Напоминание

"Работа с одаренными детьми"


Автор: Глебова Надежда Романовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Коршуновская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Коршуновка Михайловского района Амурской области
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с одаренными детьми"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коршуновская средняя общеобразовательная школа» Михайловский район Амурская область Тема доклада:
«Работа с одаренными детьми»

Работу выполнила:
Глебова Надежда Романовна, учитель математики и физики, первая квалификационная категория 2016
За время своей работы, я убедилась, что поговорка: «Под лежачий камень вода не течет», не про учителей. Уж сколько мы пробирались под такие «лежачие камни», сколько ребят подтолкнули вверх, к знаниям, к любопытству, к творчеству! Не счесть!
Цель моего выступления:
показать опыт работы по созданию системы поиска и поддержки талантливых учеников, по созданию оптимальных условий для самореализации их и, в дальнейшем, профессионального самоопределения в соответствии со способностями каждого из них.


Задачи
, которые я хочу поставить перед педагогическим коллективом ОУ района такие: 1.Дальнейшее совершенствование и расширение олимпиадного движения школьников. 2.Создание системы работы с талантливыми детьми. 3. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей. Я убеждена: только интерес и удивление могут заставить детей задуматься над тем или иным вопросом. Главным направлением реализации развития личности одаренных и талантливых школьников является организация образовательного процесса, отвечающего требованиям эффективного развития способностей учащихся на основе технологий системно-деятельностного подхода: проблемного, эвристического, модульного и проектного обучения. Да, в каждой школе деятельность учителей осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Одаренные дети». Но, проблема перед всеми коллективами стоит серьезная. Даже на муниципальном уровне наши
участники предметных олимпиад набирают недостаточно баллов для участия в олимпиадах регионального уровня. В настоящее время перед нами стоят такие нерешенные
проблемы,
как: 1.Создание инновационной образовательной среды для развития творческой личности ребенка через интегрирование учебной и воспитательной деятельности. 2.Создание инновационной образовательной среды посредством ИКТ- ресурсов. 3.Уровень сотрудничества в учебной деятельности – актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными детьми: доверительные межличностные отношения, взаимная информированность, обсуждение цели и задач совместной деятельности.
Для развития способностей любого ученика необходимы:
1.Мотивация и создание условий для проявления и развития творческих способностей школьников. 2.Развитие, поощрение и стимулирование интереса у школьников к самостоятельной творческой деятельности. 3.Формирование креативного мышления и нацеленность учебной деятельности школьника на создание творческого продукта.
Основные направления работы с одаренными детьми.
1.Психолого-педагогический анализ развития обучающихся. Очень сложный для нас процесс с точки зрения психологии. 2.Диагностика одаренности, анализ результатов, создание банка данных о способных, талантливых, одаренных школьниках.
3.Активизация разносторонней работы с детьми через внеурочные занятия, кружки, объединения. Ведь где нет простора для проявления талантов, там нет и талантов. 4.Мероприятия со способными детьми:  Творческая работа на уроках;  Предметные кружки;  Предметные недели;  Выставки детского творчества;  Участие во Всероссийских предметных олимпиадах и других конкурсах как на уровне муниципалитета, так и на уровне региона.  Предметные олимпиады Каждый из нас проводит и предметные кружки, недели, декады, выставки, олимпиады. И чтобы довести ребенка до олимпиады, всю эту работу надо проводить. Коротко остановлюсь на первых формах работы с талантливыми учениками. Творческая работа на уроках: 5 класс, тема «Признак делимости на 3». Начинаю урок с математической разминки. Задаю вопрос: «Скажите, пожалуйста, делится ли сумма трех последовательных натуральных чисел на 3?» Предложения от детей поступают не сразу, но даю время и дети начинают предлагать: Алеша Макаров: «Если взять, например, числа 7, 8, 9, то легко проверить, что сумма этих чисел делится на 3». Карина Страздина: «А может для других чисел так не получится?» Алексей: «Приведи пример!» Карина: «Пока не могу, у всех чисел, которые я составляю, сумма делится на 3. Но все равно надо доказывать как-то по-другому!» Учитель: «Верно! Карина предлагает верное решение проблемы. Если с конкретными числами получается, попробуем доказать в общем виде!» Доказательство идет у доски с записью и пояснением. В 9 классе на уроке – консультации при разборе задачи на доказательство из 2 части модуль «Геометрия» Бича Байрамова допустила неточность при построении рисунка к задаче и не сразу смогла найти ход решения. Артем Гладков с места сделал ей замечание, затем не выдержал, подошел к доске и стал объяснять, на что надо обратить внимание.
Предметные кружки важную роль играют в работе с одаренными детьми. Систематически провожу кружковые занятия с учениками, начиная с 5 класса. Предметные недели стимулируют активную познавательную деятельность учащихся и, конечно, талантливые дети впереди. В своих классах предметные недели по математике и по физике провожу ежегодно. Например, в 5 классе в этом учебном году проводила неделю по математике, куда включила по желанию детей такие мероприятия, как викторину, составление ребусов, классную олимпиаду, составление творческих работ: задач, рисунков, стихотворений, сказок. К 5 классу присоединился и 6класс. № Имя Викто рина 30 Ребус Сказка Задачи Фигура Ковер Стих Кроссво рд Итог медал ь 1 Катя А. 13 2 4 4 5 5 3 5 41 приз 2 Алеша 23 3 4 5 5 3 5 5 53 сер 3 Таня 21 3 4 4 5 4 4 5 50 брон 4 Алеша 9 0 0 0 3 0 0 0 12 приз 5 Карина 27 5 5 5 4 5 5 5 61 золот 6 Поля 20 2 5 3 5 4 5 3 47 приз 7 Дима 14 0 0 2 4 0 0 3 23 приз 8 Катя 29 3 4 4 4 3 3 4 54 сер 9 Никита 22 2 2 3 4 0 5 4 42 приз 10 Диана 7 5 5 1 5 5 3 3 34 приз 11 Стас 30 2 3 5 3 0 4 4 51 брон 12 Настя 12 5 4 2 5 4 4 3 39 приз 13 Юля 30 5 4 5 5 4 4 4 61 золот Эти формы работы в основном для учащихся 5- 6 классов. А с 7 класса серьезно готовимся к олимпиадам. Но, диагностику провожу с 5 класса.
Тест
на проверку сообразительности, логики.
(Приложение №1)

Максимальное количество баллов: 30
№ Имя ученика 5класс 6класс 7класс 1. Бича Б. 7 13 23 2. Ольга Б. 5 11 20 3. Артем Г. 6 13 20 4 Екатерина С. 4 9 14 5 Виктор С. 3 6 5
6 Данил С. 2 5 5 7 Андрей Т. 0 - - 8 Лилия Ш. 3 5 9
Средний балл:

3,75

8,9

11,9
2014-2015учебный год № Имя ученика 5класс 6класс 1 Полина Б. 3 4 2 Дмитрий Г. 5 6 3 Екатерина З. 7 9 4 Никита К. 4 6 5 Диана М 2 3 6 Станислав С. 6 8 7 Анастасия У. 3 4 8 Юлия Ш. 6 8
Средний балл

4,5

6
Много детей сообразительных, но недостаточно усидчивости. 2015-2016 учебный год № Имя ученика 5класс 1 Екатерина А. 4 2 Алексей М. 7 3 Татьяна М. 5 4 Алексей С. 3 5 Карина С. 6
Средний балл

5
Средний балл чуть выше, чем у 5тиклассников в прошлом учебном году, хотя острым умом не блещут. Можно сделать вывод, что более высокому среднему баллу способствуют методы системно-деятельностного подхода, основного подхода в обучении при реализации ФГОС.



Благодатную почву для занятий с талантливыми детьми дают внеурочные занятия. Конечно, и не имея внеурочных занятий, давала ученикам еженедельно различные задачи творческого характера, но не всегда была возможность проверить их, поработать над проблемами, рассмотреть все варианты решения, а с внеурочными занятиями эту работу провожу систематически. 5-10минут на уроке или на занятиях внеурочной деятельности способствуют творческому росту и развитию логики.


Каждый понедельник после внеурочных занятий, я даю учащимся две-три задачи, которые затем проверяются и разбираются в следующий понедельник. Задания беру из пособия «Подготовка к олимпиаде по математике», из журналов «Математика в школе», в Интернете. Конечно, тех, кто находит правильное решение, поощряю: выставляю отметку, записываю благодарность в дневник, по итогам четверти выпускаю поздравительную газету классную или общешкольную.
Примеры олимпиадных задач для 5-6 классов, которые я даю

пятиклассникам и шестиклассникам еженедельно.
1.В школе учится 3688 учеников, причем девочек на 303 больше, чем мальчиков. Петя сразу, ничего не вычисляя, сказал, что в условии допущена ошибка. Как он догадался? 2.Расстояние между двумя селами 3км, причем в Простоквашино живет 300 школьников, а в Матроскино – 200. Где следует построить школу, чтобы сумма расстояний, пройденных школьниками по дороге в школу, была наименьшей?
Приложение №2

Олимпиада!
Каковы цели школьной, муниципальной или региональной олимпиады по любому предмету? Мы, таким образом, выявляем одаренных детей, чтобы затем привлечь их к систематическим занятиям математикой. Логика проста: на основании результатов обучения мы расслаиваем детей на способных и неспособных или более лояльно - гуманитариев, математиков и т.д. Тем не менее, множество примеров опровергают такое деление: из школьных «троечников» нередко получаются замечательные математики, а «отличники» бывают совершенно беспомощны перед нестандартной задачей. Замечательный математик Павел Сергеевич Александров (он был председателем оргкомитета первой олимпиады в 1935году) неоднократно говорил, что «если бы во времена его юности были математические олимпиады, то, возможно, он вообще бы не сделался математиком: его
главные достижения в математике были не плодом быстро работающей изобретательности, а итогом длительного и углубленного созерцания». Оля Березуцкая – победитель олимпиады по математике муниципального уровня имеет за все четверти отметку «4», принимает участие в конкурсе чтецов и т.д. Я ее относила к гуманитариям. Но ее целеустремленность получить профессию инженера ракетных установок привела к таким результатам на олимпиаде. Ее желанию подготовиться к олимпиадам и принять в них участие, начиная с 7 класса, можно позавидовать и мне в том числе, хотя усилий прикладываем предостаточно. И на этом останавливаться не желает! И рост есть, конечно, не семимильными шагами, но есть. В дальнейшем П.С. Александров так отзывался об участии в олимпиадах: « Оно должно укрепить их веру в себя, зажечь их научный энтузиазм и в то же время заставить их почувствовать, что лишь длинный путь упорной работы приведет их к цели…». Чтобы ответить на вопрос: как подготовить школьников к олимпиадам или к «серьезной» математике, прежде всего я изучила достаточно много методической литературы. Некоторые думают, что надо прорешивать задачи последних олимпиад, надо читать научную литературу. Но эти подходы, отдельно взятые, недостаточно эффективны и приводят к вредным «побоч- ным эффектам»: школьники либо чрезмерно увлекаются спортивным элементом в решении задач, либо изучают язык высшей математики вместо ее содержания
. Основу математического образования сильного ученика

должно составлять решение и обсуждение задач
, в процессе работы над которыми он знакомится с важными математическими идеями и теориями.
(Приложение

№3)
Это одновременно подготовит школьника и к математической науке, и к олимпиадам и не нанесет вреда его развитию в целом. Это будет более эффективно для достижения успеха не только в олимпиадах, но и профессиональном становлении.
Количество баллов на олимпиаде по математике районного уровня ФИО ученика 2013-2014 2014-2015, 8класс 2015-2016, 9класс 2016год Ольга Б. по физике призер 3 18 У ч а с т и е в областной олимпиаде Предложила ей тематический план, литературу, конечно, своевременную помощь – занимаемся. Зачем же тогда большинство школьников, которые не будут признаны одаренными, участвуют в олимпиадах? Ответ, скорее всего, один: их участие связано с удовлетворением важной человеческой потребности – потребности человеческого интеллекта в решении задач. Именно эта потребность заставляет человека отгадывать загадки и головоломки, решать ребусы, играть в шахматы и другие интеллектуальные игры. В свое время известный английский математик Г. Харди заметил «ничто не может сравниться с той встряской, которую дает интеллекту математика». Без решения задач бессмысленно какое бы то ни было изучение математики. А много ли мы видим действительно интересных задач в наших учебниках? Конечно, я понимаю, что уровень интеллектуального развития нынешних школьников намного ниже, чем лет 8-10-15 тому назад. Когда-то на устном экзамене по геометрии ученики доказывали теорему своими способами, чтобы ответить на вопрос: «Чему равна площадь поверхности тела?» Изображали это тело и выводили нужную формулу. А сейчас, если не вызубрят, значит, не ответят! Конечно, и сейчас пытаемся все сделать, чтобы вода потекла под лежачий камень! Поэтому и проводим различные мероприятия, начиная от творческих, исследовательских уроков до проведения и участия в олимпиадах различного уровня. Именно здесь мы встречаемся с интересными, красивыми математическими задачами. На мой взгляд, математическая олимпиада – это, мероприятие, в котором рекламируется
наука математика и самое интересное, что в ней есть, - решение математических задач. Какими они должны быть, чтобы выполняли свое основное назначение: приобщали школьников и нас, учителей, к решению интересных математических задач? Можно привести несколько признаков интересной олимпиадной задачи. Прежде всего: 1)
привлекательность
– ребенок должен попытаться ее решить; 2)
в меру трудна
– для интеллектуальной встряски нужны интеллектуальные усилия; 3)
посильна
– если даже ученик не смог ее решить, он хотя бы должен иметь возможность понять и оценить ход решения. И в заключение, хотела бы обратиться к отделу образования с предложением: школьники 5-6 классов у нас как-то выпадают из линии участия в олимпиадах на 2 этапе. Да, занял 1 место в школьной олимпиаде, а дальше хода нет. Почему бы их не включить в олимпиаду «Одареныш», чтобы навыки участия не притуплялись. И я обращаюсь к учителям математики: в общем-то, вопрос подготовки и участия в олимпиадах у нас сейчас на контроле, но пока еще не все сделано, что хотелось бы. Значит, в этом направлении предстоит еще многое сделать.
Ведь, одаренные талантливые

дети - достояние школы, района,

региона. И если есть такие дети, значит, их творческий потенциал

нуждается в нашей поддержке и развитии.


Литература:
1)Электронная литература: 1. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Математика. Районные олимпиады. 6- 11 класс. – М.:Просвещение, 2010. 2.Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Математика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. – М.:Просвещение, 2009. 3.Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Математика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. – М.:Просвещение, 2009. 4.Агаханов Н.Х., Подлипский О.К., Рубанов И.С. Математика. Всероссийские олимпиады.Выпуск 3. – М.: Просвещение, 2011. 5.Агаханов Н.Х., Подлипский О.К., Рубанов И.С. Математика. Всероссийские олимпиады.Выпуск 4. – М.: Просвещение, 2013. 6. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. – М.: Просвещение, 2008 7.Горбачев Н.В. Сборник олимпиадных задач по математике (3-е изд., стереотип.). – М.:МЦНМО, 2013. 8.Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи (8-е, стереотипное).— М., МЦНМО, 2014. 2)Журнал «Математика в школе», 2003-2007, 20014год №3,7,2,5.
3)Подготовка к олимпиаде по математике для 5-6 классов, «Просвещение», М.: 2015г.
Приложение №1

Тест на проверку IQ

1.
Найти неизвестное число: ВЕС – 3768; СЕВ –?
2.
Найти неизвестное число 45 / 15 / 24; 29 / 21 / 37; 10 / ? / 20.
3.
Найти слово, являющееся окончанием первого слова и началом второго. пе / … / ол; при / ... / арь; дип / … / оть.
4.
Найти неизвестное число: - 15; - 27; - ?
5.
Найти неизвестное число: платок - лак – 145; спрут - суп – 35; краска - каска - ?
6
.Найти неизвестное слово: КНИГА / АИСТ / САЛАТ; ПОРОГ / ? / ОМЛЕТ.
7.
Найти следующее число ряда: 3, 4, 6, 9,…?
8
.Найти неизвестное число: ЛОВ– СЛОВО –6; МОСТ –МОСТИК –11; СОР- СОРТ-?
9.
Найти неизвестное число: метро-метр-8-х=3; гроза –роза- 4х+7=11; крот - кот -7х-3=?
10.
Найти неизвестное число: 35 8х- 3 = 21 и 4х- 8 = 12; ? 3х+ 9 =27 и 9- х =8.
11.
Найти неизвестное число: Эхо – 249; ток – 591; эра – 286; хор - ?

12
. Найти неизвестное слово: Крот 1< х < 3 кот; Кролик 2< х < 5
?

13.
Продолжите ряд: о; д; т; ч; п; ш; …?
14.
Найти неизвестное слово: Парк 13х- 5 = 47 пар; Удача 10- 7х = ? дача.
15
. Найти неизвестное слово: Приток х > 3 ток; Постель х < 5

?
16.
Найти неизвестное слово: Лимон / мина / ранец; Силач / ? / сарай.
17.
Найти неизвестное число: 6х 780 4х 96 130 ?
18.
Найти неизвестное число: Облако лак 126; Аналогия налог 178; Антракт

тракт ?
19.
Найти слово, являющееся окончанием первого слова и началом второго: При / ..... / юта; На / ..... / на; Каб / ..... / ошко.
20.
Найти неизвестное число: 5 часов - 150°; 2 часа
- ?

21.
Найти неизвестное число: 47 28 96 15 ?
22.
Найти неизвестное число: бурьян - 46 - буря; валенок -23-венок; киоск ? иск.
23
.Найти неизвестное число: 25˚ = 65˚; 157˚ = ?
24.
Найти неизвестную букву и число: а 4 ё 11 1 г 7 ?
25
.Найти неизвестное число: Лодка проза комик лом 395 129 796 ?
26.
Исключить лишнее слово: Жасмин; Рябина; Роза; Шиповник; Сирень.

27
.В классе 25 учеников. Из них 13 учащихся посещают математический кружок, 15 ходят в спортивные секции. Верно ли утверждение: ни один ученик не посещает математический кружок и секции.
28.
Какие три целых числа, если их перемножить, дают столько же, сколько получается от их сложения?
29.
Сколько времен года в високосном году?
30.
Он – грызун не очень мелкий, Ибо чуть побольше белки. А заменишь У на О – Будет круглое число. Кто и что это?
Задачи для 5-6 классов Приложение №2
1) Если человек, стоящий в очереди перед вами, был выше человека, стоявшего после того человека, который стоял перед вами, то был ли человек, стоявший перед вами, выше вас? 2) Есть 7 монет, одна из которых фальшивая (она легче других). Как за два взвешивания на чашечных весах без гирек найти фальшивую монету, если все настоящие весят одинаково? 3) Найдите числа ребуса: ТОРГ × Г = ГРОТ. Одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры, а разным – разные. 4) У Саши из 10 ответов пять оказались правильными, а у Алеши из пяти – три. Чей результат лучше? 5) Число БАОБАБ делится на 101. Какое это число?
6) Найдите два натуральных числа, разность и частное которых – одно и то же целое число. 7) К числу 206 припишите слева и справа по цифре, чтобы полученное шестизначное число делилось на 2003. 8) В классе 35 учеников. Из них 20 занимаются в математическом кружке, 11 - в спортивном, а 10 школьников не посещают кружков вообще. Сколько ребят посещают оба кружка? 9) На плакате разными способами (карандашом, фломастером, углем, ручкой) написано четыре слова: АВТОБУС, КРЕСЛО, СВЕТЛЫЙ, ПРОСО. Чем написано слово ПРОСО, если известно, что:  У слов, написанных карандашом и фломастером, одинаковые вторые буквы;  У слов, написанных углем и ручкой, совпадают последние буквы;  У слов, написанных карандашом и ручкой, одна и та же третья буква? 10) Одно четырехзначное число составлено из последовательных цифр, расположенных в порядке возрастания, второе число составлено из тех же цифр в порядке убывания, третье число тоже составлено из этих четырех цифр. Что это за числа, если их сумма равна 12300? 11) Найдите числа ребуса: А × Р = И − Ф = М ÷ Е = Т − И = К ÷ А . 12) В стакан, полный воды, положили камень, в результате чего часть воды вытекла. Легче или тяжелее стал стакан? 13) Игорь и Андрей придумали игру. Каждый из них записывает на бумаге по одному натуральному числу. Потом эти числа
перемножаются. И если в результате получается четное число, выигрывает Игорь, а если нечетное число – Андрей. Может ли один из мальчиков всегда выигрывать? 14) Три землекопа за два часа выкапывают 3 одинаковые ямы. Сколько ям выкопают шесть землекопов за пять часов? 15) Все животные, живущие у старухи Шапокляк, кроме двух, - попугаи, все, кроме двух, - кошки и все, кроме двух, - собаки, а остальные – тараканы. Сколько тараканов живет у старухи Шапокляк?
Приложение №3

После решения задачи попробуй понять:
• какие идеи привели к решению, чем эта задача похожа или не похожа на другие задачи; • где в решении использованы те или иные данные, перестанет ли утверждение быть верным, если какое-то условие убрать или ослабить;
• можно ли данные и ответ поменять местами, т. е. верно ли обратное утверждение; • можно ли обобщить задачу или вывести интересные следствия.


В раздел образования