Напоминание

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста


Автор: Потапова Лариса Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №" 51
Населённый пункт: ГОРОД Хотьково, Московская область
Наименование материала: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
Тема: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного

возраста с использованием игрового оборудования М.

Монтессори».

Воспитатель 1 – ой квалификационной категории

Потапова Лариса Сергеевна

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

с использованием игрового оборудования М. Монтессори».

Из опыта работы по сенсорному развитию детей

младшего дошкольного возраста с использованием

игрового оборудования

М. Монтессори.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его

восприятия и формирование представлений о внешних

свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении

в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение

сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве

переоценить трудно. Именно этот возраст большинством

исследователей считается наиболее благоприятным для

совершенствования деятельности органов чувств,

накопления представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной

педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а

также известные представители отечественной дошкольной

педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец,

А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина,

Н. Б., Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное

развитие, направленное на обеспечение полноценного

интеллектуального развития, является одной из основных

сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет

фундамент общего умственного развития ребенка, с

другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как

полноценное восприятие необходимо и для успешного

обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих

видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира

начинается познание. Все другие формы познания —

запоминание, мышление, воображение — строятся на

основе образов восприятия, являются результатом их

переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное

развитие невозможно без опоры на полноценное

восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке,

конструированию, знакомится с явлениями природы,

начинает осваивать основы математики и грамоты.

Овладение знаниями и умениями во всех этих областях

требует постоянного внимания к внешним и внутренним

свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в

рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок

должен достаточно точно уловить особенности его формы,

цвета, материала. Конструирование требует тщательного

исследования формы предмета (образца, его структуры и

строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в

пространстве и соотносит свойства образца со свойствами

имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во

внешних свойствах предметов невозможно получить

объективные представления о явлениях живой и неживой

природы, в частности об их сезонных изменениях.

Формирование элементарных математических

представлений предполагает знакомство с геометрическими

формами и их разновидностями, сравнение объектов по

величине. При усвоении грамоты огромную роль играет

фонематический слух — точное дифференцирование

речевых звуков — и зрительное восприятие начертания

букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную

степень.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный

процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного

детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный

эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть

то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие

представления о разновидностях каждого свойства и,

главное, уметь пользоваться такими представлениями для

анализа и выделения свойств самых разнообразных

предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря,

усвоение сенсорных эталонов — это адекватное

использование их в качестве “единиц измерения” при

оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят

свои задачи, формируется определенное звено сенсорной

культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в

сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6

лет.

• На первом году жизни это обогащение ребенка

впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы

он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать

предметы разной формы и величины.

• На втором-третьем году жизни дети должны научиться

выделять цвет, форму и величину как особые признаки

предметов, накапливать представления об основных

разновидностях цвета и формы и об отношении между

двумя предметами по величине.

• Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют

сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи

представления о цветах, геометрических фигурах и

отношениях по величине между несколькими предметами.

Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами

геометрических фигур и с отношениями по величине,

возникающими между элементами ряда, состоящего из

большего количества предметов.

• Одновременно с формированием эталонов необходимо

учить детей способам обследования предметов: их

группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов,

последовательному осмотру и описанию формы,

выполнению все более сложных глазомерных действий.

• Наконец, в качестве особой задачи выступает

необходимость развивать у детей аналитическое

восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов,

расчленять форму предметов, выделять отдельные

измерения величины.

На основе этих задач мною разработана программа и

перспективное планирование игровых занятий в кружке

«Мир вокруг нас» для детей дошкольного возраста с

использование игрового оборудования М. Монтессори. В

основу планирования и программы положены некоторые

идеи М. Монтессори – итальянского педагога и врача. Ею

был разработан комплект развивающих материалов, ныне

известных во всём мире, и методика работы с ними. М.

МОНТЕССОРИ считала, для того чтобы ребёнок

полноценно развивался, ему необходимо помогать и

создавать все необходимые условия для этого развития, т. е.

создать предметно-окружающую среду. Чтобы среда стала

развивающей, её нужно соответствующим образом

подготовить и оборудовать. Среда должна содержать

разнообразные предметы, вызывающие интерес детей и

побуждающие их к спонтанной деятельности. Именно

таким игровым сенсорным материалом оборудована

наша сенсорная комната. Это оборудование привлекает

детей своей красочностью, позволяет заинтересовать их

игрой и при этом в непринуждённой форме даёт

возможность развивать у ребёнка все его органы чувств.

Перечислю основные группы сенсорных материалов,

предложенных М. Монтессори и используемых нами в

играх с детьми:

1. материалы для развития зрения подразделяются на

подгруппы:

- для различения размеров и развития глазомера

(цилиндры-вкладыши, розовая башня, коричневая лестница,

красные штанги)

-для различения цветов и их оттенков (цветные таблички

1-4)

-для различения формы (геометрический комод,

геометрические тела, биноминальный и триноминальный

кубы)

2. материалы для развития осязания (доски для

ощупывания, шершавые таблички, ткани)

3. материалы для развития слуха (шумящие коробочки,

шумовые цилиндры)

4. материалы для развития чувства тяжести (весовые

таблички и цилиндры)

5. материалы для развития чувства тепла (тепловые

таблички)

6. материалы для развития обоняния (коробочки с

запахами)

7. материалы для развития вкуса (вкусовые баночки)

8. материалы для развития стереогнастического чувства

(сортировка, волшебный мешочек, геометрические тела)

В качестве дополнительного оборудования в сенсорной

комнате используеся «сухой бассейн» с разноцветными

шарами, «тактильная сенсорная дорожка», материалы

подобранные и сделанные руками наших педагогов.

Таким образом, все материалы для проведения кружка

«Волшебный мир» подобраны и направлены на развитие

всех видов восприятия детей.

Для каждого ребёнка занятия в сенсорной комнате

являются откликом на его внутреннее стремление к

полноценному развитию. С разной степенью

интенсивности такое развитие в процессе занятий

происходит у каждого ребёнка.

Общая структура занятий включает следующие этапы:

I. Организационный момент.

II. Дыхательная, голосовая или психогимнастика.

III. Работа по теме занятия.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление темы.

VI. Рэфлексия

В качестве образца предлагаю вашему вниманию

презентацию и конспект одного из занятий.

Конспект занятия по сенсорному развитию детей 5-6 лет

на тему: «Мир вокруг нас».

Цели:

Развивать у детей все сенсорные каналы восприятия и

органы чувств с использованием оборудования М.

Монтессори.

Развивать зрительное восприятие величины цилиндров и

закреплять в речи сравнительные степени: высокий-низкий,

выше чем- ниже чем, толстый-тонкий, тоньше чем-толще

чем.

Развивать слуховое восприятие и упражнять в

составлении пар одинаковых шумов разной громкости.

Развивать обоняние детей и продолжать формировать

умение различать запахи овощей, фруктов и соотносить их с

речевой формой описания.

Развивать рецепторы стопы, тактильную

чувствительность рук и закреплять умение передавать свои

ощущения в связной речи.

Развивать общую, мелкую моторику, речь, внимание,

мышление, память, социальные навыки: умение работать в

парах, группе, договариваться, учитывать мнения

товарищей.

Закреплять умение узнавать и различать семь оттенков

одного цвета, упорядочивать ряд по по светлоте.

Воспитывать интерес к совместной игре, чувства

коллективизма, эмпатические чувства, желание оказывать

друг другу эмоциональную поддержку.

Снятие эмоционального напряжения.

Оборудование:

Сенсорная дорожка (выполнена из материалов разной

фактуры, колокольчик, аудиозапись со спокойной музыкой,

цветные таблички М. Монтессори (по семь штук одного

цвета, но разного оттенка, нарисованное солнце и радуга,

блоки с цилиндрами М. Монтессори, шумовые цилиндры

М. Монтессори, сундучок с шестью разными замками,

ароматические баночки с запахами (огурец, банан, лимон,

яблоко, груша, персик, поднос с этими же фруктами,

накрытые салфеткой.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

-Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости.

Улыбнитесь им и скажите: «Здравствуйте!».

-А теперь мы с вами отправимся в путешествие. В «Мир

вокруг нас». Это мир, который мы

можем увидеть, услышать, ощутить, почувствовать, а

также рассказать обо всём этом другим людям.

2. Основная часть:

-Ребята, представьте себе, что у вас грустное настроение.

Какое у вас при этом выражение лица? Покажите.

-Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица!

Давайте попробуем поднять друг другу настроение, а

поможет нам в этом колокольчик. Передавая колокольчик по

кругу вы должны сказать другу что-то приятное, о том что в

товарище тебе нравится. Говорить будем по очереди, я

начну, а вы продолжите. Игра «КОЛОКОЛЬЧИК»

начинается.

-Ярослав, ты добрый и заботливый. (дети говорят о

друзьях что-нибуть хорошее).

-Ну что, приятно было услышать от друзей хорошие

слова? Какое теперь настроение (дети перечисляют:

весёлое, бодрое, радосное,. солнечное).

-От ваших добрых слов проснулось солнышко

(воспитатель показывает детям нарисованное солнце, но

без лучей). Но посмотрите, солнышко засияет только тогда,

когда у него появются разноцветные лучи. Лучи должны

располагаться вокруг центра солнца в порядке следования

цветов радуги. Вспомните и назовите по очереди эти цвета.

Но обязательно запомните, кто какой цвет назовёт, тот

такого же цвета будет потом выкладывать ряд вот из этих

цветных табличек (воспитатель берёт и ставит на стол

поднос, на котором вкоробкес отделениями лежат цветными

табличками М. Монтессори: в каждом отделениии по семь

штук табличек разной цветовой интенсивности-от тёмного к

светлому.

(Дети называют цвета радуги по порядку.)

-Правильно. А сейчас послушайте задание: выстраивать

свой лучик-ряд надо будет от самой светлой до самой

тёмной таблички от одного центра (проводится игра

«СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ».)

-Молодцы, красивые у вас получились солнечные лучики!

-Солнце улыбается, путешествие продолжается! Мне

кажется, даже жарко стало. Я предлагаю вам снять носочки

и продолжить наш путь босиком вот по этой «волшебной

дорожке» (ходьба по сенсорным напольным дорожкам).

Идти надо не спеша друг за другом под музыку. Иногда я

буду останавливать музыку, а вы остановившись расскажите

о том, что чувствуют ваши ножки.

(Проводится игра «ВОЛШЕБНАЯ ДОРОЖКА», по ходу

воспитатель спрашивает детей об их ощущениях: «Что

чувствуют твои, Игорь, ноги?» и т. д.).

-А теперь надевайте носки и переходите на эту зелёную

полянку (коврик на котором расставлены цилиндры М.

Монтессори: разные по высоте и толщине).

-Посмотрите, сколько много на ней выросло «волшебных

грибов»! Как называются эти геометрические тела?

(цилиндры)

-Чем отличаются цилиндры (высотой и толщиной)

-Чтобы собрать «волшебные грибы», вам надо разбится на

пары. Парой станут те дети, у которых окажутся одинаковые

«шумовые цилиндры» из моего мешочка (в мешочке лежат

пары шумовых цилиндров М. Монтессори: три цилиндра с

красными крышками и соответствующие по уровню

громкости три цилиндра с синими крышками)

-Возьмите каждый по цилиндру (дети достают цилиндр

с синими и красными крышками). Дети, у кого цилиндры с

красными крышками будут по очереди слушать и искать

себе пару среди детей, имеющих цилиндры с синими

крышками (дети ищут себе пары с помощью игры

«ШУМОВЫЕ ЦИЛИНДРЫ»).

-Давайте проверим, правильно ли нашли свою пару? Для

этого отклейте бумажку со дна цилиндра и сравните

цветные метки-подсказки (одинаковые шумовые цилиндры

имеют метки-подсказки одного цвета).

-Молодцы, пора и за грибами. Теперь каждая из пар

возьмёт себе корзину-блок и будет в неё собирать

подходящие по толщине, высоте цилиндры-грибы.

(Дети играют парами в игру «ВОЛШЕБНЫЕ ГРИБЫ»).

-Хорошо потрудились, все грибы-цилиндры собрали!

Поставьте свои блоки-корзины на стол и подходите ко мне.

-Вас ждёт последняя игра, она называется «УЗНАЙ ПО

ЗАПАХУ».(дети подходят к стойке, на которой стоит

сундучок, внутри которого спрятаны баночки со знакомыми

запахами овощей и фруктов. На отдельном столе стоит

накрытая салфеткой корзина с этими же овощами и

фруктами).

-Игра находится внутри сундучка. Сундучок закрыт на

замочки. Встаньте каждый напротив того замочка, который

хотел бы открыть (дети выполняют задание).

-Слушайте задание: открыв замочек вы достанете то, что

в нём лежит (дети выполняют задание).

-Это что? (ароматические баночки).

-Слушайте дальше: понюхав свою ароматическую

баночку, вы должны догадаться по запаху, что в ней лежит.

И не говоря ответа вслух, по очереди, будете находить свою

отгадку в корзине под салфеткой на ощупь. Она стоит вот на

этом столе.

(Дети выполняют задание и подходят к корзине, в которой

лежат натуральные отгадки: огурец, яблоко, лимон, банан,

груша, лук или чеснок).

-Назовите, что узнали по запаху и нашли на ощупь (дети

называют и показывают отгаданные овощи, фрукты).

3. Заключительная часть:

-Итак. Наше путешествие подходит к концу. Вам оно

понравилось?

-Давайте все вместе сядем на ковре в большой круг.

Вспомним названия игр, которые вам запомнились. И

попробуем догадаться: что за помощники помогали вам в

каждой из игр справиться с моими заданиями? (дети сами

или с помощью воспитателя называют органы чувств-

помощники, с помощью которых они познавали

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)

-Ребята, вы сегодня в путешествии были полны сил,

энергии, проявили себя дружными детьми, много узнали

нового. Постарайтесь сохранить все эти ощущения и

качества не только на сегодня, но и навсегда! Наше

путешествие в «МИР ВОКРУГ НАС», В МИР НАШИХ

ЧУВСТВ И ОЩУЩЕНИЙ закончилось.

-Улыбнитесь гостям и попрощайтесь с ними: «До

свидания!».



В раздел образования