Напоминание

Современные образовательные технологии для формирования ключевых компетенций по специальности "Лечебное дело".


Автор: Кулинич Элла Марсельевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Современные образовательные технологии для формирования ключевых компетенций по специальности "Лечебное дело".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Современные образовательные технологии для

формирования ключевых компетенций по специальности

«Лечебное дело».

Кулинич

Э.М.-

преподаватель

первой

квалификационной

категории

ГАОУ СПО «Крымский медицинский колледж».

Важнейшей

задачей

педагогического

коллектива

колледжа

при

реализации

ФГОС

СПО

является

подготовка

квалифицированных

специалистов, востребованных на рынке труда.

Согласно ФГОС СПО результатом образования являются не только

знания, умения, навыки, но и общие и профессиональные компетенции.

Внедрение компетентностного подхода в систему образования требует

кардинальных изменений всех ее компонентов. Современные требования к

результатам освоения образовательных программ обусловливают разработку

новых

методик

и

технологий

образовательной

деятельности

и

форм

контроля за ее осуществлением.

Программа

ФГОС

определяет,

что

реализация

компетентностного

подхода

должна

предусматривать

широкое

использование

в

учебном

процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании

с

внеаудиторной

работой

с

целью

формирования

и

развития

профессиональных навыков обучающихся.

Решающую роль при реализации компетентностного подхода играет

переход

от

традиционных

форм

передачи

знаний

к

инновационным

образовательным технологиям.

Формирование

профессиональной

компетентности

это

развитие

творческой

индивидуальности,

формирование

восприимчивости

к

инновациям,

спо собно стей

адаптироваться

в

м е н я ющ е й с я

профессиональной среде.

Профессиональная

компетентность

медицинского

работника

среднего

звена,

формируется

уже

на

стадии

профессиональной

подготовки

специалиста

в

стенах

учебного

заведения,

а

выпускник

колледжа

должен

быть

готов

самостоятельно

и

эффективно

решать

проблемы

в

области

медицинской

деятельности,

позитивно

взаимодействовать и сотрудничать с коллегами и пациентами, стремиться

к

постоянному

профессиональному

и

творческому

росту,

обладать

устойчивым стремлением к самосовершенствованию и самореализации.

Цель компетентностного подхода в образовании – преодолеть разрыв

между знаниями студента и его практической деятельностью, научить

студента с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать

задачи практики.

Образование, ориентированное исключительно на академические и

энциклопедические знания выпускника, с точки зрения новых запросов

рынка

труда,

устарело.

Образование

должно

быть

нацелено

на

формирование

у

выпускника

профессиональных

компетентностей,

которые

являются

ответом

системы

образования

на

требования

работодателей.

Каковы же общие принципы компетентностного подхода:

1.

Смысл

образования

заключается

в

том,

чтобы

развивать

у

обучающихся способность самостоятельно принимать решения на основе

полученного опыта.

2. Необходимо создавать условия для формирования у обучающихся

опыта самостоятельного решения поставленных проблем.

3.

Содержанием

обучения

становятся

действия

и

операции,

соотносящиеся с навыками, которые нужно получить.

Главное здесь – это проектирование и реализация таких технологий

обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные

виды

деятельности

(общение,

решение

проблем,

дискуссии,

диспуты,

выполнение

проектов,

практические

работы,

деловые

игры,

разбор

и

проигрывание практических ситуаций, создание моделей производственных

ситуаций).

Решение

этой

проблемы

требует

внедрения

в

образовательный

процесс современных образовательных технологий.

Под термином «образовательные технологии» мы понимаем систему

совместной

деятельности

студентов

и

преподавателя

по

организации

и

корректировке образовательного процесса с целью достижения конкретного

результата: формированию общих и профессиональных компетенций.

Начинается

освоение

клинических

дисциплин

на

втором

курсе,

с

изучения пропедевтики внутренних болезней. МДК 01.01.1 Пропедевтика

внутренних

болезней

относится

к

терапевтическому

циклу

дисциплин,

являясь

первой

и

фундаментальной

частью

подготовки

молодого

специалиста по терапии. Преподавание основано на знаниях и умениях

студентов, полученных на предшествующих теоретических дисциплинах.

Пропедевтика

внутренних

болезней

является

клинической

дисциплиной,

которая

закладывает

основы

клинического

мышления

в

подготовке фельдшера и способствует достижению им профессиональной

компетенции

во

всех

видах

деятельности,

включая

профилактическую,

диагно стиче скую,

лечебную,

ре абилит ационную,

и

н ау ч н о -

исследовательскую деятельности

Технология формирование ОК и ПК происходит следующим образом:

освоение аудиторной учебной нагрузки – лекции и практические занятия.

Лекция – одна из основных форм организации учебного процесса,

представляющая

собой

устное,

монологическое,

систематическое,

последовательное

изложение

преподавателем

учебного

материала

с

демонстрацией

слайдов

и

фильмов.

В

процессе

чтения

лекции

преподаватель актуализирует и мотивирует студентов к изучению нового

материала.

Лекция должна отвечать следующим требованиям:

иметь

четкую

структуру

и

логику

раскрытия

последовательно

изучаемых вопросов;

иметь

законченный

характер

освещения

определенной

темы

(проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное

количество

ярких

и

убедительных

примеров,

фактов,

обоснований,

доказательств;

быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их

решения;

обладать

логической

аргументацией,

вызывать

интерес

познания,

давать направления самостоятельной работы;

быть на современном уровне науки и техники, наглядной, излагаться

четким

и

ясным

языком,

содержать

разъяснение

всех

вновь

вводимых

терминов, понятий;

быть доступной для восприятия конкретной аудиторией.

Однако,

исследования

показывают,

качество

усвоения

материала

напрямую зависит от способа получения информации и степени активности

учащихся. При обучении ученик усваивает:

- 10% прочитанного

- 20% услышанного

-30% увиденного

-90% того, что он сделал сам

Поэтому,

основным

методом

формирования

профессионадьных

компетенций является практическая работа на занятии и самостоятельная

работа.

Первый

этап

практического

занятия

выявляет

объем

знаний,

приобретенных студентом при домашней подготовке к занятию. Для этого

используются тестовые задания. Во время устного индивидуального опроса

обсуждаются и уточняются теоретические вопросы, вызвавшие наибольшие

затруднения.

Так

же

на

первом

этапе

осуществляется

контроль

внеаудиторной

самостоятельной

работы

студентов

по

отбору,

распределению и систематизации материала по заданной теме.

В

основе

самостоятельной

работы

лежит

мотивация

обучения,

достижение поставленных целей, максимальное ориентирование обучения

на реальную профессиональную деятельность фельдшеров.

Для повышения эффективности самостоятельной работы применяются

различные

педагогические

приемы:

создаётся

проблемная

ситуация

по

актуальным вопросам специальности.

При

изучении МДК.01.01.1, Раздел 1. Подраздел 1.1. Пропедевтика

внутренних

болезней

используются

различные

виды

самостоятельной

работы:

Составление таблиц дифференциальной диагностики

Составление терминологических словарей по теме занятий

Подготовка

реферативных

сообщений.

В

рамках

реализации

компетентностного

подхода

рефераты

должны

иметь

не

описательный,

репродуктивный характер, а творческий и поисковый характер, основанный

на

сравнительном

анализе,

обобщении

и

систематизации,

а

также

на

использовании теоретических знаний в практике работы.

Составление

плана

диагностики

заболеваний

в

соответствие с протоколами.

Составление клинических задач по заданной теме.

Создание презентаций по заданной теме

При изучении МДК.02.01 Раздел 1. Подраздел 1.1. Лечение пациентов

терапевтического профиля используются следующие виды самостоятельной

работы:

Составление перечня препаратов по теме занятия

Выписка

рецептов

по

темам

занятий.

Расчет

доз

используемых препаратов.

Составление

рекомендаций

по

применению

современных

лекарственных препаратов

Со ставление

плана

бе седы

с

пациентами

и

и х

родственниками.

Составление тестовых заданий и ситуационных задач для

взаимоконтроля.

Со ставление

программы

лечения

и

ухода

п р и

заболеваниях внутренних органов.

При изучении

МДК.03.01 Дифференциальная диагностика и оказание

неотложной

медицинской

помощи

на

догоспитальном

этапе.

Раздел

2.

Неотложные состояния при внутренних болезнях

Составление

таблиц

(схем,

рисунков)

по

дифференциальной

диагностике.

Составление схем ориентировочных действий при различных

видах патологии.

Подготовка

рекомендации

для

негоспитализированных

пациентов.

Выписка

рецептов

и

расчет

доз

лекарственных

препаратов,

применяемых при оказании неотложной помощи.

Составление ситуационных задач, тестовых заданий.

Второй этап практического занятия -обучающий. С учетом выявленных

на I этапе пробелов в знаниях по данной теме студент на занятии при

консультативной

помощи

преподавателя

целенаправленно

пополняет

недостающие знания, используя имеющийся в кабинете иллюстративный

материал и методические пособия, учебные фильмы и аудиофайлы. Особый

акцент при этом делается на приобретение практических навыков вначале

на

фантомах,

муляжах,

а

затем

под

наблюдением

и

с

помощью

преподавателя «у постели больного».

При

использовании

инновационных

методов

обучения

учебный

процесс максимально приближается к условиям практической деятельности

фельдшера,

повышает

уровень

теоретических

знаний

и

способность

к

самостоятельному

решению

конкретных

практических

вопросов

и

способствует

развитию

профессиональной

компетенции

будущего

фельдшера.

Третий этап практического занятия- самостоятельная работа студентов.

Современные образовательные технологии, используемые нами (деловые и

ролевые игры, разборы конкретных ситуаций, различного рода тренинги),

направлены на самостоятельное умение добывать и применять знания, носят

развивающий и активный характер. Центральное место занимает действие

студента, а преподаватель является консультантом и помощником. При этом

системно - деятельностный подход, положенный в основу нового стандарта

образования, проявляется в формировании специалиста и продвижении его в

развитии

не

тогда,

когда

он

воспринимает

знания

в

готовом

виде,

а

в

процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового

знания».

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и

ситуаций взятых из профессиональной деятельности, которые выступают

как

средство

побуждения,

стимулирования

обучающихся

к

учебной

деятельности.

Имитационный тренинг- действия по алгоритму, по инструкции, по

стандарту:

у

студентов

вырабатывается

умение

действовать

в

соответствии с нормативными документами.

Цель

игры:

предоставить

возможность

студентам

в

творческой

обстановке закрепить те или иные навыки.

На практическом занятии отводится большое количество времени

для подобного самостоятельного тренинга манипуляций.

Имитационное

обучение

способствует

повышению

качеству

обучения

за

счет

того,

что

профессиональное

действие

может

быть

неоднократно

повторено

до

выработки

уверенности

выполнения

и

ликвидации ошибок.

При

организации

работы

в

парах,

студенты

отрабатывают

практические

навыки,

контролируют

друг

у

друга

правильность

последовательности выполнения манипуляций.

Нашей

задачей

мы

считаем

использование

таких

педагогических

технологий, которые привлекают студентов с различным уровнем знаний и

умений, располагают их к общей совместной деятельности, ориентируя на

будущую успешную профессиональную деятельность.

Опираясь

на

опыт

и

интересы

самих

студентов,

на

их

запросы

и

склонности, преподаватель приобретает союзников в формировании именно

тех

общих

и

профессиональных

компетенций,

которые

будут

важны

в

будущем выпускникам колледжа и работодателю.

Компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на

новое видение целей и оценку результатов профессионального образования,

предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного

процесса –средствам контроля и оценки.

В данном случае актуальны параметры оценки:

1. Умение студента наладить контакт с пациентом.

2. Подробность выяснения жалоб, данных анамнеза пациентов. Умение

грамотно, логично, литературным языком доложить историю болезни.

3.

Правильность

выполнения,

обязательных

действий

(ОД)

при

объективном обследовании пациентов.

4.

Выбор

адекватных

методов

функционального

и

лабораторного

обследования для обоснования диагноза.

5.

Умение

интерпретировать

полученные

данные

для

постановки

диагноза.

6. Полнота и последовательность формулирования диагноза.

7. При изучении МДК 02.01.1 и МДК 03 оценивается и адекватность

лечебных мероприятий.

IV

этап

заключительный.

Предусматривает

развитие

у

студентов

«клинического

мышления».

Включает

анализ

нескольких

ситуационных

задач по изучаемой патологии, но с различными исходами в зависимости от

правильности выбора врачебной техники и лечения.

На данном этапе критериями оценок (в баллах) являются:

-

умение

студента

анализировать

и

дифференцировать

данные

анамнеза, результатов обследования пациентов для постановки диагноза,

- логика обоснования диагноза,

- умение в каждом наблюдении выбрать наиболее полный алгоритм и

план лечения,

-

способность

в

дискуссии

аргументированно,

логично

обосновать

правильность своего диагноза и лечения.

Конечным результатом использования решения ситуационных задач по

теме

должно

стать

получение

новой

основополагающей

или

дополнительной

учебной

информации,

а

также

формирование

ряда

общекультурных и профессиональных компетенций.

Таким

образом,

благодаря

поэтапному

оцениванию

студентов

в

процессе практического занятия (оцениваются тестовые задания, устные

ответы, решение ситуационных задач, практические навыки) мы добиваемся

объективного оценивания знаний студента.

В конце занятия преподаватель объявляет сумму баллов, набранных

каждым студентом по изучаемой теме.

Реализация

компетентностного

подхода

в

профессиональных

образовательных учреждениях сопровождается тем, что оценка результатов

образовательного процесса, выраженных на языке компетенций, становится

более многообразной, сложной и трудоемкой. Широкое использование в

учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий

позволяет студентам демонстрировать способность применять полученные

знания

на

практике,

овладевать

необходимыми

для

профессиональной

компетентности умениями. Оценочные процедуры мониторинга учебных и

личных достижений студентов интегрированы в процесс обучения с учетом

основных требований, таких как четкая определенность объектов, субъектов

и

предметов

мониторинга

образовательного

процесса;

наличие

единых

индикаторов

оценки

образовательных

результатов;

открыто сть,

управляемость и гибкость мониторингового процесса.

Продолжением

профессиональной

подготовки

являются

учебная

и

производственная

практика,

участие

в

олимпиадах

и

конкурсах

профессионального мастерства.

Таким

образом,

активные

методы

обучения

создают

условия

для

формирования

и

закрепления

профессиональных

и

общих

компетенций,

развития

умений

самостоятельно

мыслить,

ориентироваться

в

нестандартных ситуациях, находить правильные решения.

Именно такое обучение, по нашему мнению переводит обучающегося

из

пассивного

потребителя

образовательных

услуг

в

активного

творца

собственной

компетентности,

умеющего

сформулировать

проблему,

проанализировать

пути

ее

решения,

найти

оптимальный

результат

и

доказать его правильность.



В раздел образования