Напоминание

"Проектная деятельность обучающихся с использованием ИКТ"


Автор: Широбокова Марина Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 202
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность обучающихся с использованием ИКТ"
Раздел: полное образование





Назад




Проектная деятельность обучающихся с использованием ИКТ

Для

того

чтобы

разбудить

у

детей

стремление

к

творчеству,

необходимо

использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод

проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической

деятельности по всей проектно-технологической цепочке от идеи до её реализации в

модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода активизировать

обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать

обучающемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Говоря

о

методе

проектов,

имею

в

виду

именно

способ

достижения

дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться

вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным

образом.

Проект

наиболее

эффективный

способ

развития

креативных,

исследовательских

способностей

учащихся.

Данный

вид

д е я т е л ь н о с т и

многофункционален,

он

предоставляет

огромные

возможности

для

реализации

индивидуальных

образовательных

маршрутов,

неслучайно

в

переводе

с

латинского

проектная

технология

означает

«брошенный

вперед».

Информационно-

коммуникационные технологии позволяют представить результаты исследовательской

деятельности

более зримыми и осязаемыми,

наглядными,

интересными, четкими

продуктами деятельности. Именно информационно – коммуникационные технологии

позволяет оживить учебный процесс.

Вводя ИКТ в преподавание математики, я хорошо понимала, что применение ИКТ

на уроках – это не просто использование новых форм наглядности, информационно-

коммуникационные технологии приводят к изменению роли учителя: учитель перестает

быть единственным источником информации, что в свою очередь требует пересмотра как

содержания образования, так методов и форм обучения.

Когда я стала разрабатывать

применение ИКТ на уроках математике в 6 классе, возникли следующие проблемы:

детские

презентации

были

поверхностными,

носили

иллюстративный

характер,

не

отражали сути математического понятия, математического действия. Поэтому проекты,

созданные с помощью компьютерных технологий тщательно анализировались на уроках,

выделялись плюсы и минусы, в совместной деятельности добивались того, чтобы каждая

презентация

была итогом исследовательской деятельности. В результате

презентации

стали более глубокими, осмысленными, свидетельствовали об осознанном отношении

ученика к учебному материалу. Задачи, которые составляли дети по тому или иному

математическому

понятию,

показали,

что

осознанное

понимание

учебного

материала

произошло. И я считаю, что в этом огромную роль сыграли презентации, так как вызвали

огромный интерес, мотивировали учащихся на учебную деятельность, Детям интересно

делать презентации, интересно создавать их в наглядно – образной форме. Сама наглядно

– образная форма способствовала более глубокой рефлексии учебного материала. Также

плюс я вижу в том, что диалоговая форма обсуждения тоже способствовала тому, что

вырисовывалось не только то, каким должен быть способ действия по тому или иному

учебному

материалу,

но

и

вырисовывалось

представление

об

учебной

презентации.

Ученики пришли к осознанию того, что она результат определенного этапа деятельности

их

исследования,

и

этот

результат

должен

отражать

главные

признаки

изучаемого

понятия. И он в свою очередь должен становиться некой ступенькой для перехода к

изучению следующего учебного материала. Презентации, которые создают сейчас мои

ученики, более высокого уровня, чем те презентации, которые дети создавали в начале

года.

Я увлечена новой технологией, меня очень радуют работы моих учеников, вижу,

как

усиливается

предметное

развитие,

которое

проявляется

в

их

достижениях.

Я

наблюдаю, как растет интерес к математике. Увеличилось количество творческих работ, в

которых проявляются не только знания учащихся по той или иной изучаемой теме, но и

рост

креативности

учащихся.

Так

очень

интересные

презентации

были

составлены

учащимися по теме "Положительные и отрицательные числа".

Ученики

исследовали

понятие

отрицательного

числа.

Применение

понятия

отрицательных

чисел

в

той

или

другой

области

человеческого

знания.

Учащиеся

установили

связь

математики

с

физикой,

химией,

историей,

биологией,

географией,

медициной и так далее. Презентация стала заключительным этапом этого исследования.

Например,

в

презентации

ученицы,

которая

установила

следующие

связи:

отрицательные числа и линия времени, отрицательные числа и финансовая деятельность

предприятия, отрицательные числа и состояние баланса на сотовом телефоне, - ученица

представила линию времени и историю возникновения и развития отрицательных чисел.

Это

был

всего

один

слайд

и

огромная

работа

ребенка,

в

ходе

которой

учащаяся

актуализировала для себя не только знания по математике, но и знания по истории, что, на

мой взгляд, крайне важно, так как через установление межпредметных связей учащиеся

приходят к пониманию того, что математика – это не просто система абстрактных чисел,

математические законы распространяются на все сферы человеческой жизнедеятельности.

В ходе этой работы ученица совершила следующие учебные действия:

1) проанализировала свои знания по данному учебному понятию;

2) поработала со справочным материалом и сопоставила – отрицательные числа и линия

времени;

3) составила модель, отражающую связь отрицательных чисел и линии времени;

4) создала на компьютере презентацию;

5) защитила свой проект.

В своих презентациях по данной теме дети рассматривали различные ситуации.

Выбирали за точку отсчета Рождество Христово, уровень воды, уровень земли, спокойное

состояние пружины, количество автомобилей на автостоянке, количество зубов у ребенка,

температуру изменения воздуха и так далее.

При выполнении этих мультимедийных проектов ученики учились ориентироваться

в информационном пространстве, самостоятельно

добывать информацию, овладевали

надпредметными

знаниями

и

умениями,

учились

наглядно,

зрительно

и

эстетично

представлять полученную информацию с помощью компьютерных технологий.

Возникло

понимание

необходимости

изучения

новых

чисел.

Появилась

возможность

познакомить

учащихся

с

историей

науки,

с

именами

ученых,

впервые

использовавших

данное

понятие.

Исторические

экскурсы

способствуют

усилению

мотивации познавательной деятельности школьников. Познавательный интерес - мотив,

возникающий в результате создания соответствующих условий, порождает деятельность

по изучению понятий. Появившийся мотив позволяет учащимся осознать необходимость

научиться оперировать с отрицательными и положительными числами.

Анализируя

эти

презентации,

можно

сказать,

что

ИКТ

создает

благоприятные

условия

для

развития

личности

обучаемого,

создает

условия

для

формирования

деятельности по изучению математических понятий, в данном случае положительных и

отрицательных чисел. Можно сказать - происходит актуализация знаний.

Эти задачи

могут

быть

использованы

для

мотивации

создания

моделей

сложения

чисел

отрицательных

и

чисел

с

разными

знаками.

Задачи

отвечают

познавательным

потребностям учащихся, а именно их желанию оперировать отрицательными числами.

Анализ учебной деятельности с использованием средств ИКТ показал много интересных

проявлений развития когнитивных способностей учащихся и особенностей протекания их

мыслительных процессов, которые ранее не были зафиксированы. У детей формируется

особый

способ

рассмотрения

понятий,

учитывающий

особенности

построения

и

функционирования данного понятия.

В

отличие

от

начальной

школы

ученик,

построив

общий

способ,

вынужден

проверять возможность его применения, границы (пределы его использования). Условием

установления

границ

возможного

пространства

его

применения

становятся

учебные

объекты, создаваемые самим ребенком. Совершая пробы, ребенок должен представить

пределы действия данного способа.

Учебная

деятельность

в

условиях

применения

ИКТ

приобретает

новые

характеристики. Построение общего способа действия – первый этап. Второй этап –

опираясь на способ, построить познавательный объект. В этот момент активизируется

мыслительная аналитическая работа. Этого требует подбор компонентов, установление

смысловых

и

содержательных

отношений.

Идет

текстовое

моделирование.

Создается

модель учебного текста. Ребенком самостоятельно создается учебный текст. Третий этап –

это решение частной конкретной задачи. В зависимости от сложности задачи он может

построить способ решения учебной задачи или сразу решения предметной задачи.

Складывается ситуация, когда один способ действия накладывается на другой.

Происходит как бы удвоение самой учебной деятельности и способа действия.

Делаю для себя вывод, что применение ИКТ на уроках математики ориентирует на успех,

на

формирование

не

только

учебных

навыков

учащихся,

но

и

на

формирование

надпредметных способностей учащихся: умение видеть учебную проблему, разрабатывать

свою программу действий, планировать конечный результат, происходит становление их

умения

работать

с

компьютерными

носителями

информации,

умения

презентовать

полученный результат. Меня это радует и заставляет идти дальше.

Мои ученики становятся старше и, безусловно, их проектная деятельность должна

становиться более рефлексивной и глубокой. Хотелось бы, чтобы проектная деятельность

помогала

учащимся

открывать

область

своего

знания

и

незнания,

а

также

способы

преодоления области незнания. В этом году в совместной деятельности с учащимися

седьмого класса мы работаем над созданием электронного учебника к отдельным учебным

темам «Свойства степени», «Формулы сокращенного умножения», «Линейная функция».

К работе над созданием электронного учебника привлечены все учащиеся, мы

работаем над созданием мультиконспекта, в который включаем, во-первых: основные

определения, свойства, закономерности, формулы, правила, т. е. основные теоретические

понятия по изучаемым темам. Очень важным разделом в учебнике являются составленные

учащимися материалы для контроля и оценки полученных знаний, так как сюда учащиеся

включают задания, которые вызвали у них больше затруднений при решении. Подбирая

эти задания, ученики рефлексируют собственные знания, учатся содержательно оценивать

собственную деятельность, актуализируют значение полученных способов действия.

Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки

по

преобразованию

материалов,

изучать

технику

и

культуру

дома,

уточнять

свои

профессиональные планы. В технологическом образовании метод проектов позволяет

решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в

обучении

интересы

личности

и

общества,

формировать

интерес

учащихся

к

технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая

способствует их становлению как будущих специалистов и граждан.

Литература.

Байбородова Л.В., Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.:

Методическое пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.

Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза, 2001.

Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения: учебно-

методическое пособие. Омск. ОмГПУ, 2004.

Павлова М. Б., Сасова И. А., Питт Дж., Гуревич М.И. Технология 5 кл. - М.: Вентана -

Граф.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие

для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.



В раздел образования