Напоминание

"Работа с родителями по ознакомлению русскоязычных детей с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Саха"


Автор: Захарова Айталина Иннокентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - Детский сад №86 "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Работа с родителями по ознакомлению русскоязычных детей с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Саха"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЦРР МБДОУ детский сад № 86 «Колокольчик»

Доклад проекта :

«Работа с родителями по ознакомлению русскоязычных детей с

национальной культурой, традициями и обычаями народов

Республики Саха»

Захарова Айталина

Инноекнтьевна

Воспитатель средней

группы«Петушок»

2017г.

1

Тема проекта : «Работа с родителями по ознакомлению русскоязычных

детей с национальной культурой, традициями и обычаями народов

Республики Саха»

Введение

Актуальность: Сегодня

перед

дошкольным

образованием

стоит

сложнейшая

задача

воспитать

культурную,

творческую

личность,

умеющую

найти

свое

место

в

сложной,

постоянно

изменяющейся

действительности.

В данных условиях возникает проблема введения народных традиций в

воспитании, обращения к народным традициям и обычаям Республики

Саха.

Целью образования в многонациональной республике является не

только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному

языку,

истории,

этнокультуре,

духовным

ценностям,

воспитание

у

них

культуры межнациональных отношений.

Воспитывая детей в духе народных традиций, можно развить у них

национальное

самосознание,

а

значит,

и

уважение

к

своему

народу.

Человек,

познавший

ценности

национальной

культуры,

научившийся

думать целостно, будет нравственно действовать во благо Отечества.

2

Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на

этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого

начала

их

создания

в

России.

Национальные

черты

характера,

на

формирование

которых

нацелено

воспитание

детей

любого

этноса,

диктуют

свой

особый

стиль

взаимоотношений

между

взрослыми

и

воспитанниками.

Этнокультурное

образование:

Этнокультурное

образование

как

составляющая

общего

среднего

образования,

согласно

Конституции

Российской Федерации в Федеральном государственном образовательном

стандарте учитываются «региональные, национальные и этнокультурные

потребности народов Российской Федерации», которые дают обоснование

формирования этнокультурного образования.

В

«Концепции

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

лично сти

гражданина

Ро ссии»

указаны

базовые

и с точ н и к и

нравственности,

такие

как

патриотизм,

социальная

солидарность,

гражданственность,

семья,

труд

и

творчество,

наука,

традиционные

российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Составляющими

этнокультурного

образования

являются

материальный

мир: вещи, интерьер, одежда, посуда, утварь; духовнонравственный мир:

искусство,

литература,

обряды,

традиции;

невербальное

общение:

поведение, жест, мимика, этикет; социальнокультурная среда: праздник,

состязание., музыка, танцы, песни.

В то же время этнокультурное образование - это система приобщения детей

и

молодежи

к

культурному

наследию

своего

народа,

направленная

на

развитие национального самосознания и этнокультурной идентичности,

воспитание межкультурной толерантности через освоение ценностей этно-

и поликультур, направленных на развитие и нахождение себя в себе.

Цель этнокультурного образования: Воспитание духовно-нравственной

личности, которая знает, уважает и продолжает традиции своей семьи,

3

этноса,

что

зависит

от

качества

этнокультурного

образования,

которое

характеризуется следующими показателями его эффективности:

- соответствие образовательных программ этнокультурного образования

государственным образовательным стандартам и потребностям участников

образовательных отношений;

- ресурсное обеспечение этнокультурного образования в образовательных

учреждениях

-

нормативно-правовое,

учебно-методическое,

кадровое,

материально-техническое, информационно-технологическое;

-

понимание

и

использование

этнокультурных

констант,

овладение

этнокультурными

ценностями,

реализация

приобретенных

навыков

и

опыта.

На

основании

исследований

проблем

этнокультурного

образования

основными его принципами в Республике Саха (Якутия] (РС (Я) могут

быть:

-

принцип

ценностной

ориентации

как

основа

духовно-нравственного

воспитания, который имеет определяющую жизненную значимость для

формирования системы ценностей дошкольников;

- принцип личностно ориентированного подхода в духовно-нравственном

воспитании,

предполагающий

использование

эффективных

форм

и

методов

работы

с

учетом

психологических

особенностей

каждой

возрастной и социальной группы дошкольников;

- принцип воспитания на традициях: культурных, боевых, трудовых.

За

последние

годы

в

дошкольных

и

общеобразовательных

учреждениях

республики

наблюдается

тенденция

роста

интереса

к

этнокультурным

ценностям.

На

основании

Конституций

РФ

и

РС

(Я]

Законы Республики Саха (Якутия] способствуют сохранению и развитию

правового статуса коренных народов республики и возрождению их языков

и культурыРодной язык, литература. Сохраняя родной язык, литературу,

обеспечивая полноценное функционирование двуязычия в образовании, мы

4

создаем

условия

для

сохранения

этнокультурного

образовательного

пространства, где воспитывается личность.

В последние годы отмечается проявление интереса детей к чтению

произведений

фольклора

на

родных

языках.

Отрадно,

что

постепенно

растет

количество

детей,

понимающих

этнокультурные

особенности,

традиции, воспитательные цели национальных праздников.

До

недавнего

времени

считалось

недопустимым

ознакомление

детей

дошкольного возраста с эпическими произведениями устного народного

творчества.

Теперь

во

всех

дошкольных

организациях

приобщаются

к

традициям и обычаям Республики Саха.

Таким образом, развитию этнокультурного образования в Республике Саха

(Якутия)

на

основе

«Традиции

и

обычаи

народов

Саха»

в

условиях

внедрения ФГОС способствуют:

А)

создание

условий

для

развития

этнокультурного

образования

через

нормативноправовые акты;

б)

овладение

родными

языками

и

традиционными

знаниями,

формирующими целостную картину мира;

в) озрождение и развитие родных языков и культур коренных народов

Севера в условиях внедрения ФГОС;

г) воспитание патриотических, трудовых, семейных традиций;

д)

формирование

этнокультурных

ценностей

как

основы

духовно-

нравственного воспитания;

е) самореализация детей в современной реальной жизни;

ж)

использование

современных

технологий

в

формировании

этнокультурной идентичности.

Этнокультурное образование внедряется на основе Закона РС (Я) «Об

учебных программах и учебных изданиях для учреждений дошкольного и

общего среднего (полного) образования Республики Саха (Якутия)» 2008

г.разрабатываются,

издаются

программы

и

учебники

республиканского

5

перечня, в том числе по этнокультурному образованию в соответствии с

российским стандартом.

Анализ

учебно-методического

обеспечения

этнокультурного

образования

в

дошкольных

учреждениях

Республики

Саха

(Якутия)

показал, что в национальных дошкольных учреждениях действует базовая

программа

«Тосхол»,

которая

в

настоящее

время

усовершенствуется

в

соответствии с федеральными государственными требованиями.

Практическая

часть: В

настоящее

время,

принятый

ФГОС

ДО

даёт

возможность на 40 % внедрить национально-региональный компонент в

программу дошкольной организации.

Детский

сад

является

реальным

средством

культурного

возрождения

традиций и обычаи Республики Саха через взаимодействия с родителями.

Поэтому,

я

создала

проект

«

Работа

с

родителями

по

ознакомлению

русскоязычных детей с национальной культурой , традициями и обычаями

народов Республики Саха».

Актуальностью темы является, что родное слово и культура предков это

бесценное богатство у каждого народа. Воспитание детей на родном языке

способствует всестороннему развитию его личности, патриотическому и

нравственному воспитанию, передающему с поколения в поколение.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дает

нам

педагогам

много

возможности

в

плане

внедрения

национально-

регионального

компонента.

В

детском

саду

можно

создать

предметно

-пространственную развивающую среду в виде уголка или национальной

комнаты. Все зависит от творческого подхода каждого воспитателя.

Проблема: У современных детей мало знаний и представлений о своей

стране, о людях разных национальностей живущих в ней, об их культуре и

традициях.

Цель:

Воспитание интереса к родной стране, стремление сделать все возможное,

чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа входящего в

6

состав РС(Я). Поэтому, мною была выдвинута цель: приобщить детей, в

сотрудничестве

с

родителями,

к

уникальной

национальной

культуре

народов

Саха,

к

их

традициям

и

обычаям,

нравственно-эстетическим

ценностям.

Задачи: воспитывать интерес к познанию особенностей жизни народ

Саха.

развивать

умения

отражать

полученные

знания

о

национальной

культуре в специально созданной обстановке (игра, театр, музыкально-

литературные импровизации, музей).

развивать

творческие

способности

детей,

через

знакомство

с

национальным народным творчеством.

вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, побуждая

интерес к познанию своих умений и сотрудничеству с ребенком.

просвещение

родителей,

формирование

мотива

сотрудничества:

ребенок-педагог-родитель.

воспитывать культуру поведения в детском саду, на улице, в гостях, в

музее.

Гипотеза:

Взаимодействие

с

родителями

способствует

повышению

интереса

детей к окружающей действительности.

Проект долгосрочный

Совместная деятельность всех участников образовательного процесса

(дети, воспитатели, родители).

В основе проекта лежит деятельность самого ребенка в сотрудничестве с

педагогом

и

родителями,

в

процессе,

которой

добывается

новая

информация.

Методы работы с детьми:

1. словесный;

2. наглядный;

3. практически-исследовательский;

7

4. поисковый;

5. игровой.

Предполагаемый результат исследования:

-дети имеют первичные представления о Республике Саха;

-самостоятельно могут рассказать о природных особенностях, климате,

животном мире, коренных жителях, национальных сказках и т.д.;

- выражают желание дальнейшей деятельности по изучению субъектов

РС(Я);

-

развиваются

психические

процессы,

такие

как:

мышление,

память,

внимание, воображение, умение исследовать, познавать новое.

Планирование деятельности педагог:

-

проводит

анкетирование

родителей

для

выявления

их

отношения

к

воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

-обработка

результатов

анкетирования

родителей

по

патриотическому

воспитанию;

- изучает литературу, интернет ресурсы (факты из истории и т.д.);

- составляет проект по линиям развития посвященный изучению истории

возникновения

Республики

Саха

(Якутия));

о

происхождении

города,

географическом расположении, климате и т.д.; знакомит детей с культурой,

языком, традициями, национальными обрядами;

-использует ТСО;

- подбирает методический и наглядный материал;

-организует выставку творческих работ детей;

-оформляет группу в соответствии с выбранной темой проекта;

-привлекает родителей к поиску и оформлению проекта.

Дети:

- знакомятся с дидактическими и наглядными материалами;

- участвуют в продуктивной, поисковой и игровой деятельности;

- принимают совместное участие с родителями в досуговых мероприятиях;

- знакомятся с художественной литературой;

8

- ищут с родителями материал по теме проекта.

Материалы:

Дидактические,

наглядные

пособия

(карты,

атласы,

картинки,

музыка,

видео

и

т.д.),

современные

средства

ТСО,

научная,

художественная

литература, материалы.

1 этап. Подготовительный

Ц е л ь : разработка

проекта,

создание

организационных

условий

для

положительной реализации проекта.

Формы работы

Изучение методической литературы, опыт работы коллег, сбор материала

(наглядного,

дидактического,

бытового,

художественного),

анализ

материала с электронных ресурсов; изготовление картотеки со списком

литературы,

методической

папки

по

патриотическому

воспитанию

«Традиции и обычаи республики Саха», задания для родителей: создание

макета летнего якутского жилища — урасы; поиск информации, картинок и

т.д.

2 этап. Основной

Цель: создание условий для ознакомления детей с коренным население,

животным и природным миром, традициями и обычаями якутян.

Формы работы

месяц

тема

Ответственные

декабрь

Рассказ

родителя

«Коренные

народы

республики

Саха

(Якутия)»

Оргнизатор: Захарова А.И.

Родитель:

Беседа

«Якутия

мой край родной».

Оргнизатор: Захарова А.И.

Родитель:

Январь

Традиции и обычаи

Оргнизатор: Захарова А.И.

Родитель:

Жители тундры

Оргнизатор: Захарова А.И.

9

Родитель:

Февраль

«Национальная

одежда якутов»

Оргнизатор: Захарова А.И.

Родитель:

«

Д е р е в я н н а я

посуда»

«Чорон»

Оргнизатор: Захарова А.И.

Родитель:

Март

Якутский

национальный

музыкальный

инструмент

«Хомус»

Оргнизатор: Захарова А.И.

Родитель:

З н а к о м с т в о

с

героическим

эпосе

«Олонхо»

Э к с к у р с и я

н а

природу

Оргнизатор: Захарова А.И.

Родитель:

Апрель

Фольклор

Оргнизатор: Захарова А.И.

Родитель:

Якутские

настольные игры

Оргнизатор: Захарова А.И.

Родитель:

Май

М а м а ,

п а п а ,

я -

дружная

с е м ь я » .

(Национальные

игры народов Саха)

Оргнизатор: Захарова А.И.

Родитель:

10

Фотовыставка

Национальный

праздник «Ысыах»

Оргнизатор: Захарова А.И.

Родитель:

В

начале

работы

я

провела

беседу

с

детьми

«Мой

город

Якутск». В

результате бесед с детьми мы выявили, что у детей нет знаний о том, чем

занимаются люди, живущие в Якутии, каковы их традиции и обычаи. А

после беседы «Мой город Якутск» убедились в этом еще раз, потому что у

большинства детей крайне мало знаний даже о городе, в котором они

ж и в у т . Родителям

предложила

заполнить

анкету «Нравственно-

патриотическое воспитание дошкольников»

Анкета для родителей

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

1.

Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

воспитание любви к Родине;

воспитание уважения к старшему поколению;

воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

знание истории своей страны;

д р у г о е

-

________________________________________________________

затрудняюсь ответить.

2.

Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

да;

нет;

11

затрудняюсь ответить.

3.

Как,

по

Вашему

мнению,

следует

сформулировать

цель

патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

прививать детям уважение к людям своей страны;

познакомить с обычаями и традициями своего народа;

формировать бережное отношение к природе и всему живому;

расширять представления о родной земле, её столице, городах;

ознакомление с историческим прошлым России;

воспитание

эстетически

нравственных

норм

поведения

и

моральных качеств ребёнка.

4.

Как

Вы

считаете,

кто

несёт

ответственность

за

патриотическое

воспитание детей – педагоги или родители?

______________________________________________________

5.

Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с

символикой государства, традициями, памятными датами?

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

6.

Как

Вы

считаете,

актуальна

ли

в

современном

обществе

тема

ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные

традиции?

12

Спасибо за сотрудничество!

Ответы

были

разными.В итоге пришли к такому выводу,

надо

научить ребенка с любовью и уважением относиться к национальным

праздникам,

традициям,

фольклору,

художественным

промыслам,

декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое

ценное из своих культурных достижений, пронесенных сквозь века.

и мы поставили перед собой цель:

Приобщить

детей

к

культуре,

традициям,

обычаям

северян,

воспитывать уважение к их труду.

М ы обратились

к

родителям

с

просьбой

помочь в

подборе

необходимой

литературы:

детской

художественной

литературы,

отражающей национальный фольклор и игры, проводить работу с детьми.

И родители с удовольствием согласились помочь. Эта поисковая работа, в

которую включились педагоги, родители и дети, еще больше объединила

нас, сплотила, дала толчок к дальнейшей творческой работе.

Видя заинтересованность родителей, их эмоциональное отношение, у меня

возникла идея создать в нашем детском саду уголок якутской культуры.

Но чтобы осуществить эту идею, предстоит

еще много работы. Был

составлен перспективный план работы на пол года.

1.Рассказ родителя «Коренные народы республики Саха (Якутия)»

С целью познакомить детей с коренным населением нашей республики

хотим организовать экскурсию в музей. Показать детям о родном крае, о

коренных

жителях

Якутии,

о

занятиях

людей,

традициях,

природе

и

животном мире Якутии. Детям было бы интересно, чтоб они с интересом

рассматривали, как выглядит якутский балаган, различные орудия труда,

старинная якутская одежда и многое другое. Я надеюсь экскурсия в музей

откроет для детей новую неизвестную страницу, с которой им предстояло

познакомиться.

Мы

поставим

перед

собой

цель

-

изучить

научно-

методическую

литературу,

которая

была

опорой

в

работе.

Мы

13

познакомились с работами «Якуты» В. Серошевского, «Этнопедагогика»

Г.Н.Волкова,

«Родной

край»

Р.И.

Жуковского,

«История

Якутии»

А.Н.

Гоголева.

Много

информации

получили

из

работы

Е.Е.

Аммосовой

«Ремесла

предков

вчера

и

сегодня».

Просмотрели

детские

научно-

познавательные

журналы

«Колокольчик»,

детскую

художественную

литературу писателей и поэтов Якутии.

2.

Беседа «Якутия – мой край родной».

Познакомить

детей

с

отличительными

особенностями

родного

края:

длинная зима, короткое лето, особый животный и растительный мир,

многонациональное население республики Саха.

Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, побуждая

интерес

к

познанию

своих

умений

и

сотрудничеству

с

ребенком.

Выпуск стенгазеты. Участие в конкурсе снежных фигур на прогулочном

участке.

3.

Традиции и обычаи республики Саха.

Создать условия дляознакомление детей традициями и обычаями

народов

Саха.

Овладевая

языком

своего

народа,

его

традициями,

обычаями

ребенок

дошкольного

возраста

получает

первые

представления о культуре своего народа.

4.Жители тундры.

Познакомить детей с обитателями тундры: северный олень, полярный

волк,

полярная сова, белый медведь и др. Показать видео сюжеты

обитателей тундры. Организовать дидактические игры.

5. «Национальная одежда якутов»

Познакомить

детей

с

основными

видами

одежды

якутов:

халадай,

бастынга, торбаса, унты и др. Учить определять характерные черты

якутской национальной одежды. Показ национальных костюмов.

6. « Деревянная посуда»

14

Формировать представления о деревянной утвари из дерева. Закреплять

знания

детей

о

свойствах

дерева

как

материала.

Знакомить

детей

с

якутскими национальными промыслами – изготовление изделий из дерева.

Учить

рисовать

национальный

сосуд

«чорон»,

используя

различные

материалы

по

выбору.

Воспитывать

интерес

и

уважение

к

народным

традициям.

7.

Национальный музыкальный инструмент Хомус.

Познакомить с народным музыкальным инструментом – хомусом. Учить

отличать

музыкальное

звучание

хомуса

от

других

музыкальных

инструментов.

Показать

заранее

подготовленную

презентацию,

видео

клипы хомусистов. Организовать выставку хомусов.

8.Знакомство с героическим эпосе «Олонхо»

Олонхо является

мудростью

народа

Саха,

поэтому

требует

внимательного

изучения

материала. Олонхо

развивает

у

детей

родную

речь,

фантазию,

воображение,

память,

воспитывает

нравственные

качества, любовь к родному краю, обогащает словарный запас, ребенок

сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи, что

имеет

немаловажное

значение

в

воспитании

доброжелательных

отношений в группе. Ознакомление с героями, показать видео сюжеты,

организовать выставку героев.

9.«Фольклор»

Фольклор – одна из самых ярких форм выражения народом глубокого

чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.

Через родную песню, сказку, танцы овладевая языком своего народа,

его традициями, обычаями ребенок дошкольного возраста получает

первые представления о культуре своего народа

15

Воспитывать любовь и уважение к музыкальному творчеству народа

Якутии; развивать память, совершенствовать , танцевальные навыки.

Слушание песен, разучивание движений якутских танцев

10.Якутские настольные игры

В

группе

хотим

использовать

народные

настольные

игры

в

самостоятельной

деятельности

и

в

работе

с

родителями.

Организовать

разные

народные

настольные

игры,

сделанные

своими

родителями,

дедушками.

Они

очень

популярны

среди

детей

со

средней

группы.

Предлагаем познакомить детей среднего дошкольного возраста с такими

играми как тырыынка (палочки), тыксаан (фишки), күөрчэх (мутовка)

Развивает у детей

мелкую моторику пальцев, мышления, память,

внимания

ко о р д и н а ц и и

д в и ж е н и я ,

с м е к а л к и ..

З а п о м и н а н и е

последовательности, развитие самостоятельности. Игра позволит развить

логическое мышление и ловкость, глазомер и поможет намного быстрее

выучить счет. Она будет интересна, как детям, так и взрослым.

11.Мама,

папа,

я-дружная

семья».

(Национальные

игры

народов Саха

Фотовыставка, научить упражнениям, которые развивают силу,

быстроту, ловкость, выносливость.

Активное приобщение к физической культуре народа Саха через

нетрадиционные народные игры, бережное отношения к здоровью и

природе.

Родители поддерживают

интерес

детей

к

якутским

национальным играм.

Применение национальных традиционных игр на вне мероприятиях

как

одного

из

эффективных

методов

обучения,

окажет

детям

положительное влияние , как на физическое состояние, так и на

личностные характеристики.

12. Национальный праздник «Ысыах»

Дать

детям

представление,

что

национальный

ысыах–

э т о

уникальное

духовное

богатство

якутского

народа,

символ

якутской

культуры.

Оргнизоватьсилуэты

композиции

"Ысыах",

16

Видиозаписи

,

национальные

блюда,

национальная

посуда,

магнитофон.

Вывод:

Использование

народных

традиций

внеучебной

деятельности

позволяет

уделить

больше

внимания

работе

учащихся

и

выявить те недочеты, которые имеются у детей в знаниях. Таким образом,

приходим к выводу, что занятия проведенные матерями с использованием

народных традиций только приносят положительные результаты.

Проведения матерями внеучебной работы с применением народных

традиций,

отмечено

повышение

уровня

развития,

так

и

повышение

интереса к родной культуре, так как мать заботится о здоровье детей,

создает нормальные условия для жизни и учебы, к которым относятся:

-

развитие

ума,

речи,

памяти

детей,

их

нравственность,

эстетика и этика условий жизни;

-воспитание помощника в семейно-хозяйственных делах, по

уборке дома, по уходу за собой и за младшими братьями и сестрами;

- организация культурного досуга, игр детей, общение другими

детьми, со взрослыми;

-

заботливое

отношение

к

детям,

удовлетворение

их

потребностей;

- наблюдение за развитием личности ребенка, направление его

на

правильное

решение

любых

жизненно

важных

вопросов,

проблем,

которые встречаются.

3 этап. Заключительный

Цель:

Подведение итогов проделанной работы по реализации проекта.

Формы работы:

17

Совместный досуг родителей, детей, воспитателей «Обрядовые праздники.

Национальные игры предков».

Совместное

создание

фото

коллажа

«Вот

так

живут

в

Якутии!»

всех

участников проекта.

Презентация альбома по патриотическому воспитанию «Якутия одна из

республик нашей Родины».

Вывод:

Таким образом, приходим к выводу, что каждый педагог может найти

множество

путей

использования

народных

традиций

в

учебной

и

внеучебной работе в дошкольном возрасте. Главное здесь состоит в том,

чтобы творчески относиться к применению в практической работе системы

занятий, которая разработана для дошкольников.

Используемая литература:

1.

Афанасьева

А.

Б.

Этнокультурное

образование

в

России:

теория,

история,

концептуальные

основы:

монография.

-

СПб.:

Издательство

«Университетский

образовательный

округ

Санкт-Петербурга

и

Ленинградской области», 2009.

2.

Белая

К.Ю.

Художественно-эстетическое

и

социально-нравственное

воспитание дошкольника.

3. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... Нетрадиционные формы

работы по патриотическому воспитанию.

4. Лыкова И.А. Художественное творчество.

5.

Сыпченко

Е.А.

Инновационные

педагогические

технологии.

Метод

проектов в ДОУ.

6 . “НюргунБоотур

Стремительный”-эпос-олонхо

Платона

Ойуунского

перевод на русский язык Владимира Державина. 1982 г.

7. Ченкураева Е. Н. Педагогические условия становления этнокультурного

образования в инновационном образовательном учреждении

18

8.

Филиппова

Н.

И.,

Флегонтова

У.

М.

Результаты

мониторинговых

исследований «Олонхо и современные дети» // Иитии кыьата. - 2011.

19

20

21

Работу по ознакомлению с обычаями и традициями северян мне необходимо продолжить.

Я наметила в следующем году глубже познакомить детей с традиционным праздником

Ысыах и символами Якутии, провести ряд бесед, опираясь на известную легенду о

великом преклонении якутов природе "Сказание о дереве", шире раскрыть тему о

народно-прикладном искусстве (меховая мозаика, изготовление мягкой игрушки, резьба

по кости и дереву). Раздел по физическому здоровью дополнить подвижными играми

силового характера, которые бы способствовали развитию нравственно-волевых качеств

("Перетягивание палки", "Соколиный бой", борьба и др.).

В заключение отмечу, что положительный результат по формированию у детей

представлений о людях разных национальностей, понимания того, что у народов есть

свои культурные традиции, обычаи, речь дает систематичная и планомерная работа. Она

воспитывает чувство дружбы, уважения, симпатии, что оказывает влияние на

формирование личности в целом.

22



В раздел образования