Напоминание

"Музыка, живущая рядом"


Автор: Медовник Марина Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Приморский край Лазовский район село Лазо
Наименование материала: КОНСУЛЬТАЦИЯ
Тема: "Музыка, живущая рядом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Музыка, живущая рядом»

Музыкальное

воспитание

детей

нужно

начинать

с

познания

элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку.

Чтобы импровизировать в звуках не надо ничего специально знать и уметь.

Музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, и они хотят

играть сами, дети познают мир через игру, поэтому надо им дать в руки

музыкальные

инструменты,

пусть

даже

самые

простые:

погремушки,

барабаны, бубны, трещотки, колотушки, деревянные ложки, колокольчики.

Шумовые

инструменты

это

самое

привлекательное,

что

есть

для

маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям начиная с

самого раннего возраста. Как известно, разнообразие шумовых инструментов

народов

мира

велико.

Это

удивительно

красочный

ансамбль,

да

и

сам

шумовой инструмент выглядит очень нарядно. Внешняя привлекательность и

необычность

инструмента

главное,

что

определяет

интерес

к

нему

и

желание

взять

его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид

инструментов,

но

и

то,

что

они

могут сами,

без

чьей-либо

помощи

извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми

инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами

педагогического успеха в работе с ними.

Разнообразие

шумовых

и

ударных

инструментов трудно

даже

перечислить:

треугольники,

бубенцы

и

колокольчики,

браслеты

с

ними,

пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы

и тон-блоки, маракасы, ручные барабаны, литавры, ручные тарелки и многие

другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это

самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков. Дополняют

э т о т

а н с а м б л ь

к с и л о ф о н ы

и

м е т а л л о ф о н ы .

О б ы ч н о

и х

называют «орфовскими» инструментами.

Карл

Орф (1895-1982)

был

композитором,

довольно

известным

и

почитаемым

ещё

при

жизни.

Его

музыка

завораживала

магией

ритма,

диковинными

инструментами

оркестра,

танцующим

хором

и

стала

для

современников символом простоты и яркой театральности.

Но

действительную

мировую

славу

ему

принесли

не

его

сочинения,

а

созданная им система музыкального воспитания. Оказалось, что не только

Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах могут называться композиторами, но

и

совсем

маленькие

дети.

Они

тоже

способны

создавать

музыку

и

импровизировать

на

специально

созданных

для

этой

цели

орфовских

инструментах.

Орфовские

инструменты

являются

скорее

аккомпанирующими,

чем

мелодическими.

Они

чудесно

дополняют

негромкое

детское

пение.

Техническая

лёгкость

игры

на

шумовых

и

орфовских

инструментах,

их

способность тот час же откликаться на любое прикосновение располагают и

побуждают

детей

к

звукокрасочной

игре,

а

через

неё

к

простейшей

импровизации.

Таким

образом,

орфовские

и

шумовые

инструменты

позволяют

всем

детям,

независимо

от

способностей,

участвовать

в

музицировании.

Каждому

ребёнку

в

этом

ансамбле

может

быть

найдена

подходящая роль.

Обязательным

является

использование

на

всех

с ту п е н я х

обучения с а м о д е л ь н ы х

ш у м о в ы х

и н с т р у м е н т о в . Самодельные

инструменты

позволяют

начать

процесс

приобщения

детей

к

музыке

в

отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что

«голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные

инструменты и конструировать их вместе с детьми просто и мудро: детские

музыкальные

инструменты

на

первоначальной

ступени

должны

быть

игрушками

в

прямом

и

высоком

значении

этого

слова.

Музыкальными

игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как

рождаются звуки.

Игровое

исследование

звучащего

мира

начинается

в

самом

раннем

детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки,

свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить

руку

и

услышать

чудесный

шорох.

Раздражающие

взрослых

звуки

доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если

получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из

которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального

инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и

расчёска.

Детский

игровой

мир

озвучен

простейшими

инструментами

(звучащими

предметами).

Цель

этой

инструментальной

игры

импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце

и

«дребезжание»

на

какой-нибудь

железке

вполне

символично

соответствует торжественности природного явления. Появляется кикимора –

дети

голосом

или

на

свистульке

тут

же

неподражаемо

изобразят

её

причитание.

Поэтому

в

группе

для

творческого

музицирования

будут

уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая

бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковой банки.

Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет,

бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими

семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки

железа,

повешенные

на

прутик,

и

стручки

различных

растений.

В

современной жизни возможностей для звукотворчеста неизмеримо больше.

Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать.

Для изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно:

Бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);

Деревянные

кубики,

карандаши,

катушки,

палочки

разной

толщины,

брусочки;

Коробочки

из

разных

материалов

(картонные,

пластмассовые,

металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);

Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них,

крупа, камешки, ракушки;

Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки,

палочки, гайки, кольца и пр.);

Металлические банки разных размеров;

Стеклянные бутылки и фужеры;

Пуговицы,

шарики,

резиночки,

колокольчики,

пустые

тюбики

от

губной

помады, расчёски и многое другое, из чего можно извлечь звуки.

Такие инструменты-игрушки можно сделать дома, вместе с детьми.

Все, что нас окружает, может звучать:

· пустая картонная коробка с деревянными палочками – барабан;

· пластмассовая коробочка, наполненная любой крупой или футлярами из

яиц (киндер-сюрприз) – это погремушка, маракас;

· пустая баночка из-под йогурта, внутри которой подвешена на нитке бусина

– это колокольчик;

· трубочки для коктейля разного размера, закрытые с одной стороны и

склеенные между собой – это свирель, дудка.

Изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает

изобретательность

детей,

но

и

позволяет

сделать взаимоотношения

родителей с детьми более интересными и плодотворными.

Используя самодельные инструменты, дети лучше понимают, откуда

берется

звук

и

легче

находят

способы

звукоподражания

сказочным

персонажам, звукам природы, животным.

«Звуковая сказка»

барабан – это гремит гром или идет медведь;

колокольчик – капли дождя, капель;

шуршание бумаги – ветер или падающие листья;

расческа – жужжание пчел;

пластмассовый

стаканчик,

если

его

мять

рукой

будет

звучать

как

звук

сломанной ветки;

терка с наперстком – звук пилы.

Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир

звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в

процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью,

удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.

Консультацию для вас подготовила музыкальный руководитель

Медовник М.А.

с. Лазо 2018г.



В раздел образования