Напоминание

Работа с притчей "Золотое правило нравственности"


Автор: Воронина Любовь Мартемьяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ТСОШ №1 им. А. А. Мезенцева
Населённый пункт: п. Таксимо
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа с притчей "Золотое правило нравственности"
Раздел: начальное образование





Назад




Фрагмент урока с использованием притчи

Тема: Золотое правило нравственности.

Учитель: Воронина Любовь Мартемьяновна

Цель: Осознание учащимися необходимости жить по правилам

нравственности. Рассмотреть «золотое правило нравственности», его

универсальность.

Задачи:

- учить детей нести ответственность за свои действия и поступки;

- подвести детей к пониманию «золотого правила нравственности»;

- формирование общечеловеческих ценностей: нравственный поступок;

- развить коммуникативную культуру;

- развивать мировоззрение;

- развивать способности четко формулировать свои мысли;

- воспитание умения слушать других, культуры речи, общения.

Притча «Осколки»

- Послушайте, пожалуйста, притчу «Осколки»

(название не называю детям)

Когда-то очень-очень давно один молодой человек вышел попрощаться с

родным городком. Он должен был в скором времени уезжать на новое место

работы. Покидать свою малую родину ему никак не хотелось. Край свой

родной он искренне любил, очень гордился и заботливо сохранял.

Стоял прекрасный весенний денек. Человек долго гулял по знакомым паркам,

красивым площадям, уютным улицам. (Интонация меняется). И вот на

одной из них он встретил слепого нищего, перед которым стояла жестяная

банка. Проходя мимо него, наш молодой человек бросил в эту жестяную

банку:

- Предположите, что он мог бросить в банку

-Ученик: Монетку, камешек, палочку.

То ли потому, что у молодого человека было грустное настроение, то ли

просто так, он бросил в эту жестяную банку (пауза, равнодушно) осколки

битого стекла (темп увеличить) и прошел мимо, а вскоре уехал из города

детства. Прошло ровно тридцать лет и три года.

- Кто хочет продолжить, что же было дальше в этой истории?

- Ученик 1: Через 33 года он вспомнил тот случай и пожалел об этом.

Ученик 2: Все 33 года его мучила совесть о том, что он совершил плохой

поступок.

Ученик 3: В его жизни были случаи, когда с ним тоже поступали плохо.

Все в жизни человека сложилось удачно: большая дружная семья,

замечательные верные друзья, успешная профессиональная карьера,

уважение, почет, благополучие (пауза, изменение интонации). Но все эти

долгие тридцать три года, теперь уже пожилого человека, ни на секунду не

покидал пронзительный звон из родного города (пауза) - мучительный звон

осколков, брошенных им в жестяную банку слепому (пауза).

Став уже пожилым, этот человек вернулся в город своего детства. Нашел

ставшее для него роковым место. А на нем (пауза) как в молодости, в тот

прекрасный весенний денек (пауза, печально) все так же сидит тот же, только,

постаревший, слепой нищий, а перед ним все так же стоит все та же жестяная

банка.

Он подошел к старику, честно признался, повинился, искренне раскаялся и от

всего сердца попросил прощения: «Тридцать три года назад я просто так

бросил в эту банку осколки битого стекла, прости меня, пожалуйста».

Слепой поднял на него свои незрячие глаза и ответил:

«Те осколки в тот же день я выбросил, а ты все эти годы носил их в

своем сердце».

-Учитель: Выскажите предположения, как называется эта притча.

- Ученик 1: Необдуманный поступок.

- Ученик 2: Осколок битого стекла.

-Учитель: Какие чувства у вас вызывает нищий человек?

-Ученик: Чувство жалости, сострадания.

Учитель: Опишите человеческие качества молодого человека.

Ученик: Грубый, жестокий человек.

-Учитель: - Притча называется «Осколки». Почему?

-Ученик 1: Молодой человек кинул осколок стекла, он, наверное, думал, что

осколок зазвенит о банку, и слепой подумает, что это монетка.

-Ученик 2: Осколки душевной раны молодой человек носил в своём сердце

до самой старости, пока не попросил прощения у слепого, нищего человека.

-Учитель: Как отнёсся слепой, нищий человек к поступку героя притчи?

-Ученик: Спокойно отнёсся: Те осколки в тот же день он выбросил.

- Учитель: Когда проснулась совесть у нашего героя?

-Ученик: Совесть проснулась через 33 года, когда он сам стал старым.

-Учитель: Кем, вы можете восхищаться в данной притчи? Почему?

-Ученик: Слепой, нищий вызывает восхищение, т.к. он не держал обиды на

своего прохожего.

- Учитель: Представьте, что человеческая жизнь – это судно (лодка). Чтобы

судно шло вперед, надо наполнить его нравственными поступками, которые

будут отражать хорошие, добрые поступки. Вот такие поступки вы и

напишите на своем парусе.

-Ученик: Если пожилая старушка или старичок идут с магазина, помочь

донести сумку.

-Ученик: Если в соседях живут пожилые люди, можно помочь им вынести

мусор или сходить за хлебом.

-Ученик: Если возле дома появилось бездомное животное, то написать

объявление с фотографией и предложить отдать в хорошие руки.

-Ученик: Постоянно наводить порядок в своей комнате.

-Ученик: Помочь маме нянчиться с сестрёнкой.

-Ученик: Между сменами можно оказать помощь гардеробщице.

- Учитель: Чему учит притча? Какова ее главная мысль?

-Ученик: Притча учит помогать тем, кто в беде; не быть равнодушным;

проявлять доброту, заботу, внимание.



В раздел образования