Автор: Медовник Марина Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Приморский край Лазовский район село Лазо
Наименование материала: КОНСУЛЬТАЦИЯ
Тема: "Музыка, живущая рядом"
Раздел: дошкольное образование
«Музыка, живущая рядом»
Музыкальное
воспитание
детей
нужно
начинать
с
познания
элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку.
Чтобы импровизировать в звуках не надо ничего специально знать и уметь.
Музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, и они хотят
играть сами, дети познают мир через игру, поэтому надо им дать в руки
музыкальные
инструменты,
пусть
даже
самые
простые:
погремушки,
барабаны, бубны, трещотки, колотушки, деревянные ложки, колокольчики.
Шумовые
инструменты –
это
самое
привлекательное,
что
есть
для
маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям начиная с
самого раннего возраста. Как известно, разнообразие шумовых инструментов
народов
мира
велико.
Это
удивительно
красочный
ансамбль,
да
и
сам
шумовой инструмент выглядит очень нарядно. Внешняя привлекательность и
необычность
инструмента
–
главное,
что
определяет
интерес
к
нему
и
желание
взять
его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид
инструментов,
но
и
то,
что
они
могут сами,
без
чьей-либо
помощи
извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми
инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами
педагогического успеха в работе с ними.
Разнообразие
шумовых
и
ударных
инструментов трудно
даже
перечислить:
треугольники,
бубенцы
и
колокольчики,
браслеты
с
ними,
пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы
и тон-блоки, маракасы, ручные барабаны, литавры, ручные тарелки и многие
другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это
самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков. Дополняют
э т о т
а н с а м б л ь
к с и л о ф о н ы
и
м е т а л л о ф о н ы .
О б ы ч н о
и х
называют «орфовскими» инструментами.
Карл
Орф (1895-1982)
был
композитором,
довольно
известным
и
почитаемым
ещё
при
жизни.
Его
музыка
завораживала
магией
ритма,
диковинными
инструментами
оркестра,
танцующим
хором
и
стала
для
современников символом простоты и яркой театральности.
Но
действительную
мировую
славу
ему
принесли
не
его
сочинения,
а
созданная им система музыкального воспитания. Оказалось, что не только
Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах могут называться композиторами, но
и
совсем
маленькие
дети.
Они
тоже
способны
создавать
музыку
и
импровизировать
на
специально
созданных
для
этой
цели
орфовских
инструментах.
Орфовские
инструменты
являются
скорее
аккомпанирующими,
чем
мелодическими.
Они
чудесно
дополняют
негромкое
детское
пение.
Техническая
лёгкость
игры
на
шумовых
и
орфовских
инструментах,
их
способность тот час же откликаться на любое прикосновение располагают и
побуждают
детей
к
звукокрасочной
игре,
а
через
неё
к
простейшей
импровизации.
Таким
образом,
орфовские
и
шумовые
инструменты
позволяют
всем
детям,
независимо
от
способностей,
участвовать
в
музицировании.
Каждому
ребёнку
в
этом
ансамбле
может
быть
найдена
подходящая роль.
Обязательным
является
использование
на
всех
с ту п е н я х
обучения с а м о д е л ь н ы х
ш у м о в ы х
и н с т р у м е н т о в . Самодельные
инструменты
позволяют
начать
процесс
приобщения
детей
к
музыке
в
отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что
«голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные
инструменты и конструировать их вместе с детьми просто и мудро: детские
музыкальные
инструменты
на
первоначальной
ступени
должны
быть
игрушками
в
прямом
и
высоком
значении
этого
слова.
Музыкальными
игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как
рождаются звуки.
Игровое
исследование
звучащего
мира
начинается
в
самом
раннем
детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки,
свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить
руку
и
услышать
чудесный
шорох.
Раздражающие
взрослых
звуки
доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если
получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из
которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального
инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и
расчёска.
Детский
игровой
мир
озвучен
простейшими
инструментами
(звучащими
предметами).
Цель
этой
инструментальной
игры
– импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце
–
и
«дребезжание»
на
какой-нибудь
железке
вполне
символично
соответствует торжественности природного явления. Появляется кикимора –
дети
голосом
или
на
свистульке
тут
же
неподражаемо
изобразят
её
причитание.
Поэтому
в
группе
для
творческого
музицирования
будут
уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая
бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковой банки.
Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет,
бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими
семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки
железа,
повешенные
на
прутик,
и
стручки
различных
растений.
В
современной жизни возможностей для звукотворчеста неизмеримо больше.
Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать.
Для изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно:
Бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);
Деревянные
кубики,
карандаши,
катушки,
палочки
разной
толщины,
брусочки;
Коробочки
из
разных
материалов
(картонные,
пластмассовые,
металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);
Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;
Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них,
крупа, камешки, ракушки;
Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки,
палочки, гайки, кольца и пр.);
Металлические банки разных размеров;
Стеклянные бутылки и фужеры;
Пуговицы,
шарики,
резиночки,
колокольчики,
пустые
тюбики
от
губной
помады, расчёски и многое другое, из чего можно извлечь звуки.
Такие инструменты-игрушки можно сделать дома, вместе с детьми.
Все, что нас окружает, может звучать:
· пустая картонная коробка с деревянными палочками – барабан;
· пластмассовая коробочка, наполненная любой крупой или футлярами из
яиц (киндер-сюрприз) – это погремушка, маракас;
· пустая баночка из-под йогурта, внутри которой подвешена на нитке бусина
– это колокольчик;
· трубочки для коктейля разного размера, закрытые с одной стороны и
склеенные между собой – это свирель, дудка.
Изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает
изобретательность
детей,
но
и
позволяет
сделать взаимоотношения
родителей с детьми более интересными и плодотворными.
Используя самодельные инструменты, дети лучше понимают, откуда
берется
звук
и
легче
находят
способы
звукоподражания
сказочным
персонажам, звукам природы, животным.
«Звуковая сказка»
барабан – это гремит гром или идет медведь;
колокольчик – капли дождя, капель;
шуршание бумаги – ветер или падающие листья;
расческа – жужжание пчел;
пластмассовый
стаканчик,
если
его
мять
рукой
будет
звучать
как
звук
сломанной ветки;
терка с наперстком – звук пилы.
Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир
звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в
процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью,
удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.
Консультацию для вас подготовила музыкальный руководитель
Медовник М.А.
с. Лазо 2018г.