Напоминание

Формирование поликультурной личности на уроках английского языка


Автор: Сысоева Марина Алекспндровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 14" имени А.М. Мамонова
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование поликультурной личности на уроках английского языка
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование поликультурной личности

на уроках английского языка

Изучение

иностранного

языка

формирует

поликультурную

компетентность

учащихся,

поскольку

иноязычная

культура

является

неотъемлемой

составляющей

современного

содержания

иноязычного

образования, затрагивает все аспекты образования, в том числе обеспечивает

способность к самообразованию.

Процесс изучения иностранного языка определяется следующими

принципами:

осознание

обучающимися

принадлежности

к

родной

культуре

в

сочетании с пониманием культуры и образа жизни другого народа и

готовности воспринимать и принимать его «непохожесть»;

ориентация процесса обучения на обеспечение диалога культур;

обеспечение

социализации

обучающихся

средствами

иностранного

языка;

использование

моделей

обучения

иностранному

языку,

в

которых

критерием оценки результатов выступает образец носителя языка;

комплексная

актуализация

коммуникативной,

кул ьту р н о -

прагматической функций изучаемого языка.

Принципиальным

и

приоритетным

аспектом

изучения

иностранного

языка

является

использование

аутентичных

учебных

комплексов

и

материалов, содержащих оригинальные и актуальные тексты для аудирования

и чтения; аудио- и видеоматериалы; статьи из газет и журналов на английском

языке;

иллюстративный

материал,

такой

как

открытки,

карты,

меню,

рекламные проспекты и т.д. Все это обеспечивает усвоение языка в тесной

связи

с

иноязычной

культурой.

Благодаря

различным

технологиям,

коммуникативным

заданиям

и

методикам

обучающиеся

не

только

накапливают знания, но и учатся общаться, что как раз и превращает язык в

мощный

инструмент

всестороннего

информационного

обм ена,

взаимодействия

национальных

культур,

усвоения

л и ч н о с т ь ю

общечеловеческих ценностей.

При обучении английскому языка учащиеся приобретают следующие

умения, обеспечивающие их самообразование:

умение критически оценивать полученную информацию;

решать проблемы различного характера;

аргументированно спорить и выдвигать предположения;

использовать современные информационные технологии;

совершенствовать свою деятельность,

быть готовым делиться своими знаниями и опытом с другими;

общаться

на

уровне

устной

и

письменной

речи;

работать

в

команде,

быть коммуникативным;

адаптироваться к различным ситуациям общения.

Например,

обсуждение

прочитанного

страноведческого

текста

подразумевает его оценку, аргументированное доказательство той или иной

точки зрения. Составление диалогов, характерных для учащихся в различных

ситуациях

англоязычной

среды позволяет

развивать

такие

качества,

как

адаптированность

к

многочисленным

ситуациям

поликультурной

среды,

умение

общаться

с

разными

собе с едниками

при

р а з л и ч н ы х

обстоятельствах(например ситуации возникающие при зарубежных поездках,

международных мероприятиях и др.)

Условия для самообразования школьников создаются при реализации

ряда направлений поликультурного образования:

уроки

английского

языка,

на

которых

знакомство

учащихся

с

фактами

культуры

стран

изучаемого

языка,

например

традициями, обычаями, праздниками начинается уже с начальной

школы.

Например, в

3

классе

проводился

урок

по

теме

«Национальные

английские, американские, русские, татарские блюда», к которому ученики

самостоятельно подготовили мини-проекты, а ко дню святого Валентина,

учащиеся

классов

самостоятельно

изучили

информацию

о

его

праздновании в разных странах мира.

элективные курсы,

Например, при изучении элективного курса СТРАНОВЕДЕНИЕ 9 класс

представил

туристические

путеводители

по

англоязычным

странам

мира.

Проекты

выполнялись в библиотеке нашей школы, что дало возможность

пользоваться

всей

необходимой

литературой,

интернетом,

собственными

материалами.

интегрированные уроки,

театральные представления,

создание интерактивных пособий,

проектная

деятельность

является

очень

эффективным

и

популярным

методом

позволяет

учащимся

работать

над

поставленной задачей в одной команде и успешно использовать

всевозможные источники самообразования.

Например, в рамках темы СПОРТ ученики 7 исследовали особенности

разных видов спорта, которые произошли в разных странах мира.

учебно-исследовательская деятельность,

факультативные занятия,

внеклассная и внешкольная работа, в рамках которой дети также

с

удовольствием

принимают

участие в

англоязычных

театральных постановках, знакомясь с фольклором и творчеством

зарубежных писателей. Старшеклассники принимают участие в

лингвистических форумах, например, проводимых КФУ.

изучение краеведческого материала,

Например, ученик 9 класса самостоятельно подготовил англоязычную

экскурсию по Казани. Остальным учащимся было предложено рассказать о

родном городе в ролевой игре «Пробую себя волонтером».

виртуальные экскурсии по странам и городам,

интернет – проекты,

творческие работы,

Например, при изучении темы Национальные валюты Великобритании

и США пятиклассники самостоятельно изучили и представили национальные

валюты других государств.

дистанционные и очные конкурсы и олимпиады.

Например,

учащиеся

5-9

классов

приняли

участие

в

МНПК

Ассоциированных школ ЮНЕСКО, в которой заняли 1, 3 места.

В

ходе

реализации

указанных

направлений

поликультурного

образования также обеспечивается самообразование учителей английского

языка,

являющееся

основой

нашей

успешной

работы,

без

которой

невозможно представить себя этой профессии.

Формами

практического

применения

результатов

работы

над

темой

самообразования

являются

внедрение

инновационных

образовательных

технологий

в

процесс

преподавания

английского

языка,

оптимизация

процесса

учебно-методической

деятельности

по

предмету,

повышение

качества преподавания и уровня обученности по иностранному языку.



В раздел образования