Напоминание

Использование технологии дидактического синквейна в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР


Автор: Берлинг Марина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №112 "Сибирячок"
Населённый пункт: Бурятия, г. Улан-Удэ
Наименование материала: Призентация
Тема: Использование технологии дидактического синквейна в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование

технологии

дидактического

синквейна

в

работе

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

с

ОНР

М

Б

Д

О

У

Д

/

с

1

1

2

«

С

и

б

и

р

я

ч

о

к

»

г

.

У

л

а

н

-

У

д

э

»

У

ч

и

т

е

л

ь

-

л

о

г

о

п

е

д

Б

е

р

л

и

н

г

М

а

р

и

н

а

В

л

а

д

и

м

и

р

о

в

н

а

Что такое синквейн?

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное по определённым

правилам.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, заставляющее думать, осмысливать

каждую строчку.

Традиционный синквейн состоит из пяти строк

и основан на подсчёте слогов в каждом стихе:

его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога.

Это полёт мысли, свободное мини-творчество,

подчиненное определенным правилам.

Особенности речевого

развития детей с ОНР

Актуальность

Подбор

педагогических

технологий

Дидактический

синквейн

Бедный словарный запас;

Непонимание и искажение значения слов;

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях;

Трудности в пересказе прочитанного произведения;

Трудности в заучивании наизусть стихотворений

направлен на повышение эффективности работы по

коррекции речевых нарушений у детей;

используется

как

эффективный

метод

развития

образной речи;

служит инструментом для синтезирования сложной

информации;

вносит

в

работу

новые

способы

взаимодействия

педагога и ребенка;

служит

созданию

благоприятного

эмоционального

фона;

включает

в

работу

сохранные

и

активизирует

нарушенные психические функции.

Дидактический синквейн

Цель использования технологии

дидактического

синквейна

Обогащение у детей пассивного и активного словарного

запаса по лексическим темам;

Оптимизация

процесса

усвоения

понятий

и

их

содержания;

Развитие умения находить и выделять в большом объеме

информации главную мысль;

Развитие ассоциативного мышления и образной памяти;

Помощь

в

самовыражении

детей

через

сочинение

и

рассказывание собственных нерифмованных стихов;

Преодоление аграмматизмов в связной речи;

Совершенствование графомоторных навыков;

Развитие

рефлексии

(дети

сравнивают

синквейны

и

оценивают их).

Как составить

дидактический синквейн?

Синквейн состоит из 5 строк

Его форма напоминает ёлочку

1 слово

2 слова

3 слова

4 слова

1 слово

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение),

которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и

свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета или

объекта.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают

личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных

с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение

сути, синоним.

Синквейн – один из эффективных методов

развития речи дошкольников

В чём же его эффективность и значимость?

Простота (синквейн могут составить все);

При в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие,

интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному

материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза

полученной информации.

Гусь

.

Важный

,

длинношеий

,

Шипит

,

стоит

,

пугает

,

Важный

гусь

вытянул

шею

.

Буква

Г

.

Певец

.

Первый

,

гласный

,

Слышим

,

произносим

,

поём

.

Слышим

первым

в

слове

арбуз

.

Звук

А

.

ЗЗвук

Объединить и

кратко изложить

Правила составления синквейна

Кто

ясно

мыслит

,

тот

ясно

излагает

.

(

античная

поговорка

)

Лесенка

успеха

Изучаем

Найти в тексте, в материале главные элементы

Размышляем

Сделать выводы и заключения

Думаем

Высказать своё мнение

Творим

Проанализировать, обобщить

И… красиво

говорим !!!

Лебедь

.

Белый

,

свободный

,

Летал

,

попался

,

вырвался

,

Не

может

жить

без

неба

Птица

.

Хориной

.

Хитрый

,

многодетный

.

Украл

(

а

),

поймал

(

а

),

потерял

(

а

),

Остался

один

с

сыновьями

-

Хоринский

род

.

д

Омулёвая

бочка

.

Полная

(

ый

),

игристая

(

ый

),

Плавал

(

а

),

играл

(

а

),

косяки

водил

(

а

),

Забрал

её

Байкал

-

батюшка

Нет

рыбы

.

Этапы работы

1. Знакомство со словами-предметами ( игра «Кто это? Что это?»,

«Ассоциации»),

словами-признаками

(игра

«Снежный

ком»,

«Назови признак»), словами-действиями (игра «Азбука действий»)

и их графическим изображением.

2. Работа над предложением:

- составление простого предложения по картинке, знакомство со

схемой предложения;

- распространение предложения путем введения определения и

дополнения;

- введение в предложение предлогов;

- составление распространенных предложений;

-

сокращение распространенного предложения до двусоставного.

3. Составление синквейнов.

4. Создание графической схемы синквейна, используя условные

обозначения.

5. Составление короткого рассказа по готовому синквейну

(с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна).

6. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Графические символы-подсказки слов-признаков

Спасибо за

внимание!



В раздел образования