Автор: Захарова Айталина Иннокентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - Детский сад №86 "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Работа с родителями по ознакомлению русскоязычных детей с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Саха"
Раздел: дошкольное образование
ЦРР МБДОУ детский сад № 86 «Колокольчик»
Доклад проекта :
«Работа с родителями по ознакомлению русскоязычных детей с
национальной культурой, традициями и обычаями народов
Республики Саха»
Захарова Айталина
Инноекнтьевна
Воспитатель средней
группы«Петушок»
2017г.
1
Тема проекта : «Работа с родителями по ознакомлению русскоязычных
детей с национальной культурой, традициями и обычаями народов
Республики Саха»
Введение
Актуальность: Сегодня
перед
дошкольным
образованием
стоит
сложнейшая
задача
–
воспитать
культурную,
творческую
личность,
умеющую
найти
свое
место
в
сложной,
постоянно
изменяющейся
действительности.
В данных условиях возникает проблема введения народных традиций в
воспитании, обращения к народным традициям и обычаям Республики
Саха.
Целью образования в многонациональной республике является не
только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному
языку,
истории,
этнокультуре,
духовным
ценностям,
воспитание
у
них
культуры межнациональных отношений.
Воспитывая детей в духе народных традиций, можно развить у них
национальное
самосознание,
а
значит,
и
уважение
к
своему
народу.
Человек,
познавший
ценности
национальной
культуры,
научившийся
думать целостно, будет нравственно действовать во благо Отечества.
2
Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на
этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого
начала
их
создания
в
России.
Национальные
черты
характера,
на
формирование
которых
нацелено
воспитание
детей
любого
этноса,
диктуют
свой
особый
стиль
взаимоотношений
между
взрослыми
и
воспитанниками.
Этнокультурное
образование:
Этнокультурное
образование
как
составляющая
общего
среднего
образования,
согласно
Конституции
Российской Федерации в Федеральном государственном образовательном
стандарте учитываются «региональные, национальные и этнокультурные
потребности народов Российской Федерации», которые дают обоснование
формирования этнокультурного образования.
В
«Концепции
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
лично сти
гражданина
Ро ссии»
указаны
базовые
и с точ н и к и
нравственности,
такие
как
патриотизм,
социальная
солидарность,
гражданственность,
семья,
труд
и
творчество,
наука,
традиционные
российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Составляющими
этнокультурного
образования
являются
материальный
мир: вещи, интерьер, одежда, посуда, утварь; духовнонравственный мир:
искусство,
литература,
обряды,
традиции;
невербальное
общение:
поведение, жест, мимика, этикет; социальнокультурная среда: праздник,
состязание., музыка, танцы, песни.
В то же время этнокультурное образование - это система приобщения детей
и
молодежи
к
культурному
наследию
своего
народа,
направленная
на
развитие национального самосознания и этнокультурной идентичности,
воспитание межкультурной толерантности через освоение ценностей этно-
и поликультур, направленных на развитие и нахождение себя в себе.
Цель этнокультурного образования: Воспитание духовно-нравственной
личности, которая знает, уважает и продолжает традиции своей семьи,
3
этноса,
что
зависит
от
качества
этнокультурного
образования,
которое
характеризуется следующими показателями его эффективности:
- соответствие образовательных программ этнокультурного образования
государственным образовательным стандартам и потребностям участников
образовательных отношений;
- ресурсное обеспечение этнокультурного образования в образовательных
учреждениях
-
нормативно-правовое,
учебно-методическое,
кадровое,
материально-техническое, информационно-технологическое;
-
понимание
и
использование
этнокультурных
констант,
овладение
этнокультурными
ценностями,
реализация
приобретенных
навыков
и
опыта.
На
основании
исследований
проблем
этнокультурного
образования
основными его принципами в Республике Саха (Якутия] (РС (Я) могут
быть:
-
принцип
ценностной
ориентации
как
основа
духовно-нравственного
воспитания, который имеет определяющую жизненную значимость для
формирования системы ценностей дошкольников;
- принцип личностно ориентированного подхода в духовно-нравственном
воспитании,
предполагающий
использование
эффективных
форм
и
методов
работы
с
учетом
психологических
особенностей
каждой
возрастной и социальной группы дошкольников;
- принцип воспитания на традициях: культурных, боевых, трудовых.
За
последние
годы
в
дошкольных
и
общеобразовательных
учреждениях
республики
наблюдается
тенденция
роста
интереса
к
этнокультурным
ценностям.
На
основании
Конституций
РФ
и
РС
(Я]
Законы Республики Саха (Якутия] способствуют сохранению и развитию
правового статуса коренных народов республики и возрождению их языков
и культурыРодной язык, литература. Сохраняя родной язык, литературу,
обеспечивая полноценное функционирование двуязычия в образовании, мы
4
создаем
условия
для
сохранения
этнокультурного
образовательного
пространства, где воспитывается личность.
В последние годы отмечается проявление интереса детей к чтению
произведений
фольклора
на
родных
языках.
Отрадно,
что
постепенно
растет
количество
детей,
понимающих
этнокультурные
особенности,
традиции, воспитательные цели национальных праздников.
До
недавнего
времени
считалось
недопустимым
ознакомление
детей
дошкольного возраста с эпическими произведениями устного народного
творчества.
Теперь
во
всех
дошкольных
организациях
приобщаются
к
традициям и обычаям Республики Саха.
Таким образом, развитию этнокультурного образования в Республике Саха
(Якутия)
на
основе
«Традиции
и
обычаи
народов
Саха»
в
условиях
внедрения ФГОС способствуют:
А)
создание
условий
для
развития
этнокультурного
образования
через
нормативноправовые акты;
б)
овладение
родными
языками
и
традиционными
знаниями,
формирующими целостную картину мира;
в) озрождение и развитие родных языков и культур коренных народов
Севера в условиях внедрения ФГОС;
г) воспитание патриотических, трудовых, семейных традиций;
д)
формирование
этнокультурных
ценностей
как
основы
духовно-
нравственного воспитания;
е) самореализация детей в современной реальной жизни;
ж)
использование
современных
технологий
в
формировании
этнокультурной идентичности.
Этнокультурное образование внедряется на основе Закона РС (Я) «Об
учебных программах и учебных изданиях для учреждений дошкольного и
общего среднего (полного) образования Республики Саха (Якутия)» 2008
г.разрабатываются,
издаются
программы
и
учебники
республиканского
5
перечня, в том числе по этнокультурному образованию в соответствии с
российским стандартом.
Анализ
учебно-методического
обеспечения
этнокультурного
образования
в
дошкольных
учреждениях
Республики
Саха
(Якутия)
показал, что в национальных дошкольных учреждениях действует базовая
программа
«Тосхол»,
которая
в
настоящее
время
усовершенствуется
в
соответствии с федеральными государственными требованиями.
Практическая
часть: В
настоящее
время,
принятый
ФГОС
ДО
даёт
возможность на 40 % внедрить национально-региональный компонент в
программу дошкольной организации.
Детский
сад
является
реальным
средством
культурного
возрождения
традиций и обычаи Республики Саха через взаимодействия с родителями.
Поэтому,
я
создала
проект
«
Работа
с
родителями
по
ознакомлению
русскоязычных детей с национальной культурой , традициями и обычаями
народов Республики Саха».
Актуальностью темы является, что родное слово и культура предков это
бесценное богатство у каждого народа. Воспитание детей на родном языке
способствует всестороннему развитию его личности, патриотическому и
нравственному воспитанию, передающему с поколения в поколение.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дает
нам
–
педагогам
много
возможности
в
плане
внедрения
национально-
регионального
компонента.
В
детском
саду
можно
создать
предметно
-пространственную развивающую среду в виде уголка или национальной
комнаты. Все зависит от творческого подхода каждого воспитателя.
Проблема: У современных детей мало знаний и представлений о своей
стране, о людях разных национальностей живущих в ней, об их культуре и
традициях.
Цель:
Воспитание интереса к родной стране, стремление сделать все возможное,
чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа входящего в
6
состав РС(Я). Поэтому, мною была выдвинута цель: приобщить детей, в
сотрудничестве
с
родителями,
к
уникальной
национальной
культуре
народов
Саха,
к
их
традициям
и
обычаям,
нравственно-эстетическим
ценностям.
Задачи: воспитывать интерес к познанию особенностей жизни народ
Саха.
развивать
умения
отражать
полученные
знания
о
национальной
культуре в специально созданной обстановке (игра, театр, музыкально-
литературные импровизации, музей).
развивать
творческие
способности
детей,
через
знакомство
с
национальным народным творчеством.
вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, побуждая
интерес к познанию своих умений и сотрудничеству с ребенком.
просвещение
родителей,
формирование
мотива
сотрудничества:
ребенок-педагог-родитель.
воспитывать культуру поведения в детском саду, на улице, в гостях, в
музее.
Гипотеза:
Взаимодействие
с
родителями
способствует
повышению
интереса
детей к окружающей действительности.
Проект долгосрочный
Совместная деятельность всех участников образовательного процесса
(дети, воспитатели, родители).
В основе проекта лежит деятельность самого ребенка в сотрудничестве с
педагогом
и
родителями,
в
процессе,
которой
добывается
новая
информация.
Методы работы с детьми:
1. словесный;
2. наглядный;
3. практически-исследовательский;
7
4. поисковый;
5. игровой.
Предполагаемый результат исследования:
-дети имеют первичные представления о Республике Саха;
-самостоятельно могут рассказать о природных особенностях, климате,
животном мире, коренных жителях, национальных сказках и т.д.;
- выражают желание дальнейшей деятельности по изучению субъектов
РС(Я);
-
развиваются
психические
процессы,
такие
как:
мышление,
память,
внимание, воображение, умение исследовать, познавать новое.
Планирование деятельности педагог:
-
проводит
анкетирование
родителей
для
выявления
их
отношения
к
воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
-обработка
результатов
анкетирования
родителей
по
патриотическому
воспитанию;
- изучает литературу, интернет ресурсы (факты из истории и т.д.);
- составляет проект по линиям развития посвященный изучению истории
возникновения
Республики
Саха
(Якутия));
о
происхождении
города,
географическом расположении, климате и т.д.; знакомит детей с культурой,
языком, традициями, национальными обрядами;
-использует ТСО;
- подбирает методический и наглядный материал;
-организует выставку творческих работ детей;
-оформляет группу в соответствии с выбранной темой проекта;
-привлекает родителей к поиску и оформлению проекта.
Дети:
- знакомятся с дидактическими и наглядными материалами;
- участвуют в продуктивной, поисковой и игровой деятельности;
- принимают совместное участие с родителями в досуговых мероприятиях;
- знакомятся с художественной литературой;
8
- ищут с родителями материал по теме проекта.
Материалы:
Дидактические,
наглядные
пособия
(карты,
атласы,
картинки,
музыка,
видео
и
т.д.),
современные
средства
ТСО,
научная,
художественная
литература, материалы.
1 этап. Подготовительный
Ц е л ь : разработка
проекта,
создание
организационных
условий
для
положительной реализации проекта.
Формы работы
Изучение методической литературы, опыт работы коллег, сбор материала
(наглядного,
дидактического,
бытового,
художественного),
анализ
материала с электронных ресурсов; изготовление картотеки со списком
литературы,
методической
папки
по
патриотическому
воспитанию
«Традиции и обычаи республики Саха», задания для родителей: создание
макета летнего якутского жилища — урасы; поиск информации, картинок и
т.д.
2 этап. Основной
Цель: создание условий для ознакомления детей с коренным население,
животным и природным миром, традициями и обычаями якутян.
Формы работы
месяц
тема
Ответственные
декабрь
Рассказ
родителя
«Коренные
народы
республики
Саха
(Якутия)»
Оргнизатор: Захарова А.И.
Родитель:
Беседа
«Якутия
–
мой край родной».
Оргнизатор: Захарова А.И.
Родитель:
Январь
Традиции и обычаи
Оргнизатор: Захарова А.И.
Родитель:
Жители тундры
Оргнизатор: Захарова А.И.
9
Родитель:
Февраль
«Национальная
одежда якутов»
Оргнизатор: Захарова А.И.
Родитель:
«
Д е р е в я н н а я
посуда»
«Чорон»
Оргнизатор: Захарова А.И.
Родитель:
Март
Якутский
национальный
музыкальный
инструмент
«Хомус»
Оргнизатор: Захарова А.И.
Родитель:
З н а к о м с т в о
с
героическим
эпосе
«Олонхо»
Э к с к у р с и я
н а
природу
Оргнизатор: Захарова А.И.
Родитель:
Апрель
Фольклор
Оргнизатор: Захарова А.И.
Родитель:
Якутские
настольные игры
Оргнизатор: Захарова А.И.
Родитель:
Май
М а м а ,
п а п а ,
я -
дружная
с е м ь я » .
(Национальные
игры народов Саха)
Оргнизатор: Захарова А.И.
Родитель:
10
Фотовыставка
Национальный
праздник «Ысыах»
Оргнизатор: Захарова А.И.
Родитель:
В
начале
работы
я
провела
беседу
с
детьми
«Мой
город
Якутск». В
результате бесед с детьми мы выявили, что у детей нет знаний о том, чем
занимаются люди, живущие в Якутии, каковы их традиции и обычаи. А
после беседы «Мой город Якутск» убедились в этом еще раз, потому что у
большинства детей крайне мало знаний даже о городе, в котором они
ж и в у т . Родителям
предложила
заполнить
анкету «Нравственно-
патриотическое воспитание дошкольников»
Анкета для родителей
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
1.
Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
воспитание любви к Родине;
воспитание уважения к старшему поколению;
воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
знание истории своей страны;
д р у г о е
-
________________________________________________________
затрудняюсь ответить.
2.
Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
да;
нет;
11
затрудняюсь ответить.
3.
Как,
по
Вашему
мнению,
следует
сформулировать
цель
патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
прививать детям уважение к людям своей страны;
познакомить с обычаями и традициями своего народа;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
расширять представления о родной земле, её столице, городах;
ознакомление с историческим прошлым России;
воспитание
эстетически
нравственных
норм
поведения
и
моральных качеств ребёнка.
4.
Как
Вы
считаете,
кто
несёт
ответственность
за
патриотическое
воспитание детей – педагоги или родители?
______________________________________________________
5.
Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с
символикой государства, традициями, памятными датами?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
6.
Как
Вы
считаете,
актуальна
ли
в
современном
обществе
тема
ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные
традиции?
12
Спасибо за сотрудничество!
Ответы
были
разными.В итоге пришли к такому выводу,
надо
научить ребенка с любовью и уважением относиться к национальным
праздникам,
традициям,
фольклору,
художественным
промыслам,
декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое
ценное из своих культурных достижений, пронесенных сквозь века.
и мы поставили перед собой цель:
Приобщить
детей
к
культуре,
традициям,
обычаям
северян,
воспитывать уважение к их труду.
М ы обратились
к
родителям
с
просьбой
помочь в
подборе
необходимой
литературы:
детской
художественной
литературы,
отражающей национальный фольклор и игры, проводить работу с детьми.
И родители с удовольствием согласились помочь. Эта поисковая работа, в
которую включились педагоги, родители и дети, еще больше объединила
нас, сплотила, дала толчок к дальнейшей творческой работе.
Видя заинтересованность родителей, их эмоциональное отношение, у меня
возникла идея создать в нашем детском саду уголок якутской культуры.
Но чтобы осуществить эту идею, предстоит
еще много работы. Был
составлен перспективный план работы на пол года.
1.Рассказ родителя «Коренные народы республики Саха (Якутия)»
С целью познакомить детей с коренным населением нашей республики
хотим организовать экскурсию в музей. Показать детям о родном крае, о
коренных
жителях
Якутии,
о
занятиях
людей,
традициях,
природе
и
животном мире Якутии. Детям было бы интересно, чтоб они с интересом
рассматривали, как выглядит якутский балаган, различные орудия труда,
старинная якутская одежда и многое другое. Я надеюсь экскурсия в музей
откроет для детей новую неизвестную страницу, с которой им предстояло
познакомиться.
Мы
поставим
перед
собой
цель
-
изучить
научно-
методическую
литературу,
которая
была
опорой
в
работе.
Мы
13
познакомились с работами «Якуты» В. Серошевского, «Этнопедагогика»
Г.Н.Волкова,
«Родной
край»
Р.И.
Жуковского,
«История
Якутии»
А.Н.
Гоголева.
Много
информации
получили
из
работы
Е.Е.
Аммосовой
«Ремесла
предков
вчера
и
сегодня».
Просмотрели
детские
научно-
познавательные
журналы
«Колокольчик»,
детскую
художественную
литературу писателей и поэтов Якутии.
2.
Беседа «Якутия – мой край родной».
Познакомить
детей
с
отличительными
особенностями
родного
края:
длинная зима, короткое лето, особый животный и растительный мир,
многонациональное население республики Саха.
Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, побуждая
интерес
к
познанию
своих
умений
и
сотрудничеству
с
ребенком.
Выпуск стенгазеты. Участие в конкурсе снежных фигур на прогулочном
участке.
3.
Традиции и обычаи республики Саха.
Создать условия дляознакомление детей традициями и обычаями
народов
Саха.
Овладевая
языком
своего
народа,
его
традициями,
обычаями
ребенок
дошкольного
возраста
получает
первые
представления о культуре своего народа.
4.Жители тундры.
Познакомить детей с обитателями тундры: северный олень, полярный
волк,
полярная сова, белый медведь и др. Показать видео сюжеты
обитателей тундры. Организовать дидактические игры.
5. «Национальная одежда якутов»
Познакомить
детей
с
основными
видами
одежды
якутов:
халадай,
бастынга, торбаса, унты и др. Учить определять характерные черты
якутской национальной одежды. Показ национальных костюмов.
6. « Деревянная посуда»
14
Формировать представления о деревянной утвари из дерева. Закреплять
знания
детей
о
свойствах
дерева
как
материала.
Знакомить
детей
с
якутскими национальными промыслами – изготовление изделий из дерева.
Учить
рисовать
национальный
сосуд
«чорон»,
используя
различные
материалы
по
выбору.
Воспитывать
интерес
и
уважение
к
народным
традициям.
7.
Национальный музыкальный инструмент Хомус.
Познакомить с народным музыкальным инструментом – хомусом. Учить
отличать
музыкальное
звучание
хомуса
от
других
музыкальных
инструментов.
Показать
заранее
подготовленную
презентацию,
видео
клипы хомусистов. Организовать выставку хомусов.
8.Знакомство с героическим эпосе «Олонхо»
Олонхо является
мудростью
народа
Саха,
поэтому
требует
внимательного
изучения
материала. Олонхо
развивает
у
детей
родную
речь,
фантазию,
воображение,
память,
воспитывает
нравственные
качества, любовь к родному краю, обогащает словарный запас, ребенок
сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи, что
имеет
немаловажное
значение
в
воспитании
доброжелательных
отношений в группе. Ознакомление с героями, показать видео сюжеты,
организовать выставку героев.
9.«Фольклор»
Фольклор – одна из самых ярких форм выражения народом глубокого
чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.
Через родную песню, сказку, танцы овладевая языком своего народа,
его традициями, обычаями ребенок дошкольного возраста получает
первые представления о культуре своего народа
15
Воспитывать любовь и уважение к музыкальному творчеству народа
Якутии; развивать память, совершенствовать , танцевальные навыки.
Слушание песен, разучивание движений якутских танцев
10.Якутские настольные игры
В
группе
хотим
использовать
народные
настольные
игры
в
самостоятельной
деятельности
и
в
работе
с
родителями.
Организовать
разные
народные
настольные
игры,
сделанные
своими
родителями,
дедушками.
Они
очень
популярны
среди
детей
со
средней
группы.
Предлагаем познакомить детей среднего дошкольного возраста с такими
играми как тырыынка (палочки), тыксаан (фишки), күөрчэх (мутовка)
Развивает у детей
мелкую моторику пальцев, мышления, память,
внимания
ко о р д и н а ц и и
д в и ж е н и я ,
с м е к а л к и ..
З а п о м и н а н и е
последовательности, развитие самостоятельности. Игра позволит развить
логическое мышление и ловкость, глазомер и поможет намного быстрее
выучить счет. Она будет интересна, как детям, так и взрослым.
11.Мама,
папа,
я-дружная
семья».
(Национальные
игры
народов Саха
Фотовыставка, научить упражнениям, которые развивают силу,
быстроту, ловкость, выносливость.
Активное приобщение к физической культуре народа Саха через
нетрадиционные народные игры, бережное отношения к здоровью и
природе.
Родители поддерживают
интерес
детей
к
якутским
национальным играм.
Применение национальных традиционных игр на вне мероприятиях
как
одного
из
эффективных
методов
обучения,
окажет
детям
положительное влияние , как на физическое состояние, так и на
личностные характеристики.
12. Национальный праздник «Ысыах»
Дать
детям
представление,
что
национальный
ысыах–
э т о
уникальное
духовное
богатство
якутского
народа,
символ
якутской
культуры.
Оргнизоватьсилуэты
композиции
"Ысыах",
16
Видиозаписи
,
национальные
блюда,
национальная
посуда,
магнитофон.
Вывод:
Использование
народных
традиций
внеучебной
деятельности
позволяет
уделить
больше
внимания
работе
учащихся
и
выявить те недочеты, которые имеются у детей в знаниях. Таким образом,
приходим к выводу, что занятия проведенные матерями с использованием
народных традиций только приносят положительные результаты.
Проведения матерями внеучебной работы с применением народных
традиций,
отмечено
повышение
уровня
развития,
так
и
повышение
интереса к родной культуре, так как мать заботится о здоровье детей,
создает нормальные условия для жизни и учебы, к которым относятся:
-
развитие
ума,
речи,
памяти
детей,
их
нравственность,
эстетика и этика условий жизни;
-воспитание помощника в семейно-хозяйственных делах, по
уборке дома, по уходу за собой и за младшими братьями и сестрами;
- организация культурного досуга, игр детей, общение другими
детьми, со взрослыми;
-
заботливое
отношение
к
детям,
удовлетворение
их
потребностей;
- наблюдение за развитием личности ребенка, направление его
на
правильное
решение
любых
жизненно
важных
вопросов,
проблем,
которые встречаются.
3 этап. Заключительный
Цель:
Подведение итогов проделанной работы по реализации проекта.
Формы работы:
17
Совместный досуг родителей, детей, воспитателей «Обрядовые праздники.
Национальные игры предков».
Совместное
создание
фото
коллажа
«Вот
так
живут
в
Якутии!»
всех
участников проекта.
Презентация альбома по патриотическому воспитанию «Якутия одна из
республик нашей Родины».
Вывод:
Таким образом, приходим к выводу, что каждый педагог может найти
множество
путей
использования
народных
традиций
в
учебной
и
внеучебной работе в дошкольном возрасте. Главное здесь состоит в том,
чтобы творчески относиться к применению в практической работе системы
занятий, которая разработана для дошкольников.
Используемая литература:
1.
Афанасьева
А.
Б.
Этнокультурное
образование
в
России:
теория,
история,
концептуальные
основы:
монография.
-
СПб.:
Издательство
«Университетский
образовательный
округ
Санкт-Петербурга
и
Ленинградской области», 2009.
2.
Белая
К.Ю.
Художественно-эстетическое
и
социально-нравственное
воспитание дошкольника.
3. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... Нетрадиционные формы
работы по патриотическому воспитанию.
4. Лыкова И.А. Художественное творчество.
5.
Сыпченко
Е.А.
Инновационные
педагогические
технологии.
Метод
проектов в ДОУ.
6 . “НюргунБоотур
Стремительный”-эпос-олонхо
Платона
Ойуунского
перевод на русский язык Владимира Державина. 1982 г.
7. Ченкураева Е. Н. Педагогические условия становления этнокультурного
образования в инновационном образовательном учреждении
18
8.
Филиппова
Н.
И.,
Флегонтова
У.
М.
Результаты
мониторинговых
исследований «Олонхо и современные дети» // Иитии кыьата. - 2011.
19
20
21
Работу по ознакомлению с обычаями и традициями северян мне необходимо продолжить.
Я наметила в следующем году глубже познакомить детей с традиционным праздником
Ысыах и символами Якутии, провести ряд бесед, опираясь на известную легенду о
великом преклонении якутов природе "Сказание о дереве", шире раскрыть тему о
народно-прикладном искусстве (меховая мозаика, изготовление мягкой игрушки, резьба
по кости и дереву). Раздел по физическому здоровью дополнить подвижными играми
силового характера, которые бы способствовали развитию нравственно-волевых качеств
("Перетягивание палки", "Соколиный бой", борьба и др.).
В заключение отмечу, что положительный результат по формированию у детей
представлений о людях разных национальностей, понимания того, что у народов есть
свои культурные традиции, обычаи, речь дает систематичная и планомерная работа. Она
воспитывает чувство дружбы, уважения, симпатии, что оказывает влияние на
формирование личности в целом.
22