Автор: Васюкова Ирина Геннальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №10 "Мишутка"
Населённый пункт: г. Карачев, Брянская область
Наименование материала: Работа с одарёнными детьми
Тема: Рабочая программа с одарёнными детьми по художественно-эстетическому развитию "Юный талант"
Раздел: дошкольное образование
Приняа на заседании
«Утверждено»
Педагогического совета
Заведующая МБДОУ
от 09.09.2016г. д/сад №10 «Мишутка»
Протокол № 1
__________
С.А.Рыбочкина
_____________________
Приказ № от .09. 2016г.
Рабочая программа с одарёнными детьми
по художественно-эстетическому развитию
«Юный талант»
в подготовительной группе
МБДОУ детский сад№10 «Мишутка»
2016-2017г.
Воспитатель: Васюкова И.Г.
Первая квалификационная категория
Содержание
1. Целевой раздел образовательной программы
2.Пояснительная записка
3.Цель и задачи программы
4.Принципы и подходы к формированию программы
2.
Содержательный раздел.
2.1 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
2.2 Содержание образовательной деятельности
2.3. Ожидаемые результаты программы
3.
Организационный раздел.
3.1 Предметно–развивающая среда кружка «Живопись»
3.2
Комплексно–тематическое
планирование
план
образовательной
деятельности в подготовительной группе.
3.3 Ожидаемые результаты (итоги мониторинга)
4.Заключение
4.1.Список литературы
1 Название программы: Программа одарённого ребёнка «Юный талант»
Цель
программы: поддерживать
и
развивать
детскую
одарённо сть у
воспитанников художественно – эстетический вкус.
Форма проведения, групповая, индивидуальная
Сроки реализации1год
Рабочая программа с одарёнными детьми по художественно-эстетическому
развитию «Юный талант» в подготовительной группе Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10
«Мишутка» разработана воспитателем Васюковой И.Г. в соответствии с
основными нормативно-правовыми документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-
13)
-Приказ Министерства образования и науки России от 30.08.2013 г. № 1014
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам дошкольного образования».
Приказ Министерства образования и науки России от 20.09.2013 г. № 1082
«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
-Письмо Министерства образования и науки России от 17.11.2011 г. № 03-877
«О реализации приказа Министерства образования и науки России от
20.07.2011 г. № 2151 -«Примерный перечень игрового оборудования для
учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных
учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в
образовательных учреждениях».
-План действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования
(утвержден 31.12.2013 г. первым зам. Министра образования и науки РФ).
-Письмо Департамента общего образования Министерства образования и
науки России от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного
образования».
В соответствии с локальным актом учреждения:
-Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад №10 «Мишутка
Рабочая программа с одарёнными детьми по художественно-эстетическому
развитию «Юный талант» в подготовительной группе Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10
«Мишутка» разработана с учетом основной образовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, , с учетом региональных
особенностей Брянского края, образовательных потребностей и запросов
воспитанников, а также их родителей (законных представителей) с учетом
парциальных программ:
Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Основы безопасности детей
дошкольного возраста»
О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры»
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Программа логопедической работы по
преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»
Н. В. Нищева "Программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи
(с 4 до 7 лет)"
И.А.Лыкова «Цветные ладошки».
Пояснительная записка
Актуальность:
Одарённые дети, ценная, но хрупкая часть нашего общества один
из
важнейших
ресурсов.
Законом
«Об
образовании»
РФ
предусмотрена
работа
с
одаренными
детьми
дошкольного
возраста.
Одарённые
дети
представляют
собой
культурный
и
научный
потенциал
общества,
от
них
зависит,
как
будет
развиваться наша культура в будущем. Задача поддержания и
развития творческого потенциала личности по-прежнему остаётся
актуальной и требует дальнейшего разрешения. Способность к
творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он
может жить в единстве с природой ,создавать, не нанося, вреда.
Данная программа включает методы и приёмы, которые будут
использованы по развитию детской одарённости:
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
-создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их
самореализации в соответствии со способностями. Совершенствование
художественных навыков и умений, заложенных в ребёнке.
Задачи:
Научить детей видеть красоту окружающего мира.
Научить детей выражать свои чувства через творчество.
Научить детей рисовать, изготавливать предметы путем лепки, изготовления
аппликации.
Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.
Развивать цветовое восприятие – способность различать оттенки цветов,
представления о том, что одинаковые предметы могут быть разного цвета.
Развить композиционные умения – начиная от равномерного расположения
предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации до составления
натюрмортов в лепке и аппликации с основным сочетанием предметов в
лепке и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и
величине.
Формирование элементов самостоятельной деятельности
Развитие образного восприятия и элементов воображения как основы
творческой деятельности
Формирование положительного отношения к себе, человеку
Основные направления реализации программы
Программа направлена на формирование у дошкольников художественной
культуры, как части духовной, на приобщение воспитанников к миру
искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их
собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Формирование «культуры творческой личности» развитие в ребёнке
природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей,
позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах
художественно – творческой деятельности.
Использование в учебном процессе современных, интерактивных технологий
Использование активных форм и методов организации образовательного
процесса.
Организация образовательной среды для развития творческого потенциала
детей.
Включение детей в проектную деятельность .
Принципы и подходы к реализации программы
1.Принцип поэтапности ( от простого к сложному) «погружения» в
программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с
учетом возрастных особенностей детей.
2.Принцип динамичности каждое занятие необходимо творчески пережить и
прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого
простого до заключительного, максимально сложного задания.
3.Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения
детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом,
нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества,
воображения.
4.Принцип выбора творческом взаимодействии взрослого и ребенка при
решении данной темы, без каких либо – определенных и обязательных
ограничений.
5. Принцип индивидуализацииобеспечивает развитие каждого ребенка.
6. Связь обучения с жизньюИзображение должно опираться на впечатление,
полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо
знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их
внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей,
тем больший отклик она приносит в их творчество.
7.Принцип взаимодействия с образовательными областями.
Познавательное развитие (сенсорное развитие), Социально –
коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно – эстетическое
развитие (музыка, художественная литература).
Содержание образовательной деятельности
Развитие умений определять замысел будущей работы, самостоятельно
отбирать впечатления, переживания для определения сюжета. Создавать
выразительный образ и передавать своё отношение. По собственной
инициативе интегрировать виды деятельности. Проявление инициативы в
художественно – игровой деятельности, высказывание собственных
эстетических суждений и оценок. Развитие умений планировать
деятельность, доводить работу до результата, оценивать его; экономично
использовать материалы.
Формы
организации работы с детьми
Данная программа рассчитана на два года обучения и предназначена для
детей старшего дошкольного возраста. Она предполагает подгрупповые и
индивидуальные формы организации работы.
Реализация программы предусматривает 1 учебный год в подготовительной
группе детского сада. В календарно-тематическом планировании
представлены 36 занятий в год, которые проводятся 1 раз в неделю,
продолжительность занятий 30 мин
Возраст детей
6 – 7 лет
Продолжительность ОД
30мин
Количество ОД в неделю
1
Количество ОД в месяц
4
Количество ОД в год
32
III. Организационный раздел
Условия реализации программы
Техническое оснащение.
Аудиоаппаратура, видеоаппаратура, магнитофон, ноутбук
В уголке необходимый материал для работы:
1.Листы бумаги.
2.Гуашь.
3.простые и цветные карандаши
4.Кисточка с коротким ворсом (тычок).
5фломастеры;
6. Щётка и стека.
7.Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья, поролон).
8.салфетки
9.баночки для воды
10 .Музыка
11. Репродукции картин Шишкин, Репин, Левитан.
Имеется необходимый дидактический материал:
Картотека физминуток,
подвижных игр, пословиц и загадок о животных и временах года;
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Название темы
Количество
занятий
Сентябрь
1.«Любимая игрушка»
Помочь детям выбрать предмет рисования,
используя наводящие вопросы ( что вам
больше нравится рисовать?); развивать
природные задатки у детей; поддерживать у
них интерес к рисованию
1
2.«Путешествие по радуге »
Познакомить с чудесным свойством цвета
преображать окружающий мир, с теплыми и
холодными цветами
1
3.«Осенние листья».
Познакомить с техникой печатания листьями.
Развивать цветовосприятие.
1
Октябрь
4.«Что за чудо эти сказки»
Продолжать учить использовать
выразительные средства графики (пятно,
штрих, линия). Учить продумывать
расположение рисунка на лице.
5.«Как прекрасен этот мир».
Развивать воображение, творчество, учить
передавать образ природы в рисунках,
использовать различные способы.
6.«Невиданный зверь».
Рисование жёсткой кисточкой
Совершенствовать умение делать отпечатки
ладони и дорисовывать их до определенного
образа. Развивать воображение и творчеств
7.«Натюрморт»
Знакомство с жанрами живописи: натюрморт,
рисование натюрмортов из овощей и фруктов,
из предметов быта, рисование отдельных
овощей и фруктов, предметов быта.
Ноябрь
8.«Милая мамочка»
Развивать художественное восприятие образа
человека; совершенствовать умения детей
изображать портрет человека; дать детям
понятие о симметричности лица и его частей,
развивать чувство композиции, воспитывать
любовь к маме.
9«Подарки для друзей»
Свободное творчество
10. «Мир глазами детей»
самостоятельно придумывать сюжет рисунка
по заданной теме развивать воображение
детей, самостоятельность в работе
11.«Зимняя улица», «Первый снег
Знакомство с жанрами живописи: акварельная
живопись, рисование зимних пейзажей,
передача холодной цветовой гаммы, передача
формы деревьев, кустарников, неба и т. д.
Декабрь
12.Зимняя сказка. « Дерево в инее»
Учить изображать иней кончиком кисти на
ветках дерева, используя «манную» краску.
Закреплять навык работы кистью, умение
изображать «голое» дерево с помощью ватной
палочки.
Развивать моторику рук, внимание,
ориентировку на листе, точность движений,
творчество.
Воспитывать чувство красоты, желание помочь
- украсить дерево
13.«Зимние развлечения»
Учить придумывать сюжет рисунка по заданной
теме, придумывая небольшое четверостишие к
рисунку, развивать творческое мышление,
продолжать обучать рисованию людей в
движении (лепим снеговика, катание с горки,
игра в «снежки» и др.), воспитывать интерес к
творческим занятиям, взаимопомощь
14.«Дед и баба вылепили Снегурочку»
Учить изображать эпизод из знакомой сказки,
придавать выразительность образу Снегурочки
через подбор красок .
Январь
15.«Рождественские чудеса»
Учить передавать в рисунке образы сказочных
героев, продолжать обучать умению создавать
сюжет, помочь применять умения смешивания
красок для получения нужного оттенка,
закреплять умение ровно накладывать гуашь на
изображение с наименьшим количеством воды,
развивать творческое воображение,
воспитывать интерес и любовь к народным
праздникам
16.«Поёт зима, аукает!»
Учить с помощью выбранных детьми
материалов и техник передавать сказочную
картину зимы, отражая характерные её
особенности ,закреплять умение рисовать
человека в движении, воспитывать любовь к
природе
Февраль
17.«Волшебные узоры»
Учить создавать сказочные узоры с помощью
гуаши, путём смешивания красок разных
цветов, развивать творческое воображение,
воспитывать аккуратность в работе,
усидчивость
18.«Снеговик»
Учить изображать снеговика из округлых
форм с помощью трафарета и губковых
тампонов, дополнять рисунок деталями из
природного, бросового материала, дорисовками
ватной палочкой.
Закреплять навык аккуратной работы губкой,
гуашью.
Развивать образное мышление, воображение,
внимание, точность движений, моторику рук.
19.«Наши защитники»
Закреплять умение создавать рисунки по
мотивам литературных произведений,
передавать в рисунке образы солдат, лётчиков,
моряков, развивать воображение, воспитывать
уважение к защитникам Родины
20.«Дворец снежной Королевы »
развивать чувство цвета и ритма.
Воспитательная: вызывать положительный
отклик, желание помочь сказочному
персонажу.
Март
21.«Разноцветные рыбки». Вызвать интерес к
рисованию, стремление передавать образ
рыбки разными способами, добиваться
выразительного образа. Закреплять умение
пользоваться ножницами, трафаретами, клеем.
Развивать аккуратность.
22.«Подарок маме»
Совершенствовать умения детей в различных
изобразительных техник. Развивать чувство
композиции и ритма.
23.
«Аленький цветочек»
учить графически изображать цветы,
одинаковые по форме, но разные по тону,
вызывать эмоциональный отклик, желание
изображать сказочный образ.
24.«Жар – птица»
Учить рисовать сказочную птицу с помощью
ладони и гуаши.
Закреплять умение пользоваться гуашью,
кистью, салфеткой.
Развивать моторику рук, образное мышление,
аккуратность, внимание.
Обогащать словарь словами, обозначающими
оттенки красного цвета.
Воспитывать творчество, радость игр с
красками, чувство красоты,
Апрель
25.«Звездное небо»
Учить создавать образ звездного неба,
используя смешение красок, набрызг и печать
по трафарету. Развивать цветовосприятие.
Упражнять в рисовании с помощью данных
техник
26.Граттаж Космический коллаж Развивать
чувство прекрасного, желание создавать что-то
нетрадиционное. Вызывать эмоциональное
отношение к образу. Развивать умение
самостоятельно располагать изображение на
листе бумаги
27.«Какого цвета весна »
Обогащать и расширять художественный опыт
детей в работе с акварелью, рисованию по
мокрой бумаге, смешивая красок
3
28.«Волшебный замок»
учить рисовать постройки графическими
материалами
5
Май
29.«Вишня в цвету»
Учить изображать цветущие деревья, строение
дерева. Развивать эстетическое восприятие,
любовь к природе, желание передавать ее
красоту.
30.«Музыка и движение»
(с просмотром отрывка из балета «Лебединое
озеро»)
3
31«Разноцветные бабочки »
Познакомить с техникой монотипии, закрепить
умения использовать технику монотипия
«старая форма новое содержание» (ладошка с
сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак
- маленькая). Познакомить детей с симметрией,
на примере бабочки.
3
32.«Я – художник»
Развивать чувство композиции и ритма.
Выявить уровень усвоения навыков и умений
детей, полученных в результате проведённых
образовательных ситуаций
2
итого
32
Ожидаемые результаты.
Инструменты мониторинга.
Мониторинг целевых ориентиров проводится два раза в год: вводный с 01.09.
(две недели) и итоговый (последние две недели мая) каждого учебного года.
Инструментарий педагогической диагностики:
1) Ребёнок создаёт модели одного и того же предмета из разных материалов
по рисунку и словесной инструкции педагога.
Основные диагностические методы педагога:
наблюдение
проблемная ситуация
беседа
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
организация выставок для родителей;
участие в тематических мероприятиях;
участие в конкурсах различного уровня.
Достижения ребёнка 6-7 лет
(что нас радует)
Вызывает озабоченность и
требует совместных усилий
педагогов и родителей
-ребёнок проявляет самостоятельность,
инициативу,
индивидуальность в процессе
деятельности; имеет творческие увлечения;
-проявляет эстетические чувства,
откликается на прекрасное в окружающем
мире и в искусстве;
-экспериментирует в создании образа,
проявляет самостоятельность в процессе
выбора темы, продумывания
художественного образа, выбора техник и
способов создания изображения;
демонстрирует высокую техническую
грамотность; планирует деятельность,
умело организует рабочее место, проявляет
аккуратность и организованность;
рабочее
место, проявляет аккуратность и
организованность;
-адекватно оценивает собственные работы;
в процессе выполнения коллективных
работ. Охотно и плодотворно сотрудничает
с другими детьми.
-не замечает красоту в
повседневной жизни; не
интересуется искусством;
-рисует, лепит более охотно при
поддержке взрослого;
демонстрирует невысокий
уровень творческой активности;
-показывает относительный
уровень технической
грамотности, создаёт
изображения примитивными
однообразными способами;
-затрудняется в планировании
работы;
-конфликтно участвует в
коллективном творчестве.
Литература.
1.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой,
«От рождения до школы»
Москва «Мозаика –Синтез»2014г.
2.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, «От рождения до школы»
Москва «Мозаика–Синтез»2015г.
3.И.А.Лыкова «Цветные ладошки»
(методические рекомендации) Москва «Цветной мир» 2013г.
4.И.А.Лыкова «Цветные ладошки» (парциальная программа) Москва
«Цветной мир» 2015г.
5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая
группа Москва «Цветной мир» 2013г.
6..Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче.
Ярославль, 2007г.
7.Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать.-М.,Карапуз,!999.
8.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.-М., Карапуз-
Дидактика, 2007.
Приложение
Пальчиковая гимнастика (к плану)
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так
Не обидятся никак.
(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы
сжимать и разжимать в такт стиха.)
Дерево
«У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета»
(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и
подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами)
Зайка и ушки
«Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат»
Пальчики в кулачок.
(Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны)
Строим дом
Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук.
(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по
указательным пальцам)
Молоточки стучат,
( Стучать кулаком о кулак)
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).
(Пальцы соединить, показать «крышу»)
Вот какой хороший дом,
(Сжимать-разжимать пальцы)
Как мы славно заживем.
(Вращать кисти рук)
Цветок
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
*** Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
Лодка
«Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки»
(Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как
ковшик).
Ёлка
«Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи»
(Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом
друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не
прижимаются.)
Собака
«У собачки острый носик,
Есть и шейка , есть и хвостик»
(Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный,
средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и
поднимается)
Пароход
«Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка»
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а
большие пальцы подняты вверх)
Упражнение - игра «Зайчик»
Цель: развитие общей моторики, пространственной ориентировки,
произвольного внимания.
Обращение взрослого к ребенку: «Прыгай на двух ножках, как зайчик, на
шарики-цветочки по моей команде (справа, слева, вперед, назад, указание
цвета)».
Игра «Стань птицей»
Если у детей накоплено достаточно представлений о повадках птиц, им
можно предложить «стать птицами», выполняя задания:
ходим важно, как голубь;
прыгаем, как воробей;
сели на дерево, стучим, как дятел, ищем червяков;
полетели, как синички на кормушку, сели, посмотрели вокруг, взяли
зернышко, полетели, сели на ветку, смотрим по сторонам;
летим, как сова, бесшумно между деревьями, высматриваем мышек;
ходим, как ворона.
Релаксации (к плану)
Цель релаксаций: выполнение релаксационных упражнений способствует
успокоению, ребёнок становиться уравновешенным, а также позволяет
ребенку отдохнуть после мышечной и умственной деятельности. В результате
ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и
действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть
навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное
состояние.
Упражнение на релаксацию «Погреем руки»
Эстафетная палочка в руках. Соединить ладони и катать палку. Это
упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.
Упражнение на релаксацию «Золотая рыбка»
Ход: ребенок лежит на животе, второй вариант — на спине. Руки
выпрямлены, вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения
ногами и руками — как-будто плывет.
Упражнение на релаксацию «Звездочка»
Цели: мышечное расслабление; развитие общей моторики, пространственной
ориентировки.
Условия для занятия: ребенок лежит на напольном мягком покрытии.
Дополнительный материал для занятия: звезды, вырезанные из бумаги.
Обращение взрослого к ребенку: «Посмотри на небо. На небе очень много
звезд. Представь, что ты тоже звездочка и тебе надо подружиться с другими
звездами, чтобы с ними играть. (Фигуры звезд взрослый располагает на
расстоянии таким образом, чтобы ребенок смог до них дотянуться
левой/правой рукой/ногой, сделав определенное усилие.) Дотянись до звезды
правой/левой рукой/ногой, не меняя положения тела».
Упражнение на релаксацию «Путешествие»
Цели: улучшение эмоционального состояния; развитие произвольного
внимания и воображения; развитие словаря и устной речи, умения
прислушиваться к своим ощущениям; закрепление умения передавать свои
чувства и ощущения в связной речи.
Условия для занятия: ребенок сидит на детской подушечке с гранулами
Обращение взрослого к ребенку: «Перед тобой небо со звездами. Одна из
звездочек приглашает тебя в гости к себе на небо. Представь, что ты сидишь
на этой звездочке. Почувствуй, как ты удобно на ней расположился.
Звездочка медленно поднимается в небо, ветер обдувает твое лицо, волосы.
Дыши легко и глубоко. Тебе нравится лететь и смотреть на звезды: большие и
маленькие, яркие и мерцающие, белые и желтые, синие и оранжевые. Но
скоро наступит утро, и звездочка везет тебя домой. Скажи "спасибо"
звездочке за путешествие, помаши ей рукой. Теперь потянись и выпрямись.
Расскажи, что ты представил во время своего путешествия на звездочке.
Какие чувства и ощущения ты испытал? Что волшебное или чудесное с тобой
произошло?»
Упражнение на релаксацию «Лучики солнца»
Цели: создание психологического комфорта, положительного
эмоционального состояния; снижение уровня тревожности.
Условия для занятия: ребенок лежит на напольном мягком покрытии.
Обращение взрослого к ребенку: «Представь, что ты лежишь на мягком
теплом песке. Тебе от песка тоже тепло. Лучики солнышка гладят тебя по
лицу, шее, рукам, ногам. Руки отдыхают, ноги отдыхают. Дыши легко и
глубоко. Лучики солнца скользят по коже. Тебе очень приятно. Но пришла
пора вставать, потянись и улыбнись».
Релаксация «Апельсин (или лимон)»
Ход: Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка
расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке
подкатили апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать
из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 – 10
сек.)
«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что
они выжали сок), ручка теплая... мягкая…отдыхает…)
Затем апельсин подкатили к левой руке. И та же процедура выполняется с
левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять
фрукты).
Релаксация «Цветочек»
Ход: Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела,
изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку».
Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко
спряталось, и головка цветка поникла», расслабить предплечья, согнув руки в
локтях — «стебелек сломался», и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и
верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени —
«цветочек завял».
Релаксация «Сосулька»
Ход: Из положения «сидя на корточках» медленно подниматься вверх,
представив, что сосулька «растет», поднять руки вверх и, привстав на
носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело, —
сосулька «выросла». После команды логопеда: «Солнышко пригрело и
сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслабляя все тело,
опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, —
«сосулька растаяла и превратилась в лужу». Обратить внимание на приятное
ощущение расслабления.