Автор: Фомина Мария Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС №362 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Социальная природа детской игры"
Раздел: дошкольное образование
Статья по теме:
«Социальная природа детской игры»
Выполнила: Фомина
Мария Владимировна
1
Дошкольник много времени проводит в игре. Но не потому мы
считаем
игру
ведущей
деятельностью
ребенка
-
дошкольник,
что
он
большую
часть
времени
играет,
дело, прежде
всего
в
том,
что
игра
вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша.
В
игре
детьми,
воссоздаются
и
осваиваются
формы
поведения
в
обществе и формируется способность ребенка оценивать свое поведение с
точки зрения других. В игре ребенок учится осознавать свое поведение,
осмысливать самого себя. Играющие дети образуют свой мир, которому и
подчиняются, а нарушитель изгоняется из этого мира. Обратите внимание
на детские игры. Если играет группа ребят, то малыш либо в игре, либо вне
игры. Иного не дано. Помните, «кто в прятки идет – собирайся народ»?
Детская игра – это узкокорпоративное занятие. Причем «участники» этих
«корпораций» могут меняться достаточно регулярно, создавая все новые и
новые
«корпорации».
Игра
особенно
ценна
с
точки
зрения
познания
ребенком окружающего мира и самого себя. Она учит его тому, что такое
мир, какими могут быть отношения между людьми. В возрасте трех – пяти
лет наблюдается несовпадение со многими умениями и действиями. Иными
словами,
представление
ребенка
о
себе
не
совпадает
с
тем,
каким
он
является на самом деле. И в известных пределах это не патология. Ребенок
думает о себе и чувствует себя таким, какую информацию сообщают ему
родители, а позже – еще и сверстники. Для примера проанализируем две
фразы: 1. «Ну, какой ты растешь неумеха! Даже курточку неправильно
застегиваешь!» 2. «Ты пробуешь по-разному застегивать куртку? Молодец!
Давай выберем самый удобный способ». Природа детской психики такова,
что ребенок неизменно стремится получить от взрослого нечто новое, нечто
более
совершенное.
И
сначала
образцы
родительского
поведения
неосознанно
воспринимаются
как
абсолютно
правильные.
Поэтому
для
взрослого важно общаться с ребенком не только как более знающему с
менее знающим, более умеющему с менее умеющим (то есть по вертикали),
но и в контексте двух сознаний (то есть по горизонтали). В приведенном
выше примере вторая фраза отражает пример общения по горизонтали.
2
Детская игра вообще предполагает только горизонтальные, «диалогичные»
отношения.
Игру
малыша
нельзя
регламентировать,
нельзя
навязать
правила.
Таким
образом,
в
самом
общем
смысле
игра
является
деятельностью, в которой наиболее полно проявляются грани человеческой
деятельности вообще. И в этом плане игра очень показательна. Психологи
отмечают, что в отличие от так называемой серьезной деятельности в игре
присутствует чувство свободы. При работе («серьезном деле») приятно не
само занятие, а цель, которая этим достигается. В игре, наоборот, приятно
само занятие, которое производится без всякой цели. В этом плане игра
носит
неутилитарный,
порой
вообще
не
привязанный
к
практической
деятельности
характер.
Игра
–
это
свободная
деятельность,
которая
не
продиктована необходимостью. Это выход за рамки повседневной жизни,
пространство, наиболее благоприятное для развития ребёнка.
Но если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры
ребенок больше внимания уделяет познанию вещей, их свойств, связей, то в
среднем
и
старшем
дошкольном
возрасте
в
процессе
ролевых
игр
он
поглощен познанием отношений окружающих людей, что формирует новые
потребности.
Возникая
на
границе
раннего
детства
и
дошкольного
возраста,
ролевая игра интенсивно развивается и достигает во второй его половине
своего высшего уровня. В игре в качестве опосредующего звена между
ребенком и правилом стоит роль. Принятие роли существенно облегчает
ребенку выполнение правил.
По
содержанию
игры
детей
третьего
и
четвертого
года
жизни
разнообразны.
Большое
место
занимают
игры
подвижные
(догонялки,
прятки),
манипулятивные
с
предметами
(двигающимися
предметами
игрушками для катания). Очень любят дети игры с песком и водой, к
четвертому
году
жизни
дети
производят
не
только
неосмысленные
движения
со
строительным
материалом,
но
и
пытаются
что-то
конструировать. На третьем году жизни проявляется стремление детей к
коллективным играм. Сначала дети, требуя участников для игры, часто
3
играют, забывая, что около них находятся товарищи, а впоследствии уже
вся игра принимает коллективный характер, хотя строгого распределения
ролей нет, и дети обычно не замечают, что состав играющих уже имеется.
Интересно отметить, что игра так сильно связана с фантазией, что
дети предпочитают простые и грубые игрушки дорогим и роскошным, не
оставляющим
никакой
работы
для
воображения
и
требующим
высшей
осторожности в обращении с ними.
В
среднем
дошкольном
возрасте
у
детей
начинает
преобладать
творчески сюжетная игра, причем, как сюжеты или темы этих игр, так и их
содержание
(действие,
раскрывающее
сюжет)
становятся
все
более
разнообразными, воспроизводящими явления бытовые, производственные,
общественной жизни, а также материал сказок и рассказов.
К
6-7
годам,
благодаря
накоплению
жизненного
опыта,
развитию
новых
и
относительно
более
устойчивых
интересов,
воображения и
мышления, игры детей становятся более содержательными и усложняются
по своей форме.
Часто сюжетами детей служат события школьной жизни, то есть игра
«в школу», являясь близкой перспективой старших дошкольников.
Старшие дошкольники в значительно большей степени, чем младшие,
допускают
всякого
рода
условности
в
игре,
заменяют
одни
предметы
другими,
дают
им
вымышленные
названия,
изменяют
порядок
изображаемых действий и т.д.
И все же, ведущим видом деятельности дошкольника является игра.
Сущность
игры,
как
ведущей
деятельности,
состоит
в
том,
что
дети
отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и
взаимоотношений
взрослых,
приобретают
и
уточняют
свои
знания
об
окружающей деятельности.
В игровом коллективе у детей появляется потребность регулировать
взаимоотношения со
сверстниками,
складываются
нормы
нравственного
поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что им
было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением.
4
Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование
личности ребенка. Отметим наиболее характерные черты игры старших
дошкольников.
Дети обычно договариваются о ролях, а затем развертывают сюжет
игры по определенному плану, воссоздавая объективную ломку событий в
определенной
последовательности.
Каждое
действие,
производимое
ребенком, имеет свое логическое продолжение в другом, сменяющем его
действии. Вещи, игрушки и обстановка получают определенные игровые
значения, которые сохраняются на протяжении всей игры. Дети играют
вместе, и действия одного ребенка связаны с действиями другого.
Разыгрывание роли заполняет всю игру. Для детей является важным
выполнение всех требований, связанных с ролью, и они подчиняют этим
требованиям все свои игровые действия.
Нигде поведение ребенка не бывает так регламентировано правилами,
как
в
игре,
и
нигде
оно
не
принимает
такой
свободной
нравственно-
воспитательной формы.
Ребенок подчиняется правилу не потому, что ему грозит наказание, но
только
потому,
что
соблюдение
правила
сулит
ему
внутреннее
удовлетворение игрою.
На основании проведенных экспериментов было сделано 2 вывода:
1.Центральным
в
игре
является
выполнение
роли,
взятой
на
себя
ребенком. Это и является основным мотивом в игре.
2.В
ходе
развития
меняется
осознание
ребенком
своей
роли.
В
младшем возрасте для детей отношение «Я – роль» еще не существует. И
хотя
в
игре
ребенок
никогда
не
отождествляет
себя
полностью
с
тем
человеком,
функции
которого
он
воссоздает
в
игре.
Только
к
концу
дошкольного возраста (во второй его половине), это отношение создается
ребенком, находя свое выражение в ряде симптомов, которые, в общем,
могут быть обозначены как критическое отношение к изображению взятой
на себя роли или выполнение ролей товарищами по игре.
5
В
дошкольном
возрасте
наблюдается
значительное
расхождение
между
регуляцией
игрового
и
неигрового
поведения.
В
игровой
деятельности
ребенок
способен
к
длительному
подчинению
своего
поведения определенным правилам, тогда как вне игры это представляет для
дошкольника сложнейшую задачу; особенно велик разрыв в уровне игровой
и неигровой производительности у детей 4-6 лет.
Организуя
сюжетные
игры
в
детском
коллективе
(особенно
длительные)
педагог
имеет
возможность
влиять
на
реальные
взаимоотношения в
и г р о в о й
г р у п п е
д е т е й
ч е р е з
и х
и г р о в ы е
взаимоотношения.
Развитие
ориентации
на
других
в
решающей
степени
зависит
от
взрослого, который должен так организовать деятельность детей, чтобы у
них появилась необходимость лучше узнать окружающих и себя. Для этого
используются
сюжетно-ролевые
игры,
в
которых
дети
изображают
взаимоотношения
между
персонажами.
Помимо
этого,
в
процессе
осуществления
игры
у
детей
формируется
и
целый
ряд
способов
выполнения коллективной деятельности.
Замечательный советский педагог А. С. Макаренко писал: «Игра
имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у
взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким
во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего
деятеля происходит прежде всего в игре...»
Педагоги
и
психологи
уделяют
большое
внимание
игровой
деятельности, ибо она выполняет ряд функций, причем очень важных, в
развитии
личности
человека.
Не
секрет,
что
для
ребенка
игровое
пространство становится реальностью.
Иначе говоря, игра — это альтернатива деятельности, и потому она
обладает
своего
рода
терапевтическим
свойством,
используется
для
коррекции состояния и поведения ребенка. Но все - это главная функция
игры
—
развивающая.
Она
повышает
интеллект,
способствует
чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.
6
Д.Б.
Элькониным
вскрыта
социальная
природа
и
механизм
становления
игры
в
онтогенетическом
развитии
ребенка
и
установлена
взаимосвязь между игровой деятельностью и психологическим развитием
ребенка, ее положительное влияние на интеллектуальное и нравственно-
волевое,
личностное
развитие.
По
мнению
Д.Б.
Эльконина
и
А.В.
Запорожца, многие аспекты игровой деятельности дошкольников до сих
пор
не
исследованы,
не
выявлены
возможности
ее
использования
в
воспитании детей.
Слово «Игра» мы принимаем почти по всякому детскому занятию.
Мы
говорим
про
шестимесячного
младенца,
что
он
играет
со
своими
ручками; игрой мы называем складывание пирамидки; бросают малыши
мяч
друг
другу
или
играют
в
прятки
—
это
тоже
игра
...
Позже,
в
дошкольном
детстве,
главным
и
типичным
станет
особый
вид
игры - ролевая игра, в которой дети изображают взрослую жизнь, труд и
отношения взрослых.
Возникая
на
границе
раннего
детства
и
дошкольного
возраста,
ролевая игра интенсивно развивается и достигает во второй его половине
своего высшего уровня.
Некоторые
родители
смотрят
на
игру
как
на
забаву,
как
на
бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку «Чем бы дитя не
тешилось,
лишь
бы, не
плакало»,
-
рассуждают
такие
родители.
Им
совершенно безразлично, во что и как играют дети, лишь бы ребенок их не
беспокоил,
не
надоедал
вопросами,
дал
возможность
отдохнуть
или
заниматься
своими
делами.
Такое
отношение
к
играм
детей
является
глубоко
неправильным.
Игра,
бесспорно,
имеет
чрезвычайно
важное
значение для развития ребенка.
Конечно, в детском саду легче создать нужную обстановку для игр
детей, легче наладить игру. Но и родителям необходимо использовать игру
как первейшее, необходимое средство для полноценного развития ребенка.
Сущность игры, как ведущей деятельности , состоит в том, что дети
отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и
7
взаимоотношений
взрослых,
приобретают
и
уточняют
свои
знания
об
окружающей действительности.
Мы
знаем,
что
с
самого
раннего
детства
ребенок
овладевает
различными умениями и навыками с помощью окружающих его взрослых.
Общаясь
со
взрослыми,
ребенок
учится
говорить,
обращаться
с
различными предметами.
П о д
р у к о в о д с т в о м
в з р о с л ы х
д е т и
у ч а т с я
и
самообслуживанию — умению самостоятельно одеваться, умываться, есть.
Играть дети также учатся с помощью взрослых. Сначала это самые
простые игры: с погремушкой, мячом, куклой и т.п.; затем ребенок начинает
баюкать куклу, кормить игрушечных зверей, выводить их гулять, возить в
автомобильчике, в повозке. Готовить для них еду... иногда кажется, что
играть в игрушки дети начинают сами, без помощи взрослых. Но на самом
деле это не так. Взрослые показывают ребенку, как надо выполнять то или
иное действие и ребенок быстро это усваивает.
Подрастая, ребенок все больше и больше познает окружающий мир.
Во дворе и на улице он знакомится с тем, как и что, делают дворник,
каменщик, шофер, милиционер, водитель трамвая ...; он узнает о работе
учителя, доктора, продавца. Играя, ребенок воспроизводит действия
взрослых людей, с начало самых близких ему отца, матери, няни. К концу
третьего года жизни он начинает в своих действиях узнавать действия
окружающих его взрослых людей, а затем и называть себя именем того
кому он подражает. Маленький мальчик берет газету с отцовского стола,
садится на свой стульчик. И смотрит в нее («читает»). Производя эти
действия он заявляет : «Боря - папа» (Боря - имя мальчика).
Девочка двух с половиной лет укладывает куклу спать, называя себя
мамой: «Оля - мама».
Так
постепенно,
шаг
за
шагом,
ребенок
познает
социальную
действительность,
приобретая
эти
познания
непосредственно
через
игровую деятельность. Когда ребенок начинает воспроизводить и узнавать
в своих действиях действия взрослых людей, он вместе с тем и некоторые
8
свои игрушки приравнивает к настоящим предметам. Кукла превращается в
ребенка, кусочки материи, которыми ее укутывают, - в одеяло и простынку;
куб и к и
с т а н о в я т с я
к и р п и ч а м и ,
а
м а л е н ь к и й
и г р у ш е ч н ы й
автомобильчик - настоящим
автомобилем.
Эти
предпосылки
необходимы
для того, чтобы родилась -ролевая игра.
Именно в ролевой игре ребенок в особых, создаваемых им самим
игровых
ситуациях,
самостоятельно
воспроизводит
общественные
и
трудовые
функции
взрослых.
Ролевая
игра,
в
которой
дошкольники,
воспроизводя жизнь взрослых, - своеобразная форма участия их в жизни
взрослых. Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в
своих
играх.
Подражая
трудовой
деятельности
и
взаимоотношениям
взрослых
людей,
ребенок
проникается,
усваивает
мораль
общества,
в
которой живет. Другими словами познает социальную действительность
через
игру,
а
игру
создает,
строит
и
осуществляет,
наблюдая
и
непосредственно
входя
в
окружающий
его
социум.
Прекрасная
закономерность и логическая взаимосвязь.
Понятно, что игра по-разному будет влиять на воспитание ребенка в
зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей отражаются
в ней. Важно, что мы хотим увидеть впоследствии в его собственном
поведении.
Внимание
к
товарищам,
доброжелательное
отношение
к
людям,
взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к
труду — все это должно быть воспитано у ребенка в правильно
организованной
игре.
Ведь
игра
имеет
важнейшее
значение
для
всего
психиатрического развития дошкольника, для формирования его личности.
Раскрывая социальную природу детской игры, хотелось бы отметить
следующее:
Мы всегда наблюдаем за деятельностью ребенка. Как играет? Во
что? Какие преобладают сюжеты. Внимательно наблюдая за игрой малыша
можно сделать следующий вывод: сюжеты игр чрезвычайно разнообразны.
9
Они зависят от эпохи, в которую живут дети, быта села, географических и
производственных условий их окружающих.
Чем
меньше
впечатлений
получает
ребенок,
тем
беднее
и
однообразнее сюжеты его игр.
В нашей стране сюжеты детских игр охватывают многообразный
круг общественных явлений. Это и понятно, если принять во внимание те
колоссальные, потрясающие изменения, происходящие в нашем обществе в
последние годы. Много лет назад дети играли в перелет через Северный
полюс,
в
строительство
метрополитена;
в
годы
войны
их
привлекали
подвиги наших солдат , летчиков и танкистов; снова настали мирные дни- и
в играх детей нашли отражения освоение целинных земель и строительство
высотных
зданий,
героический
труд
рабочих,
космонавтов...
эта
связь
сюжетов
детских
игр
с
жизнью
нашего
общества
хорошо
выражена
в
стихотворных строках:
«Есть не в пример наукам хитрым
Совсем нехитрая одна:
Распознавать по детским играм,
Чем озабочена страна...»
Естественно, что дети отражают в своих играх нашу социальную
действительность,
наши
заботы,
«заботы
страны»,
наше
поведение
и
вообще все, что они видят, наблюдают каждый день, каждый час, каждую
минуту. Вот почему и как играют наши дети.
Все мы, родители, педагоги должны интересоваться играми своих
детей расширять их сюжеты и насыщать их таким содержанием, которое
способствовало бы воспитанию настоящего человека, человека будущего.
Список литературы.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение,
1987
Воспитание детей в игре. /Сост. Бондаренко С.М.-М., 1983.
10
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
Спиваковская А.С. Игра-это серьезно. - М.: Педагогика, 1981.
Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
11