Напоминание

"Применение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе национальных школ"


Автор: Дзарасова Белла Николаевна
Должность: учитель осетинского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №2 им. Х.З.Мильдзихова
Населённый пункт: с.Эльхотово РСО-Алания
Наименование материала: Авторская образовательная программа
Тема: "Применение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе национальных школ"
Раздел: полное образование





Назад




Авторская образовательная программа учителя осетинского языка и

литературы МКОУ СОШ №2 с. Эльхотово

Кировского района РСО-Алания

Дзарасовой Беллы Николаевны

«Применение современных информационно-коммуникационных технологий в

образовательном процессе национальных школ»

Цель: Повысить уровень образованности и качество знаний учащихся.

Стимулировать интерес детей к изучению школьных предметов (в частности,

родного языка и литературы).

Средства: современные информационно – коммуникационные технологии

(персональный компьютер, мультимедийный проектор).

Программное обеспечение: электронные книги, мультимедийные слайды,

система автоматизированного тестирования знаний, программа-проигрыватель

звуковых и видеофайлов.

Консультант: к.т.н., доц. Моураов Алан Георгиевич, Северо-Кавказский

государственный технологический университет (г. Владикавказ).

На современном этапе развития информационных технологий вполне

закономерным выглядит интеграция новых технических возможностей в

образовательный процесс. Исследуя уровень внедрения вычислительных

мощностей в систему преподавания различных дисциплин в национальных

школах, можно сделать неутешительный вывод: информатизация даже таких

предметов, как алгебра, физика, химия, практически не проводится, не говоря

уже о преподавании родного языка и литературы.

Владение родным языком крайне необходимо для национальной

самоидентификации личности, сохранения культуры, традиций и прочих

этнических атрибутов. С сожалением можно констатировать тот факт, что все

больше среди новых поколений процент не владеющих родным языком,

катастрофически снижается уровень грамотности. В данной ситуации нужно

искать выходы для решения обозначенной проблемы, и одна из важнейших

составляющих подобного решения - модернизация учебного процесса, что

невозможно без широкого применения современных информационных

технологий.

Функции ЭВМ в образовательном процессе давно вышли за рамки

демонстрации наглядного материала, таких, как слайдов, видеороликов,

аудиозаписей. Одним из приоритетных направлений в использовании

вычислительной техники в деле преподавания родного языка и литературы

стало создание электронных учебников (ЭУ) с интегрированной системой

тестирования знаний (ИСТЗ).

Суть разработок заключается в следующем:

1. Мультимедийное пособие – аналог бумажного учебника, но в компьютерном

формате. Несомненным преимуществом подобной разработки является

возможность быстрого обновления информации, использование в качестве

иллюстраций не только изображения, но также аудио и видеофрагментов. Кроме

образовательного эффекта от использования подобных пособий, существует и

экономический. Дело в том, что финансовые затраты на создание электронного

учебного пособия существенно ниже, чем на аналогичный «бумажный».

Разработаны и применены пособия по темам: «Жизнь и творчество Коста

Хетагурова», «Сказания о Нартах», «Глагол». Кроме того, в качестве

вспомогательного материала создано пособие для мультилингвального урока-

форума.

2. Автоматизированный комплекс тестирования знаний предназначен для

объективной оценки успеваемости учащихся по пройденному материалу при

помощи электронно-вычислительной машины. На каждый вопрос по теме есть

четыре варианта ответа, из которых только один верный. Выбрав ответы на все

вопросы теста, по соотношению «правильно - неправильно» выводится итоговая

оценка по пятибалльной системе.

3. Электронная книга – сочетание мультимедийного пособия с

автоматизированным комплексом тестирования знаний. После изучения раздела,

учащийся может самостоятельно проверить уровень знаний по теме. Особо

актуально применение электронных книг при организации дистанционного

обучения и при самообразовании.

Эксплуатация электронного учебника должна быть возможной в двух версиях:

сетевой и локальной. Сетевая версия подразумевает наличие сервера и рабочих

станций. На сервере, в базе данных хранится как учебная информация, так и

вопросы для тестирования. В этом случае через рабочую станцию пользователь

регистрируется под уникальным именем, доступ осуществляется при помощи

системы паролей. Сетевая версия ЭУ оправдывает себя в условиях школы, когда

тестирование знаний должно происходить централизованно, либо когда учебник

расположен на веб-сервере и доступ происходит через Интернет. Локальная

версия ЭУ необходима, если пользователь решает изучать предмет

самостоятельно, либо по каким-то причинам невозможно организовать

компьютерную сеть.

К учебнику должны быть предъявлены такие требования, как четкая

структурированность, интуитивная понятность в использовании и доступность

изложения материала. Кроме того, в завершении каждого тематического раздела

должна присутствовать возможность интерактивного тестирования и оценки

полученных знаний. p>

В процессе тестирования на каждый вопрос предлагается четыре варианта

ответа. Для того чтобы оценка знаний была произведена, нужно выбрать

варианты ответов на все вопросы теста. В завершении тестирования будет

выдан итоговый балл.

Внедрение информационных технологий в процесс преподавания

национального языка и литературы только начинается. Преимущество

электронных учебников по сравнению с традиционными, на бумажных

носителях, неоспоримо и подтверждается такими фактами, как:

1. Экономическая выгода - в комплексе разработать, создать и тиражировать

электронный учебник гораздо дешевле, чем традиционный бумажный.

2. Возможности обновления - практически неограниченные, менять можно не

только структуру, но и содержимое учебника в соответствии с меняющимися

требованиями.

3. Интерактивный контроль знаний - встроенная система тестирования

позволяет осуществлять полный и оперативный контроль знаний.

4. Мультимедийные возможности - тексты электронных книг можно

иллюстрировать не только статичными изображениями, но и аудио,

видеоматериалами, что существенно улучшит восприятие темы.

Приведенные выше факты подтверждает эксперимент, проведенный автором на

базе средней общеобразовательной школы № 2, с. Эльхотово Кировского района

РСО-Алания. К участию в эксперименте были привлечены учащиеся 9-11

классов в количестве 90 человек, образовавшие фокус-группу. Исследования,

произведенные после изучения раздела грамматики, показали, что восприятие и

уровень знаний по теме в фокус-группе составили 98 %, в то время как

остальные учащиеся, проходившие курс в традиционной форме, изучили тему

на 71 %.

Выводы:

1. Приведенная структура электронного учебника и алгоритм тестирования,

являются наиболее оптимальными для получения надежных результатов при

изучении дисциплин, что подтверждается произведенными экспериментами,

сравнительным анализом и замером производительности.

2. Применение электронных учебников выгодно с экономической точки зрения,

кроме того, возможности по их оперативной модернизации, интеграции систем

оценки и тестирования знаний, внедрения мультимедиа довольно существенны.

3. Применяя в образовательном процессе электронные учебники с

мультимедийными иллюстрациями, можно стимулировать рост интереса к

учебной дисциплине, улучшить восприятие темы и повысить уровень знаний по

предмету.



В раздел образования