробуем доказать в общем виде!» Доказательство идет у доски
с записью и пояснением. В 9 классе на уроке – консультации при разборе
задачи на доказательство из 2 части модуль «Геометрия» Бича Байрамова
допустила неточность при построении рисунка к задаче и не сразу смогла
найти ход решения. Артем Гладков с места сделал ей замечание, затем не
выдержал, подошел к доске и стал объяснять, на что надо обратить внимание.
Предметные кружки важную роль играют в работе с одаренными
детьми. Систематически провожу кружковые занятия с учениками, начиная с
5
класса.
Предметные
недели
стимулируют
активную
познавательную
деятельность
учащихся
и,
конечно,
талантливые
дети
впереди.
В
своих
классах предметные недели по математике и по физике провожу ежегодно.
Например, в 5 классе в этом учебном году проводила неделю по математике,
куда
включила
по
желанию
детей
такие
мероприятия,
как
викторину,
составление ребусов, классную олимпиаду, составление творческих работ:
задач, рисунков, стихотворений, сказок. К 5 классу присоединился и 6класс.
№
Имя
Викто
рина 30
Ребус
Сказка
Задачи
Фигура
Ковер
Стих
Кроссво
рд
Итог
медал
ь
1
Катя А.
13
2
4
4
5
5
3
5
41
приз
2
Алеша
23
3
4
5
5
3
5
5
53
сер
3
Таня
21
3
4
4
5
4
4
5
50
брон
4
Алеша
9
0
0
0
3
0
0
0
12
приз
5
Карина
27
5
5
5
4
5
5
5
61
золот
6
Поля
20
2
5
3
5
4
5
3
47
приз
7
Дима
14
0
0
2
4
0
0
3
23
приз
8
Катя
29
3
4
4
4
3
3
4
54
сер
9
Никита
22
2
2
3
4
0
5
4
42
приз
10
Диана
7
5
5
1
5
5
3
3
34
приз
11
Стас
30
2
3
5
3
0
4
4
51
брон
12
Настя
12
5
4
2
5
4
4
3
39
приз
13
Юля
30
5
4
5
5
4
4
4
61
золот
Эти формы работы в основном для учащихся 5- 6 классов. А с 7 класса
серьезно готовимся к олимпиадам. Но, диагностику провожу с 5 класса. Тест
на проверку сообразительности, логики. (Приложение №1)
Максимальное количество баллов: 30
№
Имя ученика
5класс
6класс
7класс
1.
Бича Б.
7
13
23
2.
Ольга Б.
5
11
20
3.
Артем Г.
6
13
20
4
Екатерина С.
4
9
14
5
Виктор С.
3
6
5
6
Данил С.
2
5
5
7
Андрей Т.
0
-
-
8
Лилия Ш.
3
5
9
Средний балл:
3,75
8,9
11,9
2014-2015учебный год
№
Имя ученика
5класс
6класс
1
Полина Б.
3
4
2
Дмитрий Г.
5
6
3
Екатерина З.
7
9
4
Никита К.
4
6
5
Диана М
2
3
6
Станислав С.
6
8
7
Анастасия У.
3
4
8
Юлия Ш.
6
8
Средний балл
4,5
6
Много детей сообразительных, но недостаточно усидчивости.
2015-2016 учебный год
№
Имя ученика
5класс
1
Екатерина А.
4
2
Алексей М.
7
3
Татьяна М.
5
4
Алексей С.
3
5
Карина С.
6
Средний балл
5
Средний балл чуть выше, чем у 5тиклассников в прошлом учебном году, хотя
острым умом не блещут. Можно сделать вывод, что более высокому среднему
баллу способствуют методы системно-деятельностного подхода, основного
подхода в обучении при реализации ФГОС.
Благодатную почву для занятий с талантливыми детьми дают
внеурочные
занятия.
Конечно,
и
не
имея
внеурочных
занятий,
давала
ученикам еженедельно различные задачи творческого характера, но не всегда
была возможность проверить их, поработать над проблемами, рассмотреть
все варианты решения, а с внеурочными занятиями эту работу провожу
систематически.
5-10минут
на
уроке
или
на
занятиях
внеурочной
деятельности способствуют творческому росту и развитию логики.
Каждый понедельник после внеурочных занятий, я даю учащимся
две-три задачи, которые затем проверяются и разбираются в следующий
понедельник.
Задания
беру
из
пособия
«Подготовка
к
олимпиаде
по
математике», из журналов «Математика в школе», в Интернете. Конечно,
тех,
кто
находит
правильное
решение,
поощряю:
выставляю
отметку,
записываю
благодарность
в
дневник,
по
итогам
четверти
выпускаю
поздравительную газету классную или общешкольную.
Примеры олимпиадных задач для 5-6 классов, которые я даю
пятиклассникам и шестиклассникам еженедельно.
1.В школе учится 3688 учеников, причем девочек на 303 больше, чем
мальчиков. Петя сразу, ничего не вычисляя,
сказал, что в условии
допущена ошибка. Как он догадался?
2.Расстояние между двумя селами 3км, причем в Простоквашино живет
300 школьников, а в Матроскино – 200. Где следует построить школу,
чтобы сумма расстояний, пройденных школьниками по дороге в школу,
была наименьшей? Приложение №2
Олимпиада!
Каковы цели школьной, муниципальной или региональной олимпиады
по любому предмету? Мы, таким образом, выявляем одаренных детей, чтобы
затем привлечь их к систематическим занятиям математикой. Логика проста:
на основании результатов обучения мы расслаиваем детей на способных и
неспособных или более лояльно - гуманитариев, математиков и т.д. Тем не
менее,
множество
примеров
опровергают
такое
деление:
из
школьных
«троечников»
нередко
получаются
замечательные
математики,
а
«отличники» бывают совершенно беспомощны перед нестандартной задачей.
Замечательный
математик
Павел
Сергеевич
Александров
(он
был
председателем
оргкомитета
первой
олимпиады
в
1935году)
неоднократно
говорил,
что
«если
бы
во
времена
его
юности
были
математические
олимпиады, то, возможно,
он вообще бы не сделался математиком: его
главные
достижения
в
математике
были
не
плодом
быстро
работающей
изобретательности, а итогом длительного и углубленного созерцания». Оля
Березуцкая – победитель олимпиады по математике муниципального уровня
имеет за все четверти отметку «4», принимает участие в конкурсе чтецов и
т.д. Я ее относила к гуманитариям. Но ее целеустремленность получить
профессию инженера ракетных установок привела к таким результатам на
олимпиаде.
Ее
желанию
подготовиться
к
олимпиадам
и
принять
в
них
участие, начиная с 7 класса, можно позавидовать и мне в том числе, хотя
усилий прикладываем предостаточно. И на этом останавливаться не желает!
И рост есть, конечно, не семимильными шагами, но есть.
В дальнейшем П.С.
Александров так отзывался об участии в олимпиадах: «
Оно должно укрепить
их веру в себя, зажечь их научный энтузиазм и в то же время заставить их
почувствовать,
что
лишь
длинный
путь
упорной
работы
приведет
их
к
цели…».
Чтобы ответить на вопрос: как подготовить школьников к олимпиадам
или к «серьезной» математике, прежде всего я изучила достаточно много
методической литературы. Некоторые думают, что надо прорешивать задачи
последних олимпиад, надо читать научную литературу. Но эти подходы,
отдельно взятые, недостаточно эффективны и приводят к вредным «побоч-
ным
эффектам»:
школьники
либо
чрезмерно
увлекаются
спортивным
элементом в решении задач, либо изучают язык высшей математики вместо
ее содержания . Основу математического образования сильного ученика
должно составлять решение и обсуждение задач , в процессе работы над
которыми он знакомится с важными математическими идеями и теориями.
(Приложение
№3)
Это
одновременно
подготовит
школьника
и
к
математической науке, и к олимпиадам и не нанесет вреда его развитию в
целом. Это будет более эффективно
для достижения успеха не только в
олимпиадах, но и профессиональном становлении.
Количество баллов на олимпиаде по математике районного
уровня
ФИО ученика
2013-2014
2014-2015,
8класс
2015-2016,
9класс
2016год
Ольга Б.
по физике
призер
3
18
У ч а с т и е
в
областной
олимпиаде
Предложила
ей
тематический
план,
литературу,
конечно,
своевременную
помощь – занимаемся.
Зачем же тогда большинство школьников, которые не будут признаны
одаренными, участвуют в олимпиадах? Ответ, скорее всего, один: их участие
связано с удовлетворением важной человеческой потребности – потребности
человеческого
интеллекта
в
решении
задач.
Именно
эта
потребность
заставляет
человека
отгадывать
загадки
и
головоломки,
решать
ребусы,
играть в шахматы и другие интеллектуальные игры. В свое время известный
английский математик Г. Харди заметил «ничто не может сравниться с той
встряской,
которую
дает
интеллекту
математика».
Без
решения
задач
бессмысленно какое бы то ни было изучение математики. А много ли мы
видим
действительно
интересных
задач
в
наших
учебниках?
Конечно,
я
понимаю, что уровень интеллектуального развития нынешних школьников
намного ниже, чем лет 8-10-15 тому назад. Когда-то на устном экзамене по
геометрии ученики доказывали теорему своими способами, чтобы ответить
на вопрос: «Чему равна площадь поверхности тела?» Изображали это тело и
выводили нужную формулу. А сейчас, если не вызубрят, значит, не ответят!
Конечно, и сейчас пытаемся все сделать, чтобы вода потекла под лежачий
камень!
Поэтому
и
проводим
различные
мероприятия,
начиная
от
творческих,
исследовательских
уроков
до
проведения
и
участия
в
олимпиадах
различного
уровня.
Именно
здесь
мы
встречаемся
с
интересными,
красивыми
математическими
задачами.
На
мой
взгляд,
математическая олимпиада – это, мероприятие, в котором
рекламируется
наука
математика
и
самое
интересное,
что
в
ней
есть,
-
решение
математических задач.
Какими они должны быть, чтобы выполняли свое основное назначение:
приобщали
школьников
и
нас,
учителей,
к
решению
интересных
математических задач?
Можно привести несколько признаков интересной олимпиадной задачи.
Прежде всего:
1) привлекательность – ребенок должен попытаться ее решить;
2) в меру трудна – для интеллектуальной встряски нужны интеллектуальные
усилия;
3) посильна – если даже ученик не смог ее решить, он хотя бы должен иметь
возможность понять и оценить ход решения.
И в заключение, хотела бы обратиться к отделу образования с
предложением: школьники 5-6 классов у нас как-то выпадают из линии
участия
в
олимпиадах
на
2
этапе.
Да,
занял
1
место
в
школьной
олимпиаде, а дальше хода нет. Почему бы их не включить в олимпиаду
«Одареныш», чтобы навыки участия не притуплялись. И я обращаюсь к
учителям
математики:
в
общем-то,
вопрос
подготовки
и
участия
в
олимпиадах у нас сейчас на контроле, но пока еще не все сделано, что
хотелось бы.
Значит, в этом направлении предстоит еще многое сделать.
Ведь, одаренные талантливые
дети - достояние школы, района,
региона. И если есть такие дети, значит, их творческий потенциал
нуждается в нашей поддержке и развитии.
Литература:
1)Электронная литература:
1. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Математика. Районные олимпиады. 6-
11 класс. – М.:Просвещение, 2010.
2.Агаханов
Н.Х.,
Подлипский
О.К.
Математика.
Всероссийские
олимпиады. Выпуск 2. – М.:Просвещение, 2009.
3.Агаханов
Н.Х.,
Подлипский
О.К.
Математика.
Всероссийские
олимпиады. Выпуск 2. – М.:Просвещение, 2009.
4.Агаханов
Н.Х.,
Подлипский
О.К.,
Рубанов
И.С.
Математика.
Всероссийские олимпиады.Выпуск 3. – М.: Просвещение, 2011.
5.Агаханов
Н.Х.,
Подлипский
О.К.,
Рубанов
И.С.
Математика.
Всероссийские олимпиады.Выпуск 4. – М.: Просвещение, 2013.
6. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. – М.: Просвещение, 2008
7.Горбачев Н.В. Сборник олимпиадных задач по математике (3-е изд.,
стереотип.). – М.:МЦНМО, 2013.
8.Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи
(8-е, стереотипное).— М., МЦНМО, 2014.
2)Журнал «Математика в школе», 2003-2007, 20014год №3,7,2,5.
3)Подготовка к олимпиаде по математике для 5-6 классов, «Просвещение»,
М.: 2015г.
Приложение №1
Тест на проверку IQ
1.
Найти неизвестное число:
ВЕС –
3768;
СЕВ –?
2.
Найти неизвестное число
45 / 15 / 24; 29 / 21 / 37; 10 / ? / 20.
3.
Найти слово, являющееся окончанием первого слова и началом второго.
пе / … / ол; при / ... / арь; дип / … / оть.
4.
Найти неизвестное число: - 15; - 27; - ?
5. Найти неизвестное число:
платок - лак – 145;
спрут - суп – 35; краска -
каска - ?
6 .Найти неизвестное слово:
КНИГА / АИСТ / САЛАТ; ПОРОГ / ? / ОМЛЕТ.
7.
Найти следующее число ряда: 3, 4, 6, 9,…?
8 .Найти неизвестное число:
ЛОВ– СЛОВО –6; МОСТ –МОСТИК –11; СОР- СОРТ-?
9.
Найти неизвестное число:
метро-метр-8-х=3; гроза –роза- 4х+7=11; крот -
кот -7х-3=?
10.
Найти неизвестное число: 35 8х- 3 = 21 и 4х- 8 = 12; ? 3х+ 9 =27 и
9- х =8.
11.
Найти неизвестное число: Эхо – 249; ток – 591; эра – 286; хор - ?
12 . Найти неизвестное слово:
Крот 1< х < 3 кот;
Кролик 2< х < 5
?
13. Продолжите ряд: о; д; т; ч; п; ш; …?
14.
Найти неизвестное слово:
Парк 13х- 5 = 47 пар;
Удача 10- 7х = ? дача.
15 . Найти неизвестное слово:
Приток х > 3 ток;
Постель х < 5
?
16. Найти неизвестное слово: Лимон / мина / ранец; Силач / ? / сарай.
17. Найти неизвестное число: 6х 780 4х 96
130 ?
18. Найти неизвестное число: Облако лак 126; Аналогия налог 178;
Антракт тракт ?
19. Найти слово, являющееся окончанием первого слова и началом второго:
При / ..... / юта; На / ..... / на; Каб / ..... / ошко.
20. Найти неизвестное число: 5 часов - 150°; 2 часа - ?
21. Найти неизвестное число:
47 28 96 15 ?
22. Найти неизвестное число: бурьян - 46 - буря; валенок -23-венок; киоск ?
иск.
23 .Найти неизвестное число: 25˚ = 65˚; 157˚ = ?
24.
Найти неизвестную букву и число:
а
4
ё
11
1
г
7
?
25 .Найти неизвестное число: Лодка проза комик лом
395 129 796 ?
26. Исключить лишнее слово: Жасмин; Рябина; Роза; Шиповник; Сирень.
27 .В классе 25 учеников. Из них 13 учащихся посещают математический
кружок, 15 ходят в спортивные секции. Верно ли утверждение: ни один
ученик не посещает математический кружок и секции.
28. Какие три целых числа, если их перемножить, дают столько же, сколько
получается от их сложения?
29. Сколько времен года в високосном году?
30. Он – грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь У на О –
Будет круглое число. Кто и что это?
Задачи для 5-6 классов Приложение №2
1)
Если человек, стоящий в очереди перед вами, был выше человека,
стоявшего после того человека, который стоял перед вами, то был ли
человек, стоявший перед вами, выше вас?
2)
Есть 7 монет, одна из которых фальшивая (она легче других). Как за два
взвешивания на чашечных весах без гирек найти фальшивую монету,
если все настоящие весят одинаково?
3)
Найдите
числа
ребуса:
ТОРГ
×
Г
=
ГРОТ.
Одинаковым
буквам
соответствуют одинаковые цифры, а разным – разные.
4)
У Саши из 10 ответов пять оказались правильными, а у Алеши из пяти
– три. Чей результат лучше?
5)
Число БАОБАБ делится на 101. Какое это число?
6)
Найдите два натуральных числа, разность и частное которых – одно и
то же целое число.
7)
К числу 206 припишите слева и справа по цифре, чтобы полученное
шестизначное число делилось на 2003.
8)
В классе 35 учеников. Из них 20 занимаются в математическом кружке,
11 -
в спортивном, а 10 школьников не посещают кружков вообще.
Сколько ребят посещают оба кружка?
9)
На
плакате
разными
способами
(карандашом,
фломастером,
углем,
ручкой)
написано
четыре
слова:
АВТОБУС,
КРЕСЛО,
СВЕТЛЫЙ,
ПРОСО. Чем написано слово ПРОСО, если известно, что:
У
слов,
написанных
карандашом
и
фломастером,
одинаковые
вторые буквы;
У слов, написанных углем и ручкой, совпадают последние буквы;
У слов, написанных карандашом и ручкой, одна и та же третья
буква?
10)
Одно
четырехзначное
число
составлено
из
последовательных
цифр, расположенных в порядке возрастания, второе число составлено
из тех же цифр в порядке убывания, третье число тоже составлено из
этих четырех цифр. Что это за числа, если их сумма равна 12300?
11)
Найдите числа ребуса: А
× Р
=
И
−
Ф
=
М ÷ Е
=
Т
−
И
=
К ÷ А
.
12)
В стакан, полный воды, положили камень, в результате чего часть
воды вытекла. Легче или тяжелее стал стакан?
13)
Игорь и Андрей придумали игру. Каждый из них записывает на
бумаге
по
одному
натуральному
числу.
Потом
эти
числа
перемножаются.
И
если
в
результате
получается
четное
число,
выигрывает Игорь, а если нечетное число – Андрей. Может ли один из
мальчиков всегда выигрывать?
14)
Три
землекопа
за
два
часа
выкапывают
3
одинаковые
ямы.
Сколько ям выкопают шесть землекопов за пять часов?
15)
Все
животные,
живущие
у
старухи
Шапокляк,
кроме
двух,
-
попугаи, все, кроме двух, -
кошки и
все, кроме двух, - собаки, а
остальные – тараканы. Сколько тараканов живет у старухи Шапокляк?
Приложение №3
После решения задачи попробуй понять:
• какие идеи привели к решению, чем эта задача похожа или не похожа
на другие задачи;
• где в решении использованы те или иные данные, перестанет ли
утверждение быть верным, если какое-то условие убрать или ослабить;
• можно ли данные и ответ поменять местами, т. е. верно ли обратное
утверждение;
• можно ли обобщить задачу или вывести интересные следствия.