Автор: Нагребецкая Татьяна Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 7 "Островок" пгт. Ноглики
Населённый пункт: пгт. Ноглики, обл. Сахалинская, Ногликский район
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Полезные узелки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский
сад № 7 «Островок» пгт. Ноглики
Из опыта работы
Полезные узелки
Учитель-логопед
Нагребецкая Татьяна Ивановна
2017 г.
пгт. Ноглики
Введение
Завязывание узлов на веревке для ее практического использования в
различных профессиональных целях и в быту относится к числу древнейших
изобретений
человечества.
Можно
предположить,
что
древний
человек
придумал десяток, другой узлов раньше, чем научился добывать огонь.
Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось искусством,
которое считалось родовым состоянием, ревниво охранялось от чужаков и
передавалось от отца сыну. С самых отдаленных времен до наших дней
человек не мог обойтись без узлов ни в плетении рыболовных сете, ни в
ткачестве ковров, ни в отделке нарядной одежды.
Способы
вязки
постоянно
совершенствовались,
вместе
с
ними
изменялся состав и исходного материала. Если древние люди изготавливали
веревки
из
виноградной
лозы,
из
волокон
деревьев
и
нарезанных
шкур
животных, то постепенно веревки начали ткать, сплетать и скручивать из
подручных материалов, заботясь о ее прочности.
Умение завязывать узлы – необходимое в жизни умение. Завязывание
шнурков на обуви, завязывание тесемок на шапке и одежде, связывание двух
веревок для разных надобностей, узловязание в творчестве, завязывание-
развязывание узлов людьми разных профессий и т.д., и т.п.
Но,
чтобы
завязать-развязать
какой-либо
узел,
надо
обладать
определенными
ручными
умениями,
т.е.
развитой
мелкой
моторикой.
Развивая мелкую моторику мы развиваем речь!
Завязывание-развязывание
узла
нередко
требует
сосредоточения
внимания, волевого усилия. В процессе вязки узлов развивается память,
мышление,
воображение,
формируются
личностные
качества
–
усердие,
усидчивость, стремление довести дело до конца, целеустремленность.
Обучаясь в школе, я посещала туристический кружок, где и научилась
вязать
узлы.
Работая
в
ДОУ
предложила
детям
старшего
дошкольного
возраста завязать несколько узлов. Ребята с большим интересом, старанием
выполняли все мои инструкции и успешно справились с заданиями.
Вывод: Детям дошкольного возраста доступны занятия по обучению
вязке
узлов.
Завязывание
и
развязывание
узлов
способствует
развитию
мелкой моторики рук, развитию мышления воображения, внимания, памяти и
развитию речи.
Занятия № 1,2 проводятся на 1 неделе. Занятия № 3 и последующие
проводятся индивидуально или минигруппами в свободное время по 10-15
минут. Количество занятий по усвоению техники вязки конкретного узла
неограниченно и зависит от личностных особенностей каждого ребенка.
Цель: Развитие мелкой моторики, развитие ВПФ у детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи:
1.
Подготовить инвентарь (полка, веревки)
2.
Подготовить картотеку туристических узлов (схемы)
3.
Изготовить альбом «Узелки в жизни человека»
4.
Изготовить образцы узлов на веревке
5.
Разработать консультации для педагогов и родителей
6.
Оформить журнал учета по освоению детьми материала
Занятие № 1
Тема: Вводное
Создаю проблемную ситуацию. Приношу в подготовительную к школе
группу две веревки, на которых пришиты флажки и две стойки.
- Ребята, мне нужна ваша помощь! У малышей завтра праздник и мне
надо украсить зал и натянуть ОДНУ ДЛИННУЮ веревку между стойками!
Но у меня две КОРОТКИЕ веревки, что же мне делать?
Обобщая идеи, приходим к выводу что веревки надо связать и затем
привязать к стойкам. Предлагаю каждому ребенку сделать узел, объясняя, что
узел должен быть крепким, не развязываться. После нескольких неудачных
попыток выполнить задание объясняю, что это непростое, но очень нужное
умение – умение завязывать и развязывать узлы и этим умением должен
владеть каждый. Показываю, как можно крепко завязать узлы.
- Вот и замечательно, теперь у малышей праздник пройдем весело! А
кто хочет научиться завязывать узлы как я?
Ответы детей.
-
Замечательно,
на
следующем
занятии
мы
будем
знакомиться
с
узелками.
Занятие № 2
Тема: Узелки в нашей жизни.
Цель: Рассказать детям о значимости умения завязывать и развязывать
узлы в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Показать
наглядно связанные на веревке узлы. Вызвать желание научиться завязывать
узлы.
Занятие
№
3
и
следующие
проводятся
индивидуально
или
микрогруппами. Оборудование для ввязки узлов доступно детям в течение
всего дня.
Дети осваивают вязку узлов индивидуально, в разном темпе и с разным
результатом
Узлы:
1 Прямой
2 Встречный
3 Ткацкий
4 Восьмерка
5 Шкотовый
6 Академический
7 Схватывающий
Список литературы
1. В. А. Демус. Большая книга узлов. Рыбацкие, охотничьи, морские,
туристские, альпинистские, бытовые. - Изд. Клуб семейного досуга. 2014
2. Шамов А. А. Способы и схемы вязки узлов и их применение в туристской
технике Изд-во РГПУ. 2006. 5-8480-0176-6
3. Колин Джарман. Морские узлы в обиходе. Изд. Диля. 2011. 978-5-88503-
145-5
4. Лев Скрягин. Морские узлы. Изд. Транспорт. 1992. 5-277-01807-7