Напоминание

ФГОС по математике


Авторы: Пушкарева Дина Александровна, Бакутова Алена Юрьевна
Должность: учитель математики и физики, учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Тиксинская СОШ №2"
Населённый пункт: п. Тикси-3
Наименование материала: ФГОС
Тема: ФГОС по математике
Раздел: полное образование





Назад




Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – веселых, занимательных,

напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.

Многие изменения, происходящие сегодня в российском обществе, привели к пересмотру не только

форм, но и содержания современного школьного образования. Основной же задачей образования

становится обучение умению самостоятельно добывать нужную и полезную информацию.

ФГОС- принципиально новый документ. Стандарт нового поколения является одним из ключевых

элементов модернизации российской школы. Стандарты выступают как основание для анализа и

оценки состояния и тенденций развития общероссийской, региональной и муниципальной систем

образования,

а

также

индивидуальных

достижений

школьников

по

освоению

основных

общеобразовательных программ. Еще отличительной особенностью нового стандарта является его

деятельностный

характер,

ставящий

главной

целью

развитие

личности

учащегося.

Система

образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний,

умений

и

навыков,

формулировки

стандарта

указывают

реальные

виды

деятельности,

которыми

учащийся должен овладеть.

Требования к результатам общего образования структурируются по ключевым задачам общего

образования,

отражающим

индивидуальные,

общественные

и

государственные

потребности,

и

включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми

конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, –

знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного,

нескольких

или

всех

учебных

предметов

способы

деятельности,

применимые

как

в

рамках

образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе

система

ценностных

отношений

обучающихся

к

себе,

другим

участникам

образовательного

процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Также

неотъемлемой

частью

ядра

нового

стандарта

являются универсальные

учебные

действия(УУД).

Под

УУД

понимают

«общеучебные

умения»,

«общие

способы

деятельности»,

«надпредметные действия» и т. п. В составе основных видов универсальных учебных действий,

диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: личностный,

регулятивный, познавательный, коммуникативный. Для УУД предусмотрена отдельная программа-

программа формирования УУД. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных

учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе основной образовательной программы

основного общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе. Важным

элементом

формирования

УУД

обучающихся

на

ступени

основного

общего

образования,

обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и

коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-

компетентность) использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред

указывается

как

наиболее

естественный

способ

формирования

УУД

включена

подпрограмма

«Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

Как

известно

предыдущие

стандарты

являлись

прежде

всего

стандартами

содержания

образования,

то

ФГОС

нового

поколения

определяет

содержание

школьной

жизни.

Изменена

структура образовательной программы. В нее наряду с базисным учебным планом, который состоит из

инвариантной части, это 70% учебного времени и вариативной части, это 30%, (т.е. ребенок сам

выбирает те предметы, которые ему необходимы для поступления в ВУЗ или для овладения той или

иной профессией), включены также: программа формирования универсальных учебных действий у

школьников; программа духовно – нравственного развития и воспитания; программа формирования

культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки

достижения планируемых результатов освоения образовательной программа. Таким образом новые

стандарты ориентируются не только на предметные, но и личностные результаты.

Что

касается

базисного

учебного

плана,

то

он

состоит

из

двух

частей-

предметной

и

внеурочной.

Что касается предметной части. В существующих программах по математике основной упор в

процессе обучения делается на овладение ребенком знаний, умений и навыков. В свете модернизации

образования и перехода на новые образовательные стандарты второго поколения теперь в основной

школе ребенка должны научить, не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне

успешно, ему должны привить две группы новых умений.

К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения

учиться. («универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия

учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к

самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.)

Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и

саморазвитии.

Стандарт второго поколения в математической подготовке школьников не предполагает какой-то

кардинальной революции. Он поддерживает старые традиции обучения математике, но расставляет

иные

акценты

и

определяет

иные

приоритеты.

Определяющим

в

целеполагании,

отборе

и

структурировании

содержания,

условиях

его

реализации

является

значимость

начального

курса

математики

для

продолжения

образования

вообще

и

математического

в

частности,

а

также

возможность использования знаний и умений при решении любых практических и познавательных

задач.

Т.

к.

математическое

образование

является

обязательной

и

неотъемлемой

частью

общего

образования на всех ступенях обучения школы, то обучение математике в основной школе направлено

на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития:

формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости

математики в развитии цивилизации и современного общества;

развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к ум ственному

эксперименту;

формирование

интеллектуальной

честности

и

объективности,

способности

к

преодоле нию

мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

воспитание

качеств

личности,

обеспечивающих

социальную

мобильность,

способность

принимать самостоятельные решения;

формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном

обществе;

развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении:

развитие представлении о математике как форме описания и методе познания действи тельности,

создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и

являющихся

основой

познавательной

культуры,

значимой

для

различных

сфер

человеческой

деятельности;

3) в предметном направлении:

овладение

математическими

знаниями

и

умениями,

необходимыми

для

продолжения

образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

создание

фундамента

для

математического

развития,

формирования

механизмов

мышления,

характерных для математической деятельности.

По стандартам второго поколения цель основного курса математики - обеспечить предметную

подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в средней(полной)

школе,

и

создать

дидактические

условия

для

овладения

учащимися

универсальными

учебными

действиями

(личностными,

познавательными,

регулятивными,

коммуникативными)

в

процессе

усвоения предметного содержания.

Для

достижения

этой

цели

необходимо организовать

учебную

деятельность

учащихся с

учетом

специфики

предмета

(математика),

направленную:

на

формирование познавательного

интереса к

учебному

предмету

«Математика»;

на

развитие

пространственного

воображения,

потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить

рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения,

выявлять

закономерности,

устанавливать

причинно

следственные

связи,

осуществлять

анализ

различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки; на

овладение

в

процессе

усвоения

предметного

содержания

обобщенными

видами

деятельности:

анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые

выражения),

исследовать

их

структурный

состав

(многозначные

числа,

геометрические

фигуры),

описывать ситуации, с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и

зависимости,

прогнозировать

результат

вычислений,

контролировать

правильность

и

полноту

выполнения алгоритмов арифметических действий и прочее.

Если сравнить содержание обучения по математике стандарта первого поколения с содержанием,

представленным в примерной программе к стандартам второго поколения, то первое, что бросается в

глаза, - их тождественность. Действительно, содержание, а именно объем тем, понятий, правил по

математике,

не

изменилось.

Это

обуславливается

тем,

что,

во-первых,

практика

преподавания

математики в основной школе за многие десятилетия определила тот объем материала, с которым

должны

ознакомиться

учащиеся.

Причем

не

только

определила,

но

и

обосновала:

необходимо

сформировать такие умения по математике, без которых выпускник основной школы не сможет

продолжить обучение на следующей ступени образования. Во-вторых, именно на основе единства

содержания определяется преемственность между стандартами первого и второго поколения.

ФГОС второго поколения по математике предусматривают, что учащиеся научатся применять

математические знания и представления при решении учебных задач, смогут применять свой началь -

ный опыт математических знаний в повседневных жизненных ситуациях.

Если обратится к существующей примерной программе по математике, то в ней мы не найдем

четкого разбиения математического содержания на блоки. В примерной программе ФГОС второго

поколения содержание учебного материала представлено в виде разделов, учебных модулей, их пять:

арифметика, алгебра, функции, вероятность и статистика, геометрия. . Наряду с этим в него включены

два дополнительных раздела: логика и множества, математика в историческом разви тии, что связано с

реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся.

Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися ма-

тематики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться

алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Содержание

раздела

«Алгебра»

направлено

на

формирование

у

учащихся

математического

аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей ре -

альности.

Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о

функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных про -

цессов.

Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, уси-

ливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для

формирования у учащихся функциональной грамотности — умений воспринимать и критически

анализировать информацию

Цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и

логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоско сти

и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструк тивного

характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Со четание

наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний.

Особенностью раздела «Логика и множества» является то, что представленный в нем материал

преимущественно

изучается

и

используется,

распределен

но

в

ходе

рассмотрения

различных

вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, форми-

рование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.

Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представле ний о

математике

как

части

человеческой

культуры,

для

общего

развития

школьников,

для

создания

культурно-исторической среды обучения.

Внеурочная деятельность входит в нормативно – подушевое финансирование. Оно оплачивается

точно так же, как предметная часть. Внеурочная деятельность будет вестись по пяти направлениям:

спортивно-

оздоровительное,

духовно

нравственное,

социальное,

интеллектуальное

и

общекультурное. Ее представляют такие формы деятельности как научное исследование, общественно-

полезные

и

поисковые

практики,

олимпиады,

соревнования,

научные

общества,

диспуты,

конференции, круглые столы, секции и кружки. Ребенок самостоятельно сможет выбрать для себя от

трех до семи кружков. Для введения внеурочной деятельности привлекаются как преподаватели

учреждений дополнительного образования детей системы образования, так и из учреждений культуры,

физкультуры и спорта. По учебному плану по два часа в день отводиться на спортивные, предметные

музыкальные кружки, на военно – исторические и экологические клубы, кружки театральной студии,

социальную работу и проектную деятельность. В связи с тем значением, которое ФГОС ООО придает

внеурочной

деятельности,

изменены

подходы

к

организации

учебного

процесса.

Если

старые

стандарты предполагали линейное построение расписание уроков, то новый Стандарт предполагает

уже со второго класса введение сетевого расписания, где уроки и кружки, уроки и факультативы будут

перемежаться. Это приведет к тому, что внеурочная деятельность будет интегрирована в урочную

составляющую. Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их

родителей. Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной

программе образовательного учреждения. Время отведенное на внеурочную деятельность не входит в

предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности

определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Переход к стандартам второго поколения подкреплен целым комплексом учебно-методической

литературы. Целью данных пособий является попытка сориентировать педагогов основной школы для

работы в условиях нового образовательного стандарта, познакомить их с требованиями, которые

выдвигают новые стандарты в целях реализации успешного образования. Что же касается УМК?

Современный учебник должен эффективно обогащать и дополнять информационно- образовательную

среду. Поэтому важно, чтобы он стал интерактивным, превратился из традиционного «кладезя знаний»

в «универсальный навигатор» всей системы УМУ, в инструмент адаптации ученика к возможностям

информационно- образовательной среды. Роль навигатора учебник может выполнять, если он будет

представлен в двух вариантах- на бумажном и электронном носителях и иметь традиционное и

электронное сопровождение. Такой переход неизбежно требует изменения внутренней структуры и

содержания

учебника

на

бумажном

носителе.

Он

должен

быть

лаконичным

и

жестко

структурированным.

Это

в

полной

мере

отвечает

психологическим

особенностям

современных

школьников,

лучше

воспринимающихся

информацию,

поставленную

в

лаконичных

текстовых

фрагментах,

которые

иллюстрируются

конкретными

примерами.

Электронный

учебник

будет

содержать гиперссылки, выделенные внутри текста, что позволяет осуществлять отбор медиаобъектов

по

теме

данного

параграфа.

Медиаобъекты

(коллекции

изображений

включая

фрагменты

видео,

анимаций, интерактивных моделей и опытов, терминологический словарь, справочные материалы,

биографический

справочник,

а

также

интересные

факты)

тематически

привязаны

к

изучаемому

материалу, представленному на развороте(экране). Таким образом, каждый разворот(экран учебника)

позволит

осуществлять

роль

навигационной

основы

для

поиска

информационных

ресурсов.

Использование

электронного

учебника

в

качестве

навигатора

позволяет

в

процессе

обучения

одновременно привлекать разнообразные информационные ресурсы (что практически неосуществимо

в рамках традиционного обучения) и выбирать траекторию учебного процесса в соответствии с

особенностями класса или отдельных учащихся, эффективно организовывать самостоятельную работу.

Для

организации

самостоятельности

в

урочной

и

внеурочной

деятельности

учащимся

было

предложено завести тетради: тетрадь – практикум, тетрадь- тренажер, тетрадь- экзаменатор содержит

тематические

и

итоговые

проверочные

работы,

задачник

содержит

набор

задач

по

всем

темам

учебника.

Несмотря

на

то,

что

УМК

отвечает

требованиям

федерального

государственного

образовательного стандарта общего образования второго поколения, какие-то окончательные выводы

делать преждевременно. Необходимо как минимум три года, чтобы апробировать УМК хотя бы на

основной ступени общеобразовательной школы. Результат будет зависеть от различных факторов и

прежде всего от технического оснащения школы.



В раздел образования