Напоминание

"Хысхы" "Зима"


Автор: Котожекова Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Жаворонок"
Населённый пункт: город Абакан,республика Хакасия
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Хысхы" "Зима"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Абакана Детский сад «Жаворонок»

ПЛАН - КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «КУВШИНКИ»

Тема «ХАЙХАСТЫГ ХАРАЧАХ»

Воспитатель:

Котожекова Людмила Алексеевна, 1 кв. категория

АБАКАН 2017г.

Конспект занятия по теме: «Хысхы» «Зима»

в подготовительной к школе

группы.

Образовательная программа: «Ирке

Ӌ

ек»,

автор – составитель Арчимаева М.С.

Возрастная группа: подготовительная группа к школе

Образовательная область «Речевое развитие»

Направление: коммуникативная деятельность.

Тема: «Хысхы» «Зима»

Цель:

Создание условий для речевого развития по обучению хакасском языку.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей вести диалог на хакасском языке.

Совершенствовать

умение

составлять

предложение

на

хакасском

языке.

Познакомить детей с новыми словами по теме «Зима»: хысхы, хар,

соох.

Развивающие:

Развивать

интонационную

выразительность

речи

(чт ение

стихотворений).

Развивать речевую деятельность детей (закрепление слов на хакасском

языке , знакомство с новыми словами на хакасском языке (хысхы, хар, соох,) и с их

произношением).

Развивать умение отвечать на вопросы: что это? что делает?

Воспитательные:

Воспитать у детей желание говорить на хакасском языке.

Совершенствовать умение работать в коллективе, выслушивать ответы

сверстников.

Интеграция

образовательных

областей:

«Познавательное

развитие»,

«Речевое развитие».

Виды

деятельности:

игровая,

коммуникативная,

познавательно

исследовательская, продуктивная.

Словарная работа: лексический материал по теме «Хайхастыг харачах»:

хысхы, хар, соох.

Средства реализации:

Предметные картинки с изображениями лексической темы «Зима»;

Мультимедийная презентация Power Point по теме «Зима в лесу»;

Аудио сопровождение О. Иптышева, И. Штыгашев «Чирiм».

Предварительная работа:

Просмотр иллюстративного материала по теме «Хысхы»;

Создание

развивающей

среды:

оформление

групповой

комнаты

(методический материал).

Просмотр мультимедийной презентации «Зима».

Чтение художественной литературы С. Карачаков «Соох хара»

1

. Вводная часть (4-5 мин).

Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.

Воспитатель:

- Изеннер, олганнар! Здравствуйте, ребята!

-

Ребята,

к

нам

сегодня

в

детский

сад

пришла

телеграмма

от

ваших

сверстников, живущих в далекой Австралии.

- Будем читать телеграмму? (ответ детей).

«Дорогие, ребята! Наша чудесная страна находится посередине океана. Она

называется Австралией и находится на чудном острове. Здесь никогда не бывает

зимы. Поэтому мы ничего не знаем об этом времени года. Напишите, пожалуйста,

нам о зиме!»

2

. Основная часть (15минут)

- Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами будем говорить, вы узнаете, прослушав

стихотворение К. Сугораковой:

Халбах – халбах харыӌахтар,

Хайназып, чирге тоолапча.

Хысхыдағы хатығ соохтар

Хатап пiссер айланча.

- О каком времени года говорится в этом стихотворении?

- А вы знаете, как называется зима на хакасском языке?

- Хысхы

-

Совершенно

верно,

ребята!

Мы

сегодня

с

вами

поговорим

о

самом

загадочном времени года – о зиме. Присаживайтесь на свои места.

- Сколько месяцев в зимнее время года и как они называются на хакасском

языке?

- Алай ай – декабрь месяц; кÿрген ай – январь месяц; пöзiг ай – февраль месяц.

Артикуляционная гимнастика:

Хайдартан кильче соох – ғ – ғ - ғ

Чил тын сапча – ӱ – ӱ - ӱ

Дидактическая упражнение: «Подбери признак»

Воспитатель: А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, я буду

называть существительное, а вы отвечая на вопрос, «хайдах?» будете называть к

нему прилагательные и мы с вами узнаем, какая же бывает зима:

Зима – хысхы (какая?-

хайдағ ?) - …(холодная - соох).

Снег – хар (какой? - хайдағ

?)

- …(холодный - соох).

Чил - ветер (какой? - хайдағ?) - …(холодный - соох).

Физкультминутка «Хысхыды»:

Хысхыды пiс хардаң ойнапчабыс, ойнапчабыс,

(Мы снежком зимой играем, играем) – дети кидают снежки

Пiс харда парчабыс, парчабыс,

(По снежку мы шагаем, шагаем) – дети шагают, высоко поднимая ноги

Санадаң чÿгÿрчабыс, чÿгÿрчабыс,

(А на лыжах мы бежим, мы бежим) – дети бегут на лыжах

Конькидең учуғчабыс, учуғчабыс!

(На коньках мы летим, мы летим!) – дети летят на коньках

- Художник, который очень любил рисовать картины о зиме, но поторопился, и

не всё дорисовал ее,

поможем ему.

Садитесь за стол и выбирайте картинки.

Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Каждый ребёнок рассказывает о зимнем времени года и

о том, что не

нарисовал художник. Предлагают нарисовать свои картинки, используя различные

методы рисования и материал для изодеятельности.

3.Заключительная часть.

- Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня

делали, о чём говорили?

- Что вам больше всего понравилось?

- А что вам было сложно?

- Давайте отправим свои рисунки своим друзьям в Австралию, пусть они

узнают о нашей замечательной зиме.



В раздел образования