Автор: Загорулько Нина Ивановна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ №9
Населённый пункт: п.Новокавказский Александровского района
Наименование материала: выступление на педсовете
Тема: "Создание ситуации успеха на уроках географии"
Раздел: среднее образование
Выступление на педсовете на тему
«Создание ситуации успеха на уроках географии»
Создание
ситуации
успеха
у
учащихся
с
различным
уровнем
обученности
на
уроках
географии
является
одним
из
возможных
путей
активизации учебной деятельности школьников.
В практике учебной работы с учащимися я постоянно помню о том, что
уровень развития подростков даже в одном классе далеко не одинаков. Всегда
учитываю, что развивающим является только такое обучение, при котором
умственное развитие школьников осуществляется с учетом их склонностей и
интересов в овладении новыми знаниями.
Создание
ситуации
успеха
у
учащихся
с
различным
уровнем
обученности прежде всего состоит в дифференциации требований к знаниям
и умениям обучающихся. Я предоставляю учащимся право и возможность,
обучаясь
в
одном
классе
и
по
одной
программе,
выбирать
тот
уровень
усвоения,
который
соответствует
их
потребностям
и
способностям.
Все
уровни должны быть открытыми, т.е. известными ученикам и понятными им.
Считаю, что только в этом случае можно рассчитывать на познавательную
активность школьников, на заинтересованность их в результатах своего
труда.
Общение с учащимися на уроке я строю на основе горизонтальной
(или межличностной позиции) «Я с вами, я консультант», которое формирую
через
парную
и
групповую
мыслительную
деятельность
с
сочетанием
фронтальной работы. В основном работу веду по трем группам.
Работа в
группах гибкая – возможен переход из одной группы в другую. При работе в
группах учитываю силу и подвижность нервной системы, мобильность или
инертность ребёнка, быстроту интеллектуальных реакций, что, несомненно,
способствует созданию ситуации успеха у учащихся. Меня радует активность
учащихся,
их
заинтересованность,
полные
развернутые
ответы
на
поставленные
вопросы,
умения
сравнивать,
наблюдать,
делать
выводы,
аргументировано доказывать свои суждения
Я, как многие учителя, работаю над проблемой уровневого контроля
знаний. Тесты составляю с учетом сложности. Причем один и тот же вопрос
предлагаю на разных уровнях, давая возможность самому ученику
делать
выбор.
Большую помощь в создании ситуации успеха у учащихся с различным
уровнем обученности оказывают учебные игры на уроках географии, которые
пробуждают интерес к предмету, создают условия для проявления сильных
сторон личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей. В
учебной игре дети начинают лучше понимать логику изложения материала
курса,
взаимосвязь
изучаемых
явлений
и
легче
запоминают
физические
данные
Радость, которую испытывают дети, если учитель создает ситуацию
успеха
у
учащихся
с
различным
уровнем
обученности,
–
сильнейший
стимулятор
иммунной
системы
и
человекосберегающих
технологий
обучения. Убеждена, что задания не уроке
должны
быть интересны, а
проверка и контроль – приносить ребенку радость. Я считаю, что этому
способствуют
прежде
всего
дифференцированные
домашние
задания,
которые помогают избежать стрессовых ситуаций, неудовлетворенности, а
также
формируют
положительное
отношение
учащихся
к
выполнению
и
проверки домашней работы.
География без номенклатуры – это не география. Поэтому, зная, что при
заучивании географических объектов у многих детей возникают сложности, я
стремлюсь так построить эту работу, чтобы она была эффективной.
Среди
учащихся
есть
способные
дети,
которые
очень
хорошо
запоминают карту. Но для большинства детей процесс заучивания объектов
требует больших усилий. Как помочь таким детям успешно учиться? Как
сделать эту работу интересной? Вот вопросы, натолкнувшие меня на поиск.
Поделюсь
результатами
исследования.
Еще
в
курсе VI
класса
в
разделе
«Литосфера» я начинаю работу со словарем номенклатуры, обязательной для
заучивания.
Хорошему
усвоению
терминов
способствует
индивидуальная
работа:
дети
наносят
объекты
на
контурную
карту,
разгадывают
или
составляют кроссворды. Работа в парах – один из самых любимых видов
работы
у
школьников.
Ребята
загадывают
друг
другу
названия
на
географической карте.
Мощным средством обучения учащихся номенклатуре являются
компьютерные
технологии.
В
зависимости
от
дидактических
целей
и
специфики
географии
использую
такие
виды
компьютерных
программ:
учебные
–
ориентированные
на
усвоение
номенклатуры;
программы-
тренажеры – предназначенные для формирования и закрепления умений и
навыков
учащихся
в
усвоении
терминов;
контролирующие
–
предназначенные
для
контроля
уровня
знаний
специальных
слов.
Использование
компьютерных
технологий
позволяют
мне
отслеживать
достигнутые учащимися результаты в изучении номенклатуры, осуществлять
обратную
связь,
конкретизировать
свою
деятельность
с
учетом
индивидуальных особенностей учащихся. Таким образом, их деятельность
корректируется и направляется в нужном направлении.
Внедрение
компьютерных
технологий
позволяет
успешно
использовать компьютер при решении разнообразных задач, стоящих перед
учителем
географии.
Они
позволяют
повысить
качество
наглядной
демонстрации учебного материала. Географические интерактивные
карты
использую
не
только
в
качестве
наглядности,
но
и
для
выявления
и
установления
причинно-следственных
связей.
Практикую
на
уроках
и
презентационные
программы,
которые
использую
для
творческой
работы
учащихся на разных уровнях обучения. Применение компьютера в обучении
позволяют
мне
управлять
познавательной
деятельностью
школьников.
Например,
обучение
в
этом
случае
строю
в
рамках
личностно-
ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения
знаний и умений, уровень сложности, интересы и т.п.
Большое внимание уделяю работе с одаренными детьми. Считаю, что с
ними необходимо заниматься индивидуально. Цель моей работы - развить
интерес
у
учащихся
к
исследовательской
деятельности,
склонность
к
выполнению сложных заданий, способность мыслить творчески, логически, а
также укрепить в них уверенность в своих силах. Индивидуальный план
работы с одаренными детьми увязываю с тематическим планом работы с
классом.
В
нем
предусматриваю
широкий
спектр
заданий,
позволяющий
учащимся делать выбор, исходя из конкретной ситуации и учитывающий
особенности ребенка, уровень его знаний.
Я убеждена, что всякий ученик без исключения может прийти к успеху.
Урок-мастерская этому способствует в большей степени. На таких уроках
появляется в сочетании со свободным поиском, импровизацией, инициативой
возможность
обнаружить
и
раскрыть
в
себе
способности,
о
которых
не
подозревал.
Желание
помочь
своим
товарищам,
отсутствие
панического
страха из-за возможной ошибки, создание ситуации успеха у всех учащихся –
все это лежит в основе творческой мастерской.
Большими возможностями в создании ситуации успеха обладают уроки
конференции,
круглые
столы,
диспуты,
дискуссии.
Они
способствуют
созданию максимально благоприятных условий для раскрытия и развития
способностей и дарований ребёнка, для его полноценной жизни на каждом из
возрастных этапов
его самоопределения. При проведении таких уроков
использую идею свободного выбора, то есть предлагаю учащимся самим
выбрать вопросы и задания для выполнения, которые могут перерасти в
дискуссию
«тезис-антитезис»,
что
имеет
большое
значение
для
развития
творческого
мышления
и
самостоятельности
школьников.
Все
сказанное
позволяет
подойти
к
методической
интерпретации
следующей
идеи
-
трудной цели. В моем опыте это нашло отражение в постановке проблемных
задач, созданием проблемных ситуаций
и разрешением их с детьми
на
уроках-дискуссиях, деловых и ролевых играх, уроках – судах,
«тезисах – антитезисах».
Созданию ситуации успеха у школьников помогают мне уроки, на
которых
я
конструирую
познавательный
конфликт,
суть
которого
в
противоборстве
взглядов,
точек
зрения,
утверждений,
не
связанных
с
нарушением личностных отношений. На своих уроках я применяю несколько
приемов познавательного конфликта:
- отрицание предложенного детьми решения;
- поддержка альтернативного решения и другие.
Участие в обсуждении активизирует
и развивает многие качества
личности, стимулирует познавательный интерес, создает ситуацию успеха
для
всех
школьников,
формирует
навыки
управления
своими
эмоциями,
контроля
за
своим
поведением,
позволяет
приобрести
позитивный
опыт
решения конфликтов, воспитывает уважительное отношение к людям.
Созданию
ситуацию
успеха
у
школьников
помогает
работа
по
развитию
навыков
экспериментальной
работы
(наблюдения
в
природе),
работа
по
развитию
умений
и
навыков
работы
с
литературными
источниками.
Учу
детей
составлять
планы,
тезисы,
конспекты,
уметь
выделить проблему, проследить пути её решения, сделать выводы, умению
сопоставлять две или несколько точек зрения, составлять доклад, реферат по
нескольким литературным источникам.
Большим подспорьем в создании ситуации успеха каждого школьника
является
наглядность.
Она
имеет
большой
простор
для
творческой
самостоятельной деятельности учащихся на всех этапах усвоения знаний,
обучение
со
многими
неизвестными,
которые
необходимо
раскрыть,
распознать и усвоить. Считаю, что наглядность должна
без принуждения
будить внутренний стимул к познанию, а запрограммированное содержание
учебного
материала,
его
раскрытие
и
усвоение
находиться
в
тесной
взаимосвязи с ранее усвоенными знаниями. Убеждена, что это именно то
условие,
тот
мостик,
от
которого
начинается
и
осуществляется
познавательная
деятельность
учащихся.
Наглядность
должна
не
просто
демонстрироваться, к ней обязательно должны быть составлены проблемно-
познавательные вопросы и задания.
Моя
задача,
как
учителя,
–
помочь
ученику продвигаться,
расти,
совершенствоваться в процессе обучения. Учебную жизнь ребёнка следует
наполнять
постепенно,
учитывая
особенности
его
нервной
системы
и
физические возможности.
Успешное овладение этими и другими методами
работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся,
развивает интерес к обучению, учит думать, создает хорошую основу для
формирования
общеучебных
приемов.
Это
и
помогает
мне
в
моей
повседневной работе создавать ситуацию успеха у учащихся с различным
уровнем обученности, что положительно сказывается на результатах моего
труда.
У
меня
нет
отстающих
обучающихся
по
предмету.
Мои
ученики
принимают активное участие в олимпиадах разного уровня
и становятся
призерами и победителями, а самое главное – им интересно познавать новое.
Учитель географии Н. И. Загорулько