Напоминание

"Инклюзивное образование в современном детском саду"


Автор: Шадрина Александра Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №4 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: стать
Тема: "Инклюзивное образование в современном детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Инклюзивное образование в современном детском саду».

В современном обществе мы все чаще слышим термин «инклюзивное

образование». О детях с ограниченными возможностями здоровья мы часто

говорим «особые дети» или дети с особенностями в развитии.

Законодательство

Российской

Федерации,

в

с о о т в е т с т в и и

с

основополагающими международными документами в области образования,

предусматривает

принцип

равных

прав

на

образование

для

лиц

с

ограниченными возможностями здоровья — как взрослых, так и детей.

Стандарт направлен на:

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в

получении качественного дошкольного образования.

Инклюзивное образование:

обеспечение равного

доступа к

образованию

для

всех

обучающихся

с учетом

разнообразия

особых

образовательных

потребностей

и

индивидуальных возможностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

физическое

лицо,

имеющее

недостатки

в

физическом

и

(или)

психологическом

развитии,

подтвержденные

психолого-медико-

педагогической комиссией и препятствующие получению образования без

создания специальных условий.

Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ.

Под специальными условиями понимаются:

Использование

специальных

образовательных

программ

и

методов

обучения и воспитания;

Использование

специальных

учебников,

учебных

пособий

и

дидактических

материалов,

специальных

технических средств

обучения

коллективного и индивидуального пользования;

Предоставление

услуг

ассистента

(помощника),

оказывающего

обучающимся необходимую техническую помощь;

Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

Обеспечение доступа в здание ДОО и другие условия без которых

невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ОВЗ.

ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОУ

Выход

ФГОС

дошкольного

образования

изменил

концепцию

педагогического

процесса.

Ребёнок

становится

субъектом

образования

наравне

с

педагогом,

что

предполагает

построение

образовательного

процесса с учётом интересов ребёнка.

Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи:

обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей

здоровья, региона и вида образовательной организации;

сформировать

условия

для

развития

личности

ребёнка,

которые

определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;

построить

содержательно

разнообразную

программу,

которая

соответствует образовательным потребностям детей;

поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения

и воспитания детей.

Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование

говорит о гуманизации и демократизации общества.

Обучение в ДОУ осуществляется по адаптированной программе

ФГОС

ДО

определяет

требования

к

содержанию

и

осуществлению

программы.

Программа

гарантирует

личностный

рост

и

развитие

дошкольников в коммуникативной деятельности, в процессе обучения и игры

на основе возрастных особенностей, психологических и физиологических

способностей детей.

Содержание

инклюзивного

обучения

включается

в

программу,

если

предполагается

освоение

программы

дошкольниками

с

особыми

образовательными

потребностями.

Раздел

инклюзивного

образования

и

работы

по

коррекции

содержит

способы

адаптации

образовательной

программы для освоения детьми с ОВЗ.

Адаптированная программа направлена на помощь в изучении детьми с

ОВЗ

основной

программы

дошкольного

образования.

При

организации

инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения

уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.

П р о г р а м м а

о р и е н т и р у е т с я

н а прививание д е т я м

ц е н н о с т е й

и норм социальной

жизни.

Также

программа

нацелена

на

формирование

с и с т е мы

зн а н и й ,

уме н и й

и навыков, которые

понадобятся ребёнку

для продолжения образования.

Особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании

И н к л ю з и в н ы е

г р у п п ы неоднородны, п о т о м у

ч т о в них входят

дошкольники

с

разными

возможностями

здоровья:

с нарушениями

слуха,

зрения

и

речи, опорно-двигательной

системы,

задержкой

психического

развития и комплексными нарушениями развития.

Задача

во спитателя

помочь

дошкольникам

с ОВЗ осознать,

что они могут наравне со всей группой расти и одерживать новые победы.

Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении.

- Я думаю, что большинство детей, как и нормативный ребёнок, к трём

годам им дома становится скучно, - рассказала в беседе с ведущим «Радио

Свобода»

руководитель

инклюзивного

детского

сада

«Наш

дом»

Елена

Цырульникова. - У особого ребёнка те же социальные потребности, он тоже

хочет расширять среду обитания и количество контактов.

Дети

с ОВЗ интегрируются

в коллектив

по

2-3

ребёнка, при этом

им

требуется персональный подход и организация специального обучения.

Я считаю, что положительный эффект инклюзии достигается только при

индивидуальной форме взаимодействия.

Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса

обуч ения

с уч ётом

возрастных

и психофизических

способностей

дошкольников.

Воспитанники с нарушением слуха невнимательны и замыкаются в себе,

не проявляют

активность

в общении.

В процессе

обучения

и

воспитания

с глухими

и слабослышащими

дошкольниками

применяются

макеты,

игрушки,

иллюстрации,

учебные

фильмы,

демонстрация

действий,

воспроизведение наглядных ситуаций и другие приёмы наглядности.

При отборе

материала для дошкольников

с нарушениями

зрения

учитываются

величина

предмета

и контрастность

цветов.

Для

слепых

и с л а б о в и д я щ и х

д е т е й

п р о в од я т с я

з а н я т и я

п о ориентированию

в пространстве, мимике и пантомимике.

Д е т и

с З П Р

с

т р у д о м концентрируются

и самостоятельно

делают задания. Для таких дошкольников потихоньку усложняют уроки.

У

детей

с повреждениями опорно-двигательной

системы встречаются

нарушения слуха и зрения, интеллекта и речи и наблюдаются судорожные

симптомы.

При отборе

обучающего

материала предпочтение

отдаётся

предметам с выраженной тактильной поверхностью.

Воспитатели и родители работают в команде

С

детьми

с ОВЗ занимаются

педагог

по

коррекции

речи,

психолог,

воспитатель, м у з ы к а л ь н ы й

р у к о в о д и т е л ь ,

и н с т р у к т о р

по физкультуре и медицинский персонал ДОУ.

Логопед определяет степень понимания и воспроизведения речи, готовит

индивидуальные планы

коррекции

речи,

ведёт персональные

и групповые

занятия.

Педагог-психолог

подготавливает

индивидуальные

программы

для коррекции,

проводит

психодиагностику

дошкольников

и даёт

консультации для родителей.

Во спит атель

развивает

мелкую

и общую

моторику

д е т е й ,

ведёт персональные и г р у п п о в ы е

з а н я т и я

п о продуктивным видам

активности:

рисование

красками

и

карандашами,

лепка

из

пластилина

и

конструирование из бумаги и природных материалов.

Музыкальный

руководитель

при отборе

материала учитывает

психофизические

и

речевые

способности детей,

использует элементы

звукотерапии на занятиях музыкой.

Учитель

физкультуры

ведёт

занятия

по

совершенствованию

психомоторных процессов у детей.

Медработник

ДОУ

организует

лечебно-профилактические

и

оздоровительные мероприятия.

При

организации

инклюзивной

практики

руководство

ДОУ

может

привлекать дополнительных педагогов. Коллективные действия сотрудников

детского сада формируют

благоприятную

среду

для адаптации

ребёнка

с особыми образовательными потребностями в детском коллективе.

Педагоги

ДОУ

сотрудничают

друг

с

другом

и

с родителями

воспитанников. Постоянное взаимодействие воспитателей и семьи ведёт к

положительному

результату.

Сотрудничество

с семьями

дошкольников

организуется

в форме

консультаций,

дней открытых

дверей и семинаров-

практикумов, на которых родителей знакомят с дидактической литературой,

играми и учат использовать полученные сведения на практике.

Праздники в детском саду – тоже часть работы воспитателей с семьёй

д о ш ко л ь н и к а .

Н а мероприятиях р од и т е л и

н а бл юд а ют достижения

ребёнка, участвуют вместе с детьми в конкурсах и соревнованиях.

При организации инклюзивного обучения в ДОУ рекомендуется:

строить план занятий с учётом особенностей ребёнка;

вести персональные и г р у п п о в ы е

з а н я т и я ,

ч т о повышает

инициативность ребёнка с ОВЗ и умение трудиться в команде;

с л е д и т ь

з а душевным

со стоянием р е б ё н к а

д о и во время

проведения занятия;

развивать моторику путём специальной гимнастики, игр и заданий;

привлекать детей к активному участию в мероприятиях;

развивать способности и таланты детей.

Литература:

1. Алферова Г. В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с

детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дефектология – 2008-

№3.

2. Битов А. Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы

интеграции и социализации. М., 2009г.

3. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной

социальной

политики. Воспитание и

обучение

детей

с

нарушениями

развития. 2009г, №6.

4. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Институт новых технологий,

2010г.

5 .

Ф е д е р а л ь н ы й

г о с уд а р с т в е н н ы й образовательный стандарт

дошкольного образования.



В раздел образования