Автор: Дзарасова Белла Николаевна
Должность: учитель осетинского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №2 им. Х.З.Мильдзихова
Населённый пункт: с.Эльхотово РСО-Алания
Наименование материала: Авторская образовательная программа
Тема: "Применение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе национальных школ"
Раздел: полное образование
Авторская образовательная программа учителя осетинского языка и
литературы МКОУ СОШ №2 с. Эльхотово
Кировского района РСО-Алания
Дзарасовой Беллы Николаевны
«Применение современных информационно-коммуникационных технологий в
образовательном процессе национальных школ»
Цель: Повысить уровень образованности и качество знаний учащихся.
Стимулировать интерес детей к изучению школьных предметов (в частности,
родного языка и литературы).
Средства: современные информационно – коммуникационные технологии
(персональный компьютер, мультимедийный проектор).
Программное обеспечение: электронные книги, мультимедийные слайды,
система автоматизированного тестирования знаний, программа-проигрыватель
звуковых и видеофайлов.
Консультант: к.т.н., доц. Моураов Алан Георгиевич, Северо-Кавказский
государственный технологический университет (г. Владикавказ).
На современном этапе развития информационных технологий вполне
закономерным выглядит интеграция новых технических возможностей в
образовательный процесс. Исследуя уровень внедрения вычислительных
мощностей в систему преподавания различных дисциплин в национальных
школах, можно сделать неутешительный вывод: информатизация даже таких
предметов, как алгебра, физика, химия, практически не проводится, не говоря
уже о преподавании родного языка и литературы.
Владение родным языком крайне необходимо для национальной
самоидентификации личности, сохранения культуры, традиций и прочих
этнических атрибутов. С сожалением можно констатировать тот факт, что все
больше среди новых поколений процент не владеющих родным языком,
катастрофически снижается уровень грамотности. В данной ситуации нужно
искать выходы для решения обозначенной проблемы, и одна из важнейших
составляющих подобного решения - модернизация учебного процесса, что
невозможно без широкого применения современных информационных
технологий.
Функции ЭВМ в образовательном процессе давно вышли за рамки
демонстрации наглядного материала, таких, как слайдов, видеороликов,
аудиозаписей. Одним из приоритетных направлений в использовании
вычислительной техники в деле преподавания родного языка и литературы
стало создание электронных учебников (ЭУ) с интегрированной системой
тестирования знаний (ИСТЗ).
Суть разработок заключается в следующем:
1. Мультимедийное пособие – аналог бумажного учебника, но в компьютерном
формате. Несомненным преимуществом подобной разработки является
возможность быстрого обновления информации, использование в качестве
иллюстраций не только изображения, но также аудио и видеофрагментов. Кроме
образовательного эффекта от использования подобных пособий, существует и
экономический. Дело в том, что финансовые затраты на создание электронного
учебного пособия существенно ниже, чем на аналогичный «бумажный».
Разработаны и применены пособия по темам: «Жизнь и творчество Коста
Хетагурова», «Сказания о Нартах», «Глагол». Кроме того, в качестве
вспомогательного материала создано пособие для мультилингвального урока-
форума.
2. Автоматизированный комплекс тестирования знаний предназначен для
объективной оценки успеваемости учащихся по пройденному материалу при
помощи электронно-вычислительной машины. На каждый вопрос по теме есть
четыре варианта ответа, из которых только один верный. Выбрав ответы на все
вопросы теста, по соотношению «правильно - неправильно» выводится итоговая
оценка по пятибалльной системе.
3. Электронная книга – сочетание мультимедийного пособия с
автоматизированным комплексом тестирования знаний. После изучения раздела,
учащийся может самостоятельно проверить уровень знаний по теме. Особо
актуально применение электронных книг при организации дистанционного
обучения и при самообразовании.
Эксплуатация электронного учебника должна быть возможной в двух версиях:
сетевой и локальной. Сетевая версия подразумевает наличие сервера и рабочих
станций. На сервере, в базе данных хранится как учебная информация, так и
вопросы для тестирования. В этом случае через рабочую станцию пользователь
регистрируется под уникальным именем, доступ осуществляется при помощи
системы паролей. Сетевая версия ЭУ оправдывает себя в условиях школы, когда
тестирование знаний должно происходить централизованно, либо когда учебник
расположен на веб-сервере и доступ происходит через Интернет. Локальная
версия ЭУ необходима, если пользователь решает изучать предмет
самостоятельно, либо по каким-то причинам невозможно организовать
компьютерную сеть.
К учебнику должны быть предъявлены такие требования, как четкая
структурированность, интуитивная понятность в использовании и доступность
изложения материала. Кроме того, в завершении каждого тематического раздела
должна присутствовать возможность интерактивного тестирования и оценки
полученных знаний. p>
В процессе тестирования на каждый вопрос предлагается четыре варианта
ответа. Для того чтобы оценка знаний была произведена, нужно выбрать
варианты ответов на все вопросы теста. В завершении тестирования будет
выдан итоговый балл.
Внедрение информационных технологий в процесс преподавания
национального языка и литературы только начинается. Преимущество
электронных учебников по сравнению с традиционными, на бумажных
носителях, неоспоримо и подтверждается такими фактами, как:
1. Экономическая выгода - в комплексе разработать, создать и тиражировать
электронный учебник гораздо дешевле, чем традиционный бумажный.
2. Возможности обновления - практически неограниченные, менять можно не
только структуру, но и содержимое учебника в соответствии с меняющимися
требованиями.
3. Интерактивный контроль знаний - встроенная система тестирования
позволяет осуществлять полный и оперативный контроль знаний.
4. Мультимедийные возможности - тексты электронных книг можно
иллюстрировать не только статичными изображениями, но и аудио,
видеоматериалами, что существенно улучшит восприятие темы.
Приведенные выше факты подтверждает эксперимент, проведенный автором на
базе средней общеобразовательной школы № 2, с. Эльхотово Кировского района
РСО-Алания. К участию в эксперименте были привлечены учащиеся 9-11
классов в количестве 90 человек, образовавшие фокус-группу. Исследования,
произведенные после изучения раздела грамматики, показали, что восприятие и
уровень знаний по теме в фокус-группе составили 98 %, в то время как
остальные учащиеся, проходившие курс в традиционной форме, изучили тему
на 71 %.
Выводы:
1. Приведенная структура электронного учебника и алгоритм тестирования,
являются наиболее оптимальными для получения надежных результатов при
изучении дисциплин, что подтверждается произведенными экспериментами,
сравнительным анализом и замером производительности.
2. Применение электронных учебников выгодно с экономической точки зрения,
кроме того, возможности по их оперативной модернизации, интеграции систем
оценки и тестирования знаний, внедрения мультимедиа довольно существенны.
3. Применяя в образовательном процессе электронные учебники с
мультимедийными иллюстрациями, можно стимулировать рост интереса к
учебной дисциплине, улучшить восприятие темы и повысить уровень знаний по
предмету.