Напоминание

Формирование интеллектуальной развитой творческой личности на уроке английского языка


Автор: Сысоева Марина Алекспндровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 14" имени А.М. Мамонова
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование интеллектуальной развитой творческой личности на уроке английского языка
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование интеллектуальной развитой творческой личности на уроке английского языка

Одной из главных целей на уроке английского языка является формирование интеллектуальной развитой

творческой личности. В связи с этим, на первый план выходят определённые требования к такой личности -

креативность,

социальная

ответственность,

обладание

развитым

интеллектом,

устойчивая

мотивация

познавательной деятельности. Исходя из этого, проблема реализации задач личностного развития ученика,

формирование и развитие его творческих и познавательных способностей является одной из наиболее

важных проблем современного образования. Подготовить ребенка и подростка к взрослой жизни - это

значит, прежде всего, развивать у него потребность к творческой активности, к самостоятельному поиску

ответов на вопросы, пути решения каких-либо жизненных трудностей и конечно совершенствовании и

р е а л и з а ц и и

с в о и х

д а р о в а н и й

и

с п о с о б н о с т е й .

Что стоит за понятиями творчество, творческая деятельность, творческая личность? Согласно определения,

данного

в

психолого-педагогическом

словаре

Рапацевича

Е.С.,

творчество-деятельность,

результатом

которой является создание нового знания, обладающего преимуществом по сравнению с прежним. Для Я.А.

Пономарёва определяющим для творчества является развитие, возникновение новых структур, новых

способов деятельности. Б.Г.Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли,

необычность решения, интеллектуальную инициативу. Имеет смысл обозначить конкретные проявления

творчества в предметной сфере. Урок английского языка позволяет в полной мере развивать творческий

потенциал

учащихся,

способствует

развитию

творческой

активности,

вовлекает

всех

обучающихся

в

учебную

деятельность,

которая

должна

быть

на

уроке

мотивированной

и

достаточно

интересной.

С у щ е с т в у ю т

н е с к о л ь к о

м е т о д о в

к о м м у н и к а т и в н о г о

о б у ч е н и я

Создание

педагогической

ситуации

общения

на

уроке,

позволяющей

ученику

проявить

инициативу,

с а м о с т о я т е л ь н о с т ь ,

и з б и р а т е л ь н о с т ь .

1. Обсуждение с учащимися не только достигнутых целей, но и того, что понравилось – не понравилось и

п о ч е м у ,

ч т о

с л е д у е т

и з м е н и т ь .

2. Оценивание не только правильность ответа учащегося, но и как ученик рассуждал, какой способ

деятельности

использовал.

Параметры

оценки

следующие:

правильность,

самостоятельность,

оригинальность.

Сопоставительный анализ компонентов предметной компетенции и методов коммуникативного обучения

п о м о г л и

в

о п р е д е л е н и и

о с н о в н ы х

н а п р а в л е н и й

д е я т е л ь н о с т и :

Отбор

содержания,

средств

обучения,

приёмов

и

форм

работы,

влияющих

на

процесс

познания

(коллективные формы работы, использование элементов проблемного обучения, повышение плотности

урока)

• Ориентация на познавательные интересы учащихся и создание условий для реализации их личностных

возможностей,

в

том

числе

через

работу

с

одарёнными

уч-ся

(подготовка

уч-ся

к

участию

в

НПК,

о л и м п и а д а х ,

к о н к у р с а х )

Внедрение

в

образовательный

процесс

продуктивных

образовательных

технологий

• Создание ситуации успеха к выбору и самостоятельному творческому использованию полученных знаний и

у м е н и й

в

р а з в и т и и

р е ч е в о й

к о м п е т е н ц и и ;

Уроки английского языка - многоаспектны и включают работу над всеми или нескольким видами речевой

деятельности: чтением, аудированием, говорением, письмом. Многообразие заданий позволяет производить

частую смену деятельности, что способствует поддержанию интереса учащихся на протяжении всего урока,

т е м

с а м ы м

п о в ы ш а я

е г о

э ф ф е к т и в н о с т ь .

Пожалуй, никакой другой аспект речевой деятельности не обладает такими возможностями как чтение.

Именно

работа

по

содержанию

текста

обеспечивает

возможность

удовлетворять

познавательные

потребности.

При

организации

чтения

в

качестве

основы

для

обучения

творчеству

существует

две

возможности его использования. Одна из них кроется в содержании материала, а другая в использовании

заданий, мотивирующих речевое творчество. Работа с текстовым материалом проводится в три этапа:

предтекстовой, текстовой и послетекстовой. При работе на предтекстовом этапе необходимо использовать

способности учащихся к воображению, фантазии, которые, безусловно, отражают их индивидуальность.

Одним из активизирующих упражнений, побуждающих учащихся к речемыслительным творчеству, является

т а к о й

в и д

р а б о т ы ,

к а к

« W a r m i n g - U p

f o r

R e a d i n g » .

На первом этапе учащимся предлагается лишь заглавие текста с заданием высказать свои предположения о

тематике

текста

и

лексических

единицах,

которые

данный

текст

может

содержать.

На

втором

этапе

учащимся предлагается сам текст, работая с которым они анализируют, совпали их предположения или нет

и записывают главную идею теперь уже прочитанного текста. Данный вид работы может быть использован

при работе с учащимися любой возрастной группы и может выполняться как индивидуально, так и в паре.

Текстовой этап может включать в себя разнообразные упражнения по содержанию текста, которые также

могут побуждать учащихся к творческой самостоятельности, к неожиданным ассоциациям, к собственным

вариантам решения проблемы. При работе над текстом на этом этапе учащимся нравится выполнять задания

на дополнение содержания текста своей информацией: описание погоды, детальный словесный портрет

г е р о е в

р а с с к а з а ,

д и а л о г

г е р о е в

и

т . д .

Составление своего рассказа на базе прочитанного – ещё один способ взаимодействия всех элементов языка

и реализации умения учащихся импровизировать. Отправной точкой для рассказа служит либо предложение,

либо отдельные слова текста, которые учащиеся должны включить в свой рассказ. В качестве заданий на

послетекстовом этапе можно организовать дискуссию, ролевую игру, провести опрос мнений, написать

письмо, сочинение, резюме, эссе, стихотворение. Заинтересованность учащихся в изучении иностранного

языка позволяет использовать на данном этапе такие современные технологии как минипроектные работы,

связанные с поиском дополнительной информации по тематике текста, которую ученик может представить в

виде коллажа, информационного или рекламного листа или презентации. Это даёт учащимся возможность

для развития речевой инициативы, применять речевые образцы в новых ситуациях. Кроме того это

активизирует употребление не только отдельных структур и выражений, над которыми ведётся работа в

данный

момент,

но

и

большого

количества

сопутствующего

языкового

материала.

Проектное обучение также предполагает перенос знаний и умений в новую ситуацию. Участие учащихся в

создании проекта дает им возможность не только использовать ранее приобретенные знания, но дает

широкий простор для творческой деятельности каждого вовлеченного в проект. Учащиеся в процессе

создания проекта учатся генерировать и развивать идеи, возникающие в процессе работы над проектом,

оценивать и отбирать получаемую информацию с точки зрения ее применения к данной теме проекта. Кроме

того, они вырабатывают коммуникативные навыки при совместной работе над проектом, умение четко и ясно

излагать свои мысли как в письменной, так и в устной форме. Работа над проектом дает возможность

вовлекать

учащихся,

независимо

от

их

уровня

языковой

подготовки,

в

коллективную

деятельность,

направленную на достижение общей цели, работать в команде. С другой стороны, участие в проекте

стимулирует

развитие

навыков

индивидуальной

целенаправленной

творческой

деятельности.

П р и

п р о в е д е н и и

п р о е к т н о й

р а б о т ы

п р о в о д я т с я

с л е д у ю щ и е

э т а п ы :

I. Comprehensive language input. Намечаем проблему и определяем источники получения знаний для ее

решения:

энциклопедии,

журналы,

познавательные

программы

телевидения,

Интернет

и

т.п.

II.Processing. Обрабатывается вся масса информации и определяются критерии оценки данной информации с

тем, чтобы проанализировать ее и выделить из нее наиболее существенные элементы, способствующие

р е ш е н и ю

з а д а ч и .

III.Comprehensive language output. Предполагает собой наличие выходной информации по данному проекту,

причем

результат

данной

деятельности

может

быть

различным

в

зависимости

от

индивидуальных

возможностей или способностей участников проекта. Это может быть индивидуально написанное сочинение

и л и

п р о е к т ,

с о с т а в л е н н ы й

г р у п п о й

у ч а щ и х с я

с о в м е с т н о .

Одним из непременных условий для развития креативных способностей является создание атмосферы

успеха, так как отсутствие её ведёт к крушению желания учиться. Создание ситуации успеха оказывает

влияние не только на настроение учащихся, но и на качество их знаний. Успех является источником

внутренних сил учащихся, рождающих энергию для преодоления трудностей и желание учиться. Задача

учителя состоит в том, чтобы дать каждому из учащихся возможность пережить радость достижения,

осознать свои возможности. В течение многих лет в нашей школе существуют классы с углубленным

изучением английского языка. Естественно мы находимся в состоянии постоянного поиска продуктивных

форм организации обучения и отбора его содержания. С целью усиления мотивации и повышения интереса к

изучению английского языка при поддержке, функционирующей при нашей школе школы искусств, в этом

учебном году мы предложили пятиклассникам новый проект – вокальное и хоровое пение на английском

языке. Результат таких занятий – мажорное, весёлое настроение детей, желание продолжать общение на

иностранном языке, поддержание и стимулирование развития познавательной мотивации. Соприкосновение

с искусством превращает процесс изучение языка в увлекательное занятие. Особый отклик в душе детей

находит возможность участвовать во внеурочных мероприятиях. В нашей школе сложилась добрая традиция

проведения Дней Творчества, одним из традиционных мероприятий которых стал конкурс «Красота поэзии -

это красота языка». Написание стихов и их дальнейшее воспроизведение приучает учащихся к речи

правильно оформленной фонетически и интонационно. Такой вид творчества – индивидуальный способ

выражения мысли на иностранном языке. В таком конкурсе принимают участие учащиеся разных возрастов.

Учащиеся старших классов пишут стихи о любви и дружбе, о проблемах современной жизни. Для малышей

же

более

интересными

темами

являются

такие

как

«Игрушки»,

«Игры»,

«Животные».

Современная школа призвана создать условия для развития личности ребёнка: его интеллектуальных и

когнитивных способностей, нравственных качеств, чувств эмоций, творческих способностей, рефлексии,

потребности в самообразовании. Сегодня повышается роль коммуникативных дисциплин, в том числе

иностранных

языков,

ведь

через

познание

языка,

ребёнок

может

проявить

свою

активность

и

индивидуальность.

Вовлечение

учащихся

в

активный

творческий

процесс

языковой

деятельности

способствует развитию их мышления, языковых умений, а огромное разнообразие видов деятельности

способствует развитию у учащихся познавательного интереса, творческой мыслительной активности.



В раздел образования