Автор: Морозова Наталья Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Населённый пункт: город Моршанск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по математике 9 класс"
Раздел: среднее образование
Рабочая программа
по математике для _9___ класса
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и
дополнениями);
-Законом Тамбовской области от 01.10.2013 № 321-З «Об образовании в
Тамбовской области» (принят Тамбовской областной Думой 27.09.2013г.);
-Примерной основной образовательной программой основного общего
образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте
МОиН общего образования России по вопросам организации введения ФГОС
к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная
образовательная программа основного общего образования;
-ПриказомМОиН РФ от 31 марта 2014 г. № 253г. Москва «Об утверждении
федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы основного общего образования и
имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год» (с
изменениями и дополнениями);
- Основной образовательной программой основного общего образования
МБОУ СОШ №3;
-Учебного плана МБОУ СОШ № 3 на 2017-18 учебный год
- Примерной программы основного общего образования по математике.
Рабочая программа ориентирована на учебник: « Алгебра 9» : учебник для 9
класса общеобразовательных учреждений (Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк,
К.И.Нешков, С.Б.Суворова); под редакцией С.А.Теляковского, Москва:
Просвещение, 2010 – 2015 годы.
Геометрия 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений
(Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие). Москва: Просвещение,
2010 – 2015 годы.
Цели и задачи
формирование
представлений
о
математике
как
универсальном
языке
науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах
математики;
развитие
логического
мышления,
пространственного
воображения,
алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом
для
обучения
в
высшей
школе
по
соответствующей
специальности,
в
будущей профессиональной деятельности;
овладение
математическими
знаниями
и
умениями,
необходимыми
в
повседневной
жизни,
для
изучения
школьных
естественнонаучных
дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не
требующих углубленной математической подготовки;
воспитание
средствами
математики
культуры
личности: отношения
к
математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей
развития
математики,
эволюцией
математических
идей,
понимания
значимости математики для общественного прогресса.
систематизация
сведений
о
числах;
изучение
новых
видов
числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и
вычислительной
культуры,
расширение
и
с о ве р ш е н с т во ва н и е
алгебраического
аппарата,
сформированного
в
основной
школе,
и
его
применение к решению математических и нематематических задач;
расширение
и
систематизация
общих
сведений
о
функциях,
пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения
функций для описания и изучения реальных зависимостей;
изучение свойств пространственных тел, формирование умения
применять полученные знания для решения практических задач;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в
окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений
путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
изучить метод координат; научиться решать задачи в координатах;
изучить соотношения между сторонами и углами треугольника;
применять данные соотношения при решении задач;
систематизировать и расширить знания об окружности
изучить понятие движения, его виды, свойства, применение
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА 9 КЛАССА
Личностные УУД:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с
использованием аппарата алгебры
-описания зависимостей между физическими величинами соответствующими
формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной
образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры
и контрпримеры
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении
алгебраических задач
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений
Метапредметные УУД :
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и
самостоятельно;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему;
учиться планировать учебную деятельность на уроке;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на
основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства
(учебник, компьютер и инструменты);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна
дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делать предварительный отбор источников информации для решения
учебной задачи;
добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в
учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет-ресурсах;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и
делать самостоятельные выводы. Средством формирования познавательных действий
служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития
- умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
вступать в беседу на уроке и в жизни;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и
организация работы в малых группах.
Предметные УУД :
1)
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для
продолжения обучения в старшей школе или иных
общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин,
применения в повседневной жизни;
2)
создание фундамента для математического развития, формирования
механизмов мышления, характерных для математической деятельности
.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 9 КЛАССА
(175 часов)
Содержание программы
1.Квадратичная функция.27ч.
Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен.
Разложение квадратного трехчлена на множители. Решение задач путем
выделения квадрата двучлена из квадратного трехчлена. Квадратичная
функция ее свойства и график. Простейшие преобразования графиков
функций. Степенная функция. Корень n-ой степени. Дробно-линейная
функция, график. Степень с рациональным показателем.
Цель:выработать умение строить график квадратичной функции и
исследовать свойства графика; график степенной функции. Познакомить с
построением графика дробно-линейной функции; преобразованием
выражений содержащих степень с рациональным показателем.
2.Векторы. 12ч.
Ввести понятие вектора, его начала, конца, нулевого вектора, длины вектора,
коллинеарных, сонаправленных, противоположно направленных, равных
векторов.
Цель - сформировать понятие вектора.
3. Уравнения и неравенства с одной переменной. 18ч.
Целое уравнение и его корни. Дробные рациональные уравнения. Решение
неравенств второй степени с одной переменной. Решение неравенств
методом интервалов.
Цель: выработать умение решать дробные рациональные уравнения. Решать
неравенства второй степени с одной переменной. Решать неравенства
методом интервалов. Познакомить с некоторыми приёмами решения целых
уравнений.
4. Метод координат. 11ч.
Рассмотреть
действия
с
векторами,
применение
вектора
к
решению
простейших задач; метод координат; решение задач в координатах
Цель - научить решать простейшие задачи методом координат.
5. Уравнения и неравенства с двумя переменными.18ч
Уравнение с двумя переменными и его график. Графический способ решения
систем уравнений. Решение систем уравнений второй степени. Решение задач
с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя
переменными. Системы неравенств с двумя переменными.
Цель: выработать умение решать простейшие системы, содержащие
уравнения второй степени с двумя переменными, и решать текстовые задачи
с помощью составления таких систем. Познакомить с некоторыми приёмами
решения систем уравнений.
6.Соотношение между сторонами и углами треугольника. 14ч
Синус, косинус и тангенс угла; теорема синусов; теорема косинусов; формула
для вычисления площади треугольника.
Цель - познакомить обучающихся с основными алгоритмами решения
произвольных треугольников.
7. Прогрессии.15ч
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы п-го члена и суммы
п первых членов прогрессии.
Цель: дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как
числовых последовательностях особого вида.
8.Длина окружности и площадь круга 13ч
Длина окружности, длина дуги, площадь круга и его частей; центральный и
вписанный углы; величина угла между хордой и касательной; величина угла с
вершиной
внутри
и
вне
круга.
Окружности
вписанная
в
треугольник
и
описанная вокруг треугольника.
Цель - расширить и систематизировать знания об окружностях и
многоугольниках; научить решать простейшие задачи с применением
формул.
9. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. 8ч
Элементы комбинаторики. Начальные сведения из теории вероятностей.
Цель: выработать навыки в решении простейших комбинаторных задач
методом перебора, а также с использованием известных формул; вычислять в
простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов.
10.Движения 11ч
Движения плоскости. Симметрия относительно точки и прямой; центральная,
осевая симметрия, поворот, параллельный перенос.
Цель - познакомить с понятием движения на плоскости; сформировать навык
в построении образов геометрических фигур.
11. Повторение. 28ч
Тематическое планирование
по математике
Класс____9«г»_________
Ф.И.О. учителя: Морозова Н.А.
Количество часов в год: 175
Количество часов в неделю:_5
Количество плановых контрольных работ: 13
Учебник: « Алгебра 9» : учебник для 9 класса общеобразовательных
учреждений (Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова); под
редакцией С.А.Теляковского, Москва: Просвещение, 2010 – 2015 годы.
Геометрия 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений
(Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие). Москва: Просвещение,
2010 – 2015 годы.
2017_ – 2018__ учебный год
Тематическое планирование уроков математики в 9 классе
по учебнику
« Алгебра 9» : учебник для 9 класса общеобразовательных
учреждений (Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова); под
редакцией С.А.Теляковского, Москва: Просвещение, 2010 – 2015 годы.
Геометрия 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений
(Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие). Москва: Просвещение,
2010 – 2015 годы.
из расчёта 175 часов в год (5часов в неделю)
Учитель_________Морозова Н.А.____________________________
№
п/п
Наименованиеразделов итем
Кол-во часов
Квадратичная функция
27
1
Функция. Область определения и область значений
функции
1
2
Функция. Область определения и область значений
функции
1
3
Функция. Область определения и область значений
функции
1
4
Свойства и графики основных функций
1
5
Свойства и графики основных функций
1
6
Корни квадратного трёхчлена
1
7
Разложение квадратного трёхчлена на множители
1
8
Разложение квадратного трёхчлена на множители
1
9
Разложение квадратного трёхчлена на множители
1
10
Функция у=
, её график и свойства
1
11
Функция у=
, её график и свойства
1
12
Графики функций
и
1
13
Графики функций
и
1
14
Построение графика квадратичной функции
1
15
Построение графика квадратичной функции
1
16
Построение графика квадратичной функции
1
17
Построение графика квадратичной функции
1
18
Контрольная работа №1по теме «Функции и их
свойства. Квадратный трехчлен».
1
19
Анализ контрольной работы
1
20
Степенная функция
1
21
Корень n-й степени
1
22
Корень n-й степени
1
23
Дробно-линейная функция и ее график
1
24
Степень с рациональным показателем
1
25
Степень с рациональным показателем
1
26
Контрольная работа №2по теме «Функция у=х
п
,
корень n-ой степени”.
1
27
Анализ контрольной работы
1
Векторы
12
28
Понятие вектора. Равенство векторов.
1
29
Откладывание вектора от данной точки.
1
30
Сумма двух векторов. Законы сложения векторов.
Правило параллелограмма.
1
31
Сумма нескольких векторов..
1
32
Вычитание векторов.
1
33
Произведение вектора на число.
1
34
Умножение вектора на число.
1
35
Применение векторов к решению задач.
1
36
Средняя линия трапеции
1
37
Решение задач по теме «Векторы»
1
38
Контрольная работа №3 «Векторы»
1
39
Анализ контрольной работы
1
Уравнения и неравенства с одной переменной
18
40
Целое уравнение и его корни
1
41
Целое уравнение и его корни
1
42
Дробные рациональные уравнения
1
43
Дробные рациональные уравнения
1
44
Дробные рациональные уравнения
1
45
Дробные рациональные уравнения
1
46
Дробные рациональные уравнения
1
47
Дробные рациональные уравнения
1
48
Решение неравенств второй степени с одной
переменной
1
49
Решение неравенств второй степени с одной
переменной
1
50
Решение неравенств второй степени с одной
переменной
1
51
Решение неравенств методом интервалов
1
52
Решение неравенств методом интервалов
1
53
Решение неравенств методом интервалов
1
54
Некоторые приемы решения целых уравнений
1
55
Некоторые приемы решения целых уравнений
1
56
Контрольная работа №4 «Уравнения и неравенства с
одной переменной»
1
57
Анализ контрольной работы
1
Метод координат
11
58
Разложение вектора по двум неколлинеарным
векторам.
1
59
Координаты вектора.
1
60
Связь между координатами вектора и координатами
его начала и конца.
1
61
Простейшие задачи в координатах.
1
62
Уравнение линии на плоскости.
1
63
Уравнение окружности.
1
64
Уравнение прямой.
1
65
Решение задач по теме «Метод координат»
1
66
Решение задач по теме «Метод координат»
1
67
Контрольная работа №5 «Метод координат»
1
68
Анализ контрольной работы
1
Уравнения и неравенства с двумя переменными
18
69
Уравнение с двумя переменными и его график
1
70
Уравнение с двумя переменными и его график
1
71
Графический способ решения систем уравнений
1
72
Графический способ решения систем уравнений
1
73
Решение систем уравнений второй степени
1
74
Решение систем уравнений второй степени
1
75
Решение систем уравнений второй степени
1
76
Решение систем уравнений второй степени
1
77
Решение задач с помощью систем уравнений второй
степени
1
78
Решение задач с помощью систем уравнений второй
степени
1
79
Графическое решение неравенств с двумя
переменными
1
80
Графическое решение неравенств с двумя
переменными
1
81
Системы неравенств с двумя переменными
1
82
Системы неравенств с двумя переменными
1
83
Системы неравенств с двумя переменными
1
84
Некоторые приемы решения систем уравнений
второй степени с двумя переменными
1
85
Контрольная работа №6 «Уравнения и неравенства с
двумя переменными»
1
86
Анализ контрольной работы
1
Соотношения между сторонами и углами
треугольника
14
87
Синус, косинус, тангенс угла
1
88
Основные тригонометрические тождества. Формулы
приведения.
1
89
Формулы для вычисления координат токи.
1
90
Теорема о площади треугольника.
1
91
Теорема синусов.
1
92
Терема косинусов.
1
93
Решение треугольников.
1
94
Решение треугольников.
Измерительные работы.
1
95
Угол между векторами.
1
96
Скалярное произведение векторов.
1
97
Скалярное произведение в координатах.
1
98
Свойства скалярного произведения.
1
99
Контрольная работа №7 «Соотношения между
сторонами и углами треугольника»
1
100
Анализ контрольной работы
1
Арифметическая и геометрическая прогрессии
15
101
Последовательности.
1
102
Определение арифметической прогрессии. Формула
n-го члена арифметической прогрессии.
1
103
Определение арифметической прогрессии. Формула
n-го члена арифметической прогрессии.
1
104
Формула суммы первых n членов арифметической
прогрессии.
1
105
Формула суммы первых n членов арифметической
прогрессии.
1
106
Контрольная работа №8 «Арифметическая
прогрессия»
1
107
Анализ контрольной работы
1
108
Определение геометрической прогрессии. Формула n-
го члена геометрической прогрессии.
1
109
Определение геометрической прогрессии. Формула n-
го члена геометрической прогрессии.
1
110
Формула суммы первых n членов геометрической
прогрессии.
1
111
Формула суммы первых n членов геометрической
прогрессии.
1
112
Сумма бесконечной геометрической прогрессии при
g
1.
1
113
Сумма бесконечной геометрической прогрессии при
g
1.
1
114
Контрольная работа №9 «Геометрическая
прогрессия»
1
115
Анализ контрольной работы
1
Длина окружности и площадь круга
13
116
Правильный многоугольник. Окружность, описанная
около правильного многоугольника.
1
117
Окружность, вписанная в правильный
многоугольник.
1
118
Формулы для вычисления площади правильного
многоугольника. Его стороны и радиуса вписанной
окружности.
1
119
Построение правильных многоугольников.
1
120
Длина окружности.
1
121
Площадь круга.
1
122
Площадь круга.
1
123
Площадь кругового сектора.
1
124
Площадь кругового сектора.
1
125
Решение задач по теме «Длина окружности и
площадь круга».
1
126
Решение задач по теме «Длина окружности и
площадь круга».
1
127
Контрольная работа №10 «Длина окружности и
площадь круга».
1
128
Анализ контрольной работы
1
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
8
129
Перестановки
1
130
Размещения
1
131
Сочетания
1
132
Относительная частота случайного события
1
133
Вероятность равновозможных событий
1
134
Сложение и умножение вероятностей
1
135
Контрольная работа №11 «Элементы комбинаторики
и теории вероятностей».
1
136
Анализ контрольной работы
1
Движения
11
137
Отображение плоскости на себя.
1
138
Понятие движения.
1
139
Наложения и движения.
1
140
Параллельный перенос.
1
141
Поворот.
1
142
Решение задач по теме «Параллельный перенос и
поворот»
1
143
Решение задач по теме «Параллельный перенос и
1
поворот»
144
Решение задач по теме «Параллельный перенос и
поворот»
1
145
Решение задач по теме «Параллельный перенос и
поворот»
1
146
Контрольная работа №12 «Движения».
1
147
Анализ контрольной работы
1
Повторение
28
148
Уравнение прямой.
1
149
Уравнение с двумя переменными и его график
1
150
Уравнение с двумя переменными и его график
1
151
Графический способ решения систем уравнений
1
152
Графический способ решения систем уравнений
1
153
Решение систем уравнений второй степени
1
154
Решение систем уравнений второй степени
1
155
Решение задач с помощью уравнений второй степени
1
156
Решение задач с помощью уравнений второй степени
1
157
Неравенства с двумя переменными
1
158
Системы неравенств с двумя переменными
1
159
Системы неравенств с двумя переменными
1
160
Основные тригонометрические тождества. Формулы
приведения.
1
161
Основные тригонометрические тождества. Формулы
приведения.
1
162
Теорема синусов.
1
163
Терема косинусов.
1
164
Решение треугольников.
1
165
Решение треугольников.
1
166
Формула суммы первых n членов арифметической
прогрессии.
1
167
Формула суммы первых n членов арифметической
1
прогрессии.
168
Формула суммы первых n членов геометрической
прогрессии.
1
169
Формула суммы первых n членов геометрической
прогрессии.
1
170
Итоговая контрольная работа № 13.
1
171
Анализ контрольной работы.
1
172
Решение задач по теме «Длина окружности и
площадь круга».
1
173
Примеры комбинаторных задач.
1
174
Примеры комбинаторных задач.
1
175
Решение задач по теме «Параллельный перенос и
поворот»
1