Напоминание

"Работа с родителями в период адаптации детей в ДОУ."


Автор: Трушкина Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ Детский сад №200
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Работа с родителями в период адаптации детей в ДОУ."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа с родителями в период адаптации детей в ДОУ.

Адаптация

ребенка

к

новым

социальным

условиям

протекает

очень

болезненно.

Когда

ребенок

первый

раз

приходит

в

детский

сад,

происходит

серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Эта резкая смена условий

существования

может

сопровождаться

тяжелыми

переживаниями,

снижением

игровой и речевой активности, и серьёзно сказывается на здоровье ребенка.

Для ребенка, не посещавшего детский сад, непривычно все: присутствие

незнакомых

взрослых,

отсутствие

близких,

новый

распорядок

дня,

большое

количество детей. Обращение педагогов с детьми также резко отличается от того, к

которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и

вызывает у него бурные реакции.

Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу

у родителей. Переживания ребенка понятны, так как на долгие 4-5 лет детский сад

становится домом для их ребенка. Основная причина волнения чаще всего связана:

- с не пониманием особенностей десткого сада;

-

с

непониманием

того,

как

правильно

подготовить

ребенка

к

новым

социальным условиям;

- с неумением оказать поддержку ребенку, в которой он нуждается.

Цель адаптационного периода – приспособление малыша к новым условиям

его существования.

Задачи:

1.

Благополучное

изменение

физиологической

активности

органов

и

их

систем ребенка в ответ на изменение условий существования.

2.

Благополучное

формирование

новых

социальных

отношений

и

связей

ребенка в группе.

Необходимо

помочь

родителям

овладеть

требующимися

знаниями

и

навыками. Потому что, от того, как пройдет привыкание ребенка к детскому саду,

будет зависеть его здоровье, дальнейшее развитие душевного благополучия. А

основная ответственность за успешную адаптацию ребенка ложится в первую

очередь на плечи мамы и папы.

Когда

мама

приходит

к

нам

в

группу

мы

выходим

к

ней

на

встречу,

познакомиться с ней. Приглашаем маму осмотреть группу, показываем шкафчики,

куда

дети

вешают

свою

одежду.

Затем

приглашаем

ее

в

группу,

обращаем

внимание на игрушки, пособия, книги. Рассказываем чем мы занимаемся с детьми

(играем, рисуем, лепим ,поем, танцуем, читаем книги и рассказываем им сказки).

Дальше предлагаем маме пройти в спальню и осмотреть помещение и кроватку

где

будет

спать

ее

малыш.

Если

у

мамы

возникает

пожелание,

куда

лучше

положить ее ребенка, по возможности выполняем ее просьбу. Далее показываем

туалетную

комнату,

обращаем

внимание,

что

у

каждого

ребенка

есть

свое

полотенце, индивидуальные горшки.

Знакомим маму с режимом дня в детском саду, выясняем, насколько режим

дня

дома

отличается

от

режима

дня

в

детском

саду.

Рекомендуем

маме

ориентироваться на режим детского сада и соблюдать его в выходные дни.

Узнаем у мамы о переживаниях в связи с тем, что ребенок пойдет в детский

сад. Вместе с ней обсуждаем, как облегчить ребенку период привыкания к новой

обстановке. Нам важно, чтобы мама почувствовала , что мы будем подходить к ее

ребенку

индивидуально

и

готовы

принимать

во

внимание

особенности

его

характера.

Мы выясняем как можно больше об особенностях и привычках ребенка, для

этого мы используем анкету «Давайте познакомимся!!!» (Приложение № 1)

Договариваемся о точной дате прихода ребенка в детский сад (желательно

приходить

утром,

к

концу

завтрака,

обязательно

накормив

ребенка

перед

приходом).

В первый день посещения ребенком детского сада мама может остаться с ним

в группе. В этот период она может быть «общей» мамой, играя не только со своим

ребенком ,но и с другими детьми. Чувствуя, что мама не собирается уходить,

ребенок

начинает

обращать

внимание

на

окружающее.

После

длительного

наблюдения,

играет

с

игрушками,

рассматривает

красивых

кукол,

и,

наконец,

решает сам взять одну из них. В близком человеке он видит опору, защиту от

неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться с

окружающим. Все сотрудники нашей группы предупредительны по отношению к

новичку, обращаем внимание на его вредные привычки. Рекомендуем постепенное

посещение детского сада (оставлять ребенка на 2 часа, затем 4, потом до конца сон

часа и на целый день).

По существующим литературным данным, адаптация ребенка к яслям длится

7-10 дней, к детскому саду в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте –

1 месяц.

Не все наши дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в

группу

уверенно,

внимательно

рассматривают

окружающее,

самостоятельно

находят

занятие.

Другие

делают

это

с

меньшей

уверенностью,

но

тоже

не

проявляют

особого

беспокойства.

Они

внимательно

наблюдают

з а

воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети

спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в

группу.

Мы,

воспитатели,

ласково

поглаживаем

его

по

голове,

улыбаемся,

проявляем

внимание,

тогда

ребенок

чувствует

себя

счастливым.

Поведение

ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении со взрослыми, в

получении от него ласки, внимания. И эту потребность удовлетворяем мы, в

котором ребенок находит доброго близкого человека.

Так же постепенно

знакомим ребенка с новыми правилами поведения и

взаимодействия в группе.

Используем игровые методы взаимодействия с ребенком (и игре ребенку

легче устанавливать связь с миром взрослых и с миром вообще, социализация при

этом

происходит

естественно

и

успешно).

В

игре

ребенок

может

открыто

выразить свои эмоции (в том числе и негативные), принять на себя любую роль и

проиграть различные способы поведения.

Создаем

положительную

установку

на

предстоящие

режимные

процессы.

Привыкание к режимным моментам и положительное отношение к ним достигаем

различными методами: на первых порах количество требований минимальным, не

заставляем

ребенка

делать

что-либо

против

его

воли,

ищем

компромиссные

варианты. Сопровождаем умывание, кормление, одевание стихами и потешками

(Приложение №2), используем «живую» игрушку. Предупреждаем о возможных

трудностях, например: «Я знаю, что ты не любишь спать днем, но в детском саду

все детки днем спят. Ты можешь просто полежать с закрытыми глазами».

Перед

сном

читаем

детям

сказки,

поем

колыбельные,

используем

аудиоподборку

(классика

для

малышей,

колыбельные).

Маленькие

дети

могут

взять с собой в кровать

игрушку, принесенную из дома. Используем элементы

телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка).

Адаптация

малыша

к

детскому

саду

очень

сложный

и

ответственный

процесс. Главнее в нем – не навредить ребенку, а способствовать его успешному

психофизиологическому развитию.

Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в

поведении

и

потребности

в

общении

соответствии

с

этим

далее

будут

определяться группы адаптации)

Первый тип адаптации - легкая. Ребенок вливается в новый коллектив

безболезненно, чувствует себя комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама

ведет его в детский сад. Дети с легкой адаптацией, как правило, болеют редко, хотя

в период адаптации физиологические "срывы" все же возможны.

Второй тип адаптации - средняя, когда малыш терпимо переносит походы

в детский сад, может периодически "всплакнуть", но ненадолго. Этот период

может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не

избежать.

Третий тип адаптации – тяжелая, она может длиться месяцами. В этот

период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от

еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо - резкие перепады настроения,

частые срывы и капризы. Малыш очень часто болеет, что связано в первую

очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе

чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.

При

тяжелой

адаптации

возможен

ее

срыв,

который

может

привести

к

психосоматическому заболеванию ребенка.

Несколько признаков того, что ребенок адаптировался:

1. хороший аппетит;

2. спокойный сон;

3. охотное общение с другими детьми;

4. нормальное эмоциональное состояние.

К невротическим реакциям при тяжелой адаптации, можно отнести:

1. рвота;

2. пристрастие к личным вещам;

3. наличие страхов;

4. неуправляемое поведение;

5. стремление спрятаться от взрослых;

6. истерические реакции;

7. тремор подбородка, пальчиков.

Приложение № 1

АНКЕТА «Давайте познакомимся!!!!»

Уважаемые родители!

Детский сад проводит опрос с целью организации более успешного посещения Вашего

ребенка дошкольного учреждения.

Инструкция. Внимательно прочтите вопросы. Впишите свой вариант ответа. В отдельных

вопросах

предложено

несколько

вариантов

ответа.

Выберите

из

них

и

подчеркните

соответствующий. В том случае, если Вы не встретите нужного Вам варианта ответа, допишите

его самостоятельно.

1.Имя, фамилия ребенка, дата рождения.

________________________________________________________

2.Составсемьи___________________________________________

3. К какому режиму дня привык Ваш ребенок?

Просыпается в_____ часов;

дневной сон (один, два): с__ по____ ;

укладывание на ночь в_____ часов.

4.Каков характер засыпания ребенка?

Медленное;

быстрое;

спокойное;

неспокойное:

______________________________________________________ (уточните)

5.Уточните, как ребенок привык засыпать:

Засыпает самостоятельно;

засыпает с помощью взрослого:

а) взрослый укачивает;

б) напевает песни;

в) просто сидит рядом;

г)________________________________________ (другие особенности)

д)Есть ли необходимость поднимать малыша днем во время сна?

Да; Нет.

7.Какой аппетит у ребенка?

Хороший;

неустойчивый;

плохой.

8.Какую пищу предпочитает Ваш ребенок?

Разнообразную;

избирателен в еде;

практически любую, кроме______________________________________________________

предпочитает__________________________________________________

9.Умеет ребенок самостоятельно (уточните):

Одеваться__________________________

Раздеваться________________________

Умываться_________________________

Принимать пищу____________________

играть______________________________

10.Каков обычно характер бодрствования ребенка?

Он активен;

малоактивен;

уравновешен;

пассивен.

11.В каком настроении чаще просыпается ребенок?

обычно он веселый;

спокойный;

раздражительный;

плаксивый;

заторможенный.

12.Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям?

Да, это связано с тем, что________________________________________ ;

нет;

затрудняюсь ответить.

13.С желанием ли ребенок общается с другими детьми:

Да, он инициативен;

нет, уклоняется от общения;

ждет, пока с ним заговорят;

________________________________________ (иной вариант ответа).

14.Каков ребенок в процессе общения со сверстниками?

Спокойный;

уравновешенный;

уступчивый;

вспыльчивый;

склонен быть лидером;

склонен подчиняться другим детям;

15.Охотно ли дети общаются с Вашим ребенком?

Да, охотно;

не совсем;

нет;

затрудняюсь ответить на данный вопрос.

16. Есть ли у ребенка любимая игрушка?

Да, это____________________________________________________ ;

нет; не знаю.

17.Есть ли у ребенка любимая игра (занятие)?

Да, ____________________________ (укажите, какая/ое);

Нет; не знаю.

1 8 К а к

в з р о с л ы е

н а з ы в а ю т

м а л ы ш а

д о м а

л а с к о в о ?

________________________________________________________

19. Есть ли в семье основной воспитатель?

Да, это_____________________________________________________

20.Всегда ли согласует он (она) свои действия с другими членами семьи в отношении

воспитания ребенка

Нет, воспитанием занимаются все члены семьи;

Затрудняюсь ответить.

21.Какие формы поощрения применяются дома__________________

22. Какие виды наказания применяются дома____________________

23. Проводите (проводили ли)беседы с ребенком о предстоящем посещении д/с?

Да, нет

24.

Носит

ли

ребенок

очки,

окклюзию

(если

рекомендовано

врачом)до

начала

посещения Д/С?

Да;

нет;

ношение очков;

окклюзия не рекомендовано врачом.

25. Как вы считаете, хочет ли Ваш ребенок посещать ДОУ?

Да;

нет;

не совсем

Приложение № 2

Потешки

Утро.

Сосны выстроились в ряд,

Клены под окошком.

Входит солнце в детский сад

Светлою дорожкой.

Все осмотрит в добрый час

По-хозяйски зорко!

Окунется в чистый таз,

Ляжет на скатерку.

Окна чистые блестят,

Вымыт пол досчатый.

Просыпайся, детский сад!

Добрый день, ребята!

В. Донникова

Умывание

Таня, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла.

Я уж стол накрыла.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

Руки мой перед едой,

Грязные руки грозят бедой.

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Теплая водичка

Умоет Тане личико,

Пальчики — Антошке,

Сашеньке — ладошки.

Что такое чистым быть?

Руки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из-под ногтей,

Да постричь их поскорей.

Умываться по утрам

И еще по вечерам.

Чисто вымою я уши —

Будут уши лучше слушать.

Отчего блестят глаза?

С мылом умывался я.

Мне еще нужна сноровка,

Чтобы зубы чистить ловко.

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа.

Ай, лады, ай, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Одевание, причесывание

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Хоть с тобой я ссорюсь часто,

Гребешок зубастый,

Здравствуй!

Без тебя нельзя сестричке

Заплести свои косички.

Без тебя пришлось бы брагу

Целый день ходить лохматым

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплёту,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

«Ты расти, расти, коса —

Всему городу краса».

В ДЕТСКОМ САДУ НЕ ПЛАЧЬ О

МАМЕ.

Мама белого Котенка

В детский садик привела.

Но пушистого ребенка

Успокоить не могла.

Стал мяукать он, цепляться

Лапкой за ее подол,

Не хотел в саду остаться,

В группу он никак не шел.

Мама-Кошка торопилась

И, сказав печально: <Ах!>,

От Котенка отцепилась

И сама ушла в слезах.

Нет, не стоит так, ребята,

Громко плакать и кричать:

Мама ведь спешит куда-то,

Мама может опоздать.

Мамы вас всех очень любят,

Долгожданной встречи ждут,

О детишках не забудут -

Обязательно придут!

ВО ВСЕМ СЛУШАЙСЯ

ВОСПИТАТЕЛЯ.

Наш Котенок разревелся

В раздевалке, на полу

Под скамейкою уселся.

Два часа сидел в углу.

Воспитательница Утка

Утешала, как могла,

Но режим в саду - не шутка

И она к другим ушла.

А Котенок слышал группу,

Слышал игры, шутки, смех.

Наконец решил, что глупо

В угол прятаться от всех.

- В группу и меня примите,

Я ревел в последний раз!

Тетя Утка, извините!

Обещаю слушать вас.

Да, не стоит быть упрямым,

Я скажу вам не тая,

Воспитатель вам как мама,

Группа - новая семья.

Наши полотенца.

Мы картинки разные

Сами рисовали,

Их над полотенцами

Сами прибивали.

Полотенце Олино

Саша не возьмет:

С птичкой он не спутает

Синий самолет.

Знает свой кораблик

Боря-новичок,

Миша - землянику,

Машенька - волчок.

У Сережи - яблоко,

У Володи – груша,

А картинку с вишнями

Выбрала Катюша.

Бабочка - у Игоря,

Заяц - у Наташи...

Мы совсем не путаем

Полотенца наши!

Н. Найденова

Тихий час.

Ставни закрываются,

Дети раздеваются.

- Тише, тише, тише, птицы,

Вы не пойте под окном!

В тихий час так сладко спится,

Спят ребята крепким сном.

Вы не цокайте, цикады,

Не трещите - цок-цок-цок!

Отдохнуть ребятам надо,

Надо им поспать часок!

Вы не квакайте, лягушки,

Под окошком у ребят!

Здесь кроватки-раскладушки,

Здесь ребята крепко спят.

Ставни открываются

Дети одеваются…

Расскажите, дети, мне,

Что вы видели во сне?

Е.Тараховская

ПОСЛЕ ТУАЛЕТА ОБЯЗАТЕЛЬНО

МОЙ РУКИ.

Милый друг, запомни это -

Руки после туалета

Вымой теплою водой.

Чтобы не попали в рот,

Чтоб не заболел живот,

Чтоб с тобой, мой друг, беда

Не случилась никогда

СОБИРАЯСЬ НА ПРОГУЛКУ,

ОДЕВАЙСЯ ПОБЫСТРЕЕ.

Пора на прогулку! Спеши одеваться!

Но начал Бобренок так долго копаться!

Уже все оделись, ушли погулять,

А после успели вернуться опять,

А он все сидит в раздевалке: - А я ?

Вы что, без меня погуляли, друзья?

Чтоб не отстать

От веселых друзей,

Учись одеваться,

Мой друг, побыстрей!

ВЫСПАЛСЯ - СПОКОЙНО

ПОДОЖДИ ПОДЪЕМА.

Побудка.

Вот уж солнце заглянуло

И в твоё, дитя, окно,

Над полями развернуло

Золотое полотно.

Встань, взгляни в своё окошко:

В летнем дне полно чудес.

Вот проказница-дорожка

Увела кого-то в лес.

Там по глади небосклона

Солнце тянет самолёт.

На лугу кричат вороны,

Терем-облако плывёт.

В птичьих песнях бьётся радость.

Второпях идёт народ.

Кто куда, а нам — в детсадик.

Ну, вставай-ка, мама ждёт!

П. Мазикин.

Потянушки-потягушки

кто тут сладкий на подушке?

кто тут нежится в кроватке?

чьи тут розовые пятки?

это кто же тут проснулся?

кто так маме улыбнулся?

и кого так любит мама?

вот тут кто любимый самый!

И подушками кидаться.

По кроватям прыгать лихо.

Полежите лучше тихо.

Чтобы перья не летели,

Как февральские метели.

Полежите, помолчите

И подъема подождите.

Крепкий сон ушел от вас.

Если вам уже не спится,

Все ж не стоит веселиться,

И не надо баловаться

На исходе тихий час.

Приложение № 3

Советы родителям:

Чтобы адаптация ребенка к детскому саду была успешной, рекомендуется начать готовить

малыша к саду заранее.

1. Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему мама и

папа хотят, чтобы малыш пошел в детский сад (чтобы было интересно, например) .

2. Показать ребенку детский сад, понаблюдать с малышом за прогулкой ребят, которые уже

ходят

в

садик.

Подробно

рассказать

о

режиме

детского

сада,

чтобы

ребенка

не

пугала

неизвестность.

3. Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные

действия, вовлекать ребёнка в игру.

4. Научить ребенка вместе играть с другими детьми, обмениваться игрушками, прощаться.

5. Не следует в присутствии ребенка выказывать свои страхи по поводу детского сада.

Нужно вселять уверенность в ребенка, что все будет хорошо.

6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребёнок должен уметь:

- самостоятельно садиться на стул;

- самостоятельно пить из чашки;

- пользоваться ложкой;

- активно участвовать в одевании, умывании.

7. Планируйте своё время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребёнком детского

сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо

находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.

8. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми.

Радоваться при встрече с ребёнком, говорить приветливые слова фразы: я соскучилась по тебе;

мне хорошо с тобой. Обнимайте ребёнка как можно чаще.



В раздел образования