Напоминание

Родительское собрание на тему "Особенности переходного возраста"


Автор: Самбурская Наталья Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с. Яковлевка"
Населённый пункт: с. Яковлевка Приморского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание на тему "Особенности переходного возраста"
Раздел: среднее образование





Назад




Родительское собрание на тему

"Особенности подросткового возраста". 7-й класс

Цель: помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и

психологических изменений; обратить их внимание на собственное поведение в период

полового созревания детей; оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с

детьми – подростками.

Подготовка к собранию: подготовка различного статистического материала по проблеме,

анкетирование и диагностика учащихся (приложение 4),

памятка для родителей (приложение 3),

ситуации для обсуждения во время собрания (приложение 2),

подготовка сопроводительной презентации (приложение 1).

Ход собрания

Тема: «Наши дети – подростки». Презентация “Проблемы подросткового возраста”

Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых,

спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй,

именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим

злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.

Сегодня хотелось бы обсудить вместе с вами, какие проблемы в общении с детьми у вас

возникают, и возникают ли вообще. Какие изменения происходят в детях.

Сначала я вам предлагаю ответить на простой вопрос, кто же такой подросток. Для этого вам

необходимо объединиться в группы по

4-6 человек. Написать на распечатке, которая у вас на столах ассоциации к слову подросток,

подростковый возраст. (7-10 мин.).

(Распечатка для родителей-Приложение 2)

Хочу показать ассоциации наших с вами детей к этим же терминам.

На распечатке у вас представлены особенности поведения подростков. Я вам предлагаю

поработать с ними с течение 5-7 минут. Сравните их, применимо к вашим детям. Выделите 7-10

наиболее актуальных особенностей поведения, расположите их в порядке возрастания (один

номер можно ставить не более, чем двум особенностям поведения). Что было год, полтора

назад, что сейчас? Изменилось ли что-то? И как?

Затем обсудим, что у вас получилось…

Обобщая нашу работу, посмотрим, как психологи характеризуют подростковый возраст, какие

проблемы выделяют и каковы способы их решения, какие приоритеты выделяют для себя

именно наши дети.

Происходит перестройка подростка на всех уровнях: психологическом, физиологическом,

социальном.

В период полового созревания идет бурная перестройка организма, что сопровождается

временным нарушением процессов нервной системы и приводит к снижению

работоспособности, интереса к учебе, подросток становиться невнимательным, рассеянным.

Эмоции подростка подвижны и противоречивы. Повышенная чувствительность, вспыльчивость

в мелочах может сочетаться с холодностью, черствостью. Застенчивость легко переходит в

развязность или грубость.

Происходит:

Интенсивное физическое и физиологическое развитие: увеличиваются рост и вес

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела: дети часто ощущают

себя в это время неуклюжими, неловкими

Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания

Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга

для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают

быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим

изменениям, происходящим в его организме, переживать “гормональную бурю”. Подростки

как будто все время находятся в состоянии стресса. Многие переживают такие физические

изменения.

Формируется новый образ физического “Я”.

Резко повышается интерес к своей внешности:

Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые

Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа,

теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит

к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу

Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых,

доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание,

и тактичность

Согласно диагностике, дети нашего класса по-разному воспринимают изменения во

внешнем облике, происходящим в этом возрасте, но в целом их отношение носит

позитивный характер:

53% детей эти изменения радуют, 26% опрошенным они безразличны (скорее всего здесь,

преобладают ответы мальчиков), 16% огорчены изменениями во внешнем облике и 5%

испытывают злость, раздражение в связи с этим.

(Диагностика и анкетирование детей проводятся заранее). Приложение 4.

Также усиливается развитие самосознания. В подростковом возрасте последовательно

появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и “Я-концепция”..Чувство

взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере

взрослым человеком.

Проявляется чувство взрослости.

В желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому,

а как к взрослому.

В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от

вмешательства родителей.

Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

Появляется моральный “кодекс”, предписывающий подросткам четкий стиль поведения в

дружеских отношениях со сверстниками:

взаимная поддержка,

помощь в случае нужды,

уверенность в друге и доверие к нему,

защита друга в его отсутствие,

принятие успехов друга,

эмоциональный комфорт в общении.

Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого

свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения.

Они уже хотят быть самостоятельными, но ещё не все готовы отвечать за свои поступки и

анализировать их.

В рамках изучения ответственности ребенка за свои совершаемые поступки выявилось,

что большая половина класса– 58% несёт ответственность за свои поступки. Вместе с тем

26 % детей, по их мнению, лишь иногда несут ответственность за свое поведение.

Оценивать свое поведение со стороны приходилось, по мнению, детей, 74%, 5%

задумываются об этом лишь иногда, 21% предпочитают не думать об этом.

Формируется “Я-концепция” ребенка.

Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит

постепенное усложнение и углубление самопознания.

Внутренний мир.

Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и

поступки анализируются им пристрастно

Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы

быть

Личностная рефлексия (самоанализ), потребность разобраться в себе самом порождают и

исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в

этот период, стихи и фантазии.

Реальное Я.

Представления о собственной внешней привлекательности.

Представления о своем уме.

Представления о своих способностях в разных областях.

Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах.

Идеальное Я.

Идеальное “Я” может сильно отличаться от реального.

При высоком уровне притязаний.

При недостаточном осознании своих возможностей.

Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит

к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве,

агрессивности.

Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию.

Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе

желательные качества.

У подростка развивается саморегуляция.

Учащимся предлагалось оценить свой образ глазами окружающих (родных, друзей). Дети

выделяют следующие качества (то есть они считают, что они):

Общительный - 9ч-47% добрый - 10ч-53% злой, открытый - 6ч-31%

жизнерадостный -7ч-37% искренний - 1ч-5% сильный - 4ч-21% ленивый - 2ч-10%

вредный - 3ч-16% уверенный в себе- 4ч-21% увлекающийся - 11ч-58%

Иными словами детям в данном возрасте в наибольшей степени характерны общительность,

доброта, жизнерадостность, открытость новому, в сочетании с уверенностью в себе и

склонностью к увлекаемости, авантюризму.

Происходит перестройка и на социальном уровне.

Общение со взрослыми.

Общение со сверстниками.

Особенностью данного возраста является направленность на общение, что отражено и в

результатах относительно предпочтительности сферы общения с ровесниками, а именно

53 % предпочтут пообщаться с друзьями, чем выполнить домашнее задание – 47%;

поделятся возникшей проблемой или трудностью с другом – 63%, опрошенных детей, и

лишь 37% обратятся к родителям; 47% детей предпочитают послушать музыку и

обратиться к чтению литературы или уходу за животными – 53%; пойти с родителями в

гости согласятся 63%, остальные 37 % предпочтут остаться дома, поговорить по

телефону с другом, или пригласят его домой; Вместе с тем дети считают себя достаточно

взрослыми, то есть проявляется чувство взрослости, стараются высказать свое мнение по

каким-либо вопросам 42%, и половина учеников 58% согласятся с мнением родителей и

учителей, даже если свое мнение отлично от него.

По результатам диагностики. В случае возникновения трудности ребенок предпочитает

обратиться к родителям 58 % , или к друзьям 42%. Говоря о досуге, можно сказать, что

79% детей предпочитают проводить время с друзьями на улице, 5% хотели бы

поучаствовать в вечеринке или побывать на дискотеке, и 16% заниматься в спортивных

секциях.

Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком?

Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну

достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые,

прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее,

не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила

поведения в ранней ситуации.

Раздается памятка для родителей. (Памятка для родителей - Приложение 3).

Посмотрите, какие особенности поведения подростков выделяют психологи:

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового

комплекса". Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

чувствительность к оценке посторонних своей внешности,

крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих,

внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с

развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной

независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными

идеалами - с обожествлением случайных кумиров,

целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

на все требуют доказательств,

неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо

делать,

повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется

ранимостью и неуверенностью в себе,

потребность в общении сменяется желанием уединиться,

развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью,

романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью,

нежность, ласковость бывают на фоне грубости,

стремятся быть взрослыми, но избегают ответственности,

выбирают себе кумиров,

проявляется соревновательный мотив.

Приложение 2

1. Запишите ассоциации к слову ПОДРОСТОК.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Кто-нибудь может, озвучить, что у вас получилось?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Сравните некоторые особенности поведения детей (изменилось ли их поведения).

Особенность поведения

было

сейчас

Много разговаривает по телефону

Много времени проводит за компьютером и в

интернете

Откладывает выполнение домашнего задания на

«потом»

Не помогает (мало помогает) по хозяйству

Больше времени уделяет друзьям, а не семье

Остро воспринимает ссоры с друзьями

Чутко и критично относится к внешнему виду

(одежде, прическе)

стремится следовать за модой

Стремиться сказать «последнее слово»

Огрызается, грубит, когда его критикуют

Хамит, отстаивает свое

Зачастую отказывается принимать мнение

родителей

Часто конфликтует с родителями, друзьями

Делают наперекор вашему мнению

Часто ругается с братом и сестрой

Не реагируют на замечания

Стремиться к свободе

Перенимает дурной пример с телезвезд,

сверстников

Поздно ложиться спать

Прибегает ко лжи и ругательствам

Увеличивает время на развлечения (поездки в

магазин, прогулки с друзьями, поход в гости к

друзьям, в массовые места)

Подражает манерам друзей, звезд, старших

товарищей.

4. Выделите 7-10 наиболее актуальных особенностей поведения, расположите их в порядке

возрастания (один номер можно ставить не более, чем двум особенностям поведения)

Какие проблемы возникают при общении с детьми?

Приложение 3.

Памятка для родителей

1. Если ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце, кричать,

плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок как следует подумает, прежде чем

сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не хочет стать причиной Ваших

страданий

2. Принимайте ребенка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего -

в понимании и сочувствии.

3. Выслушивайте ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он

старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не

вступая с ним в спор.

4. Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми

проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому

относитесь к его проблемам серьезно.

5. Рассказывайте своему ребенку о себе. Детям часто трудно представить, что Вы тоже были

молодыми. Не бойтесь говорить ребенку о своей молодости, о тех ошибках, которые сами

совершали. При этом помните:

• такой разговор - не повод для поучительных историй («когда я был в твоем возрасте...»,

«если бы мы жили так, как вы сейчас...» и т.д.);

• не делайте из рассказа выводов-наставлений; («учись...», «пока мы живы - добивайся

успехов» и т.д.);

• рассказ должен быть «к месту», дабы не зависнуть в пространстве, не найдя понимания.

6. Старайтесь обнаружить истинную проблему своего ребенка и, не разрушая его собственного

решения, попытайтесь помочь преодолеть трудную ситуацию самостоятельно.

7. Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он

будет рассказывать только то, что хотят услышать родители.

8.

Старайтесь

не

унывать,

сталкиваясь

с

проблемой.

Глядя

на

то,

как

Вы

решаете

свои

проблемы. Ваш ребенок будет учиться не паниковать в трудной ситуации.

9. Развивайте здоровое чувство юмора в себе и в своем ребенке. Часто именно юмор спасает

нас от стресса.

10. Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка.

11. Старайтесь говорить правду своим детям. Если ребенок часто уличает Вас во лжи, с какой

стати он сам станет говорить Вам правду?

Приложение 4 - Анкета для детей.

Выберите наиболее предпочитаемый для вас пункт

Выполнять домашнее задание

10ч-

53%

или

Пообщаться с друзьями

9ч-

47%

Поговорить о какой либо проблеме с

мамой, папой, или

клюю руководителем

7ч-

37%

или

Поделиться

проблемой

или

возникшей

трудностью

с

друзьями

12ч-

63%

Почитать

книгу,

поухаживать

за

животными

10ч-

53%

или

Послушать музыку, сходить на

дискотеку

9ч-

47%

Пойти с родителями в гости

12ч-

63%

или

Остаться

дома,

поболтать

по

телефону

или

пригласить

друга, подругу домой

7ч-

37%

Ты

согласишься

с

мнением

родителей,

учителей,

если

даже

у

тебя совсем другое мнение

11ч-

58%

или

Ты стараешься высказать свое

мнение, так как ты достаточно

взрослый

8ч-

42%

1. В свободное от уроков время ты любишь:

А) проводить время с друзьями на улице 15ч-79%

Б) участвовать в вечеринках и дискотеках 1ч-5%

В) заниматься в спортивных секциях 3ч-16%

2. При возникновении трудностей к кому ты обратишься за помощью:

А) к родителям 11ч-58%

Б) к друзьям 8ч-42%

В) к учителям или классному руководителю

3. Любимым жанром кино для тебя является:

А) боевик 4ч- 21%

Б) фантастика 8ч -42%

В) детектив 5ч -26%

Г) триллер 2ч -10%

Д) мистика 5ч-26%

Е) эротика

Ж) мелодрама 4ч- 21%

4. Совершая поступки, задумываетесь ли вы об их последствиях?

Да, 11ч-58%

нет,

иногда 5ч-26%

5. Приходилось ли вам оценивать свое поведение?

Да, 14ч-74%

нет, 4ч-21%

иногда 1ч-5%

6. По-вашему мнению, как оценивают вас друзья и близкие родственники?

общительный, 9ч-47%

добрый, 10ч-53%

злой,

открытый, 6ч-31%

жизнерадостный, 7ч-37%

искренний, 1ч-5%

сильный, 4ч-21%

ленивый, 2ч-10%

вредный, 3ч-16%

предатель,

уверенный в себе, 4ч-21%

увлекающийся 11ч-58%

7. Изменения в твоей внешности, росте и весе тебя:

Радуют; 10ч-53%

огорчают; 3ч-16%

раздражают и злят; 1ч-5%

безразличны. 5ч-26%



В раздел образования