Автор: Лутикова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад общеразвивающего вида № 104
Населённый пункт: г. Сочи
Наименование материала: Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе
Тема: "Страна мальчиков и девочек"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное бюджетное учреждение детский сад
общеразвивающего вида № 104 г. Сочи
Воспитатель: Лутикова И.Н.
Конспект
непосредственно
образовательной
деятельности
по
социально-коммуникативному развитию
«Страна мальчиков и девочек»
Возрастная группа: подготовительная.
Ц е л ь : способствовать
гармоничной
полоролевой
идентификации
дошкольника.
Задачи:
формировать
навыки
согласовывать
действия
с
действиями
партнера при выполнении работы в паре;
познакомить
с
последовательностью
возрастного
развития
человека;
способствовать развитию умений в игровом задании подбирать
предметы, удовлетворяющие потребности детей в зависимости от
их пола; по набору предметов делать умозаключения;
формировать
между
мальчиками
и
девочками
отношения,
основанные
на
нравственных
нормах;
развивать
основы
социального взаимодействия мальчиков и девочек.
Методы и приемы:
практические (игровые, работа с раздаточным материалом);
наглядные (рассматривание, показ);
слове сные
(вопро сы,
речевая
проблемная
с и ту а ц и я ,
рассказывание)
Формы организации детской деятельности:
двигательная деятельность (Игра «Круг добра»);
игровая (игры «Найди пару», дидактическая игра «Возрастная
последовательность»);
познавательно-исследовательская
(решение
проблемной
ситуации);
коммуникативная
(беседы,
речевая
проблемная
ситуация,
вопросы, ситуативный разговор);
восприятие художественной литературы (рассказывание историй,
обсуждение)
Демонстрационный
и
раздаточный
материал: фонограмма
песни
«Из чего же сделаны наши мальчишки?», мяч, фотографии мамы или папы
ребенка в детском возрасте, наглядность - девочка,
девушка, женщина;
мальчик, юноша, мужчина; картинки-половинки для игры «Найди себе пару»
(изображение
предметов);
изображение
«сердца»
-
основа
для
коллажа;
картинки
для
мальчиков,
девочек;
кирпичики,
кукла
бибабо
«злой
волшебник», клей, кисточки; для игры «комплименты» повязка для глаз
I.
Мотивация: сегодня по дороге в детский сад я услышала спор
мальчика и девочки. Они спорили между собой, кто важнее, мальчик или
девочка? А чтобы разобраться кто прав, послушаем песню (прослушивание
песни Ю. Чичкова сл. Я. Халемского «Из чего же из чего же…»).
Цель: Как вы думаете, почему авторы песни по-разному описывают
девочек и мальчиков!
- А чтобы узнать кто важнее, мы постараемся вместе разобраться в этом
вопросе. (А как получить точный ответ на этот вопрос?)
II. Актуализация знаний.
Совместная работа с детьми:
Воспитатель:-
Для
начала
я
приглашаю
вас
встать
в
круг,
я
буду
задавать вам вопросы, вы будете отвечать на них.
«Игра с мячом» (воспитатель бросает мяч ребенку и он отвечает на
вопросы)
- Ты кто?
- Назови имена девочек.
- Назови имена мальчиков.
- Мальчики и девочки одинаковые?
- Что любят мальчики?
- Что любят девочки?
- Что умеют мальчики?
- Что умеют девочки?
- Девочки какие?
- Мальчики какие?
- Кем ты будешь когда вырастешь: дядей или тетей?
- Мужем или женой?
- Папой или мамой?
Воспитатель: А теперь ответьте мне все вместе, кто важнее, главнее,
лучше девочки или мальчики? Давайте разбираться дальше.
Воспитатель: Ребята,
я
хочу
кое-чем
поделиться
с
вами.
Вчера
я
перебирала
фотографии
и
нашла
эту
(показывает
фото
6-7
летнего
воспитателя). Посмотрите, кто это на фотографии? Это маленькая девочка,
такая же по возрасту как и вы. У девочки есть имя. Хотите знать какое? Имя
девочки Ира. Догадались? Правильно, это я - Ира. Ира – это мое имя. Когда я
была маленькая меня называли ласково Ирочка, Иришка. А сейчас меня
называют Ирина Николаевна. У вас тоже есть свои имена, и у ваших мам и
пап, дедушек и бабушек есть имена.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам подойти к столу и посмотреть на
фотографии этих девочек и мальчиков. Может быть кто-то из них вам знаком?
Если вы кого-то узнали, готовы ли вы рассказать нам о них? (рассказы детей
по детским фотографиям их мам и пап).
Пример: Когда моя мама была маленькой девочкой ее звали…
А теперь она стала женщиной, ее зовут…
III. Введение в занятие новых знаний.
Воспитатель: ребята,
давайте
познакомимся
с
тем,
как
взрослеют
девочки
и
мальчики
(воспитатель
обращает
внимание
на
иллюстрации,
изображающие взросления ребенка).
Воспитатель: Ребенок вырастая становится мальчиком, потом юношей
(молодым
человеком),
взрослея
становится
мужчиной
(папой),
а
потом
пожилым человеком (дедушкой).
-
девочка
вырастая
становится
девушкой,
взрослея
становится
женщиной (мамой), а затем пожилым человеком (бабушкой).
Вопросы к детям:
- Кто старше, юноша или мужчина?
- Кто младше, мальчик или юноша?
- Кто старше, женщина или бабушка?
- Кто старше, девушка или дедушка?
Воспитатель: Кто вам из взрослых читает сказки дома?
Воспитатель: Я знаю, все девочки и мальчики любят сказки, потому
что в них происходят разные чудеса. И я знаю вашу мечту: хоть и ненадолго
очутиться в сказке. Скажу вам по секрету: этого хотят даже взрослые. И
сегодня я вам предлагаю отправиться в сказку. (Воспитатель рассказывает
сказку).
«Много лет назад жили рыцари и прекрасные дамы. Рыцари носили
доспехи и сражались за прекрасных дам, а дамы были очень воспитаны и
благородны. В той стране повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и
любовь. Мальчики были смелые и ловкие, а девочки добрые и заботливые.
Они жили дружно и весело и никогда не сорились.
(показ кукольного злого волшебника и постройка стены из кирпичиков).
Но однажды пролетал над той страной злой волшебник. Увидел он
дружных, веселых и счастливых ребят, и закипела у него злость. Как же так,
возмутился он, любовь кругом красота, мир. И задумал он свое злое дело. Он
выкрал всех мальчиков и девочек и поселил их всех отдельно друг от друга. А
между ними построил высокую-высокую каменную стену. Так появились
Страна девочек и Страна мальчиков. Шли годы, и дети забыли, что когда-то
они дружили и жили счастливо. Им было очень тяжело, ведь девочкам никто
не помогал носить тяжести, не защищал от диких животных, а о мальчиках
никто не заботился, никто не учил их хорошим манерам. Так и живут они
много-много лет».
Совместная деятельность.
Воспитатель: Но
оказывается
есть
одно
тайное
средство
против
волшебства, которое нам поможет разрушить стену. И тогда мальчики и
девочки
соединятся
и
опять
будут
дружить.
Для
этого
мы
должны
превратиться
в
спасателей
и
выполнить
несколько
сложных
заданий.
С
каждым выполненным заданием стена будет постепенно разрушаться, пока
совсем не разрушится.
Вы
готовы
помочь
этим
мальчикам
и
девочкам?
Закрывайте
глаза,
повернитесь
на
месте
и
скажите
«Покружись,
повернись,
в
спасателя
превратись».
Открывайте
глаза,
кажется
мы
на
месте.
Предлагаю
вам
выполнить первое задание. Я раздам вам части картинок, а вы должны
собрать целое и найти себе пару. Игра «Найди себе пару».
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, объединившись в
пары, а объединили нас общие интересы, игрушки, в которые любят дружно
играть девочки и мальчики. Первое задание объединило нас и сейчас мы
можем убрать первый кирпичик (дети садятся рядом со своей парой).
Воспитатель: В жизни взрослых и детей происходят разные ситуации.
И сейчас нам предстоит задание-испытание, в котором будут принимать
участие наши дети. А как должны поступать мальчики и девочки, они нам
покажут.
Моделирование ситуации через проигрывание этюдов.
1 Ситуация «Лужа» (Мальчик помогает девочки перейти через лужу,
подав ей руку).
Воспитатель: Мальчику приятно, когда им восхищаются, он хочет, чтобы
девочка его оценила.
Воспитатель вопрос к девочке: Что ты скажешь своему рыцарю?
Девочка: Я тебе очень благодарна, ты самый внимательный.
( Убирают второй кирпичик)
2
Ситуация
«Запачкался».
Мальчик
играл
в
футбол.
Неожиданно
споткнулся и упал. Встает, потирая ушибленное место. К нему подходит
девочка, она помогает отряхнуть ему грязь.
Мальчик: Спасибо, ты настоящая подруга
(Убирают третий кирпичик).
3
Ситуация
«Тяжелая
ноша» (Мальчик помогает девочке нести
тяжелую ношу, например сумки).
Девочка: Спасибо. Я тебе очень благодарна ты такой заботливый и
сильный.
(Убирают четвертый кирпичик).
4
Ситуация
«Дежурные» (Мальчик уронил чашку и тарелку, чашка
разбилась. Девочка спешит ему на помощь, она берет веник, поднимает пол)
Мальчик: Спасибо, я тебе очень благодарен. Без твоей помощи мне
никак не обойтись.
(Убирают пятый кирпичик).
5
Ситуация
«Проходи
пожалуйста» (Мальчик пропускает девочку
впереди себя, открыв ей дверь).
Девочка: Спасибо, я тебе очень признательна.
(Убирают шестой кирпичик).
6
Ситуация
«Карандаш
сломался» (Дети
рисовали.
Один
из
мальчиков
сидел
грустным
и
не
рисовал.) Девочка
спросила
мальчика:
«Почему ты не рисуешь?» - «У меня карандаш сломался, - ответил мальчик».
Возьми мой, у меня есть еще! - предложила девочка.
Мальчик: Спасибо, ты меня выручила.
(Убирают седьмой кирпичик).
Воспитатель хвалит детей
Воспитатель: Ай да мальчики умеют заботиться и помогать, а девочки
могут быть внимательны к мальчикам.
Игра «Круг добра»
Воспитатель:
1,2,3,4,5
В круг добра начнем играть
Ты водящим становись,
На волшебный стул садись (ведущему закрывают глаза).
Дети в кругу взявшись за руки, говорят слова:
В круг добра мы встаем,
…(имя) мы добро пошлем
Отгадайте, кто подходил,
добрые слова дарил.
Выбранный
воспитателем
ребенок
нежно
прикасаясь
к
ведущему
говорит комплимент.
(После игры убирается восьмой кирпичик, дети садятся)
Воспитатель: Какие вы добрые, внимательные. Это п о м о г л о
н а м
разрушить всю стену. А чтобы в нашу страну мальчиков и девочек вернулись
веселье и дружба, выполним последнее задание.
Воспитатель: Каждый из вас выбирает предмет, который подходит вам
как мальчику и как девочке и подарит его ребятам из волшебной страны.
IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.
Воспитатель: Следующее задание. Необходимо разделиться на две
команды в создании коллажа девочки для мальчиков и наоборот.
(В
составлении
коллажа
из
картинок,
на
которых
изображены
любимые предметы мальчиков и девочек).
Дети
наклеивают
выбранные
предметы,
ориентируясь
на
схемы
силуэты мальчика и девочки.
(Звучит фонограмма песни «Из чего же, из чего же…»)
Воспитатель:
Правильно
ли
подобраны
предметы?
Мальчики
вы
согласны с девочками? А вы девочки?
(Воспитатель убирает последний кирпичик)
Воспитатель: Задания все выполнены и пора возвращаться домой.
Покружись, повернись дома окажись.
(Слышен сигнал о приходе смс сообщения, воспитатель зачитывает)
Дорогие
мальчики
и
девочки
большое
вам
спасибо!
Вы
помогли
разрушить стену между нашими странами. И теперь мы живем в одной
общей Стране дружбы.
V Рефлексия.
Воспитатель:
Как вы теперь можете ответить на вопрос, кто важнее мальчик
или девочка?
Как достигли результата, что нам помогло?
Самое
главное
не
кто
важнее,
а
как
поступаю
мальчики
и
девочки, как ни умеют дружить и помогать, любить друг друга.
Мы
с
вами
поняли
про
мальчиков
и
девочек
важные
вещи,
которые помогут быть дружными и внимательными друг к другу.
Сегодня мы поговорили о мальчиках и девочках. Все ли у нас
получилось?
Вы, безусловно, разные, но есть у вас много общего. Главное
нужно уважить друг друга и ладить между собой. Вам предстоит
учиться в школе много лет. Мальчики должны защищать девочек
и помогать ми, а девочки – по достоинству оценивать мальчиков.
И если вы будете дружить, всем будет хорошо.
О чем вы расскажите дома?