Авторы: Федорова Светлана Леонидовна, Урвачева Оксана Валерьевна
Должность: учитель биологии, учитель физики
Учебное заведение: СОШ №21
Населённый пункт: гор. Рыбинск Ярославской области
Наименование материала: Статья
Тема: Роль проектно-исследовательской деятельности учащихся в формировании гражданской идентичности на уроках естественно - научного цикла.
Раздел: полное образование
Роль проектно-исследовательской деятельности учащихся в формировании гражданской
идентичности на уроках естественно - научного цикла.
Федорова С.Л., учитель биологии,
Урвачева О.В., учитель физики
Одной
из
главных
основ
духовного
единства
российского
государства
был
и
остается
патриотизм.
От
степени
осознания
всеми
гражданами
патриотической
идеи
зависит социальный мир, сплоченность общества и стабильность государства. Все это
обуславливает
особую
важность
укрепления
и
развития
эффективной
системы
патриотического воспитания в школе.
В нашем
понимании
патриотическое
воспитание
-
это
не
только
военно-
патриотическое, а и экологическое, туристско-краеведческое, спортивно-оздоровительное,
трудовое, художественное, развитие творческих и детских объединений и т.п.;
память
прошлого и связь с настоящим. Изучение истории тех мест, где мы жили и живем, где и
как
работали
наши
предки,
с
чего
когда-то
начиналась
наша
Родина,
школа, святая
Великая Отечественная война, что помогало людям при защите нашей страны, как можно
было выжить и победить, герои сегодняшних дней – нас все интересует. Преподаватели,
входящие в состав естественно - научного объединения (это учителя биологии, химии,
физики, истории, географии и физической культуры), постоянно в урочной и внеурочной
деятельности
ведут
работу
по
формированию
гражданственности
и
патриотизма
у
современных школьников.
Важно отметить, что в педагогический науке накоплен значительный практический
опыт патриотического воспитания молодежи. Одним из новых подходов к организации
патриотического воспитания в школе является воспитание патриотизма через проектно -
исследовательскую
деятельность,
о
чем мы
и
хотели
бы
остановиться
в
нашем
выступлении.
Научное общество школьников является одной из эффективных форм организации
научного
творчества
учащихся.
Среди
разнообразных
направлений
работы
научного
общества
(встречи
с
учеными,
экскурсии
в
музей
и
вузы,
экологические
и
этнографические экспедиции, предметные олимпиады и недели, работа научных кружков
и клубов по техническим интересам и т. д.) проектно - исследовательская деятельность
выступает
самой
востребованной.
Именно
целенаправленная,
разносторонняя
работа
такого объединения (от самых юных учеников до учащихся выпускных классов вместе с
педагогами,
работающими
с
детьми
в
этом
направлении)
позволяет
комплексно
и
компетентно решать задачи по развитию школьников от класса к классу, от первичного
уровня освоения исследовательского опыта до его полного применения и демонстрации в
различных ситуациях, исследованиях, научных конференциях и форумах.
В нашей школе организовано школьное научное общество «Новое поколение – 21».
Это добровольное творческое объединение учащихся и педагогических работников, в
котором
учащиеся
стремятся
совершенствовать
свои
знания
в
определенной
области
науки,
искусства,
развивать
свой
интеллект,
приобретать
умения
и
навыки
научно-
исследовательской
и
проектной
деятельности
под
руководством
педагогических
работников школы.
Цели и задачи:
• выявить и поддержать одаренных обучающихся;
•
создать
условия
для
раскрытия
интересов
и
склонностей
обучающихся
к
научно-
исследовательской и проектной деятельности;
• развивать у обучающихся навыки самостоятельной поисковой деятельности;
•
способствовать
формированию
ключевых
образовательных
компетентностей
и
воспитанию высоких нравственных качеств.
Содержание и формы работы общества:
Организация и проведение научно-исследовательских и проектных работ учащихся.
Создание творческих групп для решения конкретных исследовательских задач.
Осуществление
информационного
взаимодействия
через
Интернет
(издание
информационных
бюллетеней,
публикация
проектных
и
исследовательских
работ
учащихся,
опыта
управления
и
организации
проектной
и
исследовательской
деятельности).
Участие
в
Интернет
-
турнирах,
интеллектуальных
марафонах,
олимпиадах,
творческих конкурсах и конференциях различного уровня.
Преподавание
факультативного
курса
«Основы
проектной
и
исследовательской
деятельности».
Организация обучающих семинаров и консультаций для педагогических работников
по вопросам руководства проектной и исследовательской деятельностью учащихся.
Проведение школьной конференции научно-исследовательских и проектных работ
учащихся
Взаимодействия
с
другими
организациями
(высшими
учебными
заведениями,
научными обществами школ, общественными объединениями и др.)
В школьном научном обществе работают факультет «Знатоки наук» (председатель
Федорова
С.Л.)
и
научно-исследовательский
факультет
(председатель
Урвачева
О.В.).
Сопредседателями руководителей факультетов являются учащиеся школы.
Кроме научного общества в школе работают кружки, руководителями которых
являются учителя естественно - научного объединения:
«Спортивные игры» (руководитель Карасев Н.А., учитель физической культуры);
«Юный изобретатель» (руководитель Урвачева О.В., учитель физики);
«Азбука выживания» (руководитель Карасев Н.А., учитель физической культуры);
«Юный исследователь» (руководитель Федорова С.Л., учитель биологии);
«Дебаты» (руководитель Питеева Л.Н., учитель истории);
И на занятиях в кружках, и участвуя в работе научного общества, дети получают
основы
теоретических
и
практических
знаний
проектно
-
исследовательской
деятельности.
Правильная, приведенная в систему работа с детьми имеет должные результаты.
Приведем лишь некоторые примеры: ежегодные призеры и победители
Городской открытой научной конференции школьников памяти академика А.А.
Ухтомского,
Золотаревских краеведческих чтений,
Российской и областной научных конференций «Открытие»
Научно- практической конференции «Молодежная инициатива – основа
регионального развития»,
Научно – технической конференции РГАТУ «Техника успеха» и др.
За активное участие наших детей в различных конкурсах, в военно – патриотических
играх школа поощрена различными грамотами и дипломами. Например, диплом 1 степени
Всероссийского конкурса воспитательных систем ОУ, диплом 2 степени в городской
интеллектуальной игре, посвященной 200-летию победы в Отечественной войне 1812
года, грамотой за активное участие в муниципальной программе «Люблю тебя, моя
Россия!».
Ежегодно
все
Россияне
отмечают
памятную
дату
-
Победа
в
Великой
Отечественной войне.
На уроках истории тема Великой Отечественной войны проходит красной нитью.
Учитель может дать множество различных тем для проектной деятельности.
Другими учителями МО естественнонаучного цикла в рамках проектно -
исследовательской деятельности учащимся школы были предложены следующие темы
исследовательских работ и проектов:
1.
Подвиг сотрудников Всесоюзного института растениеводства в блокадном Ленинграде
(биология);
2.
Врачи в годы Великой Отечественной войны (биология);
3.
Синтез толуола академиком Ю.Г. Мамедалиевым в 1941 г (химия).;
4.
Роль академика Н.Д. Зелинского в развитии нефтехимической промышленности в годы
Великой Отечественной войны (химия);
5.
Ярославский шинный завод в годы Великой Отечественной войны (химия);
6.
Отдельная
мотострелковая
бригада
особого
назначения
(ОМСБОН)
на
службе
Отечеству (физкультура);
7.
Авиация в годы Вов (физика);
8.
Авиаконструкторы в годы Вов (физика);
9.
НПО «Сатурн» в годы Вов (физика);
10. Реактивное движение и «Катюша» (физика)
11. и другие.
Защита
данных
проектов
традиционно
пройдет
на
неделе
предметов
естественнонаучного цикла в конце марта – начале апреля 2018 года. Лучшие работы будут
отобраны, доработаны и рекомендованы для участия на конференциях различного уровня.
Уверены, что именно проектно - исследовательская деятельность закладывает у
учеников потребность
вникать
в
суть
изучаемых
проблем,
ставить
вопросы,
затрагивающие
основы
знаний,
личный,
социальный,
исторический
жизненный
опыт; основы
критического
отношения
к
знанию
и
жизненному
опыту; основы
ценностных
суждений
и
оценок; основы
понимания
принципиальной
ограниченности
знания,
существования
различных
точек
зрения,
взглядов,
характерных
для
разных
социокультурных сред и эпох.