Многогранники и тела вращения (прикладная математика)
Автор: Софронова Наталия Валентиновна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОУ "СОШ №2" Населённый пункт: Череповец Наименование материала: конспект Тема: Многогранники и тела вращения (прикладная математика) Раздел: среднее образование
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
Прикладная математика
Тема урока:
«Решение задач о молоке и сыре»
Учитель математики:
Софронова Н.В.
Цель
урока:
формирование
у
учащихся
умений
математического
моделирования
практических задач.
Оборудование:
таблицы данных, стенды, наборы многогранников и тел вращения,
калькуляторы.
Ход урока
I.Организационный момент.
Мотивация познавательной деятельности – сообщение цели урока.
Учитель. На уроке мы решим практические задачи, задачи о молоке, решим их
математическими методами, т.е. научимся выполнять математическое моделирование.
Вопросы:
1.Что мы знаем о молоке?
(Молоко – продукт питания человека; молоко – как сырьё, из которого изготавливают
молочные продукты: сыры, сливочное масло, творог, сметану и т. д.)
2.Какие параметры в повседневной жизни, на практике применяются для оценки качества
молока?
(Вкус, запах, цвет, жирность, плотность, содержание белков и сахара)
3.Какие параметры (характеристики) можно измерить?
(Например, цвет, вкус и запах молока сравнивают с некоторым эталоном, а жирность,
плотность молока можно измерить и выразить с помощью числа и единицы, в которой
выражается эта величина.)
II. Закрепление теоретического материала в процессе решения задач
.
Задача №1.
Стандартная жирность молока в нашей стране 3,2%. В фермерском хозяйстве
«Катран» ежедневно надаивают 100кг молока с жирностью 3,65%. Что необходимо
сделать, чтобы довести молоко до стандартной жирности? Добавить воды или
добавить обрат?
Учитель. Вначале надо уточнить, что такое жирность молока. Жирность молока – это
величина, равная отношению массы жира в молоке (m
ж
) к массе молока (m
м
), выраженная
в процентах, т.е. m
ж
n = ------
.
100%
m
м
Учащиеся. Из формулы видно, что уменьшить жирность молока можно, увеличивая массу
молока, не изменяя массы жира в нем. Это можно сделать, добавляя в молоко воду.
Учитель. Но есть и другие показатели качества молока, например, плотность.
Оказывается, добавление воды в молоко уменьшает его плотность, т.е. плотность
«жирного» молока меньше плотности стандартного молока. Добавив воды в «жирное»
молоко, мы дополнительно уменьшаем его плотность. Но лаборанты с помощью
ареометра легко определяют фальсификацию молока по формуле
d = D + 0,0202(t – 20),
где d – плотность молока, D – показание аэрометра, t – температура молока. Известно, что
плотность молока колеблется в пределах 1,027 – 1,0032, плотность сливок 0,962.
Вопросы:
1.
По какой формуле вычисляется плотность?
(Плотность – величина, равная отношению массы вещества к его объёму, т.е. ρ =m/V.)
2.
В каких единицах выражается плотность молока?
(Согласно формуле плотность выражается в кг/м
3
или г/см
3
.)
Учитель. Плотность молока определяется иначе. Плотность молока – это отношение
массы молока при температуре 20
о
С к массе равного объема дистиллированной воды при
температуре 4
о
С, т.е. d = m
м
/m
в
, где m
м
– масса молока, m
в
– масса воды. Из отношения
видно, что плотность молока задаётся всего лишь числом. Заметим, что определение
понятия «плотность», используемое в животноводстве, не соответствует определению
этого понятия в физике. Вернёмся к задаче. Итак, добавление воды повлияет на плотность,
на содержание белков и т.п. Что же надо добавить в молоко, чтобы довести жирность
молока до стандартной?
Ответ: надо добавить обрат, жирность которого 0,05%.
Вопрос:
Сколько обрата надо добавить, чтобы получить молоко стандартной жирности?
Решение:
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выполнить математическое моделирование
задачи.
Пусть х кг масса обрата, тогда
3,65
.
100 + 0,05х (кг) – масса жира в молоке,
100 + х (кг) – масса молока.
Известно, что жирность молока должна быть 3,2%.
Уравнение: 3,65
.
100 + 0,05х
------------------------ = 3,2
100 + х
Учащиеся самостоятельно решают уравнение и получают:
х = 14
Следует взять 14 кг обрата.
Выводы. Для получения молока с меньшей жирностью необходимо добавлять обрат.
При решении задачи выполняются предварительные математические расчеты с помощью
уравнения первой степени. Отсюда следует, что уравнение первой степени есть
математическая модель практической задачи.
Задача №2.
Сыроделы считают, что при равном объёме сыры шаровой формы лучше сохраняют
свои вкусовые качества, чем сыры формы цилиндра или прямоугольного
параллелепипеда. Почему?
Учитель. Выполним анализ и ответим на вопрос: как может качество сыра зависеть от его
формы?
Ответ. Первоначальные вкусовые качества сыра не зависят от формы сыра. Возможно
позже как-то вкусовые качества меняются, причем у сыров разной формы по-разному.
Вкусовые качества меняются в результате испарения и, возможно, окисления. Из курсов
физики и химии знаем, что процессы испарения и окисления зависят от площади
поверхности тел.
Учитель. Какова математическая модель данной практической задачи?
Чтобы ответить на этот вопрос эту задачу можно сформулировать на языке математики,
геометрии: сравнить площади поверхностей прямоугольного параллелепипеда, цилиндра и
шара, у которых одинаковые объёмы.
Решение.
Пусть сыр имеет форму: а) куба, б) цилиндра, в) шара. Тогда:
а) V = а
3
, а =
3
√V, S
к
= 6а
2
= 6(
3
√V )
2
а
б) V = πR
2
.
2R, V = 2πR
3
, R =
3
√V/2π, S
ц
= 6π ﴾
3
√V/2π﴿
2
в) V =
4
/
3
πR
3
, R =
3
√3V/4π, S
ш
= 4π﴾
3
√3V/4π﴿
2
Cравним S
к
3
, S
ц
3
и S
ш
3
.
S
к
3
= 216V
2
= 54
.
4V
2
S
ц
3
= 54πV
2
S
ш
3
= 36πV
2
Ответ: S
к
> S
ц
> S
ш
, Вкусовые качества сыра шарообразной формы сохраняются лучше,
чем сыров другой формы.
Задача №3.
Желоба для выпойки телят обратом сбивают из двух досок. Под каким углом следует
сбивать доски, чтобы получить желоб наибольшего объема?
Решение.
S = ½ а
2
sinα,
Наибольшее значение sinα = 1, если α = 90
о
.
а
Ответ: 90
о
.
Домашнее задание.
Задача 1. Средняя жирность сливочного масла 80%, а молока 3,5%. Сколько потребуется
молока для получения 1 кг сливочного масла?
Задача 2. Под каким углом следует сбить три одинаковые доски, чтобы получить поилку
наибольшей вместимости?
III. Подведение итогов урока.