Напоминание

"Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики конца 18 – середины 19 веков"


Автор: Пасевич Антонина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Гуманитарно-педагогический лицей"
Населённый пункт: Ухта, Республика Коми
Наименование материала: учебная программа курса по выбору 9 класс
Тема: "Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики конца 18 – середины 19 веков"
Раздел: полное образование





Назад




МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей»

Рекомендована Утверждаю

Кафедрой словесности Директор МОУ «ГПЛ»

Программа курса по выбору

«Историко-бытовой комментарий к произведениям русской

классики конца 18 – середины 19 веков»

Составлена на основе пособия:

Мещеряковой В.П., Сербул М.Н. «Дела давно минувших дней... Историко-бытовой комментарий

к

произведениям русской классики конца 18 – середины 19 веков». – М.: Дрофа, 2003

.

Составитель: Пасевич А.В.,

учитель русского языка и литературы

Ухта 2017

Программа курса по выбору

«Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики конца 18 – середины 19 веков»

Пояснительная записка

Данный курс интересен тем, кто любит русскую литературу. Это приложение к произведениям Д. И. Фонвизина, Н.М. Карамзина,

А.С.

Грибоедова,

А.С.

Пушкина,

М.Ю.

Лермонтова,

Н.В.

Гоголя,

где

рассматривается

бытовой

фон

с

учётом

исторического,

культурологического, социального, нравственного и речевого аспектов.

Цели данного курса:

- формирование более полное представления о важнейших реалиях прошлого, о жизни, быте, нравах различных сословий;

- расширение представления о литературной ситуации того времени;

-совершенствование умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения.

Задачи данного курса по выбору:

- совершенствовать навыки анализа произведения;

-

создать

заинтересованность

у

учеников

бытовым

в

произведениях

русской

литературы,

учитывая

исторический,

социальный,

нравственный, культурный аспекты;

- продолжать подготовку учащихся к предметной олимпиаде по литературе.

Прогнозируемые образовательные результаты курса:

- более глубокое понимание учащимися изученных произведений,

- развитие умений грамотного и свободного владения устной речью,

- совершенствование и закрепление навыков анализа текста,

- выработка навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

- создание предметно-ориентированных проектов.

Основными организационными формами работы учащихся на данном курсе являются:

- «медленное чтение» текстов произведений;

- работа с критической литературой, справочными материалами, словарями;

- создание групповых и индивидуальных проектов;

консультирование

- написание исследовательских работ. ннннн

Для выполнения поставленных учебно–воспитательных задач предусмотрены формы проведения занятий: урок-лекция, урок-

практикум, урок-беседа, урок представление урок-презентация.

Курс рассчитан на 17 часов.

Содержание программы

Тема №1 (1ч.) Введение. Бытовая культура, обычаи и нравы в литературном произведении.

Тема №2 (2ч.) По страницам комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Жилище

и

одежда

провинциального

помещика.

Помещик

и

крепостные.

Дворянские

привилегии

и

обязанности.

Образование

и

воспитание недоросля.

Сопутствующее повторение: жизнь в усадьбе русского помещика (роман А.С. Пушкина «Дубровский»); вопросы воспитания и

образования в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Тема № 3 (2ч.) По страницам повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Исторические и топографические реалии повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Идеал «естественного человека». Образ жизни

молодого дворянина.

Тема № 4 (2ч.) По страницам комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Москва и москвичи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Прототипы литературных героев. Смысл имён героев. Табель о рангах.

Образование и воспитание девушки в дворянской семье.

Сопутствующее повторение: вопросы воспитания девушки в дворянской семье (по повести А.С. Пушнин «Барышня-крестьянка»)

Тема № 5 (4ч.) По страницам романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Образование и воспитание юноши в дворянской семье. Один день из жизни молодого дворянина. Жизнь Петербурга и Москвы. Театр.

Бал. Быт и нравы поместного дворянства. Дуэль в романе.

Представление книги: Н.Долинина «Почитаем Онегина вместе»

Тема № 6 (2ч.) По страницам романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Кавказская этнография. Города и крепости на Линии. Военный быт на Кавказе. Прототипы романа. Дуэль. Дуэльный кодекс.

Сопутствующее повторение: кавказская тема в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»; дуэль на страницах русской классики

(повесть А.С. Пушнина «Выстрел»).

Представление книги: А.Рощин «Каинова печать»

Тема №7 (2ч.) По страницам поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Жизнь провинциального города. Бал в губернском городе. «Вещные» характеристики персонажей

Итоговое занятие. Проведение зачётной работы (2ч.)

Поурочно-тематический план

Тема занятия

Рассматриваемые

произведения

Сопутствующее

повторение

Форма занятия

Темы и формы текущего

контроля и

самостоятельной

исследовательской работы

(по выбору или учащихся)

1

Введение. Бытовая культура, обычаи

и нравы в литературном

произведении.

Лекция с

элементами

беседы

Выбор формы зачёта по

темам курса по выбору

(исследовательская работа,

создание буклета, проекта,

сообщение по теме,

представление

презентации)

2

Жилище и одежда провинциального

помещика. Помещик и крепостные.

Д.И. Фонвизин

«Недоросль»

А.С. Пушнин

«Дубровский»

Работа с текстом,

словарями.

Создание комментария

(словаря) по теме занятия

3

Дворянские привилегии и

обязанности. Образование и

воспитание недоросля.

Д.И. Фонвизин

«Недоросль»

А.С. Пушкин

«Капитанская

дочка»

Лекция с

элементами

беседы

Конспект лекции

4

Исторические и топографические

реалии повести Н.М. Карамзина

«Бедная Лиза»

Н.М.Карамзин

«Бедная Лиза»

Урок -

исследование

Создание презентации по

теме занятия

5

Идеал «естественного человека».

Образ жизни молодого дворянина.

Н.М.Карамзин

«Бедная Лиза»

Лекция с

элементами

беседы

Конспект лекции

6

Москва и москвичи в комедии А.С.

Грибоедова «Горе от ума». Дом

Фамусова.

А.С. Грибоедов «Горе

от ума»

Работа с текстом

Создание буклета по теме

занятия

7

Прототипы литературных героев.

Смысл имён героев. Табель о рангах.

А.С. Грибоедов «Горе

от ума»

Литературная

табель о рангах

(Чехов)

Урок – поиск

материала по

теме

Сообщения учащихся по

теме занятия

8

Образование и воспитание девушки в

дворянской семье.

А.С.Пушкин «Евгений

Онегин»

А.С. Пушнин

«Барышня-

Урок -

исследование

Подготовка сообщений:

- Воспитание мальчиков в

крестьянка»

дворянской семье

- Воспитание девочек в

дворянской семье

- Образование русского

дворянина

9

Образование и воспитание юноши в

дворянской семье. Один день из

жизни молодого дворянина.

А.С.Пушкин «Евгений

Онегин»

А.С. Пушкин

«Капитанская

дочка»

Представление

книги

Н.Долининой

«Почитаем

Онегина вместе»

Сообщения учащихся по

прочитанным главам книги

Н.Долининой

10

Жизнь Петербурга и Москвы. Театр.

Бал.

А.С.Пушкин «Евгений

Онегин»

А.С. Грибоедов

«Горе от ума»

Е.Баратынский

«Бал»

Урок-практикум

Создание комментария

(словаря) по теме занятия

Создание презентации по

теме занятия

11

Быт и нравы поместного дворянства.

Дуэль в романе.

А.С.Пушкин «Евгений

Онегин»

А.С. Пушнин

«Выстрел»

Урок-практикум

Подготовка тезисов

сообщения «Дуэльный

кодекс»

12

Кавказская этнография. Города и

крепости на Линии. Военный быт на

Кавказе.

М.Ю. Лермонтов

«Герой нашего

времени»

Л.Н. Толстой

«Кавказский

пленник»

Урок -

исследование

Представление

презентации по теме

13

Прототипы романа. Дуэль. Дуэльный

кодекс.

М.Ю. Лермонтов

«Герой нашего

времени»

Представление

книги А.Рощина

«Каинова печать»

Сообщения учащихся по

прочитанной книге

14

Жизнь провинциального города. Бал.

Н.В. Гоголь «Мёртвые

души»

Урок-практикум

Создание буклета по теме

занятия

15

«Вещные» характеристики

персонажей

Н.В. Гоголь «Мёртвые

души»

А.С.Пушкин

«Евгений

Онегин»

Урок-практикум

Создание буклета по теме

занятия

16

Защита проектов, представление

презентаций и исследовательских

работ

17

Список литературы

1.

Долинина Н.Г. Прочитаем Онегина вместе. – Л.: «Детская литература», 1968. -167 с.

2.

Долинина Н.Г. Печорин и наше время. – СПб.: «Лицей», 2002. – 204 с.

3.

Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Пособие для учителя. 2-е изд. – Л.: «Просвещение», 1983. – 415 с.

4.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (18 – начало 19 века). - СПб.: 1994

5.

Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. – Л.: «Просвещение», 1975. – 279 с.

6.

Мещерякова В.П., Сербул М.Н. «Дела давно минувших дней. Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики конца 18 –

середины 19 веков». – М.: Дрофа, 2003. – 378 с.

7.

Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры. Дуэль / Н.А. Марченко // Литература в школе. – 1999. - №2. – С. 19-25.

8.

Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры. Парад. Бал. / Н.А. Марченко // Литература в школе. – 1998. - №2. – С. 62-70.

9.

Полтавец Е.Ю. «Мёртвые души» Н.В. Гоголя: опыт комментированного прочтения. / Е.Ю. Полтавец // Литература в школе. 1998. - №3. – С.78-86.

10.

Рощин А.И. Каинова печать (Записки Н.С. Мартынова). – М.: «Слово», 1991. 125с.

11.

Словарь устаревших слов (По произведениям школьной программы). - М.: «АЙРИС-пресс», 1997. – 258 с.

12.

Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков или Энциклопедия русского быта XIX века. - М.: «Флинта» «Наука», 2007. – 263 с.

13.

Шанский Н.М. По страницам «Евгения Онегина». Комментарий. Факультатив. Олимпиада.- М.: «Дрофа», 2005. – 173 с.

Приложение №1

В процессе работы курса по выбору «Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики конца 18 – середины 19 веков»

(9 класс, второе полугодие) учащимся предлагается форма зачёта на выбор

Написать исследовательскую работу в рамках в рамках данной программы

Приблизительные темы: «Бал на страницах произведений А.С. Грибоедова и А.С.Пушкина»

«Мир русской усадьбы» (По произведениям Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя)

«Воспитание и обучение в дворянских семьях» (По произведениям Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина)

«Дуэль на страницах русской классики» (По произведениям А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова»)

Сделать представление книги

- Н.Долининой «Почитаем Онегина вместе» (жанр аннотации и отзыва),

- А.Рощина «Каинова печать» (жанр аннотации + краткое содержание)

Создать и представить презентации по теме

Исторические и топографические реалии в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Жизнь северной столицы. Театр. Бал. (По страницам «Евгения Онегина»)

Кавказская этнография в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Табель о рангах (Военная табель, штатская табель, придворная табель). Литературная табель.

Создание буклетов по теме занятий (К произведениям А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)

Одна из работ в форме буклета (практико-ориентированнный проект) представлена в приложении №2.

Настасья Петровна Коробочка

(Н.В.Гоголь «Мёртвые души, или

Похождения Чичикова»)

Описание внешности Коробочки

«Женщина пожилых лет, в каком-то

спальном чепце, надетом наскоро, с

фланелью на шее, одна из тех матушек,

небольших помещиц, которые плачутся

на неурожаи, убытки и держат голову

несколько набок, а между тем набирают

понемногу деньжонок в пестрядевые

мешочки, размещенные по ящикам

комодов. В

один

мешочек

отбирают все

целковики, в

другой

полтиннички,

в

третий

четвертачки,

хотя с виду и

Приложение №2

Поместье

Небольшой домик и большой двор Коробочки ,

символически отражающие ее внутренний мир,

— аккуратны, крепки; тес на крышах новый;

ворота нигде не покосились; перина— до

потолка; всюду мухи.

Пейзаж двора усадьбы представляет собой

изобилие птицы и другой «домашней твари» ,

как отметил Чичиков. «Избы, которые хотя и

были выстроены врассыпную и не заключены

в правильные улицы, показали приезжему

довольство жителей и то, что у ней (у

Коробочки) деревушка не маленька» . Хозяйка

продает и мед, и пеньку, и муку, и птичьи

перья. Угощая «покупщика» Чичикова,

Коробочка потчует его такими яствами

патриархальной деревенской кухни, что в ее

благосостоянии никак нельзя усомниться.

Выполнила: Сидорова Ирина,

ученица 9б класс, ГПЛ

кажется, будто бы в комоде ничего нет,

кроме белья, да ночных кофточек, да

нитяных моточков, да распоротого

салопа, имеющего потом обратиться в

платье, если старое как-нибудь прогорит

во время печения праздничных

лепешек со всякими пряженцами или

поизотрется само собою. Но не сгорит

платье и не изотрется само собою:

бережлива старушка, и салопу суждено

пролежать долго в распоротом виде, а

потом достаться по духовному

завещанию племяннице

внучатной сестры вместе со всяким

другим хламом».

Интерьер дома

“Комната была обвешана старенькими

полосатыми обоями; картины с какими-то

птицами; между окон старинные маленькие

зеркала с темными рамками в виде

свернувшихся листьев; за всяким зеркалом

заложены были или письмо, или старая колода

карт, или чулок; стенные часы с

нарисованными цветами на циферблате”.

● Вещи в доме Коробочки, с одной стороны,

отражают ее наивное представление о

пышной красоте, с другой- ее скопидомство.

Встреча Чичикова с Коробочкой

Гостеприимная хозяйка предлагает Чичикову

чаю с дороги, снадобье натереть спину,

наконец,

почесать пятки, но усталый путешественник

просит только постель. Постель мастерица

Фетинья взбила чуть не до потолка, одежду

просушила и вычистила; утром постель была

убрана и в комнате наведен порядок.

Обед

Обед поразил гостя разнообразием: «грибки,

порожки, скородумки, шанишки, пряглы,

блины, лепешки со всякими припеками»,

пресный пирог с яйцом, причем все было

вкусное.

Пороки: упрямая подозрительность,

мелочная хлопотливость, скудоумие,

Сделка купли-продажи

Главная черта характера Коробочки –

мелочная бережливость. Несмотря на

то, что Коробочка на редкость туго

соображает, она довольно деловита,

знает, как торговать, и боится

продешевить. В своей жизни Настасья

Петровна стремится пополнить свое

богатство и извлечь из всего пользу.

Подтверждением всего этого является

эпизод с мертвыми душами. Она так

спокойно торгует мертвыми

крестьянами, как продает другие

предметы хозяйства. Для нее нет

разницы, чем торговать, лишь бы

извлечь из этого прибыль. В

предложении Чичикова продать

мертвые души Коробочку пугает только

цена, она боится, что он обманет ее,

мало заплатит.

Чичиков же умеет находить свой

особый подход к каждому человеку, в

котором заинтересован.

Павел Иванович очень легко меняет

свои манеры поведения, чтобы выгодно

использовать расположения людей, но

при этом он никогда не забывает о своих

целях. Именно эта черта его характера и

помогает ему договориться с

Коробочкой о продаже мертвых душ.

Совершив сделку, Чичиков уезжает к



В раздел образования