Автор: Берлинг Марина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №112 "Сибирячок"
Населённый пункт: Бурятия, г. Улан-Удэ
Наименование материала: Призентация
Тема: Использование технологии дидактического синквейна в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Раздел: дошкольное образование
Использование
технологии
дидактического
синквейна
в
работе
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
с
ОНР
М
Б
Д
О
У
Д
/
с
№
1
1
2
«
С
и
б
и
р
я
ч
о
к
»
г
.
У
л
а
н
-
У
д
э
»
У
ч
и
т
е
л
ь
-
л
о
г
о
п
е
д
Б
е
р
л
и
н
г
М
а
р
и
н
а
В
л
а
д
и
м
и
р
о
в
н
а
Что такое синквейн?
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное по определённым
правилам.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, заставляющее думать, осмысливать
каждую строчку.
Традиционный синквейн состоит из пяти строк
и основан на подсчёте слогов в каждом стихе:
его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога.
Это полёт мысли, свободное мини-творчество,
подчиненное определенным правилам.
Особенности речевого
развития детей с ОНР
Актуальность
Подбор
педагогических
технологий
Дидактический
синквейн
•
Бедный словарный запас;
•
Непонимание и искажение значения слов;
•
Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях;
•
Трудности в пересказе прочитанного произведения;
•
Трудности в заучивании наизусть стихотворений
направлен на повышение эффективности работы по
коррекции речевых нарушений у детей;
используется
как
эффективный
метод
развития
образной речи;
служит инструментом для синтезирования сложной
информации;
вносит
в
работу
новые
способы
взаимодействия
педагога и ребенка;
служит
созданию
благоприятного
эмоционального
фона;
включает
в
работу
сохранные
и
активизирует
нарушенные психические функции.
Дидактический синквейн
Цель использования технологии
дидактического
синквейна
Обогащение у детей пассивного и активного словарного
запаса по лексическим темам;
Оптимизация
процесса
усвоения
понятий
и
их
содержания;
Развитие умения находить и выделять в большом объеме
информации главную мысль;
Развитие ассоциативного мышления и образной памяти;
Помощь
в
самовыражении
детей
через
сочинение
и
рассказывание собственных нерифмованных стихов;
Преодоление аграмматизмов в связной речи;
Совершенствование графомоторных навыков;
Развитие
рефлексии
(дети
сравнивают
синквейны
и
оценивают их).
Как составить
дидактический синквейн?
•
Синквейн состоит из 5 строк
•
Его форма напоминает ёлочку
1 слово
2 слова
3 слова
4 слова
1 слово
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение),
которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и
свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета или
объекта.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают
личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных
с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение
сути, синоним.
Синквейн – один из эффективных методов
развития речи дошкольников
В чём же его эффективность и значимость?
Простота (синквейн могут составить все);
При в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие,
интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному
материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза
полученной информации.
Гусь
.
Важный
,
длинношеий
,
Шипит
,
стоит
,
пугает
,
Важный
гусь
вытянул
шею
.
Буква
Г
.
Певец
.
Первый
,
гласный
,
Слышим
,
произносим
,
поём
.
Слышим
первым
в
слове
арбуз
.
Звук
А
.
ЗЗвук
Объединить и
кратко изложить
Правила составления синквейна
Кто
ясно
мыслит
,
тот
ясно
излагает
.
(
античная
поговорка
)
Лесенка
успеха
Изучаем
Найти в тексте, в материале главные элементы
Размышляем
Сделать выводы и заключения
Думаем
Высказать своё мнение
Творим
Проанализировать, обобщить
И… красиво
говорим !!!
Лебедь
.
Белый
,
свободный
,
Летал
,
попался
,
вырвался
,
Не
может
жить
без
неба
Птица
.
Хориной
.
Хитрый
,
многодетный
.
Украл
(
а
),
поймал
(
а
),
потерял
(
а
),
Остался
один
с
сыновьями
-
Хоринский
род
.
д
Омулёвая
бочка
.
Полная
(
ый
),
игристая
(
ый
),
Плавал
(
а
),
играл
(
а
),
косяки
водил
(
а
),
Забрал
её
Байкал
-
батюшка
–
Нет
рыбы
.
Этапы работы
1. Знакомство со словами-предметами ( игра «Кто это? Что это?»,
«Ассоциации»),
словами-признаками
(игра
«Снежный
ком»,
«Назови признак»), словами-действиями (игра «Азбука действий»)
и их графическим изображением.
2. Работа над предложением:
- составление простого предложения по картинке, знакомство со
схемой предложения;
- распространение предложения путем введения определения и
дополнения;
- введение в предложение предлогов;
- составление распространенных предложений;
-
сокращение распространенного предложения до двусоставного.
3. Составление синквейнов.
4. Создание графической схемы синквейна, используя условные
обозначения.
5. Составление короткого рассказа по готовому синквейну
(с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна).
6. Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Графические символы-подсказки слов-признаков
Спасибо за
внимание!