Автор: Потапова Лариса Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №" 51
Населённый пункт: ГОРОД Хотьково, Московская область
Наименование материала: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
Тема: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного
возраста с использованием игрового оборудования М.
Монтессори».
Воспитатель 1 – ой квалификационной категории
Потапова Лариса Сергеевна
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
с использованием игрового оборудования М. Монтессори».
Из опыта работы по сенсорному развитию детей
младшего дошкольного возраста с использованием
игрового оборудования
М. Монтессори.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его
восприятия и формирование представлений о внешних
свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении
в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение
сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве
переоценить трудно. Именно этот возраст большинством
исследователей считается наиболее благоприятным для
совершенствования деятельности органов чувств,
накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной
педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а
также известные представители отечественной дошкольной
педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец,
А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина,
Н. Б., Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное
развитие, направленное на обеспечение полноценного
интеллектуального развития, является одной из основных
сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет
фундамент общего умственного развития ребенка, с
другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как
полноценное восприятие необходимо и для успешного
обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих
видов трудовой деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира
начинается познание. Все другие формы познания —
запоминание, мышление, воображение — строятся на
основе образов восприятия, являются результатом их
переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное
развитие невозможно без опоры на полноценное
восприятие.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке,
конструированию, знакомится с явлениями природы,
начинает осваивать основы математики и грамоты.
Овладение знаниями и умениями во всех этих областях
требует постоянного внимания к внешним и внутренним
свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в
рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок
должен достаточно точно уловить особенности его формы,
цвета, материала. Конструирование требует тщательного
исследования формы предмета (образца, его структуры и
строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в
пространстве и соотносит свойства образца со свойствами
имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во
внешних свойствах предметов невозможно получить
объективные представления о явлениях живой и неживой
природы, в частности об их сезонных изменениях.
Формирование элементарных математических
представлений предполагает знакомство с геометрическими
формами и их разновидностями, сравнение объектов по
величине. При усвоении грамоты огромную роль играет
фонематический слух — точное дифференцирование
речевых звуков — и зрительное восприятие начертания
букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную
степень.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный
процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного
детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный
эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть
то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие
представления о разновидностях каждого свойства и,
главное, уметь пользоваться такими представлениями для
анализа и выделения свойств самых разнообразных
предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря,
усвоение сенсорных эталонов — это адекватное
использование их в качестве “единиц измерения” при
оценке свойств веществ.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят
свои задачи, формируется определенное звено сенсорной
культуры.
Таким образом, можно выделить основные задачи в
сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6
лет.
• На первом году жизни это обогащение ребенка
впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы
он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать
предметы разной формы и величины.
• На втором-третьем году жизни дети должны научиться
выделять цвет, форму и величину как особые признаки
предметов, накапливать представления об основных
разновидностях цвета и формы и об отношении между
двумя предметами по величине.
• Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют
сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи
представления о цветах, геометрических фигурах и
отношениях по величине между несколькими предметами.
Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами
геометрических фигур и с отношениями по величине,
возникающими между элементами ряда, состоящего из
большего количества предметов.
• Одновременно с формированием эталонов необходимо
учить детей способам обследования предметов: их
группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов,
последовательному осмотру и описанию формы,
выполнению все более сложных глазомерных действий.
• Наконец, в качестве особой задачи выступает
необходимость развивать у детей аналитическое
восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов,
расчленять форму предметов, выделять отдельные
измерения величины.
На основе этих задач мною разработана программа и
перспективное планирование игровых занятий в кружке
«Мир вокруг нас» для детей дошкольного возраста с
использование игрового оборудования М. Монтессори. В
основу планирования и программы положены некоторые
идеи М. Монтессори – итальянского педагога и врача. Ею
был разработан комплект развивающих материалов, ныне
известных во всём мире, и методика работы с ними. М.
МОНТЕССОРИ считала, для того чтобы ребёнок
полноценно развивался, ему необходимо помогать и
создавать все необходимые условия для этого развития, т. е.
создать предметно-окружающую среду. Чтобы среда стала
развивающей, её нужно соответствующим образом
подготовить и оборудовать. Среда должна содержать
разнообразные предметы, вызывающие интерес детей и
побуждающие их к спонтанной деятельности. Именно
таким игровым сенсорным материалом оборудована
наша сенсорная комната. Это оборудование привлекает
детей своей красочностью, позволяет заинтересовать их
игрой и при этом в непринуждённой форме даёт
возможность развивать у ребёнка все его органы чувств.
Перечислю основные группы сенсорных материалов,
предложенных М. Монтессори и используемых нами в
играх с детьми:
1. материалы для развития зрения подразделяются на
подгруппы:
- для различения размеров и развития глазомера
(цилиндры-вкладыши, розовая башня, коричневая лестница,
красные штанги)
-для различения цветов и их оттенков (цветные таблички
1-4)
-для различения формы (геометрический комод,
геометрические тела, биноминальный и триноминальный
кубы)
2. материалы для развития осязания (доски для
ощупывания, шершавые таблички, ткани)
3. материалы для развития слуха (шумящие коробочки,
шумовые цилиндры)
4. материалы для развития чувства тяжести (весовые
таблички и цилиндры)
5. материалы для развития чувства тепла (тепловые
таблички)
6. материалы для развития обоняния (коробочки с
запахами)
7. материалы для развития вкуса (вкусовые баночки)
8. материалы для развития стереогнастического чувства
(сортировка, волшебный мешочек, геометрические тела)
В качестве дополнительного оборудования в сенсорной
комнате используеся «сухой бассейн» с разноцветными
шарами, «тактильная сенсорная дорожка», материалы
подобранные и сделанные руками наших педагогов.
Таким образом, все материалы для проведения кружка
«Волшебный мир» подобраны и направлены на развитие
всех видов восприятия детей.
Для каждого ребёнка занятия в сенсорной комнате
являются откликом на его внутреннее стремление к
полноценному развитию. С разной степенью
интенсивности такое развитие в процессе занятий
происходит у каждого ребёнка.
Общая структура занятий включает следующие этапы:
I. Организационный момент.
II. Дыхательная, голосовая или психогимнастика.
III. Работа по теме занятия.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление темы.
VI. Рэфлексия
В качестве образца предлагаю вашему вниманию
презентацию и конспект одного из занятий.
Конспект занятия по сенсорному развитию детей 5-6 лет
на тему: «Мир вокруг нас».
Цели:
Развивать у детей все сенсорные каналы восприятия и
органы чувств с использованием оборудования М.
Монтессори.
Развивать зрительное восприятие величины цилиндров и
закреплять в речи сравнительные степени: высокий-низкий,
выше чем- ниже чем, толстый-тонкий, тоньше чем-толще
чем.
Развивать слуховое восприятие и упражнять в
составлении пар одинаковых шумов разной громкости.
Развивать обоняние детей и продолжать формировать
умение различать запахи овощей, фруктов и соотносить их с
речевой формой описания.
Развивать рецепторы стопы, тактильную
чувствительность рук и закреплять умение передавать свои
ощущения в связной речи.
Развивать общую, мелкую моторику, речь, внимание,
мышление, память, социальные навыки: умение работать в
парах, группе, договариваться, учитывать мнения
товарищей.
Закреплять умение узнавать и различать семь оттенков
одного цвета, упорядочивать ряд по по светлоте.
Воспитывать интерес к совместной игре, чувства
коллективизма, эмпатические чувства, желание оказывать
друг другу эмоциональную поддержку.
Снятие эмоционального напряжения.
Оборудование:
Сенсорная дорожка (выполнена из материалов разной
фактуры, колокольчик, аудиозапись со спокойной музыкой,
цветные таблички М. Монтессори (по семь штук одного
цвета, но разного оттенка, нарисованное солнце и радуга,
блоки с цилиндрами М. Монтессори, шумовые цилиндры
М. Монтессори, сундучок с шестью разными замками,
ароматические баночки с запахами (огурец, банан, лимон,
яблоко, груша, персик, поднос с этими же фруктами,
накрытые салфеткой.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
-Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости.
Улыбнитесь им и скажите: «Здравствуйте!».
-А теперь мы с вами отправимся в путешествие. В «Мир
вокруг нас». Это мир, который мы
можем увидеть, услышать, ощутить, почувствовать, а
также рассказать обо всём этом другим людям.
2. Основная часть:
-Ребята, представьте себе, что у вас грустное настроение.
Какое у вас при этом выражение лица? Покажите.
-Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица!
Давайте попробуем поднять друг другу настроение, а
поможет нам в этом колокольчик. Передавая колокольчик по
кругу вы должны сказать другу что-то приятное, о том что в
товарище тебе нравится. Говорить будем по очереди, я
начну, а вы продолжите. Игра «КОЛОКОЛЬЧИК»
начинается.
-Ярослав, ты добрый и заботливый. (дети говорят о
друзьях что-нибуть хорошее).
-Ну что, приятно было услышать от друзей хорошие
слова? Какое теперь настроение (дети перечисляют:
весёлое, бодрое, радосное,. солнечное).
-От ваших добрых слов проснулось солнышко
(воспитатель показывает детям нарисованное солнце, но
без лучей). Но посмотрите, солнышко засияет только тогда,
когда у него появются разноцветные лучи. Лучи должны
располагаться вокруг центра солнца в порядке следования
цветов радуги. Вспомните и назовите по очереди эти цвета.
Но обязательно запомните, кто какой цвет назовёт, тот
такого же цвета будет потом выкладывать ряд вот из этих
цветных табличек (воспитатель берёт и ставит на стол
поднос, на котором вкоробкес отделениями лежат цветными
табличками М. Монтессори: в каждом отделениии по семь
штук табличек разной цветовой интенсивности-от тёмного к
светлому.
(Дети называют цвета радуги по порядку.)
-Правильно. А сейчас послушайте задание: выстраивать
свой лучик-ряд надо будет от самой светлой до самой
тёмной таблички от одного центра (проводится игра
«СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ».)
-Молодцы, красивые у вас получились солнечные лучики!
-Солнце улыбается, путешествие продолжается! Мне
кажется, даже жарко стало. Я предлагаю вам снять носочки
и продолжить наш путь босиком вот по этой «волшебной
дорожке» (ходьба по сенсорным напольным дорожкам).
Идти надо не спеша друг за другом под музыку. Иногда я
буду останавливать музыку, а вы остановившись расскажите
о том, что чувствуют ваши ножки.
(Проводится игра «ВОЛШЕБНАЯ ДОРОЖКА», по ходу
воспитатель спрашивает детей об их ощущениях: «Что
чувствуют твои, Игорь, ноги?» и т. д.).
-А теперь надевайте носки и переходите на эту зелёную
полянку (коврик на котором расставлены цилиндры М.
Монтессори: разные по высоте и толщине).
-Посмотрите, сколько много на ней выросло «волшебных
грибов»! Как называются эти геометрические тела?
(цилиндры)
-Чем отличаются цилиндры (высотой и толщиной)
-Чтобы собрать «волшебные грибы», вам надо разбится на
пары. Парой станут те дети, у которых окажутся одинаковые
«шумовые цилиндры» из моего мешочка (в мешочке лежат
пары шумовых цилиндров М. Монтессори: три цилиндра с
красными крышками и соответствующие по уровню
громкости три цилиндра с синими крышками)
-Возьмите каждый по цилиндру (дети достают цилиндр
с синими и красными крышками). Дети, у кого цилиндры с
красными крышками будут по очереди слушать и искать
себе пару среди детей, имеющих цилиндры с синими
крышками (дети ищут себе пары с помощью игры
«ШУМОВЫЕ ЦИЛИНДРЫ»).
-Давайте проверим, правильно ли нашли свою пару? Для
этого отклейте бумажку со дна цилиндра и сравните
цветные метки-подсказки (одинаковые шумовые цилиндры
имеют метки-подсказки одного цвета).
-Молодцы, пора и за грибами. Теперь каждая из пар
возьмёт себе корзину-блок и будет в неё собирать
подходящие по толщине, высоте цилиндры-грибы.
(Дети играют парами в игру «ВОЛШЕБНЫЕ ГРИБЫ»).
-Хорошо потрудились, все грибы-цилиндры собрали!
Поставьте свои блоки-корзины на стол и подходите ко мне.
-Вас ждёт последняя игра, она называется «УЗНАЙ ПО
ЗАПАХУ».(дети подходят к стойке, на которой стоит
сундучок, внутри которого спрятаны баночки со знакомыми
запахами овощей и фруктов. На отдельном столе стоит
накрытая салфеткой корзина с этими же овощами и
фруктами).
-Игра находится внутри сундучка. Сундучок закрыт на
замочки. Встаньте каждый напротив того замочка, который
хотел бы открыть (дети выполняют задание).
-Слушайте задание: открыв замочек вы достанете то, что
в нём лежит (дети выполняют задание).
-Это что? (ароматические баночки).
-Слушайте дальше: понюхав свою ароматическую
баночку, вы должны догадаться по запаху, что в ней лежит.
И не говоря ответа вслух, по очереди, будете находить свою
отгадку в корзине под салфеткой на ощупь. Она стоит вот на
этом столе.
(Дети выполняют задание и подходят к корзине, в которой
лежат натуральные отгадки: огурец, яблоко, лимон, банан,
груша, лук или чеснок).
-Назовите, что узнали по запаху и нашли на ощупь (дети
называют и показывают отгаданные овощи, фрукты).
3. Заключительная часть:
-Итак. Наше путешествие подходит к концу. Вам оно
понравилось?
-Давайте все вместе сядем на ковре в большой круг.
Вспомним названия игр, которые вам запомнились. И
попробуем догадаться: что за помощники помогали вам в
каждой из игр справиться с моими заданиями? (дети сами
или с помощью воспитателя называют органы чувств-
помощники, с помощью которых они познавали
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)
-Ребята, вы сегодня в путешествии были полны сил,
энергии, проявили себя дружными детьми, много узнали
нового. Постарайтесь сохранить все эти ощущения и
качества не только на сегодня, но и навсегда! Наше
путешествие в «МИР ВОКРУГ НАС», В МИР НАШИХ
ЧУВСТВ И ОЩУЩЕНИЙ закончилось.
-Улыбнитесь гостям и попрощайтесь с ними: «До
свидания!».