Автор: Жаврова Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГУ РК "Детский дом №18" для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Населённый пункт: город Воркута, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка игрового тренинга
Тема: "Я в Мире и мир во мне"
Раздел: среднее образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«ДЕТСКИЙ ДОМ № 18» ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» г.Воркуты.
Конспект открытого занятия
Тренинг « Я, в мире и мир во мне»
Воспитатель: Жаврова Екатерина Николаевна
Воркута 2017
Цель:
Формирование коммуникативных навыков подростков в совместной
деятельности для сплочения коллектива.
Задачи:
Развивающие:
Развивать коммуникативные качества, умение работать в команде,
анализировать, получать и систематизировать полученную информацию.
Развивать интерес к себе как к индивидуальной личности, к осознанию
ценности собственных успехов через игровое взаимодействие.
Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих
задач.
Воспитательные:
Воспитывать умение позитивно общаться.
Воспитывать дисциплинированность, дружелюбие.
Состав участников: 5 человек
Структура тренинга:
Орг. Момент
Вступление
Основная часть
Заключительная часть
Орг. конец
Ход тренинга:
Упражнение «Приветствие».
Мозговой штурм «Личность»
Упражнение «Моя Вселенная» Познаем друг друга»
Упражнение «Как поступать со своей жизнью»
Упражнение «Пара»
Упражнение
«Карета»
Упражнение «Шаг навстречу»
Ритуал прощания
Рефлексия
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте дорогие гости и дети, рада всех вас видеть.
Сегодня нас ждет игровой тренинг, «Я в мире и мир во мне»,
В тренинге есть правила, послушайте.
-говори от своего имени;
-один говорит, все слушают;
-должна быть искренность;
- должна быть доброжелательность;
Организационная часть
До начала нашего тренинга я хочу вас попросить каждого назвать цифру от 1 до
8, под выбранным числом в конце тренинга, под таким же номером вы найдёте
свой подарок. И помните, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, -
предназначается именно вам каждому.
Дети называют цифры
Учиться
жить
среди
людей,
уметь
общаться,
так
же
важно,
как
изучать
математику или литературу. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную
жизнь, в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению.
Отгадайте, пожалуйста, загадку: Нас не было, оно было. Нас не будет, оно будет.
У каждого оно есть, но никому не принадлежит (Ответ детей).
Воспитатель: Имя - одно из общений между людьми.
Основная часть
Упражнение «Приветствие».
Цель:
формирование
представлений
друг
о
друге,
настрой
на
предстоящую
деятельность.
- Давайте теперь представимся друг другу, встаньте в круг, я приглашаю вас к
участию в ритуале, который совершают при приветствии жители тропических
островов. Каждый поднимает игрушку над головой и громко называет свое
имя и на первую букву своего имени называют свое хорошее качество, которое
очень помогает вам в жизни, передаем игрушку и каждый из вас представляется
так же.
-Меня зовут Екатерина и мне в жизни помогает моя естественность…….(каждый
из детей повторяет действие за педагогом)
Спасибо большое, за вашу открытость, присаживайтесь! Имя - это то, что
сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек
приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение.
Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно. Есть стародавнее
поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Имя для нас
всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно
к нему относится. А это тоже счастье! Вы сейчас в том возрасте, когда человек
делает одно из важнейших открытий – открывает себя. В этих поисках заложен
великий потенциал. Чтобы выявить, использовать его, необходимо найти себя, но
сразу замечу, что никому не дано точно познать свои силы до конца и определить
свое будущее. Но все, же каждому по силе начертить свой собственный путь
сотворения себя.
Мозговой штурм «Личность»
Цель: повышение активности детей; развитие творческого мышления.
Воспитатель:- посмотрите на доску, вы видите слово «Личность», на каждую
букву
слова
нужно
подобрать
качества,
которые
необходимо
иметь
человеку,
чтобы быть личностью. Подумайте, вместе обсудите и решите какие качества
нужны человеку чтобы быть личностью. Говорим по очереди не перебиваем
друг друга. (Ответы детей). Каждый подросток выходит к доске и пишет слово на
выбранную им букву.
Л – лояльность, любовь к своему делу, лидерские задатки,
И - искренность,
индивидуальность, Ч
-
честность,
Н
-
настойчивость.
О
-
объективность,
ответственность,
(организованность), С
–
Самосовершенствование
на
протяжении
всей
жизни.
Стремление
к
развитию,
самообладание.
Т
-
трудоспособность.
-Какие из данных качеств вы считаете наиважнейшими?
-Хотели ли вы добавить ещё какие-то черты?
-Обязательно ли иметь все эти черты?
Воспитатель: -личность - это
прежде всего сам человек. Каждый человек
обладает своим Я, то есть своим характером и привычками, индивидуальными
качествами, которые как раз и характеризуют его как
личность.
Все
люди
стремятся
чего
-
то
добиться
в
жизни,
стать
кем-то
конкретным,
порой
-
знаменитыми и богатыми. Возможно, иногда в этом своем стремлении
мы
думаем, что добившись признания и успеха, мы и станем той самой личностью,
которой хотели бы стать. Но личность, она глубже, она в разуме, внутри каждого
из нас.... личность - это человек, который морально связан с обществом,
но
отделяющийся от него индивидуальным складом
Упражнение «Моя Вселенная» Познаем друг друга»
Цель:
формировать
стремление
к
самопознанию,
возможности
распознавать
личностные качества и качества окружающих. Дать возможность
участникам
подчеркнуть свою индивидуальность.
Воспитатель: - сейчас я раздам вам листочки под названием «Моя вселенная»,
лист бумаги с рисунком, солнце с большой буквой Я посредине; от него линии до
звёзд
(мои
достижения),
облаков
(черты
моего
характера)
и
сердец
(мои
увлечения). После
переверните
лист и заполните его так же
на любого
выбранного вами одногруппника.
-Что было легче написать, а что тяжелее?
-Что нового узнали о себе и других участниках?
- У вас много отличий, но есть и что-то общее.
(Объяснения детей)
Идеальных людей не бывает. Но в каждом человеке есть что-то хорошее, нужно
только научиться видеть это в себе и окружающих людях.
Упражнение «Как поступать со своей жизнью»
Цель: осознать ценности - свои и других участников.
А
сейчас
сыграем
в
игру.
Она
поможет
нам
ответить
на
этот
основной
вопрос. (Каждому участнику раздают по 10 бумажек)
Напишите на каждой бумажке своё имя, на следующие несколько минут эти 10
бумажек будут удостоверять вас и будут играть роль символичных денег, за
которые можно купить
определённый товар. Сейчас перед каждым встанет
выбор: потратить или сэкономить свои бумажки, т.е. самого себя, часть себя. На
продажу будет выставлено разные «товары» по паре. Правила игры не позволяют
купить оба товара одновременно, только что-то одно или ничего. Понятно, что
когда ваши деньги закончатся, уже ничего нельзя будет купить.
Все покупки можно делать только тогда, когда «товары» выставляют на продажу.
Нельзя
вернуться
к
предыдущей
паре,
если
на
продажу
уже
выставлено
следующую.
- прекрасная квартира (1 бум), новый автомобиль на выбор (1бум);
-полностью оплаченная поездка на каникулы (один месяц) в любую страну мира
вместе с другом (2 бум), - полная гарантия того, что человек, с которым тебе
хотелось пожениться просто сегодня, скоро обязательно на тебе жениться (2 бум);
-на два года стать самым популярным человеком среди своих товарищей (1 бум),
-иметь одного настоящего друга (2 бум);
-закончить престижный университет (2 бум), - построить прибыльную кампанию
(2 бум); -иметь здоровую семью (3 бум), -
добыть всемирную славу (3 бум);
(После завершения выбора с этой пары объявите: тем, кто выбрал семью,
возвращают 2 бумажки назад как вознаграждение.)
-возможность сменить какую-нибудь одну черту внешности (1 бум), удовольствие
на
протяжении
всей
жизни
(2
бум);
-пять
лет
безграничного
наслаждения
жизнью ( 2 бум), любовь и уважение самых дорогих для вас людей (2 бум);
(Те, кто выбрал пять лет наслаждения, дополнительно отдают одну бумажку
(за определенные вещи мы должны платить больше, чем кажется сначала).
-чистая совесть (2 бум), способность достичь успех в той сфере, где есть всё то, к
чему ты стремишься (2 бум); -создать чудо для того, кого ты любишь (2 бум),
возможность прожить заново (или повторять) одно действие из своей жизни (2
бум);
-семь дополнительных лет жизни (3 бум), -безболезненная смерть, когда настанет
время (3 бум);
Наш торг завершен, рассмотрите ещё раз свои покупки и скажите:
-Какая, нравится вам больше всего?
-Жалеете ли вы, что не купили чего-то ещё?
-Хотелось бы вам поменять некоторые правила игры?
(Ответы детей, совместное обсуждение)
Воспитатель: - Правила игры можно поменять, но жизнь- это не игра. Нельзя
повторить уже сделанный выбор
или отменить принятое когда-то
решение.
Нельзя схватить абсолютно всё или воспользоваться каждым случаем. Нельзя
предвидеть, какие шансы открываются для вас через неделю или год. Вам
всегда будет не хватать времени, вариантов
выбора денег и т.д.
Вы
будете
платить за каждый свой выбор в жизни - и часто эта плата будет превышать ваши
ожидания. Но никогда не надо впадать в отчаяние, закрываться от всего мира.
Необходимо всегда идти до конца.
Упражнение «Пара»
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики
- Сейчас встаньте в круг, руки уберите за спину.
Молча, не употребляя
мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару. По моему сигналу вы
подходите к своей паре. Если с одного раза пары не образуются, то мы будем
продолжать это упражнение пока вы глазами не поймете где ваша пара.
(упражнение завершается, когда все дети найдут свои пары)
- Трудно ли было выполнить задание?
- В чём трудность?
(Обсуждение с детьми)
Для того чтобы
люди в обществе понимали друг друга, нужны определённые
правила.
1.
уважение
2.
активное участие в работе
3.
умей видеть и отметить хорошее в каждом
4.
критикуя, не обижай, а предлагай лучшее
5.
откровенность
6.
искренность
7.
доброжелательность
-
Это лишь малый список необходимых правил, который может пополниться
самостоятельно каждым из вас.
Упражнение «Карета»
Цель: выработка умений работать в команде, прислушиваться к советам друг
друга.
Группе необходимо построить карету, посторонние предметы использованы
быть не могут.
Инструкция:
До
начала
построения
вам
надо
выбрать
кто
какой
частью
кареты будет.
крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной
ситуации;
двери
–
это
люди,
имеющие
хорошие
коммуникативные
способности
(умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);
сиденья – это люди не очень активные, спокойные;
седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и
ответственные;
лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;
кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.
Слуга -
такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют)
их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые
«серые кардиналы»).
После того как карета готова, дети садятся в круг, обсуждают произошедшее,
а затем воспитатель объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.
Заключительная часть
Упражнение «Шаг навстречу»
- Сделайте, пожалуйста, большой круг, встаньте так, чтобы чувствовать себя
комфортно.
- Всем хорошо? Теперь возьмите друг друга за руки. Всем комфортно?
- А теперь возьмитесь за руки через одного человека.
- Получилось? (Чтобы выполнить это задание необходимо будет сделать шаг
навстречу друг другу).
- Что нам пришлось сделать с вами? (шаг на встречу)
- Да, действительно, мы сделали с вами шаг навстречу друг другу! Не забывайте,
что молодость – это сила, опыт приходит со временем! Делайте всегда шаг
навстречу: учителям, взрослым,
близким и друзьям, будьте открыты для всего
нового и стремитесь к познанию себя и мира! Делайте свои шаги и все у вас
получится!
Ритуал прощания Вытяните вперёд руку, давайте сделаем пирамиду, когда
одна рука покрывает другую. При постройке пирамиды каждый, прежде чем
положить свою руку, говорит пожелание-прощание всем участникам.
Когда все сказали по пожеланию, руки убирают, предварительно сжав в кулак, как
будто забирая с собой пожелание.
Воспитатель: Задумались люди: «Что называется жизнью?». Одни говорят «Это
ожидание:
родители
ждут
детей,
дети
ждут
каникулы,
праздники…».
Другие
говорят «Это путешествие. Каждый день мы создаём много путешествий: в школу,
на работу, к друзьям, на отдых в лес…».
Притча: пришли
к мудрецу, чтобы он их рассудил. А он говорит «Жизнь- это
путешествие в ожидании цели».
ТАК ПУСТЬ У КАЖДОГО ИЗ ВАС БУДЕТ
ЦЕЛЬ! ПРИЛАГАЙТЕ
КАК
МОЖНО
БОЛЬШЕ
УСИЛИЙ,
ДЛЯ
ТОГО
ЧТОБЫ ЕЁ ОСУЩЕСТВИТЬ.
Когда все сказали по пожеланию, руки убирают, предварительно сжав в кулак, как
будто забирая с собой пожелание.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы все работали. Вы были активны,
слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из
Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила!
Надеюсь, что этот тренинг не пройдет бесследно в вашей жизни, мне было бы
приятно, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумаетесь, и будете
работать в этом направлении.
Рефлексия.
- Что вы сегодня узнали?
- Что вам понравилось?
Спасибо вам за участие в тренинге.
Напомнить
о
«подарке»,
дети
находят
в
группе
сердечки
с
цифрами,
переворачивают
и
читают
пожелания.
Цель:
положительное
завершение
тренинга,
ритуал,
позволяющий
завершить
тренинг
на
положительной
эмоциональной ноте.