Автор: Михеева Людмила Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 3
Населённый пункт: Карелия, г. Медвежьегорск
Наименование материала: конспект занятия НОД в старшей группе для детей с ФФНР
Тема: "Мебель"
Раздел: дошкольное образование
11.02. 2015г.
Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в
старшей группе по теме: «Мебель»
Автор конспекта ННОД: Учитель-логопед МКДОУ «Д/с №2» Михеева Л.В.
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие
Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР
Возраст детей: 6 лет
Коррекционно-образовательные цели. Расширение и углубление представлении о мебели, ее
назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана. Уточнение, расширение и
активизация словаря по теме «Мебель» (мебель, шкаф, диван, кровать, кресло, стол, стул, комод,
стенка, полка, тахта, табурет, пуф, качалка, дверца, ножка, спинка, сиденье, подлокотник;
сидеть,
лежать,
хранить,
убирать,
вешать,
протирать;
деревянный,
кожаный,
мягкий).
Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами).
Совершенствование навыка слогового анализа слов. Закрепление знаний о предложении. Развитие
связной речи. Составление описательных рассказов о предмета мебели по предложенному лого-
педом плану Дифференциация звуков [к]—[х])]
Коррекционно-развивающие
цели.
Развитие
длительного
плавного
выдоха,
диалогической
речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и
общей моторики, координации речи с движением, ловкости.
Коррекционно-воспитательные
цели.
Формирование
навыков
с о т р уд н и ч е с т в а ,
взаимопонимания,
доброжелательности,
самостоятельности,
инициативности,
ответственности.
Воспитание любви и бережного отношения к мебели
Планируемые результаты (целевые ориентиры):
ребёнок может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого
высказывания в ситуации общения, может дифференцировать звуки [к]—[х])]
у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
он способен к волевым усилиям, умеет подчиняться правилам поведения;
проявляет инициативу и самостоятельность в общении, обладает установкой положительного
отношения к другим людям и самому себе;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает
развитым воображением.
.
Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки мебели для детской комнаты и игру-
шек ,контейнер с карандашами, мяч.
Предварительная работа. Экскурсия с родителями в мебельный магазин, составление рассказов о домашней
мебели по предложенному плану. Повторение пальчиковой гимнастки «Много мебели в квартире».
Ход занятия
1. Организационный момент
. [Объявление темы занятия. Со
здание эмоционально положительного фона, Уточнение,
расширение и активизация словаря по теме «Мебель».]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие..
Игра «Озорные игрушки»
. [Совершенствование грамма
тического строя речи (употребление существительных с
предлогами)]
Логопед . У меня в руках игрушка непростая, а игрушка озорная – кошка Сима. Она на месте не
сидит, а по мебели прыгать любит! Будьте внимательны , смотрите, как она прыгает по мебели
будете рассказывать например: Моя кошка прыгнула под стол. Логопед совершает действия с
озорной игрушкой, а дети комментируют действия:
1-й ребенок. Кошка прыгнула на кровать.
2-й ребенок. . Кошка спрыгнула под стул.
3-й ребенок. Кошка прыгнула на окно.
4-й ребенок. Кошка прыгнула в кресло И.т.д
Логопед, Очень хорошо. Молодцы!
1
2. Отгадывание загадок о мебели. [Развитие речевого слуха, мышления.]
Л о го п е д . Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать.
Тот, у кого картинка-отгадка, должен поставить ее на наборное полотно.
Хоть у него четыре ножки,
Не побежит он по дорожке. (Стул.)
В лесу родился, В лесу рос,
В дом пришел. Всех к себе собрал. (Стол)
Я удобный, очень мягкий
Вам не трудно угадать —
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван.)
Если ты устал играть,
То ложишься на… (Кровать)
Л о г о п е д . Молодцы! Вы легко отгадали загадки. Посмотрите на доску, как можно одним
словом назвать то, что вы видите на картинках? Д е т и . Это мебель
3. Упражнение «Хлоп – топ». Координация речи с движением).
Хлоп, хлоп, хлоп.
Топ, топ, топ.
Под кроватью черный кот.
Он залез под кровать (имитация движений лап)
И мешает детям спать (погрозить пальцем).
4. Игра «Помоги Пете», [Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений
письменной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование слоговой
структуры слова (двусложные слова с одним закрытым
слогом: полка, кровать, диван),]
Логопед помещает на магнитную доску картинку.
Логопед. Расскажите, какая мебель стоит в Петиной комнате, Обязательно отметьте, что где стоит.
Рассматривание картины «В детской комнате».
Дети рассматривают картинку и отвечают, где
стоит мебель? (В комнате) Дети называют
предметы мебели
.1-й ребенок. У окна стоит стол.
2-й ребенок. Перед столом стоит кресло.
3-й ребенок. У стены стоит диван.
4-й ребенок. Над диваном висит полка
1-й ребенок. Возле дивана стоит шкаф.
2-й ребенок. Посреди комнаты стоит пуф.
3-й ребенок. На ковре лежат игрушки.
4-й ребенок. Над диваном висит полка.
Логопед. Великолепно! Это было очень
трудное задание.
5. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». [Развитие тонкой моторики,
координации речи с движением]
Раз, два, три, четыре,Загибают пальчики, начиная с больших,
на обеих руках.
Много мебели в квартире.
Сжимают а разжимают кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших
2
А в буфет поставим чашку.
на обеих руках,
Чтобы ноги отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле,
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и
Много мебели в квартире.
стучат кулачками.
6.Игра с мячом «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка звукового анализа слов. Развитие
ловкости]
Приглашаю детей пройти на ковер и образовать круг, а потам берет в руки мяч.
Давайте попробуем разделить названия мебели на слоги. Я буду бросать вам мяч и произносить название
мебели, вы будете ловить мяч, делить название на слоги и возвращать мяч мне.
Делят на слоги слова: шкаф, диван, кровать, кресло, стол, стул, комод, стенка. Логопед оценивает старание
детей и убирает мяч.
Игра «Сели-встали». [Развитие фонематического восприятия (дифференциация туков [к]—[х])]
Логопед предлагает детям свободно разойтись по ковру.
А теперь я проверю, как вы умеете внимательно слушать. Я буду произносить названия мебели, а вы
будете приседать, если услышите звук [к] и вставать на носочки, если услышите звук [х].
Логопед произносит названия мебели (кровать, комод, тахта, стенка, полка, шкаф), а дети выполняют
соответствующие действия.
7.
Игра «Мебельный магазин ». [Развитие связной речи. Составление описательных
рассказов о предмета мебели по предложенному логопедом плану.]
Логопед предлагает детям сесть и выставляет на наборное полотно предметные
картинки с изображениями мебели.
Сейчас мы будем играть в магазин. Я буду продавать мебель. Предметные картинки вам помогут.
На них изображена мебель, которую можно купить
в нашем магазине. Вы должны сказать, что
хотите купить, описать, какой, это предмет: какие у него есть детали, материал, цвет; для чего
нужен.. Начинаайте свой рассказ со слов я хочу купить...
- Я хочу купить стул. У стула есть ножки, сиденье, спинка. Стул сделан из дерева, спинка и
сиденье оббиты тканью. Он коричневого цвета, а сиденье и спинка – фиолетового. Стул нужен для
гостиной На стуле можно сидеть, отдыхать, работать.
Аналогично составляют рассказы все дети.
Молодцы! Вы все сумели купить себе мебель.
8 . . Игра-соревнование
«Кто
скорее?» [Развитие
тонкой
моторики,
тактильной
чувствительности.]
Логопед убирает картинки и раздает детям карточки с контурным изображением стула.
Это стул. Сиденье, спинка,
А на спинке две картинки.
А еще четыре ножки.
Чтоб сидеть под стулом кошке.
Давайте все вместе произнесем сначала тихо, а потом громко.
Напоследок я хочу предложить вам поучаствовать в соревновании. Посмотрим, кто
первым выложит контур стула фасолью.
Дети выполняют задание и определяют победителя.
9. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям ссыпать фасоль в контейнеры и убирает карточки и контейнеры. Он
положительно оценивает деятельность всех детей и предлагает им перечислить понравившиеся
игры.
3