Автор: Тихонова Ирина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №86 имени Маршала Катукова
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Кто живет в водном царстве"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
в подготовительной группе «Кто живёт в водном царстве»
Цель: Расширить, уточнить и закрепить представление детей о рыбах, их
внешних особенностях, среде обитания, уходе за ними. Развивать интерес и
желание заботится об обитателях водного мира.
Материал: Иллюстрации, открытки с изображением различных видов рыб, в
том числе аквариумных, карточки с моделями, отражающими существенные
признаки рыб, аквариум, настольная игра «Поймай рыбку», акварельные
краски, кисточки, бумага для акварели.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.
В тихой заводи речной
Эта хищница – хозяйка,
Огибает стороной её
Мелких рыбок стайка. (Щука)
Стайкой небольших мальков
Поживиться он готов,
А колючим плавником
Рыболовам всем знаком. (Окунь)
Драчун и забияка
Живёт в воде,
Когти на спине – и
Щука не проглотит. (Ёрш)
Есть крылья – не летаю,
Ног нет – а гуляю,
По земле не хожу,
На небо не гляжу,
Звёзд не считаю,
Людей избегаю. (Рыба)
Воспитатель: - Ребята, о чём мы сегодня побеседуем? Догадались?
Дети: О рыбах.
Воспитатель: Правильно. Где обитают рыбы?
Дети: В реках, озёрах, прудах, морях, океанах.
Воспитатель: Как по месту обитания можно поделить рыб?
Дети: На пресноводных, которые живут в реках, озерах, прудах, где вода
пресная. И морских, которые живут в морях, океанах, где вода соленая.
Воспитатель: Где можно встретить щуку, ерша и окуня?
Дети: В реке, озере.
Воспитатель: Правильно ребята. На столе лежат карточки с моделями,
выберите те модели, которые отражают общие признаки рыб. Дети
выбирают.
Воспитатель: Ребята, опираясь на модели, перечислите общие
характерные особенности внешнего вида рыб.
Дети перечисляют: жабры, плавники, чешуя, обтекаемая форма.
Воспитатель: Ребята, вы правильно сказали, что рыбы живут в воде. А
могут жить рыбы в лужах? И почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно.
Людей всегда привлекал подводный мир. Люди не могут жить под водой, а
так хочется узнать, что там происходит. Под водой существует очень
интересный и разнообразный мир, населённый удивительными обитателями
и естественно, у людей возникает желание больше узнать о нём и
познакомиться с ним.
Конечно, самый лучший способ для знакомства – это путешествие. Но
путешествовать под водой сложно и не всегда возможно. Как же тогда быть?
Главное не огорчатся. Есть способ, при котором путешествие доступно
практически всем. И не надо готовиться к долгой и трудной дороге. Нужно
совсем другое: надо пойти в зоомагазин и купить специальный водный
домик. Как он называется?
Дети: Аквариум.
Воспитатель: Правильно, ребята. А что нужно рыбам кроме чистой воды в
аквариуме? Ведь практически все они прибывают к нам из далёких, очень
тёплых стран, где всегда светло и не бывает зимы.
Дети: Свет, тепло, растения, воздух, корм и т.д.
Воспитатель: Ребята, давайте подойдём к нашему аквариуму и внимательно
рассмотрим его обитателей. Вспомните название рыб, которые живут в
нашем водяном доме.
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас я покажу вам картинки других аквариумных рыб, а
вы вспомните их название.
Дети называют рыб, которые изображены на картинках.
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы нашим друзьям было
хорошо в нашем аквариуме.
Дети. Надо ухаживать за рыбами: доливать чистую воду, аккуратно
подсыпать на дно аквариума песок, промывать камушки и ракушки, следить
за растениями, за температурой воды и освещенностью аквариума,
правильно кормить рыб.
Воспитатель: Молодцы, вы всё сказали правильно. А теперь давайте
поиграем в игру – викторину «Поймай рыбку». Из картона и бумаги сделан
аквариум и рыбки, на которых написаны вопросы. Дети, вытаскивая рыбку
игрушечной удочкой, отвечают на вопрос (вопрос читает воспитатель).
Воспитатель благодарит детей за правильные ответы, и предлагаем им
немного размяться, прежде чем приступить к рисованию.
Физкультминутка «Разминка».
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево. (Вращение головой.)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперед и назад.)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (Потягивание – руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим. (Повороты туловища вправо и влево.)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. (Наклоны вперед.)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминки.
После разминки дети садятся за столы и начинают рисовать водяное царство.
После занятия организуется выставка детских работ.