Напоминание

"Что значит быть воспитателем?"


Автор: Нуриева Загира Сагдиахметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Нижние Лемезы
Населённый пункт: муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан
Наименование материала: доклад
Тема: "Что значит быть воспитателем?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ?

«Умение воспитывать — это все таки искусство, такое же

искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо

писать картины».

А. С. Макаренко.

Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который

встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди,

которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не

пустят их в свой мир. Самое главное в нашей профессии - любить

детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце.

Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в

мире

детства,

в

мире

сказки

и

фантазии.

Особо

осознаёшь

значимость

профессии

воспитателя,

когда

видишь

распахнутые

навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой

взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти

детские глаза понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая

вселенная,

что

именно

ты

закладываешь

ростки

будущих

характеров,

поддерживаешь

их

своей

любовью,

отдаёшь

тепло

своего сердца.

Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании.

Эффективность воспитания достигается тогда, когда воспитатель

внимательно

относится

к

воспитательному

процессу,

постоянно

анализируя

его

и

делая

правильные

выводы.

Авторитарная

педагогика стала главной причиной отчуждения воспитанников от

воспитателей. Лишь на возрождении простых человеческих чувств

– любви и милосердии – должен строиться процесс воспитания.

Знаменитый швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци, по

словам

его

биографа,

«был

добр

до

самозабвения».

Задачей

воспитания,

по

мнению

Песталоцци,

должно

быть

развитие

способностей человека в соответствии с законами природы, т. е.

когда «сердце хочет верить и любить, а ум – мыслить». Манеру

работы

настоящего

педагога

отличает

внешняя

простота

при

большой

внутренней

глубине;

мудрое,

очень

разборчивое

отношение

к

средствам

воспитания,

умелое

сочетание

старых

методов с новыми. Подлинный мастер все время думает над тем,

чтобы

система

отношений

способствовала

развитию

задатков

и

способностей

детей,

творческих,

созидательных

сил

в

детском

коллективе.

Воспитательная

позиция

должна

быть

деликатной,

незаметной,

возможно

даже

скрытой

от

во спитанника.

Воспитательный

процесс

можно

назвать

искусством,

в

котором

в ы раж ает ся

сво еоб раз и е

ли ч н о сти

во сп и т ателя ,

е г о

индивидуальности,

характера,

его

отношения

к

воспитанникам.

Существует

мнение,

что

подлинным

мастером-учителем

может

стать лишь талантливый человек, педагог от рождения. Почти все

люди наделены самой природой качествами воспитателей. Задача

состоит в том, чтобы научить педагогическому ремеслу.

Актуальность: ребёнок отличается от взрослого не просто

количественными

показателями

роста,

веса,

но

и

возрастными,

психическими,

индивидуальными

особенностями.

Воспитателю

необходимо

знать

особенности

детей

разного

возраст а.

Сотрудничество семьи, детского сада - один из ведущих принципов

воспитания подрастающего поколения. При отсутствии единства –

нарушается весь воспитательный процесс. В современное время,

когда дети получают гораздо больше информации из всевозможных

источников, учитывать особенности всех детей необходимо, иначе

произойдёт полное непонимание, агрессия, потеря интереса друг к

другу.

Проблема: для правильного управления развитием личности,

воспитатели

ещё

в

далёком

прошлом

делали

попытки

классификации

периодов

человеческой

жизни.

Периодизация

основывалась на выделении психолого-возрастных особенностей

детей.

Психолого-возрастными

особенностями

называются

характерные

для

определённого

периода

жизни

анатомо-

физиологиче ские

и

психиче ские

каче ства.

П о с кол ь ку

биологическое и духовное развитие человека тесно связано между

собой,

то

соответствующие

возрасту

изменения

наступают

и

в

психической

сфере.

Для

педагогики

детских

учреждений

наибольший

интерес

представляет

периодизация,

охватывающая

жизнь и развитие ребёнка дошкольного возраста. В наше время

дети

очень

быстро

взрослеют,

найти

с

ними

общий

язык,

понимание, вот одна из главных задач воспитателя и всех педагогов,

которые работают с детьми.

Методы, формы, приёмы работы с детьми.

Основными

методами

изучения

психолого-возрастных

особенностей

детей

являются:

наблюдения,

беседы,

игры.

Основной путь - это изучение или получение информации о семье

ребёнка,

о

его

семейной

обстановке.

В

ходе

изучения

семьи,

воспитатель должен выяснить его психологические особенности,

помочь

родителям

разобраться

в

действиях

ребёнка,

указать

на

трудности,

которые

возникают.

Распространённой

ошибкой

воспитателя является то, что он начинает поучать, давать советы, а

не помогает выяснить причину. Неумение разобраться в возрастных

особенностях детей, влечёт к назойливым нотациям, нравоучениям,

наказаниям, что отдаляет воспитателя от воспитанников, родителей

от ребёнка и полному непониманию друг друга.

Совет начинающему воспитателю:

-беседа с родителями должна быть продумана, определена цель,

воспитатель должен знать психолого-возрастные особенности детей

данного возраста. Нельзя начинать разговор с родителями с жалоб и

нотаций,

необходимо

быть

выдержанной,

терпеливой

и

доброжелательной.

Прежде

всего,

показать

хорошее,

а

потом

постепенно перейти к вопросу, который вас интересует и вместе

выработать

определённую

тактику,

но

так,

чтобы

не

обидеть

ребёнка.

Анкетирование

помогает

в

очень

быстрые

сроки

получить

интересующий воспитателя материал. Так можно узнать о многих

важных вещах, которые воспитатель должен знать о ребёнке. Самое

главное, чтобы эта информация не вышла за определённые рамки.

Через правильно составленные вопросы в анкеты для родителей, вы

можете получить много информации для работы. Учитывая возраст

ребят, каждый воспитатель должен разрабатывать индивидуальные

планы работы с определёнными группами детей или отдельно с

каждым ребёнком.

Рекомендация при проведении анкетирования.

Вопросы

в

анкетах

не

должны

носить

характер

указаний,

тщательно продумываться для категорий разновозрастных детей, не

должны

содержать

личные

вопросы,

не

должны

оскорблять

личность (т. е. самого ребёнка или его семью)

Дети, переступившие порог детского сада, часто изменяются.

Это

связано

с

изменениями

в

его

деятельности,

в

общении,

отношениях с другими ребятами.

Поэтому в это время важно проводить много бесед с детьми,

игр, игровых моментов. Во время бесед, игр возникает тесный

контакт

между

воспитателем

и

ребёнком,

воспитатель

должен

замечать только хорошее в ребёнке, он должен тактично, учитывая

возраст

маленького

воспитанника,

дать

ему

совет,

помочь

разобраться в себе и т. д.

Рекомендации молодым воспитателям.

-

никогда

не

начинайте

беседы

с

того,

что

Вы

когда-то

были

послушной, исполнительной и т. д.

- не кричите, и не требуйте, чтобы ребёнок сделал так, как Вы

хотите, может он на многие вещи смотрит своими глазами, дайте

ему высказаться.

- ознакомьтесь ещё раз с возрастными особенностями тех детей, с

которыми Вы работаете, и не входите в группу с одним и тем же

настроением.

-поговорите с ребёнком, который у Вас вызывает беспокойство один

на один, дайте ему высказаться.

- помогите самой себе разобраться, что Вы хотите и постепенно,

шаг за шагом стремитесь к этой цели.

- подойдя к детскому учреждению, помните, что все дети-личности,

их надо любить и понимать.



В раздел образования