Автор: Дмитриева Эльвира Фазыховна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ Старомайнский детский сад №5
Населённый пункт: р.п. Старая Майна
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательно- математических представлений у дошкольников средствами музыкально- театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Развитие познавательно – математических представлений у
дошкольников средствами музыкально- театрализованной деятельности»
Одна из задач современного образовательного учреждения – создание
условий, максимально способствующих всестороннему развитию
подрастающего поколения. На сегодняшний день все службы
образовательных учреждений (педагогическая, медицинская,
психологическая) не только стремятся работать вместе, комплексно
сопровождая ребенка, но и создают для этого соответствующие условия.
Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением
открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что при
условии правильно организованного педагогического процесса с
применением научно выверенных методик, как правило, игровых,
учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в
дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того,
чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным
придет ребенок в школу, тем успешнее будет для него начало этого очень
важного для каждого человека периода – школьного детства.
Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания
является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости
в познавательном развитии ребенка, приобщения его к активной,
целенаправленной, результативной деятельности. Накопленный
чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но
неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло,
сформировать частные и обобщенные способы познания необходимо в
процессе обучения и познавательно общения. Все это служит фундаментом
дальнейшего математического образования.
Музыкальное воспитание ребенка как важнейшая составляющая духовного
развития ребенка может стать системообразующим фактором организации
жизнедеятельности детей, поможет решить многие задачи воспитательно –
образовательного процесса.
Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов
дошкольного учреждения с целью гармоничного воздействия на личность
ребенка, активизации мыслительной деятельности, повышения качества
усвоения знаний, создания благоприятного эмоционального фона, устранения
нервного напряжения и сохранения здоровья.
В практике детских садов достаточно широко распространены такие формы
организации воспитательно-образовательной работы, как развлечения и
вечера досуга. Развлечения с использованием математического материала
содействуют развитию познавательной деятельности детей:
аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи,
пространственного воображения.
В процессе развлечения дети закрепляют уже приобретенные знания,
умения и навыки. Причем все это происходит в обстановке, которая ничем не
напоминает еженедельные занятия по развитию элементарных
математических представлений.
Музыка, песни, стихи, красочные пособия и атрибуты доставляют детям
радость, развивают эстетические чувства.
В таких развлечениях применяются различные виды занимательного
материала: задачи-шутки, задачи в стихотворной форме, загадки, пословицы,
логические упражнения и т. п.
Исходя из характера и содержания, можно выделить сюжетные и
бессюжетные развлечения. Сюжетные подразделяются на развлечения с
элементами драматизации, сюжетно-ролевой игры.
1. Развлечения с элементами драматизации строятся на основе сюжета
литературных произведений, сказок.
2. Развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры – это различные
«путешествия» (на поезде, корабле ковре-самолете, «концерты» и т. д. здесь,
как и непосредственной игре, дети производят в ролях все то, что они видят
в окружающей их жизни и деятельности взрослых. В сценарий включается
занимательный математический материал. Ведущим в таких развлечениях
является воспитатель.
3. Бессюжетные развлечения. Обычно это веселые соревнования по типу
спортивных досугов. Участвуют в развлечении несколько команд. Можно
не делить на команды, а предложить для выполнения всем равноценные по
степени трудности задания.
При проведении развлечений с использованием занимательного
математического материала необходимо руководствоваться следующими
правилами:
1. Сочетать художественный и познавательный материал (атрибуты и
оформление должны стимулировать активность детей в решении
интеллектуальных задач).
2. Постепенно увеличивать трудность заданий, упражнений, вопросов.
Целесообразно использовать усложненные варианты знакомых
занимательных математических задач и упражнений, способы решения
которых могут быть найдены детьми самостоятельно. Ребенок должен
испытывать удовлетворение от преодоления трудностей, достижения цели.
3. Предусмотреть смену разных видов деятельности. Простые наблюдения
чередовать с включением детей в действие (помочь герою, найти выход из
ситуации, дать ответ на вопрос и т. д.)
4. Использовать в основном косвенные приемы руководства познавательной
деятельностью детей.
5. Выполнение заданий сопровождать музыкой – это создает
эмоциональную, приподнятую атмосферу досуга.
Примеры игр, используемых в развлечениях.
«Не промочи ноги»
На полу разложены пронумерованные дощечки. Надо пройти по дощечкам,
согласно цифрам (прямой и обратный счет)
«Чей кружок быстрее соберется?»
Дети под музыку двигаются по залу, выполняя различные движения. По
сигналу встают по двое, по трое, по четверо и т. д.
«Да – нет»
Воспитатель называет слово, затем кидает мяч. Ребёнок ловит мяч, если
названный предмет является съедобным, и отбивает мяч, если предмет
несъедобен.
(Возможна другая классификация предметов: живое – неживое, опасное –
безопасное и т. д.).
«Найди сокровище»
Цель. Развивать пространственные ориентировки по схеме.
Материал. Схема движения к сокровищам, которые спрятаны в групповой
комнате.
Ход игры. В игре участвуют 2 игрока. Ведущий предлагает отыскать
сокровища. Найти тайник можно по схеме, на которой зашифровано
местонахождение сокровищ. Играющие в паре рассматривают схему,
расшифровывают ее и начинают искать тайник. Родитель читает, от какого
ориентира нужно двигаться, сколько шагов отсчитывать, через сколько шагов
поворачивать вправо или влево и т. д. Ребенок двигается в заданном
направлении.
«Флажки»
- Игроки стоят в кругу. Каждый держит в руке флажок. Первый играющий
говорит «один», передаёт свой флажок соседу, они вместе говорят «два»,
второй передаёт оба флажка соседу, они вместе говорят «три» и т. д.
«Кто знает, пусть дальше считает»
Цель. Совершенствовать представления о последовательности чисел
первого десятка.
Материал. Мяч.
Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из игроков и
называет любое число в пределах десяти. Поймавший мяч продолжает счет,
как условились, в прямом (или обратном) порядке от названного числа и
возвращает мяч. Если играющий затрудняется, дети помогают ему хором.
Математические шутки
1. Жили-были два зайца Прыг и Скок. Очень они любили морковку. Один
съел три утром, а второй на три морковки больше. Сколько всего съели
морковок?
2. Гулял волк по лесу и собирал цветочки. Кому подарить? Ну, конечно,
красной Шапочке! Две ромашки, два василька, два колокольчика. Сколько
цветов в букете?
3. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько
внуков у бабушки?
4. В лесу росла береза. На ней росли яблоки:1 зеленое,2 красных, 1 желтое.
Сколько всего яблок на дереве?
5. Над площадкой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц
всего