Автор: Терещенко Нелля Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ ЦП детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей "Вектор" Нерюнгринского района
Населённый пункт: пгт. Чульман
Наименование материала: статья
Тема: "Семейное воспитание, как один из факторов, влияющих на успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общество"
Раздел: среднее образование
статья
«Семейное воспитание, как один из факторов,
влияющих на успешную социализацию детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей в общество»
.
В современной России семья и семейное воспитание, а так же проблемы с ними
связанные, получают значительную актуальность. Экономический и социальный
кризис,
который
произошел
в
90-е
годы
ХХ
века,
заметно
повлияли
на
демографическую
ситуацию
в
стране.
Семья,
традиционно
очень
уважаемый
в
нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность.
Но сейчас важность семьи все более возрастает: осознается ее роль в развитии
подрастающего поколения – ведь именно в семье у ребенка формируются модели
будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких. Над
проблемой семейного воспитания работали многие ученые: Азаров Ю. П., Байков Ф.
Я., Васильева Э. В., Гуров В. Н., Каган Е.В., Куликова Т. А., Лесгафт П.Ф., Харчев А.
Г. ,Шеляг Т. В. и другие.
В сложном, многоаспектном процессе социального развития ребенка можно
выделить
как
минимум
две
грани.
Во-первых,
процесс
социального
развития
предполагает
постепенную
ориентировку
ребенка
в
существующей
на
данный
момент
в
обществе
системе
социальных
ролей.
Эта
ориентировка
становится
возможной, прежде всего благодаря расширению социальных связей ребенка, а
также в силу становления персональной системы личностных смыслов, за которыми
стоит
соответственно
ориентировка
в
системе
предметных
деятельностей,
задаваемой обществом.
Второй
гранью
социального
развития
представляется
формирование
определенных
структур
индивидуального
самосознания,
связанное
с
процессом
социального самоопределения и становления социальной идентичности личности,
предпосылкой
которых
является
активное
включение
ребенка
в
различные
социальные общности.
Иными словами, процесс социального развития личности, как и вообще процесс
развития, мыслится в активном взаимодействии личности с социальной средой.
Именно
для
характеристики
этого
активного
вхождения
человека
в
систему
социальных связей обычно используется понятие социализации.В свою очередь, сам
процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С
одной
стороны,
приобретение
социального
опыта
идет
в
проце сс е
непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с
другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей
социального
взаимодействия
других
членов
семьи
между
собой.
Кроме
того,
социализация
в
семье
может
осуществляться
также
по
средством
особенного
механизма социального научения, который получил название викарное научение.
Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения
научения других.
Важно, какова атмосфера семьи, как интерпретируется родителями роль семьи -
трактуют ли ее как убежище от внешнего мира или как трамплин к будущему
завоеванию его. Отсюда идут и стратегии обращения с детьми: строгая дисциплина
вплоть до суровых наказаний; акцент на поддержание чистоты и телесного здоровья;
или же родители берут на себя функцию советчиков и наставников, когда они,
скорее,
товарищи
и
друзья,
чем
властители,
и
избегают
ситуаций,
в
которых
требуется проявить авторитет и власть. При этом имеет значение, каковы традиции
семьи,
считается,
что
родители
копируют
образцы
общения
с
детьми
своих
собственных
родителей.
Семейная
социализация
выделяет
линии
подобной
семейной
преемственности,
но
в
более
широком
плане
трансляции
семейных
ценностей и стереотипов поведения. Вместе с тем, под семейной социализацией
понимается подготовка к выполнению в будущем семейных ролей мужа и жены,
матери
и
отца.
В
феминистической
психологии
большое
внимание
уделяется
семейной социализации с точки зрения "принуждения" детей (якобы андрогинным
по своей "природе") к гендерным ролям мальчиков и девочек.
Роль семьи в становлении ребенка очевидна. Семья является важным фактором
социализации детей. Именно в семье в первую очередь дети усваивают жизненные
ценности, социальные ожидания и модели поведения. Благополучные семейные
отношения
формируют
у
ребенка
чувство
собственного
достоинства
и
самоуважения, которые в свою очередь способствуют повышению популярности
ребенка в кругу сверстников.
Доказано, что в целом рост ребенка в условиях учреждений интернатного типа
приводит к проблеме в эмоциональном, интеллектуальном, речевом и физическом
развитии
малыша.
Он
испытывает
трудности
в
общении
и
поведении,
характеризуется
сужением
мировоззрения,
трудностями
в
личностном
росте
и
адаптации к новым условиям жизнедеятельности, социализации и интеграции в
общество в целом. Так, в ходе различных исследований было обнаружено, что
нарушения в развитии личности ребенка-сироты возникают на основе действия двух
групп
неблагоприятных
социально-психологических
факторов.
Первую
группу
составляют факторы, обусловленные недостатками воспитания в бывших семьях:
отрицательная
наследственность,
беспризорность,
безнадзорность
и
жестокое
обращение
и
прочее.
Во
вторую
группу
вошли
факторы,
обусловленные
последствиями несовершенной системы воспитания в интернатных учреждениях:
неполноценное общение со взрослыми из-за отсутствия достаточного количества
персонала и его большую текучесть; постоянное пребывание в заведении закрытого
типа
и
отсутствие
контактов
с
окружающей
средой;
суженный
круг
общения,
регламентация свободного времени режимными моментами и т.д. Отсутствие опыта
взаимодействия
со
взрослыми
негативно
сказывается
на
развитии
социальных
контактов ребенка-сироты со сверстниками, они часто не замечают друг друга, не
вступают
в
игровое
взаимодействие,
не
чувствительны
к
инициативе
и
эмоционального состояния сверстников, что приводит к возникновению конфликтов
между ними. Среди круга проблем, связанных с системой организации воспитания и
обучения детей-сирот и детей, оставшихся без присмотра родителей в учреждениях
интернатного
типа,
важное
место
занимает
проблема
их
социально-бытового
ориентирования как одного из механизмов социализации и адаптации. Дети, которые
воспитывались в таких учреждениях, менее приспособлены к жизни, чем дети,
которые воспитывались в семье. Дети, живущие в семье, имеют возможность для
расширения своего социального кругозора. Более широкий спектр общения детей в
семьях имеет значительное влияние на процесс социально-бытовой адаптации и их
подготовки к самостоятельной жизни. Несмотря на то, что стереотипы в восприятии
детей–сирот
как
самостоятельных
детей,
подготовленных
к
жизни
вне
зоны
родительской опеки, доминируют в обществе, на деле дети-сироты нуждаются в
колоссальной поддержке в процессе их воспитания и на пути адаптации к жизни вне
стен интерната. Особенности воспитания детей-сирот заключаются также в том, что
им не хватает навыков общения как со взрослыми, так и со своими сверстниками.
Анализ
многочисленных
исследований,
посвященных
изучению
детей-сирот
показал, что сироты хуже, чем их сверстники, имеющие родителей, ориентированы в
вопросах,
связанных
с
правилами
культуры
поведения,
покупкой
товаров
в
магазинах и ценами на отдельные продовольственные и промышленные товары.
Последнее ученые объясняют тем, что многим из детей не приходилось ничего
покупать самостоятельно. Ведь ребенок развивается не тогда, когда с ним ведут
разговоры,
поучают
его,
а
когда
он
получает
ответы
на
вопросы,
которые
его
интересуют, сознательно и самостоятельно участвует в различной деятельности.
Они не осознают такие ценности, как любовь, близость взаимоотношений матери
и ребенка, гордость и достоинство их рода и фамилии, долг и ответственность перед
предками, от которых берет начало собственная жизнь. Анализ концептуальных
психолого-педагогических идей Л.Я. Олиференко, Е.А. Стреблевой, Т.И. Шульги,
A.M.
Прихожан,
H.H.
Толстых
и
др.
позволил
выявить
следующие
причины,
затрудняющие
формирование
семейных
ценностей
у
во спит анников
государственных учреждений: проживание детей вне семьи в условиях длительной
социальной изоляции, на полном государственном обеспечении, отсутствие у них
родственной привязанности, положительного примера семейных отношений. Дети,
которые воспитываются в детских домах и интернатах, испытывают различные типы
деприваций:
личностную,
эмоциональную,
социально-культурную,
социально-
предметную, каждая из которых отличается определенным набором форм, факторов,
проявлений и следствий.
Вышеописанная проблема семейных ценностей может быть решена путем
формирования семейных ценностей у воспитанников детских домов и выпускников,
для
подготовки
их
к
будущей
семейной
жизни;
внедрения
коррекционно-
воспитательной программы направленной на формирование семейных ценностей у
сирот.
Процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, имеет свои особенности
вследствие сочетания влияния на этот процесс институциональных особенностей
интернатных учреждений и психолого-педагогических особенностей самих детей.
Трудности социализации детей - сирот связаны с редукцией, обеднением основных
источников социализации:
1) у детей – сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта
родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам
преодоления жизненных трудностей, либо опыт носит негативный асоциальный
характер;
2) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные
режиму
проживания
в
учреждениях
интернатного
типа,
делают
невозможным
усвоение
ребенком
всей
гаммы
социально
-
ролевых
отношений,
в
условиях
детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция - позиция сироты, не
имеющая поддержки и одобрения в обществе;
3) ранний детский опыт ребенка - сироты несет на себе отпечаток материнской
депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства - « утрату
базового доверия к миру», который проявляется в агрессивности, подозрительности,
неспособности к автономной жизни;
4) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего
контроля
поведения
на
внутренний
самоконтроль.
Это
связано
со
спецификой
организации жизни ребенка в учреждениях для детей-сирот, где функция контроля
полностью удерживается воспитателями;
5) несоответствие уровня притязаний («хочу») воспитанников интерната уровню
собственных устремлений и возможностей («могу»);
6)
зачастую
завышены
притязания
в
сфере
образования
(«буду
учиться
в
университете,
академии
и
т.д.»),
социального
продвижения,
материального
благополучия («на зарплату в 8-9 тысяч рублей я жить не смогу и не буду»);
7) высокий уровень социальных и потребительских притязаний, не подкрепленный
столь же высокими профессиональными устремлениями (выпускники считают, что
все то, что они имели в интернате - квартиры, питание, одежда, оздоровление,
отдых, различные формы контроля и поддержки они не могут не иметь, выйдя в
самостоятельную жизнь);
8)
у
многих
выпускников
желание
больше
зарабатывать
не
сочетается
с
психологической
готовностью
к
более
трудному
и
квалифицированному
труду
(«хочу получать больше, а работать меньше»);
9)
чрезмерный
оптимизм
выпускников
по
поводу
процесса
осуществления
жизненных планов («кто-то должен решить за меня все мои проблемы»).
Таким образом, социализация детей-сирот, их адаптация к новым условиям и
последующая интеграция в общество протекают с еще большими трудностями, чем
у их
сверстников из благополучных семей. Ученые отмечают, что дети-сироты
являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания
на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях
детских интернатных учреждений.
Для решения проблем социализации воспитанников интернатных учреждений
необходимы изменения в социальной политике как государства, в целом, так и в
содержании деятельности интернатных учреждений, в частности.
Учитывая вышеизложенное, хотелось бы поделиться своим опытом работы по
социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в МКУ
Центр
помощи
детям
сиротам
и
детям,
оставшимся
без
попечения
родителей
«Вектор» Нерюнгринского района.
С 1 сентября 2015 года я работаю в МКУ Центр помощи детям сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей «Вектор» Нерюнгринского района воспита-
телем семейно-воспитательной группы № 4 «Улыбка». Наша программа «Азбука
семейного
воспитания»
направлена
на
решение
следующих
задач:
воспитать
ребенка,
способного
в
будущем
самостоятельно
создать
нормальную
семью,
обеспечить
полноценную
жизнь
в
ней,
способного
вырастить
своих
детей
(профилактика
сиротства);
подготовить
ребенка
к
взрослой
жизни,
научить
ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Программа включает в себя следующие этапы:
Первый этап - подготовительный сентябрь 2015-2016 год - изучение психолого-
педагогической
литературы,
постановка
проблемы,
формулировка
целей,
диагностические
и
мониторинговые
исследования
участников
учебно-
воспитательного процесса, проведение тестов «Моя семья», анкетирование: «Мое
представление о семье», «Рисунок семьи» и др., обработка результатов, разработка
учебно- методической документации.
Второй этап - практико-ориентированный 2016-2019 года - внедрение программы с
систематическим
мониторингом,
корректировка
программы
по
необходимости,
выступление на Педагогических советах.
Третий
этап
-
аналитико
-
обобщающий 2019
-
2020
года
-
теоретическое,
методическое
(предварительное)
обобщение
результатов
экспериментальной
деятельности в рамках реализации программы. Обобщение и анализ материалов по
темам программы на заседании МО, Педагогическом совете.
Программа включает в себя пять теоретико – практических блока:
1блок - «Любовь и дружба»;
2 блок - «Семья и её функции»;
3 блок – «Домашний труд в семье»,
4 блок - «Хозяйство семьи и бюджет»;
5 блок – «Самосовершенствование личности».
В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий,
которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен
механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указанно
как их решать). Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по каждому из блоков программы.
Результатом реализации программы «Азбука семейного воспитания» стало
следующее:
- семейное воспитание - у детей формируются качества будущего семьянина -
терпение, умение уступать, доброжелательность, аккуратность, чистоплотность и
другие. Кроме того, данное направление деятельности способствует формированию
коммуникативных
навыков,
умению
устанавливать
межличностные
контакты,
необходимые во всех жизненных сферах; формирование мотивов и желания жить в
кровной измененной семье; работа
по осознанию ценностей семьи; повышение
социальной
компетентности
воспитанников,
связанной
с
семейной
жизнью;
формирование психологической
готовности воспитанников к семейной жизни; у
ребят сформированы такие понятия как семья, любовь, дружба; у воспитанников
сформированы социально-бытовые, навыки самообслуживания, все ребята освоили
культурно-гигиенические
навыки:
умеют
стирать,
гладить,
дежурить,
выполнять
трудовые поручения, проводить мелкий ремонт одежды, знают как вести себя в
обществе и общественных местах, на практических занятиях ребята научились
готовить.
-
воспитание трудовых навыков, профориентационная деятельность. Мы
проводим
следующие
виды
диагностик:
«Дифференциально-диагностический
опросчик
(ДДО),
диагностика
структуры
сигнальных
систем
Э.Ф.
Зеер,
А.М.
Павлова, Н.О. Садовникова, анкета «Ориентация» И.Л, Соломина, «Матрица выбора
профессии» Г.В. Резапкина, «Карта интересов» А.Е. Голомшток и д.р. провожу
классные
часы
на
тему
«Познай
себя»,
«Формула
профессионального
успеха»,
«Путь к себе», «Как найти себя», «Как добиться успеха» и др., мероприятия по
профориентации:
«Калейдоскоп профессий», «Мир профессий», «Твой выбор»,
«Парад профессиональных предпочтений», «Все работы хороши - выбирай на вкус»
и т.п., которые в дальнейшем позволят детям успешно реализовать себя в выбранной
профессии.
Особую
роль
в
профессиональном
самоопределении
воспитанников
играет трудовое воспитание. Воспитанники пробуют себя в разных видах трудовой
деятельности: посещают кружки «Домовенок», «Инфознайка», «Тестопластика» и
др.
Трудовые навыки
прививаем ребятам через следующие виды деятельности:
уборки спальных и игровых комнат, все виды самообслуживания (ребята могут
проводить мелкий ремонт одежды, гладить стирать вещи), участие в благоустройстве
и
уборке
прилегающей
территории
учреждения.
В
этом
учебном
году
мои
выпускницы Якушева Лена и Кузьмина Лена успешно поступили в Южно-Якутский
технологический техникум;
- кроме того, получают навыки здорового образа жизни, чему способствует
внедрение здоровьеформирующих технологий в учебно-воспитательный процесс,
что в дальнейшем поможет им организовывать свой досуг и следить за состоянием
своего здоровья.
Тесно работаем в тесном контакте с инструктором по физкультуре,
педагогом-психологом,
медицинским
работником.
Педагогами
проводится
корректирующая
и
профилактическая
работа
по
оздоровлению
ребят,
которая
включает
в
себя: комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во
время занятий, по профилактике плоскостопия, по профилактике нарушений осанки,
снятие
умственной
усталости
во
время
занятий.
Мы проводим
беседы
и
мероприятия
по
формированию
ЗОЖ:
«Курить
-
здоровью
вредить»,
«Нет
наркотикам»,
«Здоровое
питание-залог
здоровья»,
«Гигиенические
правила
и
предупреждение
инфекционных
заболеваний»,
«Чистота-залог
здоровья»,
просмотры фильмов из цикла «Молодежь за ЗОЖ» и др.
Воспитанники нашей группы являются активными участниками следующих
мероприятии: Акции «Жизнь без сигарет», который проходит ежегодно в нашем
учреждении; поселкового конкурса детских рисунков «Нет СПИДу и наркотикам»,
поселкового
мероприятия «Кросс нации, массовый забег на 500м», на котором
ребята занимают призовые места. Мы активно привлекаем своих воспитанников к
занятию спортом. Все ребята ходят в спортивные кружки и секции, не только на базе
учреждения, но и за его пределами. Большое внимание уделяется воспитанникам,
которые
занимаются
по
индивидуальной
программе
физического
воспитания
с
учетом заболевания.
Таким образом, каждый ребенок нашей группы может в полной мере реализовать
свой творческий и личностный потенциал и стать полноценной личностью, готовой
к самостоятельной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1.Гринёва, Е.А. Технологии социальной работы с девиантной молодежью/ Е.А.
Гринёва // Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспективы:
Материалы III международной научно-практической конференции. Ульяновск:
УлГПУ, 2014.
2. Иванова, Н.П. Деятельность образовательного учреждения для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, по повышению успешности вхождения
воспитанников в самостоятельную жизнь / Н.П. Иванова. - М.: АПКиПРО, 2004. - 36
с.
3. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ.
сред. пед. учеб. заведений.-2-е изд., испр. и доп. / Т.А. Куликова. - М.: Издательский
центр «Академия», 2000. - 232 с.
4. Мархадаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник для бакалавров /
Л.М. Мархадаев. -6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издадельство Юрайт, 2013. - 817 с.
5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик. -
М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 200 с.
6. Плохова И.А., Бибикова Н.В. Показатели готовности детей-сирот к устройству в
замещающие семьи // Сб.: Науч.-практ. конф. С международным участием «Шаг
навстречу: связь теории и практики социальной работы». – Архангельск: СФУ им.
М.В. Ломоносова – 2015.
7. Прихожан, А.М. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества) / А.М.
Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Педагогика, 2000. - 160 с.
8. Сагалова, М.В., Семенова, А. В. Социально-психологические методы и приемы
социализации и адаптации детей-сирот / М. В. Сагалова. - М.: ГОУ ЦППРК, - 2007. -
230 с.
9. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие / Т.И. Шульга. -
М.: Дрофа, 2005. - 254 с.