Напоминание

"Развитие познавательно- математических представлений у дошкольников средствами музыкально- театрализованной деятельности"


Автор: Дмитриева Эльвира Фазыховна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ Старомайнский детский сад №5
Населённый пункт: р.п. Старая Майна
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательно- математических представлений у дошкольников средствами музыкально- театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Развитие познавательно – математических представлений у

дошкольников средствами музыкально- театрализованной деятельности»

Одна из задач современного образовательного учреждения – создание

условий, максимально способствующих всестороннему развитию

подрастающего поколения. На сегодняшний день все службы

образовательных учреждений (педагогическая, медицинская,

психологическая) не только стремятся работать вместе, комплексно

сопровождая ребенка, но и создают для этого соответствующие условия.

Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением

открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что при

условии правильно организованного педагогического процесса с

применением научно выверенных методик, как правило, игровых,

учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в

дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того,

чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным

придет ребенок в школу, тем успешнее будет для него начало этого очень

важного для каждого человека периода – школьного детства.

Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания

является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости

в познавательном развитии ребенка, приобщения его к активной,

целенаправленной, результативной деятельности. Накопленный

чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но

неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло,

сформировать частные и обобщенные способы познания необходимо в

процессе обучения и познавательно общения. Все это служит фундаментом

дальнейшего математического образования.

Музыкальное воспитание ребенка как важнейшая составляющая духовного

развития ребенка может стать системообразующим фактором организации

жизнедеятельности детей, поможет решить многие задачи воспитательно –

образовательного процесса.

Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов

дошкольного учреждения с целью гармоничного воздействия на личность

ребенка, активизации мыслительной деятельности, повышения качества

усвоения знаний, создания благоприятного эмоционального фона, устранения

нервного напряжения и сохранения здоровья.

В практике детских садов достаточно широко распространены такие формы

организации воспитательно-образовательной работы, как развлечения и

вечера досуга. Развлечения с использованием математического материала

содействуют развитию познавательной деятельности детей:

аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи,

пространственного воображения.

В процессе развлечения дети закрепляют уже приобретенные знания,

умения и навыки. Причем все это происходит в обстановке, которая ничем не

напоминает еженедельные занятия по развитию элементарных

математических представлений.

Музыка, песни, стихи, красочные пособия и атрибуты доставляют детям

радость, развивают эстетические чувства.

В таких развлечениях применяются различные виды занимательного

материала: задачи-шутки, задачи в стихотворной форме, загадки, пословицы,

логические упражнения и т. п.

Исходя из характера и содержания, можно выделить сюжетные и

бессюжетные развлечения. Сюжетные подразделяются на развлечения с

элементами драматизации, сюжетно-ролевой игры.

1. Развлечения с элементами драматизации строятся на основе сюжета

литературных произведений, сказок.

2. Развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры – это различные

«путешествия» (на поезде, корабле ковре-самолете, «концерты» и т. д. здесь,

как и непосредственной игре, дети производят в ролях все то, что они видят

в окружающей их жизни и деятельности взрослых. В сценарий включается

занимательный математический материал. Ведущим в таких развлечениях

является воспитатель.

3. Бессюжетные развлечения. Обычно это веселые соревнования по типу

спортивных досугов. Участвуют в развлечении несколько команд. Можно

не делить на команды, а предложить для выполнения всем равноценные по

степени трудности задания.

При проведении развлечений с использованием занимательного

математического материала необходимо руководствоваться следующими

правилами:

1. Сочетать художественный и познавательный материал (атрибуты и

оформление должны стимулировать активность детей в решении

интеллектуальных задач).

2. Постепенно увеличивать трудность заданий, упражнений, вопросов.

Целесообразно использовать усложненные варианты знакомых

занимательных математических задач и упражнений, способы решения

которых могут быть найдены детьми самостоятельно. Ребенок должен

испытывать удовлетворение от преодоления трудностей, достижения цели.

3. Предусмотреть смену разных видов деятельности. Простые наблюдения

чередовать с включением детей в действие (помочь герою, найти выход из

ситуации, дать ответ на вопрос и т. д.)

4. Использовать в основном косвенные приемы руководства познавательной

деятельностью детей.

5. Выполнение заданий сопровождать музыкой – это создает

эмоциональную, приподнятую атмосферу досуга.

Примеры игр, используемых в развлечениях.

«Не промочи ноги»

На полу разложены пронумерованные дощечки. Надо пройти по дощечкам,

согласно цифрам (прямой и обратный счет)

«Чей кружок быстрее соберется?»

Дети под музыку двигаются по залу, выполняя различные движения. По

сигналу встают по двое, по трое, по четверо и т. д.

«Да – нет»

Воспитатель называет слово, затем кидает мяч. Ребёнок ловит мяч, если

названный предмет является съедобным, и отбивает мяч, если предмет

несъедобен.

(Возможна другая классификация предметов: живое – неживое, опасное –

безопасное и т. д.).

«Найди сокровище»

Цель. Развивать пространственные ориентировки по схеме.

Материал. Схема движения к сокровищам, которые спрятаны в групповой

комнате.

Ход игры. В игре участвуют 2 игрока. Ведущий предлагает отыскать

сокровища. Найти тайник можно по схеме, на которой зашифровано

местонахождение сокровищ. Играющие в паре рассматривают схему,

расшифровывают ее и начинают искать тайник. Родитель читает, от какого

ориентира нужно двигаться, сколько шагов отсчитывать, через сколько шагов

поворачивать вправо или влево и т. д. Ребенок двигается в заданном

направлении.

«Флажки»

- Игроки стоят в кругу. Каждый держит в руке флажок. Первый играющий

говорит «один», передаёт свой флажок соседу, они вместе говорят «два»,

второй передаёт оба флажка соседу, они вместе говорят «три» и т. д.

«Кто знает, пусть дальше считает»

Цель. Совершенствовать представления о последовательности чисел

первого десятка.

Материал. Мяч.

Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из игроков и

называет любое число в пределах десяти. Поймавший мяч продолжает счет,

как условились, в прямом (или обратном) порядке от названного числа и

возвращает мяч. Если играющий затрудняется, дети помогают ему хором.

Математические шутки

1. Жили-были два зайца Прыг и Скок. Очень они любили морковку. Один

съел три утром, а второй на три морковки больше. Сколько всего съели

морковок?

2. Гулял волк по лесу и собирал цветочки. Кому подарить? Ну, конечно,

красной Шапочке! Две ромашки, два василька, два колокольчика. Сколько

цветов в букете?

3. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько

внуков у бабушки?

4. В лесу росла береза. На ней росли яблоки:1 зеленое,2 красных, 1 желтое.

Сколько всего яблок на дереве?

5. Над площадкой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц

всего



В раздел образования