Автор: Кокорина Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ Прогимназия № 108
Населённый пункт: Республика Бурятия город Улан-Удэ
Наименование материала: Доклад
Тема: Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Доклад
Тема «Экспериментально-исследовательская деятельность
детей в ДО».
Воспитатель
МАОУ Прогимназия №108
Кокорина Наталья Юрьевна
город Улан-Удэ Бурятия
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то
одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед
детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то
недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинский
Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С
первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он
живёт. Сначала познания позволяют ему войти в мир, привыкнуть к миру; затем –
постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; и наконец,
став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира.
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии:
природа, человек, рукотворный мир и т.д. Дети дошкольного возраста способны к
освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, действие и
покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение материалов
предметов.
На
каждом
возрастном
этаже
познание
мира,
осуществляется
своими
специфическими способами.
Познавательная
активность
детей
реализуется
в
деятельности.
Именно
поисковая
деятельность способна мобилизовать самим дошкольников в познании реальности,
самостоятельном раскрытии её связей, отношений закономерностей, в преобразовании
опыта. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка; он
настроен на познание мира, он хочет познать этот мир.
В
настоящее
время
мы
являемся
свидетелями
того,
как
в
системе
дошкольного
образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и
явлений окружающего мира – метод экспериментирования и проектирования, который
давно занял прочное место в школе. Разработку теоретических основ метода детского
экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив
специалистов
под
руководством
профессора,
академика
Академии
творческой
педагогики Н. Н. Подъякова.
Обобщая собственный богатый фактический материал Н. Н. Подъяков, в 1997 году
сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности
является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.
Для этого Н. Н. Подъяков приводит доказательства:
игре надо учить, а в экспериментировании ребенок самостоятельно воздействует
на окружающие его предметы и явления;
в эксперименте объект преобразовывается;
некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом;
но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности
знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое
развитие ребенка затормаживается;
деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том
числе и игровую.
Достоинство
метода
экспериментирования
заключается
в
том,
что
он
дает
детям
реальные
представления
о
различных
сторонах
изучаемого
объекта,
о
его
взаимоотношениях с другими изучаемыми объектами и со средой обитания.
Дети
очень
любят
экспериментировать.
Это
объясняется
тем,
что
им
присуще
наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как
никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном
возрасте
он
является
ведущим,
а
первые
три
года
–
практически
единственным
способом познания мира. Л. С. Выготский неоднократно говорил: «Своими корнями
экспериментирование уходит в манипулирование предметами».
Моя работа направлена на развитие исследовательской деятельности детей. Основная
задача,
в
поисково-исследовательской
деятельности
дошкольника,
возможность
напрямую
удовлетворить
присущую
ему
любознательность,
упорядочить
свои
представления о мире.
Поэтому учить детей нужно не всему, а главному, не сумме фактов, а уместному их
пониманию, не нужно стараться дать максимум информации, а нужно научить ребенка
ориентироваться в её потоке. Учебный процесс организуется по модели личностно-
ориентированного взаимодействия, согласно которой ребенок является не объектом
обучения, а субъектом образования.
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная
возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное
–
самовыражаться.
Задача
каждого
педагога
помочь
детям
в
проведении
этих
исследований, сделать их
показными.
Эффективные
методы
и
приемы
обеспечивающие
реализацию
познавательной
деятельностью:
проблемные ситуации («Почему сухой песок рассыпается, а мокрый лепится?»);
игры – экспериментирования;
метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.);
вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие
его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?»
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую
активно
использую педагоги - опыты. Их можно проводить как во время организованной
деятельности,
так
и
в
самостоятельной.
Опыты
способствуют
развитию
у
детей
мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и
неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти
ответы на вопросы «как?» и «почему?», дали обильную пищу детскому любопытству и
пользуются большой популярностью.
Дети
с
огромным
удовольствием
проводят
опыты
с
бумагой,
тканью,
резиной,
пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и
сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через
лупу,
обнаруживают,
что
он
состоит
из
мелких
кристалликов,
песчинок,
этим
объясняется свойство сухого песка сыпучесть.
Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги
нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём, что дерево легче,
чем
метал,
потому
что
не
тонет
в
воде.
Проводя,
опыты
с
воздушным
шариком
убедились,
что
резина
растягивается
при
надувании,
опустив
его
в
таз
с
водой,
наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.
В процессе проведения опытов нужно задействовать каждого ребёнка. Такие опыты
чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята всё проделывают
сами.
Опыты
способствуют
формированию
у
детей
познавательного
интереса
к
предметам,
развивают
наблюдательность,
мыслительную
деятельность.
В
каждом
опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям,
умозаключениям.
Одним
из
важных
моментов
является
то,
что
бы
при
проведении
опытов
дети
становятся
активными
участниками.
Дети
очень
любят
эксперименты
и
активно
исследуют предметы, но для этого необходимо время и последовательность подачи
материала. При обсуждении результатов опытов нужно дать детям самостоятельно
сделать выводы и заключения.
В результате проделанной работы с детьми, можно увидеть, что дети лучше учатся
чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и
есть
тот
метод,
благодаря
которому
дети
познают
мир,
явления
природы.
Они
становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает
развить
у
детей
мелкую
моторику
рук,
некоторым
перешагнуть
через
робость,
неуверенность в своих силах.
Педагог вместе с детьми должен обсудить тот результат, который получился в реальной
жизни, педагог не должен подогнать детей под правильные представления. В процессе
экспериментов
у
детей:
идет
обогащение
памяти,
активизируются
мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа,
сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально - познавательной
деятельности
создающие
такие
ситуации
которые
ребёнок
разрешает
посредством
проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.
Это
способствует
обогащению
ребёнка
знаниями,
учит
его
самого
анализировать,
раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие
на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.
Китайская
пословица
гласит:
«Расскажи
и
я
забуду,
покажи,
и
я
запомню,
дай
попробовать и я пойму!»
Игры-занятия побуждают детей к самостоятельному поиску
способов действия, проявлению творчества Дети учатся задавать вопросы: «Как это
делать?», обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что
будет, если…», учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить
не
только
разницу,
но
и
сходство;
самостоятельно
задумывают
опыт,
сами
продумывают
методику
и
распределяют
обязанности
между
собой,
сами
делают
выводы.
Занимательная
игра-занятие
с
дошкольниками
побуждает
детей
к
самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества. Такие игры
направлены
на
формирование
у
детей
умение
вычленять
существенные
признаки
материалов, понимать причинно - следственные связи между материалами и познанием
предметов.
Занимательная
игра-занятие
с
дошкольниками
побуждает
детей
к
самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества.
Опыт многих педагогов показывает, что познавательно-исследовательская деятельность
в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но
и
возбуждать,
по
какой-то
причине
погасший,
что
является
залогом
успешного
обучения
в
дальнейшем.
Практика
показывает,
что
ознакомление
дошкольников
с
материалами предметов через действия с ними вызывает у ребенка интерес, развивает
мыслительные
операции
(анализ,
синтез,
классификацию,
обобщение
и
т.д.),
стимулирует познавательную
активность и любознательность ребенка.
Механизмом оценки получаемых результатов является эмоционально-положительное
состояние ребёнка при организации организованной деятельности. Педагог должен
чувствовать
и
видеть,
что
именно
происходит
с
ребёнком,
как
и
насколько
он
«включён» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи».