Автор: Колесниченко Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "ССОШ №2" дошкольное отделение
Населённый пункт: г.Сертолово, Ленинградская область
Наименование материала: "Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников"
Тема: Использование мнемотехники
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Сертоловская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением
отдельных предметов №2"
Обобщенный педагогический опыт воспитателя
Колесниченко Ольги Викторовны
Тема опыта:
«Использование мнемотехники в речевом
развитии дошкольников»
г. Сертолово
2017
1.
Актуальность, значимость опыта:
XXI
век
по
праву
можно
считать
веком
расцвета
инновационных
технологий,
которые
активно
внедряются
в
самые
разнообразные
сферы
человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится
одной из самых значительных.
Возросшие
требования
к
технологичности
образовательного
процесса
обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и
перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса
— развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни —
требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных
педагогических технологий. Важнейшие характеристики ребенка как субъекта
деятельности
—
это
его
самостоятельность,
активность,
инициативность,
проявление
творчества
в
познании,
общении,
игре
и
посильном
труде.
Поэтому
проблема
овладения
современными
технологиями
организации
педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными
проблемами современного дошкольного образования.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу
педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте
проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и
мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной
речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача
решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных
произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах,
явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание
стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Актуальность
использования
приемов
мнемотехники
в
работе
с
дошкольниками состоит в том, что:
1. Во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но
для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.
Использование
наглядного
моделирования
вызывает
интерес
и
помогает
решить эту проблему;
2.
Во-вторых,
использование
символической
аналогии
облегчает
и
ускоряет
процесс
запоминания
и
усвоения
материала,
формирует
приёмы
работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда
учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
3. В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть
главное, систематизировать полученные знания.
Таким образом, видно, что данная технология актуальна в настоящие
дни.
Использование
мнемотехники
является
весьма
интере сным,
познавательным и эффективным направлением не только в развитии детей, но
и в совершенствовании возможностей взрослых. Исследование и изучение
данных
по
мнемотехнике
своевременно,
целесообразно
и
значимы
в
современном мире педагогике и образования.
2.
Содержание опыта:
Мнемотехника.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ
грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного
воспитания ребёнка.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование
творческих
методик,
эффективность
которых
очевидна,
наряду
с
общепринятыми. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается
лучше,
использование
приемов
мнемотехники
на
занятиях
по
развитию
связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать
зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Особенности данного метода – применение не изображения предметов, а
символов.
Прием
символизации
значительно
облегчает
детям
поиск
и
запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу.
Например:
для
обозначения
диких
животных
используется
елочка,
а
для
обозначения домашних животных домик.
Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем
способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Использование мнемотехники в процессе коррекции речи имеет два
аспекта:
- служит определённым методом познания;
- является программой для анализа новых явлений.
Овладение
приёмами
мнемотехники
значительно
сокращает
время
обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
•
развитие
основных
психических
процессов
(памяти,
внимания,
образного мышления);
•
перекодирование
информации,
т.е.
преобразование
из
абстрактных
символов в образы;
•
развитие
мелкой
моторики
рук
при
частичном
или
полном
графическом воспроизведении.
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
1.
Принцип
развивающего
образования,
в
соответствии
с
которым
главной целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости -
содержание
работы
соответствует
основным
положениям
возрастной
психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в
массовой практике дошкольного образования. Эффективность использования
метода зависит от определенных условий. Модель должна быть доступна для
восприятия ребенка данного возраста.
На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей
детей
можно
использовать
различные
приемы
наглядного
моделирования:
пиктограммы, заместители, мнемотаблица.
Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это
рисунок,
с
помощью
которого
можно
записать
слова
и
выражения,
это
рисунок, который поможет вспомнить заданное слово. Например «веселый
праздник»-
шарик,
салют.
Например,
знак,
изображающий
ногу,
может
означать ходить, стоять. Примеры пиктограмм -дорожные знаки, на одежде
(уход за одеждой).
В своей работе мы используем пиктограммы с изображением: слов-
предметов (например, «девочка», «солнце», «бабочка» и т.д.), слов-признаков
(«большой»,
«маленький»,
«грустный»,
«веселый»
и
т.д.),
слов-действий
(«идет», «светит», «летает»), символов-предлогов («под», «над», «в» и т.д.).
Замещение
–
это
вид
моделирования,
при
котором
одни
объекты
замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно
использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету
и
величине,
т.к.
замещение
основывается
на
каком-либо
различии
между
предметами, их признаками.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве
дидактического
материала
–
мнемотаблица.
Мнемотаблица
–
это
схема,
в
которую заложена определенная информация.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно
переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание
мнемотаблицы
-
это
графическое
или
частично
графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых
действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы
нарисованное было понятно детям.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила
к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание
мнемотаблицы
-
это
графическое
или
частично
графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых
действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы
нарисованное было понятно детям.
Схемы
служат
своеобразным
зрительным
планом
для
создания
монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе
по развитию связной речи детей, их использую для:
обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Опираясь
на
опыт
педагогов,
разрабатываю
мнемотаблицы
для
составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и
фруктах,
птицах,
животных,
насекомых
(на
все
лексические
темы
можно
подобрать и составить схемы и таблицы более интересно и познавательно для
детей, если подбор картинок проходит совместно с взрослым). Данные схемы
помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки
рассматриваемого
предмета,
установить
последовательность
изложения
выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Стихотворения.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть
заключается
в
следующем:
на
каждое
слово
или
маленькое
словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все
стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти,
используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения
ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической
речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание,
память,
мышление).
Дети
не
располагают
теми
знаниями,
которые
приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а
осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно
научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
При
ознакомлении
с
художественной
литературой
и
при
обучении
составлению рассказов широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми
беседуем
по
тексту,
рассматриваем
иллюстрации
и
отслеживаем
последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.
Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети
обычно встречают радостно. Но, как правило, рассказы детей однообразные,
логично не всегда правильно выстроены. Для того, чтобы рассказы были более
полными
и
правильно
выстроена
основная
мысль,
детям
предлагается
опираться на мнемотаблицы, схемы.
Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи.
Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить
предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети
видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на
правильном
построении
предложений,
на
воспроизведении
в
своей
речи
необходимых выражений.
Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три этапа.
1 этап: - Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: - Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобра-
зование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или
рассказа по заданной теме.
Мнемотехника
многофункциональна.
На
ее
основе
были
созданы
разнообразные
дидактические
игры.
Продумывая
разнообразные
модели
с
детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
• модель должна отображать обобщённый образ предмета;
• раскрывать существенное в объекте;
• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она
была им понятна.
Важно не только заинтересовать детей, но и развивать. Этого можно
добиться, подобрав необходимые игры. Настольно-печатные игры, которые
помогают
детям
научиться
классифицировать
предметы,
развивать
речь,
зрительное
восприятие,
образное
и
логическое
мышление,
внимание,
наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. В
ходе данной работы убедилась, что применять модельные схемы можно и на
других занятиях, в других видах деятельности. (Продуктивная деятельность,
экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)
Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя
метод мнемотехники, тем лучше ребенка можно подготовить их к школе, так
как
связная
речь
является
важным
показателем
умственных
способностей
ребенка и готовности его к школьному обучению.
Обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое.
Проведение
таких
занятий
требует
предварительной
подготовки
в
отборе
речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.
Подчеркну,
что
мнемотаблицами
не
ограничивается
вся
работа
по
развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая»,
наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц
позволяет
детям
легче
воспринимать
и
перерабатывать
зрительную
информацию, сохранять и воспроизводить её.
Итак,
мнемотехника
помогает
детям
научиться
классифицировать
предметы,
развивать
речь,
зрительное
восприятие,
образное
и
логическое
мышление,
внимание,
наблюдательность,
интерес
к
окружающему
миру,
навыки самопроверки.
3.
Адресная направленность опыта.
Данный
опыт
может
использоваться
творческими
педагогами
с
младшего дошкольного возраста
для развития
у детей нестандартного
мышления. Комплекс приёмов, направленный
на развитие
творческих и
умственных
способностей,
поможет
воспитателям
стимулировать
познавательные интересы детей, изменит их отношение к занятиям, окажет
положительное влияние на уровень развития творческого воображения.
4.
Трудоемкость опыта.
Педагогу, работающему по данной технологияи необходимо обладать
нестандартным
мышлением,
теоретическими
знаниями
и
практическим
опытом.
5.
Результативность педагогического опыта.
Использование методов мнемотехники позволяет мне повысить уровень
развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные
на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет
в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
Выбрав
тему
педагогического
опыта
и
начав
работу
с
ребятами,
предполагались следующие результаты в отношении детей:
• систематизация знаний детей по лексическим
темам, закрепление
знаний об окружающем мире;
• умение устанавливать связи между сезонными изменениями и жизнью
растений и животных;
• пополнение и активизация словарного запаса детей;
•
развитие
логического
и
образного
мышления,
совершенствование
связной речи;
• формирование целостности окружающего мира;
• умение договариваться и работать слажено;
• умение обратиться к взрослому с вопросом;
• умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;
• умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов
необходимых для исследований по определенной тематике;
• умение обрабатывать собранный материал;
в отношении родителей:
• повышение компетентности в вопросах организации и проведения
совместной творческой и речевой деятельности;
• повышение активности родителей в воспитательно-образовательном
процессе.
Практика
показывает,
что
постепенно
память
дошкольников
укрепляется,
их
образное
мышление
развивается,
они
запоминают
тексты
намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. О результатах моей
деятельности можно судить по проведенному мониторингу. Сравнительная
диагностика развития связной речи детей группы в период с сентября 2015г. по
апрель 2017г.
н
а
ч
а
л
о
2
0
1
5
-
2
0
1
6
у
ч
.
г
о
д
а
к
о
н
е
ц
2
0
1
6
-
2
0
1
7
у
ч
.
г
о
д
а
0
10
20
30
40
50
60
70
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
проценты
По результатам стартовой диагностики было выявлено: высокий уровень
показали 0% детей, средний – 33,4% детей низкий - 66,6% детей.
По результатам итоговой диагностики было выявлено: в конце 2016/2017
уч. года низкий уровень – 0; средний уровень в конце года – 52,3 %; высокий
уровень в конце года – 47,6%.
Итоговая
диагностика
показала,
что
уровень
развития
речи
вырос
значительно, видна положительная динамика.
Вывод:
таким
образом,
диагностика
уровня
развития
связной
речи
воспитанников показала следующие результаты:
•
у
детей
появилось
желание
пересказывать
сказки,
тексты,
придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной
жизни;
• расширился круг знаний об окружающем мире;
• расширился активный и пассивный словарный запас;
• появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
• дети преодолели робость, застенчивость, стали более общительными.
Полученные результаты
подтверждают
важность использования
данных
технологий
с
дошкольниками.
Методы
мнемотехники
и
ТРИЗ
позволили
мне
успешно
решить
задачи
речевого
и
интеллектуального
развития дошкольников.
Список литературы:
o
Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно
думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления
дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук - Ульяновск, 2001. - 52 с.
o
Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
o
Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т.2. М., 1983.
o
Гин
А.А.
Приемы
педагогической
техники:
Пособие
для
учителей.-
Гомель: ИПП "Сож", 1999г.- 88с.
o
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников– М., 1985 — с.92
o
Омельченко
Л.В.
Использование
приёмов
мнемотехники
в
развитии
связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
o
Полянская,
Т.
Б.
«Использование
метода
мнемотехники
в
обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
o
Ткаченко
Т.А.
Использование
схем
в
составлении
описательных
рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.