Напоминание

Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста


Автор: Кокорина Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ Прогимназия № 108
Населённый пункт: Республика Бурятия город Улан-Удэ
Наименование материала: Доклад
Тема: Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад

Тема «Экспериментально-исследовательская деятельность

детей в ДО».

Воспитатель

МАОУ Прогимназия №108

Кокорина Наталья Юрьевна

город Улан-Удэ Бурятия

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то

одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед

детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то

недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал»

В. А. Сухомлинский

Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С

первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он

живёт. Сначала познания позволяют ему войти в мир, привыкнуть к миру; затем –

постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; и наконец,

став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира.

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии:

природа, человек, рукотворный мир и т.д. Дети дошкольного возраста способны к

освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, действие и

покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение материалов

предметов.

На

каждом

возрастном

этаже

познание

мира,

осуществляется

своими

специфическими способами.

Познавательная

активность

детей

реализуется

в

деятельности.

Именно

поисковая

деятельность способна мобилизовать самим дошкольников в познании реальности,

самостоятельном раскрытии её связей, отношений закономерностей, в преобразовании

опыта. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка; он

настроен на познание мира, он хочет познать этот мир.

В

настоящее

время

мы

являемся

свидетелями

того,

как

в

системе

дошкольного

образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и

явлений окружающего мира – метод экспериментирования и проектирования, который

давно занял прочное место в школе. Разработку теоретических основ метода детского

экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив

специалистов

под

руководством

профессора,

академика

Академии

творческой

педагогики Н. Н. Подъякова.

Обобщая собственный богатый фактический материал Н. Н. Подъяков, в 1997 году

сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности

является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.

Для этого Н. Н. Подъяков приводит доказательства:

игре надо учить, а в экспериментировании ребенок самостоятельно воздействует

на окружающие его предметы и явления;

в эксперименте объект преобразовывается;

некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом;

но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности

знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое

развитие ребенка затормаживается;

деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том

числе и игровую.

Достоинство

метода

экспериментирования

заключается

в

том,

что

он

дает

детям

реальные

представления

о

различных

сторонах

изучаемого

объекта,

о

его

взаимоотношениях с другими изучаемыми объектами и со средой обитания.

Дети

очень

любят

экспериментировать.

Это

объясняется

тем,

что

им

присуще

наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как

никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном

возрасте

он

является

ведущим,

а

первые

три

года

практически

единственным

способом познания мира. Л. С. Выготский неоднократно говорил: «Своими корнями

экспериментирование уходит в манипулирование предметами».

Моя работа направлена на развитие исследовательской деятельности детей. Основная

задача,

в

поисково-исследовательской

деятельности

дошкольника,

возможность

напрямую

удовлетворить

присущую

ему

любознательность,

упорядочить

свои

представления о мире.

Поэтому учить детей нужно не всему, а главному, не сумме фактов, а уместному их

пониманию, не нужно стараться дать максимум информации, а нужно научить ребенка

ориентироваться в её потоке. Учебный процесс организуется по модели личностно-

ориентированного взаимодействия, согласно которой ребенок является не объектом

обучения, а субъектом образования.

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная

возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное

самовыражаться.

Задача

каждого

педагога

помочь

детям

в

проведении

этих

исследований, сделать их

показными.

Эффективные

методы

и

приемы

обеспечивающие

реализацию

познавательной

деятельностью:

проблемные ситуации («Почему сухой песок рассыпается, а мокрый лепится?»);

игры – экспериментирования;

метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.);

вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие

его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?»

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую

активно

использую педагоги - опыты. Их можно проводить как во время организованной

деятельности,

так

и

в

самостоятельной.

Опыты

способствуют

развитию

у

детей

мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и

неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти

ответы на вопросы «как?» и «почему?», дали обильную пищу детскому любопытству и

пользуются большой популярностью.

Дети

с

огромным

удовольствием

проводят

опыты

с

бумагой,

тканью,

резиной,

пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и

сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через

лупу,

обнаруживают,

что

он

состоит

из

мелких

кристалликов,

песчинок,

этим

объясняется свойство сухого песка сыпучесть.

Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги

нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём, что дерево легче,

чем

метал,

потому

что

не

тонет

в

воде.

Проводя,

опыты

с

воздушным

шариком

убедились,

что

резина

растягивается

при

надувании,

опустив

его

в

таз

с

водой,

наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.

В процессе проведения опытов нужно задействовать каждого ребёнка. Такие опыты

чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята всё проделывают

сами.

Опыты

способствуют

формированию

у

детей

познавательного

интереса

к

предметам,

развивают

наблюдательность,

мыслительную

деятельность.

В

каждом

опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям,

умозаключениям.

Одним

из

важных

моментов

является

то,

что

бы

при

проведении

опытов

дети

становятся

активными

участниками.

Дети

очень

любят

эксперименты

и

активно

исследуют предметы, но для этого необходимо время и последовательность подачи

материала. При обсуждении результатов опытов нужно дать детям самостоятельно

сделать выводы и заключения.

В результате проделанной работы с детьми, можно увидеть, что дети лучше учатся

чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и

есть

тот

метод,

благодаря

которому

дети

познают

мир,

явления

природы.

Они

становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает

развить

у

детей

мелкую

моторику

рук,

некоторым

перешагнуть

через

робость,

неуверенность в своих силах.

Педагог вместе с детьми должен обсудить тот результат, который получился в реальной

жизни, педагог не должен подогнать детей под правильные представления. В процессе

экспериментов

у

детей:

идет

обогащение

памяти,

активизируются

мыслительные

процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа,

сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально - познавательной

деятельности

создающие

такие

ситуации

которые

ребёнок

разрешает

посредством

проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.

Это

способствует

обогащению

ребёнка

знаниями,

учит

его

самого

анализировать,

раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие

на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.

Китайская

пословица

гласит:

«Расскажи

и

я

забуду,

покажи,

и

я

запомню,

дай

попробовать и я пойму!»

Игры-занятия побуждают детей к самостоятельному поиску

способов действия, проявлению творчества Дети учатся задавать вопросы: «Как это

делать?», обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что

будет, если…», учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить

не

только

разницу,

но

и

сходство;

самостоятельно

задумывают

опыт,

сами

продумывают

методику

и

распределяют

обязанности

между

собой,

сами

делают

выводы.

Занимательная

игра-занятие

с

дошкольниками

побуждает

детей

к

самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества. Такие игры

направлены

на

формирование

у

детей

умение

вычленять

существенные

признаки

материалов, понимать причинно - следственные связи между материалами и познанием

предметов.

Занимательная

игра-занятие

с

дошкольниками

побуждает

детей

к

самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества.

Опыт многих педагогов показывает, что познавательно-исследовательская деятельность

в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но

и

возбуждать,

по

какой-то

причине

погасший,

что

является

залогом

успешного

обучения

в

дальнейшем.

Практика

показывает,

что

ознакомление

дошкольников

с

материалами предметов через действия с ними вызывает у ребенка интерес, развивает

мыслительные

операции

(анализ,

синтез,

классификацию,

обобщение

и

т.д.),

стимулирует познавательную

активность и любознательность ребенка.

Механизмом оценки получаемых результатов является эмоционально-положительное

состояние ребёнка при организации организованной деятельности. Педагог должен

чувствовать

и

видеть,

что

именно

происходит

с

ребёнком,

как

и

насколько

он

«включён» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи».



В раздел образования