Напоминание

"Организация взаимодействия семьи, школы и социума в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта"


Авторы: Пшеничникова Оксана Васильевна, Корнилова Алефтина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Сухменская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Сухмень, Половинский район, Курнанская область
Наименование материала: проект
Тема: "Организация взаимодействия семьи, школы и социума в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта"
Раздел: среднее образование





Назад




МОУ «Сухменская средняя общеобразовательная школа»

Тема проекта: «Организация взаимодействия семьи, школы и социума в условиях

внедрения Федерального государственного образовательного стандарта»

Пшеничникова О.В., директор школы, учитель русского языка и литературы

Корнилова А.В., зам директора по УВР, учитель математики

Перемены в социально-экономической жизни общества в последние десятилетия

привели к существенным изменениям как в системе образования, так и в институте

семьи. Это вызвало необходимость пересмотра ролей и отношений семьи, школы и

социальных

партнеров

в

системе

их

взаимодействия

и совершенствования

системы

работы на основе сотрудничества.

Общеобразовательное учреждение является одним из важнейших социальных

институтов,

обеспечивающих

воспитательный

процесс

и

взаимодействие

ребенка,

родителей и социума.

В условиях реализации ФГОС работа с семьей приобретает новое содержание.

Ответственность

родителей

за

выполнение

своих

обязанностей

в

условиях

демократизации, гласности, гуманизации значительно повышается. Однако не каждый

родитель это понимает, далеко не все возможности семейного воспитания реализуются в

полной

мере.

Поэтому

в

условиях

реализации

ФГОС

образовательное

учреждение

призвана обеспечить единство педагогов и родителей, социальных партнеров, школа, как

основное

связующие

звено,

обязана

помочь

семье

каждого

ребенка

в

полной

мере

реализовать свой потенциал.

Образовательное

учреждение

должно

выстраивать

отношения

с

родителями

с

учётом

их

запросов,

степени

активности

и

уровня

психолого-педагогической

компетентности;

стремиться

развивать

и

обучать

родителей,

потому

что

от

их

компетентности

будет

зависеть

и

качество

образовательного

процесса.

Стороны

выступают не заказчиками и исполнителями, а

членами одной команды с разными

функциями

и

сферой

приложения

сил.

В

таком

типе

взаимодействия

обязательно

присутствует обратная связь.

Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком

смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги».

Но школа не может заменить, компенсировать то, что получает формирующаяся

личность

от

родителей.

Мы

можем

и

должны

педагогически

направить,

обогатить,

усилить

положительные

внешкольные

влияния,

включить

их

в

систему

своей

воспитательной

деятельности,

а

также

в

допустимых

пределах

нейтрализовать

отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Семьи очень разные, со своими

проблемами и трудностями, поэтому невозможно

дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с

семьей.

Многое

зависит

от

интуиции,

мастерства

педагога,

который

должен

проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в

выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной

ситуации.

Актуальность выбранной темы.

В

Национальной

образовательной

инициативе

«Наша

новая

школа»

обозначена

проблема взаимодействия образовательного учреждения с семьей: «Современная школа

должна

тесно

взаимодействовать

с

семьей.

Система

школьного

управления

станет

открытой

и

понятной

для

родителей

и

общества.

Приходить

в

образовательные

учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым».

Школа должна подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни

и

работе

в

обществе,

мы

должны

обеспечить

«формирование

человека-гражданина,

интегрированного в современном ему обществе и нацеленного на совершенствование

этого общества; интеграцию личности в системе мировой и национальных культур».

Внедряемые в школы Федеральные государственные образовательные стандарты как

средство реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

обеспечивают

развитие

системы

образования

в

условиях

изменяющихся

запросов

личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Стандарт - социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и

государством.

В основе взаимодействия семьи и школы в условиях внедрения Федеральных

государственных образовательных стандартов должны лежать

принципы, заложенные в требованиях стандартов к условиям их реализации:

- создания атмосферы взаимной поддержки и общности интересов семьи и школы;

-

повышения

роли

родительской

общественности

в

управлении

образовательным

процессом;

-

вовлечения

родителей

в

процесс

разработки,

принятия

и

реализации

основных

образовательных программ;

- информационной открытости образовательной деятельности школы.

В школе сложилась определённая практика построения взаимодействия школы и

семьи, характеризующаяся рядом противоречий, среди которых:

- противоречие между возрастающими требованиями к родителям в сфере воспитания,

предъявляемыми современной действительностью, и снижением уровня родительской

ответственности в этой сфере;

- противоречие между объективно существующей задачей создания для ребенка единой

воспитательной среды и искусственным разграничением этой среды на школьное и

семейное воспитание;

- противоречие между наличием у школы и семьи потребности во взаимодействии в

процессе обучения и воспитания ребенка и инертностью сторон при реализации данного

взаимодействия;

-

противоречие

между

изменившимися

условиями

жизнедеятельности

общества

и

стереотипностью деятельности школы в сфере взаимодействия с семьей.

Данные противоречия актуализируют проблему организации взаимодействия семьи и

школы

в

условиях

внедрения Федеральных

государственных

образовательных

стандартов.

Цель: разработать программу взаимодействия семьи и школы в условиях

внедрения ФГОС в МОУ «Сухменская средняя общеобразовательная школа»

Задачи: сформировать рабочую группу педагогов для реализации программы; создать

пакет нормативно-правовой документации по взаимодействию семьи и школы в

условиях внедрения ФГОС ;обеспечить материально-техническое сопровождение

мероприятий по реализации программы; разработать план мероприятий по

взаимодействию семьи, школы и социума в условиях внедрения ФГОС; обеспечить

информационное сопровождение программы «Организация взаимодействия семьи

школы и социума в условиях внедрения ФГОС».

Анализ ситуации

Семья

и

школа

это

два

социальных

института,

определяющих

траекторию

развития ребенка. Внедрение новых стандартов обучения создает условия для освоения

более эффективных способов взаимодействия между семьей и школой.

Формы и методы сотрудничества

в рамках введения ФГОС включают целый

комплекс

взаимодействия

родителей

со

школой,

носящий

как

обучающий,

так

и

коррекционный

характер.

Методы

коррекции

в

работе

предполагают

изменения

отношений

родителей

и

детей,

родителей

к

процессу

воспитания.

Партнерские

отношения семьи, школы, социума нацелены на повышение психолого-педагогической

компетентности родителей, которая заключается во владении родителями информацией о

роли

потребности

у

детей

в

общении

с

близкими

взрослыми

и

сверстниками

для

формирования гармоничной личности; в расширении и содержательном обогащении

видов совместной деятельности ребенка и родителей, в повышении культуры общения

родителей и детей, в организации условий для осознания самим родителем особенностей

своего эмоционального отношения к ребенку, родительских чувств, в развитии форм

сотрудничества и кооперации в отношениях с ребенком, формировании внутрисемейного

доверия. Эффективным резервом преодоления проблем воспитания и обучения учащихся

является создание подлинного целевого единства школы, семьи, социума. С этой целью в

МОУ

«Сухменская

средняя

общеобразовательная

школа»

были

разработаны

мероприятия,

направленные

на

решение

задач

по

совершенствованию

совместной

деятельности.

В последние годы в практику школы вошли педагогические практикумы, родительские

всеобучи, круглые столы, семейные гостиные, родительские капустники. Продолжает

работать родительский лекторий.

Одним важным аспектом работы с родительской

общественностью в рамках введения ФГОС является информационное сопровождение и

просвещение.

Среди

родителей

еще

остается

очень

высокий

процент

тех,

кто

затрудняется ответить на вопрос о ключевых особенностях нового стандарта и об их роли

в его реализации. Одним из возможных способов решения этой проблемы является

подготовка и публикация специальных информационных материалов для родителей на

сайте школы, информационном стенде, а также просветительская работа педагогического

коллектива.

В связи с введением ФГО особое внимание отведено нормативному закреплению

роли

родительской

общественности

в

жизни

школы.

Во-первых,

это

заключение

договора о предоставлении общего образования между самим общеобразовательным

учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся. Во-вторых, это

локальные

акты

образовательного

учреждения,

обеспечивающие

государственно-

общественный характер управления школой.

Интеграция

родителей

непосредственно

в

процесс

реализации

основных

образовательных программ образовательного учреждения является

проблемой. Как

показали

предварительные

результаты

анкетирования,

ожидания

педагогов

здесь

расходятся

с

фактическим

участием

родителей

в

этой

деятельности.

Несмотря

на

имеющийся

положительный

опыт

привлечения

родителей

к

реализации

внеурочной

деятельности (в основном, в рамках общекультурного направления), необходимо более

активно вовлекать родительскую общественность и других социальных партнеров в

жизнедеятельность образовательного учреждения и качественно изменять характер этих

партнерских отношений.

Одна

из

проблем

снижение

активности

посещения

родительских

собраний.

Собрания в основном носят информационный характер, при проведении педагогического

всеобуча

родителей

не

учитываются

возрастные

особенности

обучающихся,

не

привлекаются

специалисты

для

решения

проблем,

связанных

со

здоровьем,

профориентацией

и

другой

деятельностью

обучающихся.

Поток

информации,

обрушивающийся на человека, трудно, а нередко и невозможно критически переработать

и освоить.

Это означает, что основная задача – не столько информировать человека,

сколько отвлечь его внимание, создать иллюзию собственной информированности.

Семья

должна

служить

проводником

включения

человека

в

сложный

и

противоречивый

окружающий

мир.

Так

должно

быть,

если

семья

в

полной

мере

выполняет

свои

функции.

Однако

современные

семьи

развиваются

в

условиях

противоречивой

общественной

ситуации.

С

одной

стороны,

наблюдается

поворот

общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные

целевые программы по укреплению семьи и повышению ее значимости в воспитании

детей.

При планировании работы школы с семьей учитываются не только указанные

семейные проблемы, но и социальный статус семей.

В школе обучается большое количество детей из семей с невысоким материальным

благополучием, есть родители, не имеющие постоянного места работы.

16

32

2

40

8

2

из неполных семей

из многодетных семей

Рис.1 Социальный паспорт учащихся

Образование родителей:

образование

Кол-во человек

Процент

1

высшее

2

2,3%

2

среднее профессиональное

16

18,2 %

3

среднее

50

56,8%

4

неполное среднее

20

22,7%

Таким

образом,

анализ

ситуации

по

организации

работы

с

семьёй

в

МОУ

«Сухменская средняя общеобразовательная школа» показывает, что в школе сложилась

определенная система работы с родительской общественностью, которая опирается на

сложившиеся,

традиционные

направления

и

формы.

Но

в

связи

с

меняющимися

условиями

обучения

и

введением

ФГОС

существующая

система

нуждается

в

совершенствовании.

Родители должны стать участниками образовательного процесса, реально влиять

на качество

образования детей, шагая рука об руку с педагогами.

Педагогическому

коллективу важно выработать единые подходы в работе с родителями и социумом.

Проектное решение

Этапы

Содержание

Результат

Нормативно-правовое

обеспечение

1 этап –

подгото

вительн

ый

1.Актуализация

проблемы и анализ

ситуации на уровне

ОУ.

Создание и нормативно-

правовое регулирование

деятельности рабочей

группы

Приказ о создании

рабочей группы

Положение

о

рабочей

группе.

2. Подготовка

педагогических

кадров

Наличие подготовленных

кадров по теме проекта

План-график

повышения

квалификации

2 этап -

основно

й

1. Формирование

нормативно-

правовой базы для

разработки и

реализации Проекта

Пакет нормативно-правовых

документов,регламентирующ

их взаимодействие семьи и

школы в условиях внедрения

ФГОС.

Протокол заседания

рабочей группы

Утверждение перечня

нормативно-правовых

документов.

2. Обсуждение

проблемы на МО

Предложения методических

объединений по

проблематике

Протоколы заседаний

методических

объединений

3. Проведение

заседания совета

Утверждение плана

мероприятий по реализации

проекта

План мероприятий по

реализации проекта

Протокол заседания

совета школы

4.Формирование

пакета документа

Пакет мониторинговых

материалов. График

Приказ об утверждении

графика проведения

проведения мониторинга

мониторинга

5.Проведение

мониторинга

Аналитическая справка по

итогам мониторинга

Протокол заседания

рабочей группы

6.Расширенное

заседание рабочей

группы по

выявленным

проблемам

Корректировка плана

мероприятий по реализации

проекта

Протокол заседания

рабочей группы

7.Подготовка

методических

материалов по теме

методические материалы

8.Информационное

сопровождение

реализации проекта

Банк информационных

материалов

9.Материально-

техническое

обеспечение

реализации проекта

Перечень оборудования и

материалов, необходимых для

реализации проекта

3 этап –

закл.

1.Анализ результатов

реализации проекта

Аналитическая справка по

реализации Проекта.

Приказ по итогам

реализации Проекта.

2.Обобщение и

распространение

опыта по теме

Наличие методик;

Публикация;

Информация на сайте ОУ;

3.Обсуждение

актуальности и

результатов

Решение педагогического

совета

Протокол

педагогического совета

Эффективность

реализации

проекта,

его

организационно-управленческая

и

социально-педагогическая

значимость

определяется

следующими

критериями

результативности:

критерий

системно сти

и

функциона льно сти,

который

о т р а ж а е т

целенаправленность управленческого процесса, организованность, технологичность,

обеспеченность ресурсами всех уровней управления;

критерий продуктивности, предполагающий прирост педагогической культуры

родителей, повышение уровня проводимых мероприятий;

критерий

оптимальности

предполагает

соотношение

затрат

сил,

ресурсов,

времени и полученного результата;

критерий адаптивности, показывает степень приспособленности разработанной

Программы к управленческому процессу в любом ОУ.

Кадровый ресурс.

МОУ

«Сухменская

средняя

общеобразовательная

школа»

укомплектовано

педагогическими,

руководящими

и

иными

работниками.

В

школе

работают

10

учителей, из них 7 выполняют функции классного руководителя. Все педагоги имеют

высшее

образование.

Уровень

квалификации

педагогов

с о отве т с твуе т

квалификационным

характеристикам.

Разработаны

должностные

инструкции

работников ОУ в соответствии с требованиями ФГОС и новыми квалификационными

характеристиками. Составлен план-график повышения квалификации педагогических

и руководящих работников ОУ в связи с введением ФГОС. Проводятся в соответствии

с

планом

научно-методические

семинары

(внутришкольного

повышения

квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС.

В

нашем

исследовании

мы

ставили

проблему

совершенствования

системы

работы по взаимодействию семьи, школы и социума в условиях внедрения ФГОС, что

является одной из самых сложных и актуальных проблем в работе школы.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные

ценности,

ориентиры

на

построение

здорового

образа

жизни.

Однако

практика

показывает,

что

некоторые

родители

не

имеют

специальных

знаний

в

области

воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Совместно с

родителями

педагогиче ский

коллектив

МОУ

«Сухменская

с р е д н я я

общеобразовательная

школа»

в

рамках

реализации

проекта

сможет

использовать

наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и

формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление

педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию

своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск

путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы,

семьи и социума в интересах ребенка. В последнее время увеличивается количество

семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе риска. Данные из

социального

-

педагогического

паспорта

МОУ

«Сухменская

средняя

общеобразовательная школа» свидетельствуют об увеличении числа неполных семей,

недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей

и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников.

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению ни с какими другими

составляющими

общества,

так

как

именно

в

семье

развивается

и

формируется

личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но школа

останется

одним

из

важнейших

социальных

институтов,

и

только

при

партнерском,

заинтересованном

и

ответственном

взаимодействии

возможны

преодоление

всех

возникающих

проблем,

обеспечивающих

воспитательный

процесс

и

реальное

взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей,

но она никогда не сможет конкурировать с семьей, поэтому только в тесной связи с

семьей, школа имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и

способствовать их развитию.

Именно семья является самым мощным средством в формировании личности

ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых,

объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие

любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка –

чтобы его любили таким, какой он есть. Таким образом, одна из главных задач школы

в

настоящее

время

создание

педагогической

системы,

основанной

на

взаимодействии

педагогического,

ученического

и

родительского

коллективов

как

равноправных партнеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ.

2. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Социально-экономическая стратегия России до 2020 года.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования.

6. Концепция общероссийской системы оценки качества образования.

7. Концепция системы оценки качества образования Курганской области.

8. Локальные акты учреждений: Устав ОУ, Положение о Совете школы.

9.Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. – М., 2012 -202 с.

10.Брюханова В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству.// Журнал Классный

руководитель. 2008. №4. С. 108.

11.Виноградова Н.В. Родительское собрание «Урок родительства» // Классный

руководитель. 2008. №2. С. 68.

12.Воспитательное пространство как объект педагогического исследования/ Под

ред. Л.В. Селивановой – отв. редактор, Л.И.Новиковой, Е.И. Соколовой. Калуга:

Институт усовершенствования учителей, 2010-248 с.

13.Воспитательный

процесс:

изучение

эффективности.

Методические

рекомендации/ Под ред. Е.Н. Степанова - М.: ТЦ «Сфера», 2011-128 с.

14.Господникова

М.К.

Совместные

воспитательные

проекты»

Родительские

собрания, семейные вечера, спортивные развлечения, проекты. Волгоград, 2009.

15.Землянухина Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование

личности ребенка/ Н.Землянухина // Социальная педагогика. 2005. №1. С. 81 – 83.

16.Идеи для работы с родителями. Поиск контакта. // Классное руководство и

воспитание школьников. 2008. №9. С. 26.



В раздел образования