Автор: Вакилова Ильвира Мунавировна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 30
Населённый пункт: Г. Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект-занятие-развлечение по безопасности дошкольников.
Тема: " Ребенок и природа"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия – развлечения по безопасности
дошкольников цикл ‘’ Ребенок и природа ‘’ в старшей группе
МБДОУ детский сад № 30 Воспитатель Вакилова И.М.
Цель: Закрепить и уточнить правила безопасного поведения во время грозы,
в случае лесного пожара , при купании в водоемах , знания о съедобных и не
съедобных грибах, о солнечных ожогах . Учить находить дорогу в лесу. Помочь
овладеть элементарными навыками поведения в природе.
ХОД
Под песню В.Я. Шаинского ''Вместе весело шагать'' дети входят в музыкальный
зал.
Воспитатель: - Дети, послушайте, как поют птицы, журчат ручей.
Такая красивая поляна, располагайтесь, снимайте рюкзаки, здесь мы сделаем
привал.
(Фонограмма ‘’Голоса леса”), выходит старичок - Лесовичок .
Лесовик: - Кто вы такие? С чем пожаловали?
Воспитатель: - Мы – туристы! Хотели погостить у тебя в лесу.
Собрать грибы да ягоды , искупаться в твоем озере.
Ты нам позволишь?
Лесовик: - Ну что ж! Я разрешу вам, если вы отгадаете мою загадку: ’’ Без рук,
без ног, а в гору быстро идет? ‘’
( Ответы детей)
Лесовик: - Правильно – огонь. А что вы знаете про огонь?
( Ответы детей)
Лесовик: - А что бывает, когда люди неправильно обращаются огнем?
( Ответ детей)
Лесовик: - А вы знаете, как нужно правильно обращаться огнем?
Воспитатель: - Конечно, знаем! Сейчас тебе расскажем.
Выходят дети (в руках символы).
1 ребенок: - От горящей спички летом
Загораются леса,
Если ты забудешь это,
Не спасут и чудеса.
2 ребенок: - Взрослый! Не бросай окурки!
Огонек сыграет в жмурки
Но чуть дунет ветерок
Тут в открытую, не прячась
Перепрыгнет наудачу
На верхушки сосен, елей,
Лес погубит, птиц и зверя.
3 ребенок: - Но бывает, что пожары
Возникают без огня:
Кто-то бросил стеклотару
На пригорке возле пня,
А бутылка – линза та же
Сфокусирует лучи.
И затлеет, вспыхнет даже
Все сухое, как в печи!
4 ребенок: - Заливай костер водою!
Засыпай его песком!
Склянки, что грозят бедою
Спрячь от солнца, а потом
Убери, что бросил кто-то.
С чистой совестью уйдешь
Так нетрудною работой
От пожара лес спасешь!
Воспитатель: - А если пожар все же начался, что нужно делать?
( Дети отвечают)
Лесовик: - Ну. Молодцы! Вы знаете правила обращения с огнем.
А то тут недавно приходили два туриста мусора набросали, костер оставили,
чуть лес не подожгли. Если увидите их, расскажите им эти правила. Счастливого
вам отдыха. До свидания!
( Лесовик уходит)
Воспитатель: - Ребята! Какое озеро красивое. Наверное, можно искупаться.
Шарик: - Ой! Какая водичка! Как я сейчас нырну с этого крутого бережка!
Матроскин: - А я – то плавать не умею. Я на матрасе поплыву!
Шарик: - Я разбегаюсь! Ура! ( Прыгает в воду)
Ой- ой- ой! Тону!
( Воспитатель и дети спасают его, бросают веревку и круг)
Воспитатель: - Вот, видите, ребята. Не зря говорят: «Не зная броду, не суйся в
воду».
Мне
кажется,
ребята,
им
нужно
рассказать
правила
безопасного
поведения на воде.
Дети повторяют правила:
1.
Не
ныряй
в
незнакомых
местах:
не
известно,
что
там
может
оказаться на дне.
2.
Не заходи в глубокое место, если не умеешь плавать.
3.
Не стой в тех местах, откуда можно упасть в воду.
4.
Не заплывай далеко на матрасах и надувных плотах, они могут
перевернуться или сдуться.
Воспитатель: - А что нужно делать, если вы увидели, сто человек тонет?
Шарик: - Я знаю!
Если в речке тонет друг,
Если он идет на дно –
Брось ему веревку, круг
Палку, мяч или бревно!
Воспитатель: - Ну что ж, правильно! Но давайте дополним.
( Дети дополняют)
Воспитатель: - После купания можно и позагорать. А что такое загар? И почему
кожа темнеет на солнце?
(Ответы детей)
Воспитатель: - А если долго находиться на солнце без головного убора?
Дети: - Можно получить солнечный удар.
Воспитатель: - Назовите правила защиты от солнца.
( Ответы детей)
Маша (из леса): - Ау! Ау! Ау!
Воспитатель: - А вот и гостья к нам.
( Из леса выходит девочка)
Маша: - Здравствуйте, люди добрые! Меня зовут Маша.
Воспитатель: - Машенька, ты, наверное, в лесу заблудилась?
Маша: - Нет, что вы! Я одна в лес не хожу! У меня здесь бабушка недалеко в лесу
грибы собирает, мы ей поможем собрать грибы. Сейчас проверим, знаете ли вы
грибы :
Растут в лесу сестрички,
рыжие…(лисички).
Я в красной шапочке расту
под стройною осиною,
меня узнаешь за версту,
зовусь я…(подосиновик).
Возле леса на опушке,
украшая темный бор,
вырос пестрый, как Петрушка,
ядовитый…(мухомор).
Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их…(опята).
А это красавец на беленькой ножке.
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (Мухомор)
На толстой белой ножке
Коричневая шляпка.
Наверняка любой грибник
Найти мечтает….(боровик).
У него не варочный вид,
воланчик на ножке его не украсил.
Ты не трогай этот гриб.
Учти - он очень ядовит!
Смотри, не бери его с полянки!
Его называют…..(бледной поганкой)
-Вам было интересно собирать грибы? А правильно ли мы собираем их?
Кто знает, как правильно собирать грибы?
Воспитатель говорит о том, что главное - не нарушать места, где растут грибы.
Воспитатель: - Вот какая молодец! Знает правила поведения в лесу, чтобы не
заблудиться.
Маша: - А выто знаете?
(Ответы детей)
Маша: - Ну, молодцы! Вы в лесу не заблудитесь!
До свидания!
(Маша уходит)
Воспитатель : - Какая хорошая погода, давайте встанем, потанцуем и споем
песню про лето.
( Физминутка)
- Что-то небо стало серым, появились большие тучи, кажется, надвигается
гроза. Ребята, скажите, когда происходит это явление?
( Ответы детей)