Автор: Сысоева Марина Алекспндровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 14" имени А.М. Мамонова
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование интеллектуальной развитой творческой личности на уроке английского языка
Раздел: начальное образование
Формирование интеллектуальной развитой творческой личности на уроке английского языка
Одной из главных целей на уроке английского языка является формирование интеллектуальной развитой
творческой личности. В связи с этим, на первый план выходят определённые требования к такой личности -
креативность,
социальная
ответственность,
обладание
развитым
интеллектом,
устойчивая
мотивация
познавательной деятельности. Исходя из этого, проблема реализации задач личностного развития ученика,
формирование и развитие его творческих и познавательных способностей является одной из наиболее
важных проблем современного образования. Подготовить ребенка и подростка к взрослой жизни - это
значит, прежде всего, развивать у него потребность к творческой активности, к самостоятельному поиску
ответов на вопросы, пути решения каких-либо жизненных трудностей и конечно совершенствовании и
р е а л и з а ц и и
с в о и х
д а р о в а н и й
и
с п о с о б н о с т е й .
Что стоит за понятиями творчество, творческая деятельность, творческая личность? Согласно определения,
данного
в
психолого-педагогическом
словаре
Рапацевича
Е.С.,
творчество-деятельность,
результатом
которой является создание нового знания, обладающего преимуществом по сравнению с прежним. Для Я.А.
Пономарёва определяющим для творчества является развитие, возникновение новых структур, новых
способов деятельности. Б.Г.Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли,
необычность решения, интеллектуальную инициативу. Имеет смысл обозначить конкретные проявления
творчества в предметной сфере. Урок английского языка позволяет в полной мере развивать творческий
потенциал
учащихся,
способствует
развитию
творческой
активности,
вовлекает
всех
обучающихся
в
учебную
деятельность,
которая
должна
быть
на
уроке
мотивированной
и
достаточно
интересной.
С у щ е с т в у ю т
н е с к о л ь к о
м е т о д о в
к о м м у н и к а т и в н о г о
о б у ч е н и я
Создание
педагогической
ситуации
общения
на
уроке,
позволяющей
ученику
проявить
инициативу,
с а м о с т о я т е л ь н о с т ь ,
и з б и р а т е л ь н о с т ь .
1. Обсуждение с учащимися не только достигнутых целей, но и того, что понравилось – не понравилось и
п о ч е м у ,
ч т о
с л е д у е т
и з м е н и т ь .
2. Оценивание не только правильность ответа учащегося, но и как ученик рассуждал, какой способ
деятельности
использовал.
Параметры
оценки
следующие:
правильность,
самостоятельность,
оригинальность.
Сопоставительный анализ компонентов предметной компетенции и методов коммуникативного обучения
п о м о г л и
в
о п р е д е л е н и и
о с н о в н ы х
н а п р а в л е н и й
д е я т е л ь н о с т и :
•
Отбор
содержания,
средств
обучения,
приёмов
и
форм
работы,
влияющих
на
процесс
познания
(коллективные формы работы, использование элементов проблемного обучения, повышение плотности
урока)
• Ориентация на познавательные интересы учащихся и создание условий для реализации их личностных
возможностей,
в
том
числе
через
работу
с
одарёнными
уч-ся
(подготовка
уч-ся
к
участию
в
НПК,
о л и м п и а д а х ,
к о н к у р с а х )
•
Внедрение
в
образовательный
процесс
продуктивных
образовательных
технологий
• Создание ситуации успеха к выбору и самостоятельному творческому использованию полученных знаний и
у м е н и й
в
р а з в и т и и
р е ч е в о й
к о м п е т е н ц и и ;
Уроки английского языка - многоаспектны и включают работу над всеми или нескольким видами речевой
деятельности: чтением, аудированием, говорением, письмом. Многообразие заданий позволяет производить
частую смену деятельности, что способствует поддержанию интереса учащихся на протяжении всего урока,
т е м
с а м ы м
п о в ы ш а я
е г о
э ф ф е к т и в н о с т ь .
Пожалуй, никакой другой аспект речевой деятельности не обладает такими возможностями как чтение.
Именно
работа
по
содержанию
текста
обеспечивает
возможность
удовлетворять
познавательные
потребности.
При
организации
чтения
в
качестве
основы
для
обучения
творчеству
существует
две
возможности его использования. Одна из них кроется в содержании материала, а другая в использовании
заданий, мотивирующих речевое творчество. Работа с текстовым материалом проводится в три этапа:
предтекстовой, текстовой и послетекстовой. При работе на предтекстовом этапе необходимо использовать
способности учащихся к воображению, фантазии, которые, безусловно, отражают их индивидуальность.
Одним из активизирующих упражнений, побуждающих учащихся к речемыслительным творчеству, является
т а к о й
в и д
р а б о т ы ,
к а к
« W a r m i n g - U p
f o r
R e a d i n g » .
На первом этапе учащимся предлагается лишь заглавие текста с заданием высказать свои предположения о
тематике
текста
и
лексических
единицах,
которые
данный
текст
может
содержать.
На
втором
этапе
учащимся предлагается сам текст, работая с которым они анализируют, совпали их предположения или нет
и записывают главную идею теперь уже прочитанного текста. Данный вид работы может быть использован
при работе с учащимися любой возрастной группы и может выполняться как индивидуально, так и в паре.
Текстовой этап может включать в себя разнообразные упражнения по содержанию текста, которые также
могут побуждать учащихся к творческой самостоятельности, к неожиданным ассоциациям, к собственным
вариантам решения проблемы. При работе над текстом на этом этапе учащимся нравится выполнять задания
на дополнение содержания текста своей информацией: описание погоды, детальный словесный портрет
г е р о е в
р а с с к а з а ,
д и а л о г
г е р о е в
и
т . д .
Составление своего рассказа на базе прочитанного – ещё один способ взаимодействия всех элементов языка
и реализации умения учащихся импровизировать. Отправной точкой для рассказа служит либо предложение,
либо отдельные слова текста, которые учащиеся должны включить в свой рассказ. В качестве заданий на
послетекстовом этапе можно организовать дискуссию, ролевую игру, провести опрос мнений, написать
письмо, сочинение, резюме, эссе, стихотворение. Заинтересованность учащихся в изучении иностранного
языка позволяет использовать на данном этапе такие современные технологии как минипроектные работы,
связанные с поиском дополнительной информации по тематике текста, которую ученик может представить в
виде коллажа, информационного или рекламного листа или презентации. Это даёт учащимся возможность
для развития речевой инициативы, применять речевые образцы в новых ситуациях. Кроме того это
активизирует употребление не только отдельных структур и выражений, над которыми ведётся работа в
данный
момент,
но
и
большого
количества
сопутствующего
языкового
материала.
Проектное обучение также предполагает перенос знаний и умений в новую ситуацию. Участие учащихся в
создании проекта дает им возможность не только использовать ранее приобретенные знания, но дает
широкий простор для творческой деятельности каждого вовлеченного в проект. Учащиеся в процессе
создания проекта учатся генерировать и развивать идеи, возникающие в процессе работы над проектом,
оценивать и отбирать получаемую информацию с точки зрения ее применения к данной теме проекта. Кроме
того, они вырабатывают коммуникативные навыки при совместной работе над проектом, умение четко и ясно
излагать свои мысли как в письменной, так и в устной форме. Работа над проектом дает возможность
вовлекать
учащихся,
независимо
от
их
уровня
языковой
подготовки,
в
коллективную
деятельность,
направленную на достижение общей цели, работать в команде. С другой стороны, участие в проекте
стимулирует
развитие
навыков
индивидуальной
целенаправленной
творческой
деятельности.
П р и
п р о в е д е н и и
п р о е к т н о й
р а б о т ы
п р о в о д я т с я
с л е д у ю щ и е
э т а п ы :
I. Comprehensive language input. Намечаем проблему и определяем источники получения знаний для ее
решения:
энциклопедии,
журналы,
познавательные
программы
телевидения,
Интернет
и
т.п.
II.Processing. Обрабатывается вся масса информации и определяются критерии оценки данной информации с
тем, чтобы проанализировать ее и выделить из нее наиболее существенные элементы, способствующие
р е ш е н и ю
з а д а ч и .
III.Comprehensive language output. Предполагает собой наличие выходной информации по данному проекту,
причем
результат
данной
деятельности
может
быть
различным
в
зависимости
от
индивидуальных
возможностей или способностей участников проекта. Это может быть индивидуально написанное сочинение
и л и
п р о е к т ,
с о с т а в л е н н ы й
г р у п п о й
у ч а щ и х с я
с о в м е с т н о .
Одним из непременных условий для развития креативных способностей является создание атмосферы
успеха, так как отсутствие её ведёт к крушению желания учиться. Создание ситуации успеха оказывает
влияние не только на настроение учащихся, но и на качество их знаний. Успех является источником
внутренних сил учащихся, рождающих энергию для преодоления трудностей и желание учиться. Задача
учителя состоит в том, чтобы дать каждому из учащихся возможность пережить радость достижения,
осознать свои возможности. В течение многих лет в нашей школе существуют классы с углубленным
изучением английского языка. Естественно мы находимся в состоянии постоянного поиска продуктивных
форм организации обучения и отбора его содержания. С целью усиления мотивации и повышения интереса к
изучению английского языка при поддержке, функционирующей при нашей школе школы искусств, в этом
учебном году мы предложили пятиклассникам новый проект – вокальное и хоровое пение на английском
языке. Результат таких занятий – мажорное, весёлое настроение детей, желание продолжать общение на
иностранном языке, поддержание и стимулирование развития познавательной мотивации. Соприкосновение
с искусством превращает процесс изучение языка в увлекательное занятие. Особый отклик в душе детей
находит возможность участвовать во внеурочных мероприятиях. В нашей школе сложилась добрая традиция
проведения Дней Творчества, одним из традиционных мероприятий которых стал конкурс «Красота поэзии -
это красота языка». Написание стихов и их дальнейшее воспроизведение приучает учащихся к речи
правильно оформленной фонетически и интонационно. Такой вид творчества – индивидуальный способ
выражения мысли на иностранном языке. В таком конкурсе принимают участие учащиеся разных возрастов.
Учащиеся старших классов пишут стихи о любви и дружбе, о проблемах современной жизни. Для малышей
же
более
интересными
темами
являются
такие
как
«Игрушки»,
«Игры»,
«Животные».
Современная школа призвана создать условия для развития личности ребёнка: его интеллектуальных и
когнитивных способностей, нравственных качеств, чувств эмоций, творческих способностей, рефлексии,
потребности в самообразовании. Сегодня повышается роль коммуникативных дисциплин, в том числе
иностранных
языков,
ведь
через
познание
языка,
ребёнок
может
проявить
свою
активность
и
индивидуальность.
Вовлечение
учащихся
в
активный
творческий
процесс
языковой
деятельности
способствует развитию их мышления, языковых умений, а огромное разнообразие видов деятельности
способствует развитию у учащихся познавательного интереса, творческой мыслительной активности.