Напоминание

"Методы снятия агрессии"


Автор: Сухарева Елена Немановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГКУСО СРЦН "Причал надежды" - Центр по профилактике семейного неблагополучия
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Методы снятия агрессии"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методы снятия агрессии

Проблема

агрессивности

мало

изучена

теоретически.

Эта

проблема

имеет

давнюю

историю.

Многие

исследователи

занимались

проблемой

агрессии,

но

к

одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно,

одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие

аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы

ее

усвоения

и

закрепления,

условия,

определяющие

проявление

агрессии,

индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы

предотвращения агрессии.

Правила взаимодействия педагога с детьми в нашей группе.

Позитивный настрой. Если в поведении ребёнку превалирует негатив, то

вряд ли удастся достичь взаимопонимания.

Доверительное

взаимодействие.

Для

установления

доверительных

отношений

с

детьми,

имеющими

девиантное

поведение,

помимо

позитивного

поддерживающего

отношения

к

ним,

нужно

освоить

приемы

и

способы,

позволяющие пробиться через коммуникативные барьеры: агрессию, замкнутость,

ложь.

Уровень

его

открытости

прямо

связан

с

ощущением

собственной

безопасности. До этого

помощь невозможна. Ребенок будет молчать, огрызаться,

лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует,

что перед ним именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности.

Субъективность взаимодействия. Помочь ребенку можно только тогда,

когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни.

Главное

-

это

сделать

ребенка

заинтересованным

союзником

всех

позитивных

изменений в себе и своей жизни.

Выявление причин. Нужно найти причины отклоняющегося поведения

(стремление

привлечь

к

себе

внимание,

стремление

к

самоутверждению,

нравственно-духовная

незрелость,

стремление

отомстить

и

др.)

Конкретное

поведение - это всегда следствие чего-то. Даже если поступок имел ситуативные

предпосылки

и

не

являлся

сознательно

мотивированным,

следует

обратиться

к

истокам.

Может

оказаться,

что

причина

нарушения

поведения

весьма

значима,

поэтому, устраняя только следствия, желаемого результата не достигнуть.

Последовательность

во

взаимоотношениях.

Вряд

ли

удастся

достичь

желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или его слова и

заявления не будут соответствовать действиям. Конечно же, последовательность не

означает, что упорное «стояние на своем» даже в том случае, когда точка зрения

взрослого изменилась. Наоборот, следует разъяснить причины изменения позиции.

Взрослый

только

выиграет

в общении

с

ребенком,

если

признается,

что

его

первоначальное мнение было ошибочным.

Позитивность

взаимодействия.

Позитивность

взаимодействия

предполагает следующее: 1). Постановка позитивной цели, учитывающей интересы,

права и возможности ребенка. Формулировка цели будет позитивной в том случае,

когда она содержит указание на позитивный результат («добиться положительной

успеваемости» вместо «не получать двойки»; «приходить на урок вовремя» вместо

«перестать опаздывать» и т.д.). 2). Опора на положительные качества и ресурсы,

восстановление

позитивного

самоощущения.

Для

этого

можно

использовать

позитивную

обратную

связь,

искреннее

поощрение

привлекательных

поступков,

чувств, мыслей и намерений ребенка. Нужно помочь ему сфокусироваться на своих

положительных

качествах,

чувствах,

мыслях,

найти

положительный

смысл

(например, упрямство может свидетельствовать об упорстве; драка - о стремлении

отстоять справедливость; курение - о желании быть взрослым).

Поощрение

положительных

изменений.

Поощрение

минимальных

изменений предполагает умение выделять и ценить даже самые малые достижения.

Предложение

привлекательной

альтернативы.

Работа

по

изменению

поведения

должна

обязательно

сопровождаться

выработкой

и

закреплением

привлекательной

альтернативы.

Важно,

чтобы

подросток

не

просто

осознал

негативность

девиантных

поступков,

но

и

выработал

формы

альтернативного

поведения. . Может оказаться привлекательным включение его в круг подростков,

имеющих сходные ценности (посещение кружка, секции), где не будет надобности

отстаивать свою принадлежность к группе ценой девиаций.

Разумный

компромисс.

Добиваясь

изменений

в

поведении,

важно

стремиться

к

разумному

компромиссу,

не

нужно

загонять

подростка

из

лучших

побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.

Гибкость. Можно использовать различные формы, способы и стратегии

работы в зависимости от конкретного случая и контекста работы. Правило гибкости

также

означает,

что,

если

одна

из

стратегий

оказалась

неэффективной,

можно

попробовать реализовать другую.

Индивидуальный подход. Любая помощь будет эффективной настолько,

насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный

подход

означает

выявление

в

каждом

конкретном

случае

психологических

механизмов, лежащих в основе детских проблем, выбор соответствующих данному

случаю

способов

и

методов

работы,

осуществление

обратной

связи,

а

также

корректировку выбранной стратегии в зависимости от реакции ребенка на те или

иные воздействия.

Системность. При оказании педагогической поддержки ребенку нужно

создавать позитивную воспитывающую среду: выявить значимых для подростка лиц

(одноклассников,

авторитетных

взрослых,

друзей);

выяснить

и

по

возможности

изменить социальную ситуацию ребенка в школе, в группе, во время досуга.

Методы

профилактики

и

коррекции

агрессивного

поведения

детей

и

подростков

Коррекционная

работа

по

профилактике

отклоняющегося

поведения

с

подростками имеет свои особенности. На начальных этапах основной акцент следует

делать

на

индивидуальной

работе

с

подростком.

Совершенно

неэффективными

оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести". В нашей группе

используются такие методы как: метод создания ситуации успеха; метод поощрения;

метод доверительной беседы; совместное чтение или проговаривание стихов или

небольших

текстов;

метод

арттерапии:

рисование

агрессии

с

последующим

ее

разрыванием,

описание

агрессии

с

последующим

ее

разрыванием,

то

есть

с

уничтожением рисунка или записи; счет прямой и обратный от 1 до 10 и от 10 до 1;

разрывание

газет

или

бумаги;

смена

деятельности;

уединение;

релаксационная

музыка; пламя свечи.

Правила общения педагога с агрессивным ребёнком:

- не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении ребёнка и не

впадать самому в агрессивное состояние;

- наиболее адекватное поведение взрослого - это веское осуждение агрессии

ребёнка, но без жёстких наказаний в случае проступка;

- старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично её

устранить;

- давайте возможность ребёнку снять агрессию, выплеснув эмоции через игры;

- старайтесь лишний раз приласкать ребёнка, показав, что его тоже ценят, что

он вам нужен;

реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении

ребёнка, даже если они незначительные.

Правила подавления агрессивного поведения, разработанные для детей:

- необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев;

- не давать волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10;

- подумать, что будет потом, представить последствия своего поведения;

- каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;

- вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел

спокойно; штрафовать себя за каждый срыв настроения и поведения;

- тренировать волю.

Игры, направленные на коррекцию агрессивного поведения детей:

Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности.

Сначала ведущий рассказывает притчу: «Жила-была ядовитая и злобная змея.

Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу.

Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по-новому,

не нанося ущерба никому. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в

змею камни, таскать её хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что происходит и,

выслушав

жалобы

змеи,

сказал:

«Я

просил,

чтобы

перестала

причинять

людям

страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их!»

Мораль: Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ!

Игра - «Ящик с «обидками»

Цель:

посредством

активных

действий

выплеснуть

свои

негативные

переживания.

Материалы: картонный ящик и газета.

Ребёнок

комкает

куски

газеты

в

шары

и

кидает

их

в

стену.

Они

падают,

оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену

до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать

сопровождать каждый бросок словами, адресованными обидчику.

Когда ребёнок устанет и немного успокоится, можно вместе с ним собрать

бумажные комки и сложить их до следующего раза, объясняя ему, что он всегда

может

ими

воспользоваться

наедине

в

своей

комнате,

когда

снова

почувствует

сильное напряжение и желание злиться.

Игра «крикни громче!»

Цель: посредством создания ситуации принятия, нейтрализовать вербальную

агрессию.

Данное упражнение является одним из методов, применяемых, когда ребёнок

часто использует ненормативную лексику либо просто обзывается. Методика может

быть использована как родителями, так и педагогами. При очередной ситуации, когда

ребёнок

применил

какие

либо

«обзывательства»,

педагогу

обязательно

нужно

выяснить,

насколько

ребёнок

вообще

понимает

значение

тех

слов,

которые

произносит. Если он понимает их смысл, провести беседу, ответив на вопросы:

- Почему он употребляет именно эти слова?

- Чем они ему нравятся? Что для него значат?

- Объяснить, как чувствуют себя люди, по отношению к которым адресуются

ругательства.

-

Предложить

ребёнку

решить

эту

проблему,

заинтриговав

его

тем,

что

предложить прогуляться в такое место, где он может говорить эти слова, сколько

хочет, и его никто не будет там за это ругать.

На

следующий

день

или

в

ближайшее

время

после

такого

разговора

предложить ему прогуляться в лес. Привести ребёнка на какую-нибудь, достаточно

дальнюю полянку (где вас никто не сможет услышать), остановившись посередине,

объявить, что это то самое место, где он может очень, очень громко произносить все

ругательства, какие хочет.

После этого, постараться сделать так, чтобы ребёнок произнёс все известные

ему негативные слова, причём не один раз, с каждым разом усиливая их громкость.

Последним разом считается тот повтор, когда вы почувствуете, что ребёнок уже

действительно устал и не хочет больше кричать плохие слова. По окончанию данной

процедуры похвалите его за то, что он так громко умеет кричать, и скажите, что вы

вместе с ним придёте сюда снова, если у него возникнет желание воспроизвести всё

то, что он выкрикивал. Потом просто, как будто ничего и не было, вернуться назад.

Желательно об этом случае не кому не рассказывать, чтобы не поставить ребёнка в

неприятную, негативно окрашенную ситуацию.

Игра «Банк хороших поступков»

Цель: По средствам записок или фишек запомнить положительные, радостные

моменты дня, недели, месяца (заранее обговаривается вариант).

Материалы: банка для записок, фантов. Ручка, цветные карандаши.

Дети пишут записки с описанием своих радостных моментов, положительных

эмоций, поступков. По истечению ранее оговоренного отрезка времени дети достают

свои

записки,

рисунки,

фишки

и

просматривают

их.

Подводят

итого

своих

положительных поступков, эмоций за оговоренный период. Дети сравнивают итоги за

текущий период и за предыдущий.

Подводим детей к выводу, что хорошие поступки делать намного приятнее, чем

злиться, кричать или драться.

И

так,

проблема

агрессии

в

современном

мире

является

чрезвычайно

актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Под

агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного

на оскорбление или

причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не является болезнью,

может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом

кризис

может

перейти

грань,

определяющую

его

от

болезненного

состояния,

требующего вмешательства специалистов –психологов и психиатров.

Исходя

из

того,

что

развитие

ребенка

осуществляется

в

деятельности,

а

подросток стремиться к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди

взрослых, то необходимо обеспечить включение подростков в такую деятельность,

которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаем возможности

подростку реализовать и утвердить себя на уровне.



В раздел образования