Автор: Котожекова Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Жаворонок"
Населённый пункт: город Абакан,республика Хакасия
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Хысхы" "Зима"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Абакана Детский сад «Жаворонок»
ПЛАН - КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «КУВШИНКИ»
Тема «ХАЙХАСТЫГ ХАРАЧАХ»
Воспитатель:
Котожекова Людмила Алексеевна, 1 кв. категория
АБАКАН 2017г.
Конспект занятия по теме: «Хысхы» «Зима»
в подготовительной к школе
группы.
Образовательная программа: «Ирке
Ӌ
ек»,
автор – составитель Арчимаева М.С.
Возрастная группа: подготовительная группа к школе
Образовательная область «Речевое развитие»
Направление: коммуникативная деятельность.
Тема: «Хысхы» «Зима»
Цель:
Создание условий для речевого развития по обучению хакасском языку.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей вести диалог на хакасском языке.
Совершенствовать
умение
составлять
предложение
на
хакасском
языке.
Познакомить детей с новыми словами по теме «Зима»: хысхы, хар,
соох.
Развивающие:
Развивать
интонационную
выразительность
речи
(чт ение
стихотворений).
Развивать речевую деятельность детей (закрепление слов на хакасском
языке , знакомство с новыми словами на хакасском языке (хысхы, хар, соох,) и с их
произношением).
Развивать умение отвечать на вопросы: что это? что делает?
Воспитательные:
Воспитать у детей желание говорить на хакасском языке.
Совершенствовать умение работать в коллективе, выслушивать ответы
сверстников.
Интеграция
образовательных
областей:
«Познавательное
развитие»,
«Речевое развитие».
Виды
деятельности:
игровая,
коммуникативная,
познавательно
–
исследовательская, продуктивная.
Словарная работа: лексический материал по теме «Хайхастыг харачах»:
хысхы, хар, соох.
Средства реализации:
Предметные картинки с изображениями лексической темы «Зима»;
Мультимедийная презентация Power Point по теме «Зима в лесу»;
Аудио сопровождение О. Иптышева, И. Штыгашев «Чирiм».
Предварительная работа:
Просмотр иллюстративного материала по теме «Хысхы»;
Создание
развивающей
среды:
оформление
групповой
комнаты
(методический материал).
Просмотр мультимедийной презентации «Зима».
Чтение художественной литературы С. Карачаков «Соох хара»
1
. Вводная часть (4-5 мин).
Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.
Воспитатель:
- Изеннер, олганнар! Здравствуйте, ребята!
-
Ребята,
к
нам
сегодня
в
детский
сад
пришла
телеграмма
от
ваших
сверстников, живущих в далекой Австралии.
- Будем читать телеграмму? (ответ детей).
«Дорогие, ребята! Наша чудесная страна находится посередине океана. Она
называется Австралией и находится на чудном острове. Здесь никогда не бывает
зимы. Поэтому мы ничего не знаем об этом времени года. Напишите, пожалуйста,
нам о зиме!»
2
. Основная часть (15минут)
- Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами будем говорить, вы узнаете, прослушав
стихотворение К. Сугораковой:
Халбах – халбах харыӌахтар,
Хайназып, чирге тоолапча.
Хысхыдағы хатығ соохтар
Хатап пiссер айланча.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении?
- А вы знаете, как называется зима на хакасском языке?
- Хысхы
-
Совершенно
верно,
ребята!
Мы
сегодня
с
вами
поговорим
о
самом
загадочном времени года – о зиме. Присаживайтесь на свои места.
- Сколько месяцев в зимнее время года и как они называются на хакасском
языке?
- Алай ай – декабрь месяц; кÿрген ай – январь месяц; пöзiг ай – февраль месяц.
Артикуляционная гимнастика:
Хайдартан кильче соох – ғ – ғ - ғ
Чил тын сапча – ӱ – ӱ - ӱ
Дидактическая упражнение: «Подбери признак»
Воспитатель: А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, я буду
называть существительное, а вы отвечая на вопрос, «хайдах?» будете называть к
нему прилагательные и мы с вами узнаем, какая же бывает зима:
Зима – хысхы (какая?-
хайдағ ?) - …(холодная - соох).
Снег – хар (какой? - хайдағ
?)
- …(холодный - соох).
Чил - ветер (какой? - хайдағ?) - …(холодный - соох).
Физкультминутка «Хысхыды»:
Хысхыды пiс хардаң ойнапчабыс, ойнапчабыс,
(Мы снежком зимой играем, играем) – дети кидают снежки
Пiс харда парчабыс, парчабыс,
(По снежку мы шагаем, шагаем) – дети шагают, высоко поднимая ноги
Санадаң чÿгÿрчабыс, чÿгÿрчабыс,
(А на лыжах мы бежим, мы бежим) – дети бегут на лыжах
Конькидең учуғчабыс, учуғчабыс!
(На коньках мы летим, мы летим!) – дети летят на коньках
- Художник, который очень любил рисовать картины о зиме, но поторопился, и
не всё дорисовал ее,
поможем ему.
Садитесь за стол и выбирайте картинки.
Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»
Каждый ребёнок рассказывает о зимнем времени года и
о том, что не
нарисовал художник. Предлагают нарисовать свои картинки, используя различные
методы рисования и материал для изодеятельности.
3.Заключительная часть.
- Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня
делали, о чём говорили?
- Что вам больше всего понравилось?
- А что вам было сложно?
- Давайте отправим свои рисунки своим друзьям в Австралию, пусть они
узнают о нашей замечательной зиме.