Автор: Шадрина Александра Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №4 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: стать
Тема: "Инклюзивное образование в современном детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Инклюзивное образование в современном детском саду».
В современном обществе мы все чаще слышим термин «инклюзивное
образование». О детях с ограниченными возможностями здоровья мы часто
говорим «особые дети» или дети с особенностями в развитии.
Законодательство
Российской
Федерации,
в
с о о т в е т с т в и и
с
основополагающими международными документами в области образования,
предусматривает
принцип
равных
прав
на
образование
для
лиц
с
ограниченными возможностями здоровья — как взрослых, так и детей.
Стандарт направлен на:
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в
получении качественного дошкольного образования.
Инклюзивное образование:
обеспечение равного
доступа к
образованию
для
всех
обучающихся
с учетом
разнообразия
особых
образовательных
потребностей
и
индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
физическое
лицо,
имеющее
недостатки
в
физическом
и
(или)
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медико-
педагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ.
Под специальными условиями понимаются:
Использование
специальных
образовательных
программ
и
методов
обучения и воспитания;
Использование
специальных
учебников,
учебных
пособий
и
дидактических
материалов,
специальных
технических средств
обучения
коллективного и индивидуального пользования;
Предоставление
услуг
ассистента
(помощника),
оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь;
Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
Обеспечение доступа в здание ДОО и другие условия без которых
невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ОВЗ.
ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОУ
Выход
ФГОС
дошкольного
образования
изменил
концепцию
педагогического
процесса.
Ребёнок
становится
субъектом
образования
наравне
с
педагогом,
что
предполагает
построение
образовательного
процесса с учётом интересов ребёнка.
Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи:
обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей
здоровья, региона и вида образовательной организации;
сформировать
условия
для
развития
личности
ребёнка,
которые
определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;
построить
содержательно
разнообразную
программу,
которая
соответствует образовательным потребностям детей;
поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения
и воспитания детей.
Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование
говорит о гуманизации и демократизации общества.
Обучение в ДОУ осуществляется по адаптированной программе
ФГОС
ДО
определяет
требования
к
содержанию
и
осуществлению
программы.
Программа
гарантирует
личностный
рост
и
развитие
дошкольников в коммуникативной деятельности, в процессе обучения и игры
на основе возрастных особенностей, психологических и физиологических
способностей детей.
Содержание
инклюзивного
обучения
включается
в
программу,
если
предполагается
освоение
программы
дошкольниками
с
особыми
образовательными
потребностями.
Раздел
инклюзивного
образования
и
работы
по
коррекции
содержит
способы
адаптации
образовательной
программы для освоения детьми с ОВЗ.
Адаптированная программа направлена на помощь в изучении детьми с
ОВЗ
основной
программы
дошкольного
образования.
При
организации
инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения
уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.
П р о г р а м м а
о р и е н т и р у е т с я
н а прививание д е т я м
ц е н н о с т е й
и норм социальной
жизни.
Также
программа
нацелена
на
формирование
с и с т е мы
зн а н и й ,
уме н и й
и навыков, которые
понадобятся ребёнку
для продолжения образования.
Особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании
И н к л ю з и в н ы е
г р у п п ы неоднородны, п о т о м у
ч т о в них входят
дошкольники
с
разными
возможностями
здоровья:
с нарушениями
слуха,
зрения
и
речи, опорно-двигательной
системы,
задержкой
психического
развития и комплексными нарушениями развития.
Задача
во спитателя
–
помочь
дошкольникам
с ОВЗ осознать,
что они могут наравне со всей группой расти и одерживать новые победы.
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении.
- Я думаю, что большинство детей, как и нормативный ребёнок, к трём
годам им дома становится скучно, - рассказала в беседе с ведущим «Радио
Свобода»
руководитель
инклюзивного
детского
сада
«Наш
дом»
Елена
Цырульникова. - У особого ребёнка те же социальные потребности, он тоже
хочет расширять среду обитания и количество контактов.
Дети
с ОВЗ интегрируются
в коллектив
по
2-3
ребёнка, при этом
им
требуется персональный подход и организация специального обучения.
Я считаю, что положительный эффект инклюзии достигается только при
индивидуальной форме взаимодействия.
Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса
обуч ения
с уч ётом
возрастных
и психофизических
способностей
дошкольников.
Воспитанники с нарушением слуха невнимательны и замыкаются в себе,
не проявляют
активность
в общении.
В процессе
обучения
и
воспитания
с глухими
и слабослышащими
дошкольниками
применяются
макеты,
игрушки,
иллюстрации,
учебные
фильмы,
демонстрация
действий,
воспроизведение наглядных ситуаций и другие приёмы наглядности.
При отборе
материала для дошкольников
с нарушениями
зрения
учитываются
величина
предмета
и контрастность
цветов.
Для
слепых
и с л а б о в и д я щ и х
д е т е й
п р о в од я т с я
з а н я т и я
п о ориентированию
в пространстве, мимике и пантомимике.
Д е т и
с З П Р
с
т р у д о м концентрируются
и самостоятельно
делают задания. Для таких дошкольников потихоньку усложняют уроки.
У
детей
с повреждениями опорно-двигательной
системы встречаются
нарушения слуха и зрения, интеллекта и речи и наблюдаются судорожные
симптомы.
При отборе
обучающего
материала предпочтение
отдаётся
предметам с выраженной тактильной поверхностью.
Воспитатели и родители работают в команде
С
детьми
с ОВЗ занимаются
педагог
по
коррекции
речи,
психолог,
воспитатель, м у з ы к а л ь н ы й
р у к о в о д и т е л ь ,
и н с т р у к т о р
по физкультуре и медицинский персонал ДОУ.
Логопед определяет степень понимания и воспроизведения речи, готовит
индивидуальные планы
коррекции
речи,
ведёт персональные
и групповые
занятия.
Педагог-психолог
подготавливает
индивидуальные
программы
для коррекции,
проводит
психодиагностику
дошкольников
и даёт
консультации для родителей.
Во спит атель
развивает
мелкую
и общую
моторику
д е т е й ,
ведёт персональные и г р у п п о в ы е
з а н я т и я
п о продуктивным видам
активности:
рисование
красками
и
карандашами,
лепка
из
пластилина
и
конструирование из бумаги и природных материалов.
Музыкальный
руководитель
при отборе
материала учитывает
психофизические
и
речевые
способности детей,
использует элементы
звукотерапии на занятиях музыкой.
Учитель
физкультуры
ведёт
занятия
по
совершенствованию
психомоторных процессов у детей.
Медработник
ДОУ
организует
лечебно-профилактические
и
оздоровительные мероприятия.
При
организации
инклюзивной
практики
руководство
ДОУ
может
привлекать дополнительных педагогов. Коллективные действия сотрудников
детского сада формируют
благоприятную
среду
для адаптации
ребёнка
с особыми образовательными потребностями в детском коллективе.
Педагоги
ДОУ
сотрудничают
друг
с
другом
и
с родителями
воспитанников. Постоянное взаимодействие воспитателей и семьи ведёт к
положительному
результату.
Сотрудничество
с семьями
дошкольников
организуется
в форме
консультаций,
дней открытых
дверей и семинаров-
практикумов, на которых родителей знакомят с дидактической литературой,
играми и учат использовать полученные сведения на практике.
Праздники в детском саду – тоже часть работы воспитателей с семьёй
д о ш ко л ь н и к а .
Н а мероприятиях р од и т е л и
н а бл юд а ют достижения
ребёнка, участвуют вместе с детьми в конкурсах и соревнованиях.
При организации инклюзивного обучения в ДОУ рекомендуется:
строить план занятий с учётом особенностей ребёнка;
вести персональные и г р у п п о в ы е
з а н я т и я ,
ч т о повышает
инициативность ребёнка с ОВЗ и умение трудиться в команде;
с л е д и т ь
з а душевным
со стоянием р е б ё н к а
д о и во время
проведения занятия;
развивать моторику путём специальной гимнастики, игр и заданий;
привлекать детей к активному участию в мероприятиях;
развивать способности и таланты детей.
Литература:
1. Алферова Г. В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с
детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дефектология – 2008-
№3.
2. Битов А. Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы
интеграции и социализации. М., 2009г.
3. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной
социальной
политики. Воспитание и
обучение
детей
с
нарушениями
развития. 2009г, №6.
4. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Институт новых технологий,
2010г.
5 .
Ф е д е р а л ь н ы й
г о с уд а р с т в е н н ы й образовательный стандарт
дошкольного образования.