Автор: Зайнулина Айгуль Мендагалиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "1 "Родничок"
Населённый пункт: Саратовская область, Краснопартизанский район, п.Горный
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Чистый воздух и вода, наши спутники всегда"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад «Чайка»
Конспект занятия по экологии в старшей
группе « Чистый воздух и вода, наши
спутники всегда»
Воспитатель: Таненкова Екатерина Николаевна
г. Горняк,2014 год
Конспект занятия по экологии в
старшей группе « Чистый воздух и вода,
наши спутники всегда».
Цели и задачи:
- Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не
имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о
свойствах воды (без запаха, прозрачная, является растворителем для
некоторых веществ)
- Развитие органов слуха, зрения, обоняния.
- Развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования.
- Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.
- Активизировать речь и обогащать словарь детей.
- Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную
задачу.
- Учить делать выводы в процессе эксперимента.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
- Закрепление правил безопасности поведения во время проведения
экспериментов с воздухом и водой.
Предварительная работа:
Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом.
Оборудование:
- соль, свеча, пакет, освежитель воздуха,
- стакан с водой,
- стакан с молоком;
- картинки;
- глобус,
- схема « круговорота воды», рисунок озера.
Ход занятия.
- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло!
- Давайте мы поздороваемся с гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй небо! ( руки вверх)
Здравствуй, земля!(приседают)
Здравствуй все мои друзья! ( руки вперед)
12345,( загибают пальцы)
Вместе будем мы играть!
Молодцы! Садитесь на стульчики!
-А теперь, внимательно посмотрите на нашу группу. Что в ней находится?
Ответ детей( стол, шкаф, игрушки….)
Да, ребята, наша группа большая и просторная и много чего можно в нее
поставить. А что же находится между полом и потолком, стенами, и там где
пусто…?
Ответ детей (воздух)
- А вы видите воздух? – Нет (ответ детей)
- Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух не видит никто,
поэтому его называют « невидимкой».
Давным – давно в космосе появилась наша планета Земля, и оказалось, что
именно здесь может возникнуть жизнь, потому что на земле есть вода и
воздух. Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Мы
его не видим не чувствуем, но он всегда вокруг нас.
- А как вы думаете, что произойдет если вдруг воздушное покрывало
исчезнет? ( Предположения детей)
- Все живые существа погибнут ( люди, животные, растения…)
Без еды человек может прожить 5 недель, без воды 5 дней, а без воздуха 5
минут.
- А сейчас, проведем маленький эксперимент: закрыли ротики, крепко сжали
губы, указательным пальчиком зажали носики.
- А теперь вы начинаете открывать ротики, потому что воздух нужен
человеку и животным, всегда чтобы дышать, а значит – жить.
Все живые существа дышат так, как им удобно. Рыбы дышат – жабрами,
червяки под землей дышат – кожей, а человек и животные дышат – легкими.
- Теперь мы знаем, что воздух называют « невидимкой»».
- А вы хотите увидеть воздух?
- Да.
- Для этого нам необходимо пройти в нашу лабораторию, но сначала
повторим правила поведения при экспериментировании:
- Не толкай соседа во время экспериментирования;
- Сначала посмотри, а потом повтори;
- С горячей водой и огнем будь осторожен.
- А теперь, потихоньку садимся за столы.- Сейчас я покажу, как можно
поймать воздух.
- Открываю мешочек и тут же его закручиваю.
- Что у меня в пакете?
- Воздух (ответ детей)
- Каким стал пакет?
- Упругим (ответ детей)
- Давайте теперь вы попробуете поймать воздух в свои пакеты.
Ребята выполняют задание.
_ У всех получилось? У всех стал пакет упругим? Потрогайте, пожалуйста.
- Так видим мы воздух или нет?
- Нет (ответ детей)
- Какой вывод мы можем сделать?
-Воздух невидимый, и он находится везде.
- Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах?
Предположения детей.
- Давайте понюхаем вокруг. Пахнет ли чем-нибудь?
Ответы детей.
- А сейчас я немного побрызгаю духами.
- Что вы почувствовали?
Ответ детей.(запах духов)
- Правильно, это воздух принес нам запах.
Вывод: воздух, не имеет запаха, а только переносит различные ароматы.
Воздух- это удивительный газ, без которого нет жизни на земле. Это не
просто газ, а смесь кислорода, водорода и углекислого газа. Мы вдыхаем
кислород, а выдыхаем углекислый газ.
Давайте проведем небольшой эксперимент.
- Я сейчас зажгу свечу. Что она делает?
- Горит (ответ детей)
- А теперь я ее накрою баночкой. Что мы видим?
-Свеча потухла. Почему?
- Т.к. огня не может быть без кислорода. Кислородом дышат и животные и
люди, а сжигают его машины и самолеты, но он не убывает, т. к. на земле
есть настоящая фабрика кислорода – зеленые растения.
А теперь давайте повторим, что мы узнали о воздухе.
- Воздух – невидимый, не имеет запаха. Воздух – это смесь кислорода,
водорода и углекислого газа.
Молодцы!
- А теперь немножко отдохнем!
-Давайте встанем около своих стульчиков.
Солнце, солнце высоко!
Нам от солнышка тепло
Тает снег от лучей,
Звонко побежал ручей.
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните.
Вот веселый воробей
В лужице купается,
Чистит перышки свои
И быстро отряхается.
А теперь полетели
И на место тихо сели.
Молодцы! Садитесь!
- Ребята, а что это у меня в руках?
- Глобус.(ответ детей)
- Правильно, так выглядит наша планета Земля из космоса.
- Что обозначено на глобусе, синим цветом?
- Вода.(ответ детей)
Давайте послушаем стихотворение о воде (его прочтет Семен Пунда)
Вы слыхали, о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
- И правда, без воды жизнь представить сложно.
- Ой, давайте прислушаемся, кажется к нам кто то идет. (запись песни « Я –
водяной) ( входит водяной)
- Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлепать по лужам
ногами, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных
лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне не понятно, куда
потом исчезает эта вода?
- Уважаемый водяной, мы с ребятами постараемся ответить на твои вопросы,
но для этого тебе нужно вооружиться вниманием и терпением.
- А еще ребята, когда я к вам шел, то по дороге нашел какие-то картинки.
Может, вы подскажите, что с ними делать?
- Водяной, так это же картинки от игры « Плывет или тонет», а как в нее
играть, мы с ребятами тебе сейчас покажем. А ты присаживайся на стульчик,
слушай и запоминай!
- Я сейчас буду показывать вам картинку с изображением предмета, а вы
будете говорить, тонет этот предмет в воде или плавает.
- Молодцы! Хорошо мы с вами поиграли.
-Ребята, кто знает, откуда берется вода в кране? Ведь она течет, течет и не
кончается.
Ответы детей.
- Те капельки, которыми мы умываемся , проделали очень большой путь…
Сейчас я покажу и расскажу с помощью схемы путешествие наших капелек.
- Когда идет дождик, капельки воды падают на землю. Капелек много, на
земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка
течет в море. В море воды много, много. Когда солнышко греет, вода
испаряется, превращается в пар. Пар поднимается вверх, и получаются
облака, ветер дует - облака плывут по небу. Там, вверху, холодно, капельки
воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда
капельки становятся совсем большими, они падают вниз. Много, много
капелек падает вниз, получается дождик, дождик идет, получается лужа … и
все начинается сначала. Это явление в природе называют - круговорот воды
в природе.
- Семен, подойди, расскажи нам про круговорот воды по схеме.
Молодец! Все поняли? (да)
- А теперь давайте опять пройдем в нашу лабораторию.
- Сейчас, уважаемый, Водяной, мы покажем, какими свойствами обладает
вода.
- Для этого опыта нам понадобится стакан с чистой водой, и стакан с
молоком. Сейчас возьмем немного камешек и бросим в оба стакана. Что мы
видим? В стакане с водой камешки видно, а в стакане с молоком - нет.
-А теперь, ребята, вы попробуй те это проделать сами.
-Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Ответы детей.
Вода – прозрачная.
-Теперь узнаем еще одно свойство воды.
Нам понадобится стакан с водой, немного соли и ложечка.
-Сейчас мы положим немного соли в стакан с водой, хорошо перемешаем и
посмотрим, что произойдет.
-Что мы видим – соль растворилась в воде.
- Теперь попробуйте это сделать самостоятельно.
- Получилось?(да)
- Мы можем сделать вывод, что вода является растворителем для
некоторых веществ.
Молодцы!
- А сейчас повторим, какими свойствами обладает вода.
Ответы детей (прозрачная, явл. растворителем)
Ну вот, теперь мы многое узнали о воде, а ты Водяной все запомнил?
- Спасибо вам. Я запомню свойства воды и никогда их не забуду. (грустно)
- Водяной, а почему ты такой грустный? Тебе не понравилось у нас в
гостях? ( мне еще охота с вами поиграть)
-Так, давай поиграем, у нас есть еще одна очень интересная игра «
Животные водоемов».
- Ребята, давайте покажем, какие животные и птицы обитают в воде.
-Давайте найдем тех животных, которые проживают в воде, и перенесем их
на наше озеро.
Молодцы, хорошо справились с этим заданием!
Ой, спасибо, друзья! Очень мне понравилась игра!
Вот вам шарики на память обо мне! До свидания! (водяной уходит)
А мы ребята, заканчиваем наше занятие, и напоследок Дима прочитает нам
стихотворение:
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги.
Мы ведь на планете не одни!