Напоминание

Роль проектно-исследовательской деятельности учащихся в формировании гражданской идентичности на уроках естественно - научного цикла.


Авторы: Федорова Светлана Леонидовна, Урвачева Оксана Валерьевна
Должность: учитель биологии, учитель физики
Учебное заведение: СОШ №21
Населённый пункт: гор. Рыбинск Ярославской области
Наименование материала: Статья
Тема: Роль проектно-исследовательской деятельности учащихся в формировании гражданской идентичности на уроках естественно - научного цикла.
Раздел: полное образование





Назад




Роль проектно-исследовательской деятельности учащихся в формировании гражданской

идентичности на уроках естественно - научного цикла.

Федорова С.Л., учитель биологии,

Урвачева О.В., учитель физики

Одной

из

главных

основ

духовного

единства

российского

государства

был

и

остается

патриотизм.

От

степени

осознания

всеми

гражданами

патриотической

идеи

зависит социальный мир, сплоченность общества и стабильность государства. Все это

обуславливает

особую

важность

укрепления

и

развития

эффективной

системы

патриотического воспитания в школе.

В нашем

понимании

патриотическое

воспитание

-

это

не

только

военно-

патриотическое, а и экологическое, туристско-краеведческое, спортивно-оздоровительное,

трудовое, художественное, развитие творческих и детских объединений и т.п.;

память

прошлого и связь с настоящим. Изучение истории тех мест, где мы жили и живем, где и

как

работали

наши

предки,

с

чего

когда-то

начиналась

наша

Родина,

школа, святая

Великая Отечественная война, что помогало людям при защите нашей страны, как можно

было выжить и победить, герои сегодняшних дней – нас все интересует. Преподаватели,

входящие в состав естественно - научного объединения (это учителя биологии, химии,

физики, истории, географии и физической культуры), постоянно в урочной и внеурочной

деятельности

ведут

работу

по

формированию

гражданственности

и

патриотизма

у

современных школьников.

Важно отметить, что в педагогический науке накоплен значительный практический

опыт патриотического воспитания молодежи. Одним из новых подходов к организации

патриотического воспитания в школе является воспитание патриотизма через проектно -

исследовательскую

деятельность,

о

чем мы

и

хотели

бы

остановиться

в

нашем

выступлении.

Научное общество школьников является одной из эффективных форм организации

научного

творчества

учащихся.

Среди

разнообразных

направлений

работы

научного

общества

(встречи

с

учеными,

экскурсии

в

музей

и

вузы,

экологические

и

этнографические экспедиции, предметные олимпиады и недели, работа научных кружков

и клубов по техническим интересам и т. д.) проектно - исследовательская деятельность

выступает

самой

востребованной.

Именно

целенаправленная,

разносторонняя

работа

такого объединения (от самых юных учеников до учащихся выпускных классов вместе с

педагогами,

работающими

с

детьми

в

этом

направлении)

позволяет

комплексно

и

компетентно решать задачи по развитию школьников от класса к классу, от первичного

уровня освоения исследовательского опыта до его полного применения и демонстрации в

различных ситуациях, исследованиях, научных конференциях и форумах.

В нашей школе организовано школьное научное общество «Новое поколение – 21».

Это добровольное творческое объединение учащихся и педагогических работников, в

котором

учащиеся

стремятся

совершенствовать

свои

знания

в

определенной

области

науки,

искусства,

развивать

свой

интеллект,

приобретать

умения

и

навыки

научно-

исследовательской

и

проектной

деятельности

под

руководством

педагогических

работников школы.

Цели и задачи:

• выявить и поддержать одаренных обучающихся;

создать

условия

для

раскрытия

интересов

и

склонностей

обучающихся

к

научно-

исследовательской и проектной деятельности;

• развивать у обучающихся навыки самостоятельной поисковой деятельности;

способствовать

формированию

ключевых

образовательных

компетентностей

и

воспитанию высоких нравственных качеств.

Содержание и формы работы общества:

Организация и проведение научно-исследовательских и проектных работ учащихся.

Создание творческих групп для решения конкретных исследовательских задач.

Осуществление

информационного

взаимодействия

через

Интернет

(издание

информационных

бюллетеней,

публикация

проектных

и

исследовательских

работ

учащихся,

опыта

управления

и

организации

проектной

и

исследовательской

деятельности).

Участие

в

Интернет

-

турнирах,

интеллектуальных

марафонах,

олимпиадах,

творческих конкурсах и конференциях различного уровня.

Преподавание

факультативного

курса

«Основы

проектной

и

исследовательской

деятельности».

Организация обучающих семинаров и консультаций для педагогических работников

по вопросам руководства проектной и исследовательской деятельностью учащихся.

Проведение школьной конференции научно-исследовательских и проектных работ

учащихся

Взаимодействия

с

другими

организациями

(высшими

учебными

заведениями,

научными обществами школ, общественными объединениями и др.)

В школьном научном обществе работают факультет «Знатоки наук» (председатель

Федорова

С.Л.)

и

научно-исследовательский

факультет

(председатель

Урвачева

О.В.).

Сопредседателями руководителей факультетов являются учащиеся школы.

Кроме научного общества в школе работают кружки, руководителями которых

являются учителя естественно - научного объединения:

«Спортивные игры» (руководитель Карасев Н.А., учитель физической культуры);

«Юный изобретатель» (руководитель Урвачева О.В., учитель физики);

«Азбука выживания» (руководитель Карасев Н.А., учитель физической культуры);

«Юный исследователь» (руководитель Федорова С.Л., учитель биологии);

«Дебаты» (руководитель Питеева Л.Н., учитель истории);

И на занятиях в кружках, и участвуя в работе научного общества, дети получают

основы

теоретических

и

практических

знаний

проектно

-

исследовательской

деятельности.

Правильная, приведенная в систему работа с детьми имеет должные результаты.

Приведем лишь некоторые примеры: ежегодные призеры и победители

Городской открытой научной конференции школьников памяти академика А.А.

Ухтомского,

Золотаревских краеведческих чтений,

Российской и областной научных конференций «Открытие»

Научно- практической конференции «Молодежная инициатива – основа

регионального развития»,

Научно – технической конференции РГАТУ «Техника успеха» и др.

За активное участие наших детей в различных конкурсах, в военно – патриотических

играх школа поощрена различными грамотами и дипломами. Например, диплом 1 степени

Всероссийского конкурса воспитательных систем ОУ, диплом 2 степени в городской

интеллектуальной игре, посвященной 200-летию победы в Отечественной войне 1812

года, грамотой за активное участие в муниципальной программе «Люблю тебя, моя

Россия!».

Ежегодно

все

Россияне

отмечают

памятную

дату

-

Победа

в

Великой

Отечественной войне.

На уроках истории тема Великой Отечественной войны проходит красной нитью.

Учитель может дать множество различных тем для проектной деятельности.

Другими учителями МО естественнонаучного цикла в рамках проектно -

исследовательской деятельности учащимся школы были предложены следующие темы

исследовательских работ и проектов:

1.

Подвиг сотрудников Всесоюзного института растениеводства в блокадном Ленинграде

(биология);

2.

Врачи в годы Великой Отечественной войны (биология);

3.

Синтез толуола академиком Ю.Г. Мамедалиевым в 1941 г (химия).;

4.

Роль академика Н.Д. Зелинского в развитии нефтехимической промышленности в годы

Великой Отечественной войны (химия);

5.

Ярославский шинный завод в годы Великой Отечественной войны (химия);

6.

Отдельная

мотострелковая

бригада

особого

назначения

(ОМСБОН)

на

службе

Отечеству (физкультура);

7.

Авиация в годы Вов (физика);

8.

Авиаконструкторы в годы Вов (физика);

9.

НПО «Сатурн» в годы Вов (физика);

10. Реактивное движение и «Катюша» (физика)

11. и другие.

Защита

данных

проектов

традиционно

пройдет

на

неделе

предметов

естественнонаучного цикла в конце марта – начале апреля 2018 года. Лучшие работы будут

отобраны, доработаны и рекомендованы для участия на конференциях различного уровня.

Уверены, что именно проектно - исследовательская деятельность закладывает у

учеников потребность

вникать

в

суть

изучаемых

проблем,

ставить

вопросы,

затрагивающие

основы

знаний,

личный,

социальный,

исторический

жизненный

опыт; основы

критического

отношения

к

знанию

и

жизненному

опыту; основы

ценностных

суждений

и

оценок; основы

понимания

принципиальной

ограниченности

знания,

существования

различных

точек

зрения,

взглядов,

характерных

для

разных

социокультурных сред и эпох.



В раздел образования