Напоминание

"Дизайн-подход и проектный метод"


Автор: Слепцова Анфиса Васильевна
Должность: учитель изобразительного искусства и черчения
Учебное заведение: МБОУ"Таттинский лицей имени А.Е.Мординова"
Населённый пункт: с.Ытык-Кюель Таттинского улуса Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Дизайн-подход и проектный метод"
Раздел: среднее образование





Назад




Дизайн-подход и проектный метод.

Слепцова Анфиса Васильевна

учитель изобразительного искусства и черчения.

Цели обучения в современной школе предусматривают не только усвоение знаний,

но и общее развитие учащихся. Для этого разрабатываются все новые и новые технологии:

программированного обучения, поэтапного формирования умственных действий (П.Я.

Гальперин),

развивающего

обучения

(В.В.

Давыдов,

Л.В.

Занков,

Д.Б.

Эльконин),

личностно-ориентированного

обучения

(В.И.

Загвязинский,

В.П.

Зинченко,

И.С.

Якиманская), а также ряд инновационных направлений, таких как проектный метод в

обучении школьников (И.А. Сасова) и др.

Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать

позитивное

отношение,

интерес

учащихся

к

изучаемому

материалу.

Интересный,

знакомый

и

личностно

значимый

материал

обычно

воспринимается

ими

как

менее

трудный. Поэтому перед школой стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы

он

стал

познавательным,

творческим

процессом,

в

котором

учебная

деятельность

учащихся становится успешной, а знания и умения востребованными. Сущность уроков

изобразительного искусства и занятия технического моделирования с применением метода

проектов обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства

образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний, умений и

формирования практического опыта их использования при решении жизненных задач и

проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся.

Дизайн- подход – это метод обучения в качестве учебной дисциплины, который:

- развивает детское творчество;

- развивает самостоятельность мышления;

- стимулирует стремление к исследованию;

- развивает способность к принятию обоснованных решений;

- развивает навыки изготовления изделий с использованием различных материалов;

- развивает навыки работы в группе;

- дает понимание тесной взаимосвязи предметов и общества, включая экологические,

эстетическое и этические вопросы, связанные с этим взаимодействием.

Дизайн- подход как учебной дисциплине включает в себя три вида деятельности:

разработку проектов, выполнение упражнений, проведение дизайн- анализа.

В

процессе

проектирования

учащиеся

разрабатывают

и

моделируют

в

ответ

на

определенную

потребность

в

них,

а

затем

испытывают

и

оценивают

их

степень

соответствия этой потребности. Разработка проекта может продолжатся от трех часов до

1

нескольких месяцев в зависимости от возраста учащихся и сущности проекта. Проекты

лежат

в

основе

новой

образовательной

области

«технология»,

«техническое

моделирование» и являются основным связующим элементом программы.

Выполнение

упражнения

представляет

собой

сравнительно

непродолжительную

деятельность учащихся, цель которой – изучение определенных навыков или областей

знания. Упражнения даются учителем. Их выполнение может занимать от 20-ти минут до

5-6 недель, что зависит от содержания упражнения. Однако наиболее удачной является

практика включения упражнений в процессе выполнения проекта. В этом случае учитель,

запуская проект и овладевая воображением учащихся, постепенно ведет их по пути

приобретения необходимых навыков в процессе выполнения проекта.

Проведение дизайн-анализа – это вид исследовательской деятельности учащихся, в

процессе которой они анализируют, почему данные изделия было разработана именно

таким образом. Существуют разные подходы дизайн-анализу, но цель у них одна: обучение

в процессе исследования изделий, созданных человеком. Дизайн-анализ может проводится

как вне проектов так и внутри них.

Основные этапы проекта.

Проект включает в себя пять основных компонентов, которые должны обязательно

присутствовать в каждом проекте.

1. Краткая формулировка задачи. Она должна включать в себя информацию о том,

для кого данная изделие будет разработана и изготовлено и почему оно этому человеку

необходимо.

2.

Набор

первоначальных

идей.

Эти

идеи

представляют

собой

начальные

размышления учащихся о том, какого рода изделие они могут изготовить.

3. Проработка. Учащийся должен оценить свои первоначальные идеи и выбрать в

процессе обсуждения с учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше.

4. Изготовление изделий.

5. Испытание и оценка изделий. Учащиеся испытывают изделие и затем оценивают,

насколько сделанное ими изделие удачно.

В процессе занятий широко используются творческие задания, учащиеся получают

возможность обращаться к своей фантазии, к творчеству. В методе проектов не только

применяется имеющийся у учащихся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на

основе

вновь

приобретаемых

знаний.

Данный

опыт

становится

основой

развития

учащихся, формирования их образовательного сознания.

Например,

на

уроках

технологии,

«Технического

моделирования»,

на

занятиях

«Архитектуры» учащиеся выполняют определенный проект, проводят исследовательскую

2

работу,

защищают

перед

классом,

если

проект

они

считают

недоконченным,

разрабатывают

дальше.

Традиционно

в

декабре

у

нас

проходит

зачетная

творческая

неделя, представленные творческие проекты дают хороший результат по составу проекта,

технологической

завершенности,

грамотности

подхода

к

решению

проекта.

Наиболее

актуальные проекты выходят на улусный, региональный, республиканский уровни.

В

заключении

хочу

отметить,

что

дизайн

образование

является

действенным

средством

в

формировании

проектной

культуры

у

учащихся,

и

обучения

будет

эффективным,

если

выявить

образовательные

возможности

обучения

на

уроках,

построенного на основе метода проектов.

Использованная литература.

1.

Научное

издание

«Реализация

метода

проектов

при

подготовке

учителей

технологии и дизайна», Якутск- 2006 год

2.

Иванов В.П. Автореферат. Педагогические условия реализации дизайн- подхода в

образовательной области «Технология». Якутск, 2003 год

3.

Джеймс

Питт.

Обучение

детей

проектированию.

Дизайн-

подход

и

проектный

метод. Часть 2. 2015 год

3



В раздел образования