Напоминание

"Полезные узелки"


Автор: Нагребецкая Татьяна Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 7 "Островок" пгт. Ноглики
Населённый пункт: пгт. Ноглики, обл. Сахалинская, Ногликский район
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Полезные узелки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский

сад № 7 «Островок» пгт. Ноглики

Из опыта работы

Полезные узелки

Учитель-логопед

Нагребецкая Татьяна Ивановна

2017 г.

пгт. Ноглики

Введение

Завязывание узлов на веревке для ее практического использования в

различных профессиональных целях и в быту относится к числу древнейших

изобретений

человечества.

Можно

предположить,

что

древний

человек

придумал десяток, другой узлов раньше, чем научился добывать огонь.

Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось искусством,

которое считалось родовым состоянием, ревниво охранялось от чужаков и

передавалось от отца сыну. С самых отдаленных времен до наших дней

человек не мог обойтись без узлов ни в плетении рыболовных сете, ни в

ткачестве ковров, ни в отделке нарядной одежды.

Способы

вязки

постоянно

совершенствовались,

вместе

с

ними

изменялся состав и исходного материала. Если древние люди изготавливали

веревки

из

виноградной

лозы,

из

волокон

деревьев

и

нарезанных

шкур

животных, то постепенно веревки начали ткать, сплетать и скручивать из

подручных материалов, заботясь о ее прочности.

Умение завязывать узлы – необходимое в жизни умение. Завязывание

шнурков на обуви, завязывание тесемок на шапке и одежде, связывание двух

веревок для разных надобностей, узловязание в творчестве, завязывание-

развязывание узлов людьми разных профессий и т.д., и т.п.

Но,

чтобы

завязать-развязать

какой-либо

узел,

надо

обладать

определенными

ручными

умениями,

т.е.

развитой

мелкой

моторикой.

Развивая мелкую моторику мы развиваем речь!

Завязывание-развязывание

узла

нередко

требует

сосредоточения

внимания, волевого усилия. В процессе вязки узлов развивается память,

мышление,

воображение,

формируются

личностные

качества

усердие,

усидчивость, стремление довести дело до конца, целеустремленность.

Обучаясь в школе, я посещала туристический кружок, где и научилась

вязать

узлы.

Работая

в

ДОУ

предложила

детям

старшего

дошкольного

возраста завязать несколько узлов. Ребята с большим интересом, старанием

выполняли все мои инструкции и успешно справились с заданиями.

Вывод: Детям дошкольного возраста доступны занятия по обучению

вязке

узлов.

Завязывание

и

развязывание

узлов

способствует

развитию

мелкой моторики рук, развитию мышления воображения, внимания, памяти и

развитию речи.

Занятия № 1,2 проводятся на 1 неделе. Занятия № 3 и последующие

проводятся индивидуально или минигруппами в свободное время по 10-15

минут. Количество занятий по усвоению техники вязки конкретного узла

неограниченно и зависит от личностных особенностей каждого ребенка.

Цель: Развитие мелкой моторики, развитие ВПФ у детей старшего

дошкольного возраста.

Задачи:

1.

Подготовить инвентарь (полка, веревки)

2.

Подготовить картотеку туристических узлов (схемы)

3.

Изготовить альбом «Узелки в жизни человека»

4.

Изготовить образцы узлов на веревке

5.

Разработать консультации для педагогов и родителей

6.

Оформить журнал учета по освоению детьми материала

Занятие № 1

Тема: Вводное

Создаю проблемную ситуацию. Приношу в подготовительную к школе

группу две веревки, на которых пришиты флажки и две стойки.

- Ребята, мне нужна ваша помощь! У малышей завтра праздник и мне

надо украсить зал и натянуть ОДНУ ДЛИННУЮ веревку между стойками!

Но у меня две КОРОТКИЕ веревки, что же мне делать?

Обобщая идеи, приходим к выводу что веревки надо связать и затем

привязать к стойкам. Предлагаю каждому ребенку сделать узел, объясняя, что

узел должен быть крепким, не развязываться. После нескольких неудачных

попыток выполнить задание объясняю, что это непростое, но очень нужное

умение – умение завязывать и развязывать узлы и этим умением должен

владеть каждый. Показываю, как можно крепко завязать узлы.

- Вот и замечательно, теперь у малышей праздник пройдем весело! А

кто хочет научиться завязывать узлы как я?

Ответы детей.

-

Замечательно,

на

следующем

занятии

мы

будем

знакомиться

с

узелками.

Занятие № 2

Тема: Узелки в нашей жизни.

Цель: Рассказать детям о значимости умения завязывать и развязывать

узлы в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Показать

наглядно связанные на веревке узлы. Вызвать желание научиться завязывать

узлы.

Занятие

3

и

следующие

проводятся

индивидуально

или

микрогруппами. Оборудование для ввязки узлов доступно детям в течение

всего дня.

Дети осваивают вязку узлов индивидуально, в разном темпе и с разным

результатом

Узлы:

1 Прямой

2 Встречный

3 Ткацкий

4 Восьмерка

5 Шкотовый

6 Академический

7 Схватывающий

Список литературы

1. В. А. Демус. Большая книга узлов. Рыбацкие, охотничьи, морские,

туристские, альпинистские, бытовые. - Изд. Клуб семейного досуга. 2014

2. Шамов А. А. Способы и схемы вязки узлов и их применение в туристской

технике Изд-во РГПУ. 2006. 5-8480-0176-6

3. Колин Джарман. Морские узлы в обиходе. Изд. Диля. 2011. 978-5-88503-

145-5

4. Лев Скрягин. Морские узлы. Изд. Транспорт. 1992. 5-277-01807-7



В раздел образования