Напоминание

Речевое сопровождение гимнастики для глаз


Автор: Семина Людмила Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №80
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: Статья
Тема: Речевое сопровождение гимнастики для глаз
Раздел: дошкольное образование





Назад




РЕЧЕВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ.

Семина Л.Ю.,

МДОУ №80

г. Орел.

Поскольку состояние здоровья детей – это тот резерв, та стартовая

позиция, тот запас сил, которые во многом определяют успешность обучения

детей

в

школе,

ясно,

что

охрана

здоровья

дошкольника

важнейшая

социальная задача. И ответственность за ее решение возлагается не только на

органы здравоохранения, но и на нас педагогов. Но, как свидетельствует

статистика, с каждым годом увеличивается число заболеваний, отмечается

тенденция ухудшения здоровья детей. По данным диспансеризации детей

наиболее

распространены

нарушения

речи,

органов

дыхания,

нервной

системы, зрения.

Зрение занимает в жизни человека особое место. С помощью глаз мы

воспринимаем до 90% информации. В наш стремительный век различного

рода нагрузки на организм неуклонно возрастают, в том числе и на органы

чувств.

Отрицательно

сказывается

на

зрении

детей

работа

в

близоруком

узкоформатном режиме. Рост зрительных нагрузок (нерегламентированный

просмотр телепередач, компьютерные игры) влечет утомление глаз, и, как

следствие, нарушение зрения. Как известно, при утомлении глаз снижается и

общая

работоспособность

человека,

что

в

свою

очередь

приводит

к

расстройствам

деятельности

других

жизненно

важных

органов

и

систем

организма:

центральной

нервной,

сердечно-сосудистой,

дыхательной

пищеварительной. Поэтому необходимо воздействовать на питание глаз, как

путем улучшения общего кровотока, так и движения крови непосредственно

в

сосудах

глазного

яблока

и

циркуляции

внутриглазной

жидкости,

что

достигается выполнением специальных упражнений, гимнастики для глаз.

Мы сами можем – и должны! – бороться за хорошее зрение детей и его

сохранение.

Мы помогли детям освоить комплекс упражнений, которые снимают

утомление

глаз.

Эти

несложные

упражнения

дети

выполняют

с

удовольствием,

поскольку

создаем

соответствующий

эмоциональный

настрой, предлагая им игру. В групповой комнате размещены ориентиры для

выполнения гимнастики для глаз. В качестве ориентиров можно использовать

яркие картинки, игрушки, цветы, т.п. В солнечный день предлагаем детям

поиграть

с

солнечным

зайчиком.

Возможна

замена

солнечного

зайчика

лучиком обычного фонарика.

Непременно гимнастику для глаз сочетаем с пальчиковой гимнастикой и

несложными

физическими

упражнениями,

так

как

дефицит

движений

в

жизни современного человека неизбежно отражается на функциональных

свойствах зрительного аппарата.

Игровая деятельность является ведущей для дошкольников, поэтому все

упражнения предлагаем в игровой форме. Игровые упражнения в сочетании

со стихами поднимают эмоциональный настрой, легко запоминаются. Для

более эффективного освоения комплекса гимнастики подготовили для детей

иллюстрированное пособие «Веселая гимнастика для глаз». Веселые стихи-

подсказки поднимают настроение детей, помогают выполнять упражнения

ритмично, четко. А красочные иллюстрации, расположенные в определенном

порядке, стали своеобразным планом, также подсказывающим детям порядок

выполнения

упражнений.

Ритм

речи,

особенно

стихов,

способствует

развитию координации. Проговаривание стихов одновременно с движениями

дает ряд преимуществ детям, особенно имеющим нарушения речи. Их речь

как

бы

рифмизируется

движениями,

становится

более

громкой,

четкой,

эмоциональной,

а

наличие

рифмы

положительно

влияет

на

слуховое

восприятие

детей.

С

помощью

стихотворной

ритмической

речи

вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой

слух,

речевая

память.

Стихотворная

форма,

яркие

иллюстрации

всегда

привлекают своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок

настраивают на игру.

Учитывая стимулирующие мощные процессы «само»: самостоятельность,

самоконтроль,

самовыражение,

разработали

планы-карты

д л я

самостоятельного

выполнения

гимнастики

для

глаз,

которые

эффективно

используются в самостоятельной деятельности детей в течение всего дня.

Вот

примеры

речевого

сопровождения

упражнений

комплекса

гимнастики для глаз. Стрелками указано направление движения глаз.

Мой веселый звонкий мяч! Что за муха-надоеда?!

Ты опять пустился вскачь? Эта муха – непоседа!

Я его об пол ударю, Стал за ней следить я взглядом

Он взлетит под потолок: И увидел, что не даром

Вверх-вниз, прыг-скок! Муха в воздухе летает -

Ударяю мячик в бок. Цифру 8 повторяет.

Снова мячик мой летит, Только муха-то шалит:

Он на месте не сидит. Цифра 8 ведь лежит.

На стене часы висят. Жук жужжит, над котом летает,

Ходят часики: тик-так. Рыжему коту спать мешает.

Влево, вправо, влево, вправо Только рыжий кот не спит,

Маятник шагает браво. За жуком тайком следит.

Я на маятник гляжу, Зазевался жук и «Ап!»,

Взгляда я не отвожу. Не уйти от рыжих лап.

Птички-невелички на дереве играли, Шалунишка ветерок

С ветки на ветку они перелетали, С листиком играет

Словно по лесенке птички скакали: Яркий желтенький листок

То на верхушку птички взметались, В воздух поднимает.

То вниз на травку они опускались. Вверх поднял, покружил,

Тихо в лужу положил.

Зайчик солнечный, прыг-скок,

Прыгнул в правый уголок, Я люблю кататься

В правый верхний уголок. С горки на санях.

Посидел в углу чуток, Вниз летишь,

Спрыгнул в левый уголок, И дух захватывает: «Ах!»

В левый нижний уголок, Ну, а вверх идешь

Прыг-скок, прыг-скок. И переводишь дух.

И вот так целый день Как поднимешься на верх,

Прыгать зайчику не лень. Так скажешь: «Ух!»

А как солнышко зайдет,

Зайчик тихо спать пойдет.

Мой кораблик бумажный Вот ночь заглянула

На волнах качается. В наше окно.

Капитан отважный Глазки закрылись,

В путь отправляется. Стало темно.

Понесла волна кораблик Утро настало,

В дальние края. Солнышко встало.

А отважный капитан, Глазки открылись.

Это – Я! Как ярко, светло!

Данный речевой материал использовали на начальном этапе обучения

детей

упражнениям

комплекса

гимнастики

для

глаз.

В

последствии

на

занятиях

дети

выполняли

упражнения

в

соответствии

со

следующим

текстом:

1. 1,2,3,4,5, 7. Цифру 8 пять раз

Глазки будут отдыхать. Мы нарисуем взглядом.

2. Глазки закроем, Стоять она устанет,

Ладошкой прикроем. Её положим рядом.

Как стало темно! 8. Теперь покажите

А глазки откроем: Скорей ребятишки,

Как ярко, светло! Как весело скачет

3. Мы взглядом покажем, Пушистый зайчишка.

Как прыгает мячик. 9. Покажем, как кружится

Вот непоседа резиновый скачет. Желтый листок,

4. Покажем теперь мы, Который сорвал

Как часики ходят: Озорной ветерок.

В них влево и вправо 10. Теперь поморгаем,

Маятник шагает браво. Реснички взлетают,

5. Правый верхний угол Как легкие бабочки,

Взглядом мы найдем, Они порхают.

В левый нижний угол 11. 1,2,3,4,5!

Взгляд переведем. Глазки не будут

6. А теперь наискосок У нас уставать!

В верхний левый уголок

Взглядом – скок.

А затем прыжок

В правый нижний уголок –

Прыг-скок!

Систематическое выполнение упражнений комплекса гимнастики для

глаз

позволило

сохранить

зрение

детей.

Анализ

листов

здоровья,

медицинских карт позволил выявить положительную динамику.

У детей,

ранее имеющих нарушение зрения, в ходе осмотра врачом-офтальмологом

отмечены улучшения.



В раздел образования