Напоминание

"Семейное воспитание, как один из факторов, влияющих на успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общество"


Автор: Терещенко Нелля Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ ЦП детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей "Вектор" Нерюнгринского района
Населённый пункт: пгт. Чульман
Наименование материала: статья
Тема: "Семейное воспитание, как один из факторов, влияющих на успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общество"
Раздел: среднее образование





Назад




статья

«Семейное воспитание, как один из факторов,

влияющих на успешную социализацию детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей в общество»

.

В современной России семья и семейное воспитание, а так же проблемы с ними

связанные, получают значительную актуальность. Экономический и социальный

кризис,

который

произошел

в

90-е

годы

ХХ

века,

заметно

повлияли

на

демографическую

ситуацию

в

стране.

Семья,

традиционно

очень

уважаемый

в

нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность.

Но сейчас важность семьи все более возрастает: осознается ее роль в развитии

подрастающего поколения – ведь именно в семье у ребенка формируются модели

будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких. Над

проблемой семейного воспитания работали многие ученые: Азаров Ю. П., Байков Ф.

Я., Васильева Э. В., Гуров В. Н., Каган Е.В., Куликова Т. А., Лесгафт П.Ф., Харчев А.

Г. ,Шеляг Т. В. и другие.

В сложном, многоаспектном процессе социального развития ребенка можно

выделить

как

минимум

две

грани.

Во-первых,

процесс

социального

развития

предполагает

постепенную

ориентировку

ребенка

в

существующей

на

данный

момент

в

обществе

системе

социальных

ролей.

Эта

ориентировка

становится

возможной, прежде всего благодаря расширению социальных связей ребенка, а

также в силу становления персональной системы личностных смыслов, за которыми

стоит

соответственно

ориентировка

в

системе

предметных

деятельностей,

задаваемой обществом.

Второй

гранью

социального

развития

представляется

формирование

определенных

структур

индивидуального

самосознания,

связанное

с

процессом

социального самоопределения и становления социальной идентичности личности,

предпосылкой

которых

является

активное

включение

ребенка

в

различные

социальные общности.

Иными словами, процесс социального развития личности, как и вообще процесс

развития, мыслится в активном взаимодействии личности с социальной средой.

Именно

для

характеристики

этого

активного

вхождения

человека

в

систему

социальных связей обычно используется понятие социализации.В свою очередь, сам

процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С

одной

стороны,

приобретение

социального

опыта

идет

в

проце сс е

непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с

другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей

социального

взаимодействия

других

членов

семьи

между

собой.

Кроме

того,

социализация

в

семье

может

осуществляться

также

по

средством

особенного

механизма социального научения, который получил название викарное научение.

Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения

научения других.

Важно, какова атмосфера семьи, как интерпретируется родителями роль семьи -

трактуют ли ее как убежище от внешнего мира или как трамплин к будущему

завоеванию его. Отсюда идут и стратегии обращения с детьми: строгая дисциплина

вплоть до суровых наказаний; акцент на поддержание чистоты и телесного здоровья;

или же родители берут на себя функцию советчиков и наставников, когда они,

скорее,

товарищи

и

друзья,

чем

властители,

и

избегают

ситуаций,

в

которых

требуется проявить авторитет и власть. При этом имеет значение, каковы традиции

семьи,

считается,

что

родители

копируют

образцы

общения

с

детьми

своих

собственных

родителей.

Семейная

социализация

выделяет

линии

подобной

семейной

преемственности,

но

в

более

широком

плане

трансляции

семейных

ценностей и стереотипов поведения. Вместе с тем, под семейной социализацией

понимается подготовка к выполнению в будущем семейных ролей мужа и жены,

матери

и

отца.

В

феминистической

психологии

большое

внимание

уделяется

семейной социализации с точки зрения "принуждения" детей (якобы андрогинным

по своей "природе") к гендерным ролям мальчиков и девочек.

Роль семьи в становлении ребенка очевидна. Семья является важным фактором

социализации детей. Именно в семье в первую очередь дети усваивают жизненные

ценности, социальные ожидания и модели поведения. Благополучные семейные

отношения

формируют

у

ребенка

чувство

собственного

достоинства

и

самоуважения, которые в свою очередь способствуют повышению популярности

ребенка в кругу сверстников.

Доказано, что в целом рост ребенка в условиях учреждений интернатного типа

приводит к проблеме в эмоциональном, интеллектуальном, речевом и физическом

развитии

малыша.

Он

испытывает

трудности

в

общении

и

поведении,

характеризуется

сужением

мировоззрения,

трудностями

в

личностном

росте

и

адаптации к новым условиям жизнедеятельности, социализации и интеграции в

общество в целом. Так, в ходе различных исследований было обнаружено, что

нарушения в развитии личности ребенка-сироты возникают на основе действия двух

групп

неблагоприятных

социально-психологических

факторов.

Первую

группу

составляют факторы, обусловленные недостатками воспитания в бывших семьях:

отрицательная

наследственность,

беспризорность,

безнадзорность

и

жестокое

обращение

и

прочее.

Во

вторую

группу

вошли

факторы,

обусловленные

последствиями несовершенной системы воспитания в интернатных учреждениях:

неполноценное общение со взрослыми из-за отсутствия достаточного количества

персонала и его большую текучесть; постоянное пребывание в заведении закрытого

типа

и

отсутствие

контактов

с

окружающей

средой;

суженный

круг

общения,

регламентация свободного времени режимными моментами и т.д. Отсутствие опыта

взаимодействия

со

взрослыми

негативно

сказывается

на

развитии

социальных

контактов ребенка-сироты со сверстниками, они часто не замечают друг друга, не

вступают

в

игровое

взаимодействие,

не

чувствительны

к

инициативе

и

эмоционального состояния сверстников, что приводит к возникновению конфликтов

между ними. Среди круга проблем, связанных с системой организации воспитания и

обучения детей-сирот и детей, оставшихся без присмотра родителей в учреждениях

интернатного

типа,

важное

место

занимает

проблема

их

социально-бытового

ориентирования как одного из механизмов социализации и адаптации. Дети, которые

воспитывались в таких учреждениях, менее приспособлены к жизни, чем дети,

которые воспитывались в семье. Дети, живущие в семье, имеют возможность для

расширения своего социального кругозора. Более широкий спектр общения детей в

семьях имеет значительное влияние на процесс социально-бытовой адаптации и их

подготовки к самостоятельной жизни. Несмотря на то, что стереотипы в восприятии

детей–сирот

как

самостоятельных

детей,

подготовленных

к

жизни

вне

зоны

родительской опеки, доминируют в обществе, на деле дети-сироты нуждаются в

колоссальной поддержке в процессе их воспитания и на пути адаптации к жизни вне

стен интерната. Особенности воспитания детей-сирот заключаются также в том, что

им не хватает навыков общения как со взрослыми, так и со своими сверстниками.

Анализ

многочисленных

исследований,

посвященных

изучению

детей-сирот

показал, что сироты хуже, чем их сверстники, имеющие родителей, ориентированы в

вопросах,

связанных

с

правилами

культуры

поведения,

покупкой

товаров

в

магазинах и ценами на отдельные продовольственные и промышленные товары.

Последнее ученые объясняют тем, что многим из детей не приходилось ничего

покупать самостоятельно. Ведь ребенок развивается не тогда, когда с ним ведут

разговоры,

поучают

его,

а

когда

он

получает

ответы

на

вопросы,

которые

его

интересуют, сознательно и самостоятельно участвует в различной деятельности.

Они не осознают такие ценности, как любовь, близость взаимоотношений матери

и ребенка, гордость и достоинство их рода и фамилии, долг и ответственность перед

предками, от которых берет начало собственная жизнь. Анализ концептуальных

психолого-педагогических идей Л.Я. Олиференко, Е.А. Стреблевой, Т.И. Шульги,

A.M.

Прихожан,

H.H.

Толстых

и

др.

позволил

выявить

следующие

причины,

затрудняющие

формирование

семейных

ценностей

у

во спит анников

государственных учреждений: проживание детей вне семьи в условиях длительной

социальной изоляции, на полном государственном обеспечении, отсутствие у них

родственной привязанности, положительного примера семейных отношений. Дети,

которые воспитываются в детских домах и интернатах, испытывают различные типы

деприваций:

личностную,

эмоциональную,

социально-культурную,

социально-

предметную, каждая из которых отличается определенным набором форм, факторов,

проявлений и следствий.

Вышеописанная проблема семейных ценностей может быть решена путем

формирования семейных ценностей у воспитанников детских домов и выпускников,

для

подготовки

их

к

будущей

семейной

жизни;

внедрения

коррекционно-

воспитательной программы направленной на формирование семейных ценностей у

сирот.

Процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, имеет свои особенности

вследствие сочетания влияния на этот процесс институциональных особенностей

интернатных учреждений и психолого-педагогических особенностей самих детей.

Трудности социализации детей - сирот связаны с редукцией, обеднением основных

источников социализации:

1) у детей – сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта

родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам

преодоления жизненных трудностей, либо опыт носит негативный асоциальный

характер;

2) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные

режиму

проживания

в

учреждениях

интернатного

типа,

делают

невозможным

усвоение

ребенком

всей

гаммы

социально

-

ролевых

отношений,

в

условиях

детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция - позиция сироты, не

имеющая поддержки и одобрения в обществе;

3) ранний детский опыт ребенка - сироты несет на себе отпечаток материнской

депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства - « утрату

базового доверия к миру», который проявляется в агрессивности, подозрительности,

неспособности к автономной жизни;

4) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего

контроля

поведения

на

внутренний

самоконтроль.

Это

связано

со

спецификой

организации жизни ребенка в учреждениях для детей-сирот, где функция контроля

полностью удерживается воспитателями;

5) несоответствие уровня притязаний («хочу») воспитанников интерната уровню

собственных устремлений и возможностей («могу»);

6)

зачастую

завышены

притязания

в

сфере

образования

(«буду

учиться

в

университете,

академии

и

т.д.»),

социального

продвижения,

материального

благополучия («на зарплату в 8-9 тысяч рублей я жить не смогу и не буду»);

7) высокий уровень социальных и потребительских притязаний, не подкрепленный

столь же высокими профессиональными устремлениями (выпускники считают, что

все то, что они имели в интернате - квартиры, питание, одежда, оздоровление,

отдых, различные формы контроля и поддержки они не могут не иметь, выйдя в

самостоятельную жизнь);

8)

у

многих

выпускников

желание

больше

зарабатывать

не

сочетается

с

психологической

готовностью

к

более

трудному

и

квалифицированному

труду

(«хочу получать больше, а работать меньше»);

9)

чрезмерный

оптимизм

выпускников

по

поводу

процесса

осуществления

жизненных планов («кто-то должен решить за меня все мои проблемы»).

Таким образом, социализация детей-сирот, их адаптация к новым условиям и

последующая интеграция в общество протекают с еще большими трудностями, чем

у их

сверстников из благополучных семей. Ученые отмечают, что дети-сироты

являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания

на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях

детских интернатных учреждений.

Для решения проблем социализации воспитанников интернатных учреждений

необходимы изменения в социальной политике как государства, в целом, так и в

содержании деятельности интернатных учреждений, в частности.

Учитывая вышеизложенное, хотелось бы поделиться своим опытом работы по

социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в МКУ

Центр

помощи

детям

сиротам

и

детям,

оставшимся

без

попечения

родителей

«Вектор» Нерюнгринского района.

С 1 сентября 2015 года я работаю в МКУ Центр помощи детям сиротам и детям,

оставшимся без попечения родителей «Вектор» Нерюнгринского района воспита-

телем семейно-воспитательной группы № 4 «Улыбка». Наша программа «Азбука

семейного

воспитания»

направлена

на

решение

следующих

задач:

воспитать

ребенка,

способного

в

будущем

самостоятельно

создать

нормальную

семью,

обеспечить

полноценную

жизнь

в

ней,

способного

вырастить

своих

детей

(профилактика

сиротства);

подготовить

ребенка

к

взрослой

жизни,

научить

ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Программа включает в себя следующие этапы:

Первый этап - подготовительный сентябрь 2015-2016 год - изучение психолого-

педагогической

литературы,

постановка

проблемы,

формулировка

целей,

диагностические

и

мониторинговые

исследования

участников

учебно-

воспитательного процесса, проведение тестов «Моя семья», анкетирование: «Мое

представление о семье», «Рисунок семьи» и др., обработка результатов, разработка

учебно- методической документации.

Второй этап - практико-ориентированный 2016-2019 года - внедрение программы с

систематическим

мониторингом,

корректировка

программы

по

необходимости,

выступление на Педагогических советах.

Третий

этап

-

аналитико

-

обобщающий 2019

-

2020

года

-

теоретическое,

методическое

(предварительное)

обобщение

результатов

экспериментальной

деятельности в рамках реализации программы. Обобщение и анализ материалов по

темам программы на заседании МО, Педагогическом совете.

Программа включает в себя пять теоретико – практических блока:

1блок - «Любовь и дружба»;

2 блок - «Семья и её функции»;

3 блок – «Домашний труд в семье»,

4 блок - «Хозяйство семьи и бюджет»;

5 блок – «Самосовершенствование личности».

В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий,

которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен

механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указанно

как их решать). Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в

неделю по каждому из блоков программы.

Результатом реализации программы «Азбука семейного воспитания» стало

следующее:

- семейное воспитание - у детей формируются качества будущего семьянина -

терпение, умение уступать, доброжелательность, аккуратность, чистоплотность и

другие. Кроме того, данное направление деятельности способствует формированию

коммуникативных

навыков,

умению

устанавливать

межличностные

контакты,

необходимые во всех жизненных сферах; формирование мотивов и желания жить в

кровной измененной семье; работа

по осознанию ценностей семьи; повышение

социальной

компетентности

воспитанников,

связанной

с

семейной

жизнью;

формирование психологической

готовности воспитанников к семейной жизни; у

ребят сформированы такие понятия как семья, любовь, дружба; у воспитанников

сформированы социально-бытовые, навыки самообслуживания, все ребята освоили

культурно-гигиенические

навыки:

умеют

стирать,

гладить,

дежурить,

выполнять

трудовые поручения, проводить мелкий ремонт одежды, знают как вести себя в

обществе и общественных местах, на практических занятиях ребята научились

готовить.

-

воспитание трудовых навыков, профориентационная деятельность. Мы

проводим

следующие

виды

диагностик:

«Дифференциально-диагностический

опросчик

(ДДО),

диагностика

структуры

сигнальных

систем

Э.Ф.

Зеер,

А.М.

Павлова, Н.О. Садовникова, анкета «Ориентация» И.Л, Соломина, «Матрица выбора

профессии» Г.В. Резапкина, «Карта интересов» А.Е. Голомшток и д.р. провожу

классные

часы

на

тему

«Познай

себя»,

«Формула

профессионального

успеха»,

«Путь к себе», «Как найти себя», «Как добиться успеха» и др., мероприятия по

профориентации:

«Калейдоскоп профессий», «Мир профессий», «Твой выбор»,

«Парад профессиональных предпочтений», «Все работы хороши - выбирай на вкус»

и т.п., которые в дальнейшем позволят детям успешно реализовать себя в выбранной

профессии.

Особую

роль

в

профессиональном

самоопределении

воспитанников

играет трудовое воспитание. Воспитанники пробуют себя в разных видах трудовой

деятельности: посещают кружки «Домовенок», «Инфознайка», «Тестопластика» и

др.

Трудовые навыки

прививаем ребятам через следующие виды деятельности:

уборки спальных и игровых комнат, все виды самообслуживания (ребята могут

проводить мелкий ремонт одежды, гладить стирать вещи), участие в благоустройстве

и

уборке

прилегающей

территории

учреждения.

В

этом

учебном

году

мои

выпускницы Якушева Лена и Кузьмина Лена успешно поступили в Южно-Якутский

технологический техникум;

- кроме того, получают навыки здорового образа жизни, чему способствует

внедрение здоровьеформирующих технологий в учебно-воспитательный процесс,

что в дальнейшем поможет им организовывать свой досуг и следить за состоянием

своего здоровья.

Тесно работаем в тесном контакте с инструктором по физкультуре,

педагогом-психологом,

медицинским

работником.

Педагогами

проводится

корректирующая

и

профилактическая

работа

по

оздоровлению

ребят,

которая

включает

в

себя: комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во

время занятий, по профилактике плоскостопия, по профилактике нарушений осанки,

снятие

умственной

усталости

во

время

занятий.

Мы проводим

беседы

и

мероприятия

по

формированию

ЗОЖ:

«Курить

-

здоровью

вредить»,

«Нет

наркотикам»,

«Здоровое

питание-залог

здоровья»,

«Гигиенические

правила

и

предупреждение

инфекционных

заболеваний»,

«Чистота-залог

здоровья»,

просмотры фильмов из цикла «Молодежь за ЗОЖ» и др.

Воспитанники нашей группы являются активными участниками следующих

мероприятии: Акции «Жизнь без сигарет», который проходит ежегодно в нашем

учреждении; поселкового конкурса детских рисунков «Нет СПИДу и наркотикам»,

поселкового

мероприятия «Кросс нации, массовый забег на 500м», на котором

ребята занимают призовые места. Мы активно привлекаем своих воспитанников к

занятию спортом. Все ребята ходят в спортивные кружки и секции, не только на базе

учреждения, но и за его пределами. Большое внимание уделяется воспитанникам,

которые

занимаются

по

индивидуальной

программе

физического

воспитания

с

учетом заболевания.

Таким образом, каждый ребенок нашей группы может в полной мере реализовать

свой творческий и личностный потенциал и стать полноценной личностью, готовой

к самостоятельной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гринёва, Е.А. Технологии социальной работы с девиантной молодежью/ Е.А.

Гринёва // Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспективы:

Материалы III международной научно-практической конференции. Ульяновск:

УлГПУ, 2014.

2. Иванова, Н.П. Деятельность образовательного учреждения для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, по повышению успешности вхождения

воспитанников в самостоятельную жизнь / Н.П. Иванова. - М.: АПКиПРО, 2004. - 36

с.

3. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ.

сред. пед. учеб. заведений.-2-е изд., испр. и доп. / Т.А. Куликова. - М.: Издательский

центр «Академия», 2000. - 232 с.

4. Мархадаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник для бакалавров /

Л.М. Мархадаев. -6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издадельство Юрайт, 2013. - 817 с.

5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик. -

М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 200 с.

6. Плохова И.А., Бибикова Н.В. Показатели готовности детей-сирот к устройству в

замещающие семьи // Сб.: Науч.-практ. конф. С международным участием «Шаг

навстречу: связь теории и практики социальной работы». – Архангельск: СФУ им.

М.В. Ломоносова – 2015.

7. Прихожан, А.М. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества) / А.М.

Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Педагогика, 2000. - 160 с.

8. Сагалова, М.В., Семенова, А. В. Социально-психологические методы и приемы

социализации и адаптации детей-сирот / М. В. Сагалова. - М.: ГОУ ЦППРК, - 2007. -

230 с.

9. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие / Т.И. Шульга. -

М.: Дрофа, 2005. - 254 с.



В раздел образования