Автор: Смирнова Любовь Владимировна
Должность: воспитатель l квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Д/С№4"
Населённый пункт: г.Касимов,Рязанская область
Наименование материала: презентация
Тема: Родители и педагоги : "Методология взаимодействия" (из опыта работы )
Раздел: дошкольное образование
Родители и педагоги:
методология взаимодействия
(Из опыта работы)
Смирнова Любовь
Владимировна - воспитатель
МБДОУ ДС № 4,
1 квалификационная
категория,
стаж работы – 8 лет
Касимов, 2014 год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4» Муниципального образования городской округ –
город Касимов
«Детство – важнейший период
человеческой жизни, не подготовка к
жизни, а настоящая яркая самобытная,
неповторимая жизнь. И от того, как
прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в
детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира, - от этого в
решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
Сухомлинский Василий Александрович
2
«В семье открываются в душе ребёнка
главные источники его будущего счастья и
ненастья. Ребёнок становится маленьким
человеком, из которого впоследствии
разовьётся великая личность или, быть
может, низкий проходимец»
Иван Александрович Ильин
3
семья
ребёнок
ребёнок
4
В современных семьях наблюдается
Уменьшение воспитательных ресурсов родителей
Снижение качества и количества речевого общения
Авторитарность родителей, использование ими телесных наказаний
В воспитании не всегда преобладает материнский инстинкт
Возникает феномен социального сиротства
5
Всё это сказывается на:
•
Ухудшении физического,
психического и социального здоровья
детей.
•
Дети капризны, агрессивны,
гиперактивны, потому что «заброшены»
родителями.
•
Их потребность в привязанности,
близости не удовлетворена.
6
Какими бы прекрасными не были наши
дошкольные учреждения, самыми главными
мастерами, формирующими разум, мысли и
чувства малышей, являются мать и отец»
Василий Александрович Сухомлинский
7
Цель –
перевести воспитание в семье на
новую, более высокую ступень
:
привлечь родителей к
педагогическому взаимодействию
с ребёнком, помочь им стать ему
настоящим другом и
авторитетным наставником.
8
Помочь родителям осознать то, что именно они –
главные воспитатели своего ребёнка, а детский сад их
верный помощник в этом.
Научить родителей понимать своего ребёнка и
принимать его таким, какой он есть.
Устанавливать партнёрские взаимоотношения с семьёй
каждого воспитанника. Создать атмосферу
взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
поддержки.
Обеспечить преемственность в воспитании и обучении
детей между дошкольным учреждением и семьёй.
Активизировать и обогащать воспитательные умения
родителей. Знакомить родителей с эффективными
методами и приёмами воспитания и обучения детей.
Задачи:
9
Документы регламентирующие
взаимодействие с семьей:
1.«Концепция дошкольного воспитания»
2. «Семейный кодекс Российской
Федерации»
3. «Типовое положение о дошкольном
образовательном учреждении»
4. Закон «Об образовании»
5.Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС)
Документы регламентирующие
взаимодействие с семьей:
1.«Концепция дошкольного воспитания»
2. «Семейный кодекс Российской
Федерации»
3. «Типовое положение о дошкольном
образовательном учреждении»
4. Закон «Об образовании»
5.Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС)
10
Изучение
семьи
Просвещения и
образования
родителей
Формы
и методы
работы с семьёй
Совместной
деятельности
педагогов,
детей и
родителей
11
12
Формы и методы
изучения семьи
13
Источником знаний о семье является
социально – педагогическая
диагностика,
которая предполагает
использование
разнообразных методов и форм.
14
метод сбора информации путём
письменных ответов на
поставленные вопросы???
а н к е т и р о в а н и е
15
1. Обращение к родителям
2. Преамбула
3. Рабочее поле анкеты
16
Правила составления рабочего поля анкеты:
Руководствуйтесь девизом «Чем меньше вопросов» – тем
больше шансов получить ответы на них» Оптимальное
количество вопросов - не больше 10-12.
Излагайте вопросы в определённой последовательности.
Вначале следует задавать вопросы, определяющие уровень
осведомлённости родителей в исследуемой области. Затем
включаются разминочные более лёгкие вопросы, и, наконец,
предлагаются наиболее трудные вопросы, включающие
различные шкалы, варианты ответов, либо открытые вопросы.
При формулировке вопросов старайтесь не использовать
малоизвестные родителям термины, два вопроса в одном
предложении.
Старайтесь формулировать вопросы в нейтральной
тональности, не навязывайте родителям своё мнение.
Прежде, чем использовать анкету, апробируйте её:
предложите ответить на поставленные вопросы воспитателям,
знакомым, некоторым родителям.
17
метод познания и исследования,
используемый при изучении внешних
проявлений поведения родителей (других
членов семьи) и детей без вмешательства со
стороны.
н а б л ю д е
н и е
18
Этот метод даёт возможность для
наблюдения семьи в естественных
условиях, получения информации о семье
(её ценностных ориентациях, детско –
родительских отношениях, традициях)
п о с
е
щ е
н и е
с е м ь и
19
20
Можно:
Заранее предупредить родителей о своём приходе,
выбрав удобный для обеих сторон день.
Говорить о ребёнке, о развитии его.
Внимательно слушать родителей, сопереживать им.
Предлагать помощь в преодолении трудностей в
воспитании ребёнка.
Просить совета в вопросах взаимодействия с ребёнком.
Благодарить за представленную возможность
познакомиться с родным домом ребёнка.
Нельзя:
Опаздывать и приходить раньше, а также отменять
встречу без согласования.
Говорить с родителями в категорическом,
назидательном тоне.
Предъявлять в беседе с родителями отрицательный
образ ребёнка.
Проявлять излишнее любопытство к супружеским
отношениям в семье.
Вести во время беседы записи (они могут вызывать
раздражение, недоверие, отвлечь от темы разговора).
21
Метод получения и корректировки
информации на основе общения.
б е с е д а
22
23
24
Никогда не начинайте разговор с родителями с указания
на отрицательные моменты в поведении ребёнка.
Отметьте сначала положительные факты его жизни.
Замечания, жалобы родителей, их сомнения
выслушивайте внимательно, спокойно и терпеливо.
Если есть необходимость укажите на ошибки родителей,
делая это тактично.
Вселяйте в родителей веру в своего ребёнка.
Не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал
их опыт в воспитании детей.
Щадите самолюбие родителей.
Давайте точные, конкретные ответы, обоснованные
советы.
Как
общаться
с
рассерженным
родителем
.
Показать собеседнику своё уважение к нему, отметив вслух факт
существования раздражения, гнева («Я вижу, вы разгневаны»), и дать ему
возможность выговориться;
Настойчиво, спокойно обозначить границы, установить их («Я вижу, вы
сердиты, однако я выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не
готова и не стану»);
Исходя из ситуации, сделать необходимое, зависящее от вас решение, в
том числе предложить партнёру по общению такие действия, которые
помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть,
выпить воды и т.п.)
Избегать скоропалительных выводов, типа «вечно у вас так», всё время
вы так» и т.п.
Встретиться с родителем, который был в разгневанном состоянии
на следующий день после общения с ним, ведь большинство из нас
нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не
пострадали.
25
Родительское сочинение –
метод исследования семьи, позволяющий
увидеть точку зрения родителя по
определённому вопросу или проблеме.
Интервью с ребёнком
+
26
Формы и методы изучения
семьи
Анкетирование
Встречи - знакомства
Наблюдение
Беседа
Интервью с
детьми
Родительское
сочинение
Дни открытых дверей
Посещение семьи
27
Паспорт семьи
28
Формы и методы
просвещения (образования
родителей)
29
р о д и т е л ь с к о е
с о б р а н и е
Целесообразная и действенная форма работы
воспитателя с коллективом родителей, организованного
ознакомления их с задачами, содержанием и методами
воспитания детей определённого возраста в условиях
детского сада.
30
Цель родительского собрания -
Встретиться,
чтобы вместе обсудить проблемы и
найти способы их решения,
узнать о достижениях друг друга.
31
Диалог на родительском
собрании – это шаг к
взаимопониманию, ступенька
к обретению доверия, обмену
духовными ценностями.
Диалог порождает новый
смысл собрания –
встречу партнёров.
Диалог на родительском
собрании – это шаг к
взаимопониманию, ступенька
к обретению доверия, обмену
духовными ценностями.
Диалог порождает новый
смысл собрания –
встречу партнёров.
32
Часть I:
1. Вступление
2. Тесты.
3. Дискуссии, круглые столы.
4. Магнитофонные записи.
5. Самоанализ
6. Анализ педагогических ситуаций и решение
педагогических задач.
Структура родительского собрания:
7. Педагогическая ролевая игра.
8. Выполнение родителями практических
заданий, практический показ.
9. «Острое блюдо»
33
10. Высказывания известных людей. Народная
мудрость.
11. «Крик души».
12. Выступление специалиста.
13. А знаете ли вы что…
14. Окно – Очень Короткие Новости.
15. Слово - эстафета.
Часть II. (может быть и первой частью)
Фрагменты занятий, других видов деятельности
детей, совместная работа родителей с детьми,
выполнение практических заданий, конкурсы с
участием сказочных героев, вручение грамот.
Часть III. Заключительная.
Подведение итогов, вручение призов, грамот,
принятие решения собрания.
34
Такие родительские собрания позволяют:
Повышать педагогическую компетентность, как родителей,
так и воспитателей.
Наглядно продемонстрировать родителям удачи и трудности
в развитии их детей, причём выводы об этом родители делают
самостоятельно, сравнивая и наблюдая своего ребёнка в
группе.
Продемонстрировать приёмы и методы работы с детьми.
Работа воспитателей и специалистов становится прозрачной
и понятной для родителей.
Задействовать эмоциональную сферу детей и взрослых,
организуя собрание в атмосфере праздника.
Родители узнают задачи детского сада и лучше понимают
свою роль в развитии своего ребёнка.
35
Чтобы родительские собрания не теряли
своей привлекательности необходимо:
Выбирать актуальные, интересующие
родителей темы собрания.
Насыщать встречи просветительской
информацией по данной теме, элементами
практикума.
Предоставлять родителям возможность
наблюдать своих детей и действовать вместе с
ними.
36
Формы и методы
просвещения (образования
родителей)
Родительские
собрания
Газеты и журналы
Семинары -
практикумы
Памятки, буклеты
Библиотека,
Медиатека
Переписка
Открытые просмотры
занятий режимных
моментов
Консультации
37
Формы
совместной деятельности
педагогов, детей и родителей
38
Действие предпринимаемое для какой –
либо цели (благотворительность,
благоустройство детского сада и т.д.)
а к ц и я
39
1 этап - подготовительный
2 этап - Создание проектов
3 этап - Осуществление проекта
40
4 этап - Итоговый
Семейная гостиная –
форма свободного общения семей
воспитанников и педагогов
41
Семейный клуб –
неформальное объединение
родителей для решения
практических задач воспитания
42
Семейный театр –
Творческое объединение
нескольких семей и педагогов,
ориентированное на интеграцию
традиций домашнего и
общественного театров и развития
воспитательного потенциала
семьи.
Семейный театр –
Творческое объединение
нескольких семей и педагогов,
ориентированное на интеграцию
традиций домашнего и
общественного театров и развития
воспитательного потенциала
семьи.
43
Формы совместной
деятельности педагогов, детей
и родителей
Формы совместной
деятельности педагогов, детей
и родителей
Проектная
деятельность
Вечера музыки
и поэзии
Совместные
праздники,
экскурсии, походы
Семейная гостиная
Семейный
театр
Семейный
клуб
День семьи
Акции
Воскресный
семейный
абонемент
44
45
46
47
48
•
«Семейная академия»
•
«Семейная гостиная»
•
«День семьи»
•
«День здоровья»
•
Семейный клуб
•
Мозговой штурм
•
Ролевые игры
•
Конкурсы
•
Выставки
•
Родительская газета
•
Телефон доверия
•
Почта доверия
•
Посещение семей
воспитанников на дому
•
Выездной
консультативный пункт
•
Папки-передвижки
•
Родительская
конференция
•
Родительские вечера
•
Родительский ринг
•
Родительский тренинг
•
Форум
•
Дискуссия
•
Индивидуальная
консультация
•
Тематическая консультация
•
Беседа с родителями
•
День открытых дверей
•
Родительское собрание
•
Родительский лекторий
ФОРМЫ РАБОТЫ
С РОДИТЕЛЯМИ
ФОРМЫ РАБОТЫ
С РОДИТЕЛЯМИ
49
50
51
52
53
54
55
Примерное содержание стенда для родителей:
1.
Визитная карточка сотрудников «Будем знакомы»
2.
Режим дня
3.
Расписание занятий
4.
Характеристика психологических особенностей
детей данной группы
5.
Программа медицинских мероприятий на месяц:
текущие рекомендации по закаливанию,
оздоровлению, профилактика мероприятий на месяц,
список необходимой одежды по сезону и т.д.
6.
План мероприятий для родителей на месяц
7.
Визитная карточка специалистов ДОУ и график их
работы
56
8.
Отчет о жизни группы: «Чему научились»,
«Наши достижения», «Только у нас»
9. Поздравления детей с Днем рождения
10. Лист объявлений
11. «Говорят наши дети»
12. «Дети о вас»
13. Поздравления родителей с праздниками, с
важными событиями в их семье (дни рождения,
рождение ребенка и т.д.)
57
58
59
60
61
62
Семья для ребёнка – это источник питающий
человека с рождения и всю его жизнь.
Именно в семье он находит примеры для
подражания и здесь происходит его социальное
рождение.
И если мы хотим воспитать нравственно здоровое
поколение, то должны решать эту проблему «всем
миром»: детский сад и семья.
63
Японская мудрость:
«Плохой
хозяин
растит
сорняк,
хороший
выращивает
рис.
Умный
культивирует
почву,
дальновидный воспитывает работника». Давайте
же воспитывать достойное поколение.
Удачи вам!
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!
64
65
Список литературы по организации
работы с родителями
•
Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о
сотрудничестве с семьей. М.: Линка – Пресс, 2004 г.
•
Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение
семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г.
•
Давыдова О.И, Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ/
Этнопедагогический подход. М.: Творческий Центр, 2005 г.
•
Доронова Т.Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А.Е. «Дошкольное учреждение и семья –
единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ».
М.: Линка – Пресс, 2001 г.
•
Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника». М.:
Творческий Центр, 2005 г.
•
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект.
М.: Творческий центр, 2005 г.
•
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.:
Айрис Пресс, 2006 г.
•
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование,
конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: Творческий Центр, 2004 г.
•
Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для
работников ДОУ».М.: Линка – Пресс, 2007 г.
66
•
газета «Детский сад. Управление» № 2 (2007 г.) Н.М.Крылова. Сотрудничество или
содружество?
•
газета «Детский сад. Управление» № 2 (2007 г.) О.Цветкова. Детский сад и родители. Поиск
активных форм взаимодействия.
•
газета «Детский сад. Управление» № 2 (2007 г.) Титова С.Д., Струкова И.Б., Соколова Е.Ю.
«Семейные гостиные».
•
газета «Дошкольное образование» № 2 (2005 г.) Кравцова Е., Бережковская Е. Оппоненты или
сотрудники? Общение во взаимодействии педагогов с родителями детей.
•
журнал «Ребенок в детском саду» № 4 (2006 г.) Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьей:
вопросы планирования с. 41.
•
журнал «Ребенок в детском саду» № 3 (2006 г.) Дорохина Н. «Школа для заботливых
родителей» с.59.
•
журнал «Ребенок в детском саду» № 3 (2006 г.) Анисимова Н. Родительское собрание отцов с.
62.
•
журнал «Ребенок в детском саду» № 5 (2005 г.) Миленко В., Бутырина Н., Лысенко Г. Учимся
работать с родителями с. 2.
•
журнал «Дошкольное воспитание» № 5 (2006 г.) Пастухова И. Семейный клуб в детском саду
с.31.
•
журнал «Управление ДОУ» № 4 (2006) Родители и ДОУ /тема номера/
•
журнал «Управление ДОУ» № 5 (2006) Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном
образовательном учреждении с.40
67