Напоминание

Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников при ознакомлении с окружающим миром.


Автор: Гекк Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 28 "Вишенка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Междуреченск
Наименование материала: реферат
Тема: Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников при ознакомлении с окружающим миром.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация познавательно-исследовательской

деятельности старших дошкольников при

ознакомлении с окружающим миром.

(Опыт работы)

Исполнитель:

Гекк Татьяна Ивановна

воспитатель МБДОУ№28

г. Междуреченск.

3

Содержание

Введение………………………………………………………..4

1. Теоретические аспекты организации познавательно –

исследовательской деятельности детей дошкольного возраста….8

2. Формы работы с детьми по организации познавательно –

исследовательской деятельности…………………………………...9

3. Работа с родителями……………………………………….15

Заключение……………………………………………………15

Литература…………………………………………………….16

Приложение…………………………………………………...17

4

Введение

Детство

современного

малыша

наполнено

новым

содержанием

по

сравнению

с

тем,

что

было

несколько

десятилетий назад. Маленький человек, познавая мир, должен не

только все попробовать, потрогать руками, рассмотреть, но и

сделать выводы из увиденного и услышанного, должен уметь

применить

полученные

знания

в

других

о б л а с т я х .

Образовательная

область

«Познавательное

развитие»

одна

из

пяти образовательных областей, представленных в ФГОС ДО,

особенно значима для развития исследовательской деятельности

дошкольника,

для

расширения

его

кругозора,

так

как

предполагает

развитие

интересов,

любознательности

и

познавательной мотивации.

Реализуя

образовательную

область

«Познавательное

развитие», мы формируем первичные представления ребенка о

себе,

других

людях,

окружающем

мире,

о

свойствах

(форме,

цвете,

размере,

материале),

движении

и

покое,

причинах

и

следствиях;

о

планете

Земля,

как

общем

доме

людей,

об

особенностях природы, о смене времен года, о явлениях природы,

о живой и не живой природе.

Рождаясь

ребёнок

являет ся

п е р в о о т к р ы в ат е л е м ,

исследователем того мира, который его окружает. Для него всё

впервые: солнце и дождь, страх и радость. Возраст пятилетних

детей

называют

«почемучками».

Самостоятельно

ребёнок

не

может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему

помогают

педагоги.

В

дошкольных

учреждениях

воспитатели

широко

используют

метод

проблемного

обучения:

вопросы,

развивающие логическое мышление, моделирование проблемных

5

ситуаций,

экспериментирование,

опытно-исследовательская

деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. В

настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе

дошкольного образования формируется еще один эффективный

метод познания закономерностей и явлений окружающего мира -

метод экспериментирования.

Э кс п е р и м е н т и р о ва н и е

я вл я е т с я

од н и м

и з

в и д о в

познавательной

деятельности

детей

и

взрослых.

Поскольку

закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми

во

многом

не

совпадают,

применительно

к

дошкольным

учреждениям

используют

слово сочет ание

« д е т с ко е

экспериментирование». Разработку теоретических основ метода

детского

экспериментирования

в

дошкольных

учреждениях

осуществляет

творческий

коллектив

специалистов

под

руководством

профессора,

академика

Академии

творческой

педагогики и Российской академии образования

Н.Н.

Поддъякова.

Их

многолетние

исследования

данной

деятельности

дали

основания

для

формулировки

следующих

основных положений:

1. Детское экспериментирование является особой формой

поисковой

деятельности,

в

которой

наиболее

ярко

выражены

процессы целеобразования, процессы возникновения и развития

новых

мотивов

личности,

лежащих

в

основе

самодвижения,

саморазвития дошкольников.

2.

В

детском

экспериментировании

наиболее

мощно

проявляется

собственная

активность

детей,

направленная

на

получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма

экспериментирования),

на

получение

продуктов

детского

творчества

новых

построек,

рисунков

сказок

и

т.п.

(продуктивная форма экспериментирования).

6

3. Детское экспериментирование является стержнем любого

процесса детского творчества.

4.

В

детском

экспериментировании

наиболее

органично

взаимодействуют психические процессы дифференцировании и

интеграции

при

общем

доминировании

интеграционных

процессов.

5.

Деятельность

экспериментирования,

взятая

во

всей

ее

полноте

и

универсальности,

является

всеобщим

способом

функционирования психики.

В

процессе

экспериментальной

деятельности

развивается

эмоциональная

сфера

ребенка,

творческие

способности,

формируются

трудовые

навыки,

укрепляется

здоровье

за

счет

повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень

любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще

наглядно

действенное

и

наглядно

образное

мышление,

и

экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует

этим возрастным особенностям.

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем

методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в

своем

создании

картину

мира,

основанную

на

собственных

наблюдениях,

опытах,

установлении

взаимозависимостей,

закономерностей и т.д. Исходной формой экспериментирования,

из

которой

развились

все

остальные,

является

единственная

д о с т у п н а я

р е б е н к у

ф о р м а

э к с п е р и м е н т и р о в а н и я

манипулирование

предметами,

которая

возникает

в

раннем

возрасте.

В

процессе

манипулирования

предметами

идет

и

природоведческий и социальный эксперимент. В последующие

два-три

года

манипулирование

предметами

и

людьми

усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские

действия,

усваивая

сведения

об

объективных

свойствах

предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время

7

п р о и с х о д и т

с т а н о в л е н и е

о т д е л ь н ы х

ф р а г м е н т о в

экспериментаторской

деятельности,

пока

еще

не

связанных

между собой в какую-то систему. После трех лет постепенно

начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий

период

любопытства,

который

при

условии

правильного

воспитания

ребенка

переходит

в

период

любознательности

(после

5

лет).

Именно

в

этот

период

экспериментаторская

деятельно сть

приобрет ает

типичные

черты,

т е п е р ь

экспериментирование

становится

самостоятельным

видом

деятельности.

Ребенок

старшего

дошкольного

возраста

приобретает

способность

осуществлять

экспериментирование,

т.е.

он

приобретает

следующий

ряд

навыков

данной

деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить

цель,

решать

проблемы,

анализировать

объект

или

явление,

выделять

существенные

признаки

и

связи,

сопоставлять

различные

факты,

выдвигать

гипотезы

и

предположения,

отбирать

средства

и

материалы

для

само стоятельной

деятельности,

осуществлять

эксперимент,

делать

выводы,

фиксировать

этапы

действий

и

результаты

графически.

Приобретение

данных

навыков

требует

систематичной,

целенаправленной

работы

педагога

направленной

на

развитие

деятельности экспериментирования детей.

1. Теоретические аспекты организации познавательно

исследовательской деятельности детей дошкольного

возраста.

8

Познавательная деятельность - это сознательная

деятельность, направленная на познание окружающей

действительности с помощью таких психических процессов, как

восприятие, мышление, память, внимание, речь. Выготский Л.С.

писал, что умственное развитие выражает то новое, что

выполняется самостоятельно путём новообразования новых

качеств ума и переводит психические функции с более низкого

на более высокий уровень развития по линии произвольности и

осознанности.

Активизация познавательной деятельности –

целенаправленная педагогическая деятельность воспитателя по

повышению уровня познавательной активности. Методы

активизации познавательной деятельности – это специальные

практические психолого-педагогические приёмы, направленные

на повышение эффективности протекания познавательных

процессов, их продуктивности (ПоддьяковН.Н.)

Старший дошкольный возраст очень важен для

психического развития, так как на первое место выходит

целенаправленная деятельность, в процессе которой происходят

существенные изменения в психической сфере. Следует

отметить, что ФГОСДО ориентирует конкретное содержание

образовательных областей на реализацию в определённых видах

деятельности, особое внимание уделяя познавательно –

исследовательской.

9

2. Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста

по

организации

п о з н а в ат е л ь н о - и с с л ед ов ат е л ь с ко й

деятельности.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие -

это

сложный

комплексный

феномен,

включающий

развитие

познавательных

процессов

(восприятия,

мышления,

памяти,

внимания,

воображения),

которые

представляют

собой

разные

формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и

регулируют его деятельность.

Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно

нарастают

возможности

инициативной

преобразующей

активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития

познавательной потребности ребенка, которая находит выражение

в форме поисковой, исследовательской активности, направленной

на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся

вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только

спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой

маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести

«эксперимент».

Характерная

особенность

этого

возраста

-

познавательные

интересы,

выражающиеся

во

внимательном

рассматривании,

самостоятельном

поиске

интересующей

информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как

растет, живет.

Познавательно – исследовательская деятельность создает

условия

для

обогащения

развития

ребенка.

Она

позволяет

спроектировать

условия

возникновения

таких

психических

способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает,

направить

процесс

их

становления

не

только

извне

через

побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности,

педагога и ребенка.

10

Основные характеристики детского экспериментирования:

1.

Детское

экспериментирование

особая

форма

поисковой

деятельности,

в

которой

наиболее

ярко

выражены

процессы:

целеобразования,

процессы

возникновения

и

развития

новых

мотивов

личности,

лежащих

в

основе

самодвижения,

саморазвития.

2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная).

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется

собственная активность детей, направленная на получение: новых

с в е д е н и й ,

н о в ы х

з н а н и й

( п о з н а в а т е л ь н а я

ф о р м а

экспериментирования),

на

получение

продуктов

творчества

(продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование — стержень любого процесса

детского творчества.

4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы

детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

Последовательность детского экспериментирования:

1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного

варианта проблемной ситуации.

2. Прогнозирование результата (старший возраст).

3.

Уточнение

правил

безопасности

жизнедеятельности

в

ходе

осуществления экспериментирования.

4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих,

капитанов (старший возраст).

5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого).

6. Наблюдение результатов эксперимента.

7. Фиксирование результатов эксперимента.

8. Формулировка выводов.

Формы

развития

п о з н а в а т ел ь н о - и с с л ед о в а т ел ь с ко й

деятельности:

-экспериментирование;

- исследование;

- коллекционирование;

- проектирование.

Дети

очень

любят экспериментировать. Это объясняется

тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное

11

мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод,

соответствует

этим

возрастным

особенностям.

В

дошкольном

возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически

единственным

способом

познания

мира.

Эксперименты

составляют

основу

всякого

знания,

без

них

любые

понятия

превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании

экспериментирование является тем методом обучения, который

позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира,

основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении

взаимозависимостей, закономерностей.

При проведении опытов работа чаще всего осуществляется

по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают

следующее.

Однако

благодаря

увеличению

объема

памяти

и

усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях

пробовать

давать

одно

задание

на

весь

эксперимент

и

затем

следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности

детей повышается. Итоги экспериментирования фиксируются в

дневниках

наблюдений,

которые

имеются

у

каждого

ребенка.

Результаты полученных знаний по познавательно –

и с с л ед о ват е л ь с ко й

д е я т е л ь н о с т и

о п ы то в обязательно

фиксируются детьми. Фиксация представляет собой:

Зарисовывание в дневниках наблюдений

Схематическое зарисовывание с использованием условных

знаков

Составление устного рассказа

Включение в сюжетно-ролевые игры

Моделирование «маленькими человечками»

Рисунки-прогнозы

П р е д м е т н о - п р о с т р а н с т в е н н а я

с р е д а

д л я

экспериментирования.

Организация мини-лабораторий в детском саду

В мини-лабораториях может быть выделено:

1. Место для постоянной выставки.

12

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для хранения природного и бросового материалов.

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-

вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий:

микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки,

пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки,

мыло,

щетки,

губки,

желоба,

одноразовые

шприцы,

пищевые

красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка,

наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево,

металл, мел, пластмасса и т.п.

Основное

содержание

исследований,

производимых

во спитанниками,

предполагает

формирование

у

них

представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с

ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды;

теплота, звук, вес, притяжение).

3. О мире растений (способы выращивания растений из семян,

листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян

цветов).

Для формирования познавательной активности старших

дошкольников интерес представляет такое направление, как

коллекционирование.

Коллекционирование имеет огромные возможности для детей.

Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную

активность. В процессе коллекционирования сначала происходит

процесс накопления знаний, далее получаемая информация

систематизируется и формируется к осмыслению окружающего

мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому,

13

речевому и художественному творчеству, активизируют

имеющиеся знания.

В процессе коллекционирования развиваются внимание,

память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать,

выделять главное, комбинировать.

В своей работе я руководствовалась следующими

дидактическими принципами:

1.Принцип доступности. Учитываю особенности

психического и физического развития детей старшего

дошкольного возраста.

2.Принцип систематичности и последовательности.

3.Принцип научности.

4.Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

5.Принцип творческой активности.

6.Принцип наглядности.

7.Принцип рационального сочетания коллективных и

индивидуальных форм работы с детьми.

14

3. Работа с родителями.

В целях определения отношения родителей к

коллекционированию и уровня их осведомленности о

коллекционировании разработала анкету, результаты

анкетирования выявили, что больше половины родителей (62%)

хотят, чтобы у их детей появилось полезное увлечение, многие из

них в детстве сами занимались собиранием различных коллекций,

26% родителей хотели бы узнать больше информации о

собирании и оформлении коллекций, 16% родителей считают

коллекционирование бесполезным увлечение, они считают что

дети не могут осознанно заниматься коллекционированием. Для

удовлетворения запроса родителей, учитывая их интересы,

разработала и подобрала консультации: «Коллекции вокруг нас»,

«Как хранить детские коллекции?», «Что люди

коллекционируют», и другие. Специально для родителей

оформляются выставки коллекций, фотоотчеты. Средствами

работы являются: книги, коллекции, иллюстрации, материалы

консультаций, выставки, фотоотчеты.

Заключение

Ожидаемый результат: системная работа по данному

направлению позволит; развивать память, внимание, умение

наблюдать, классифицировать, обобщать, развивать творческие

способности детей, развивать избирательную направленность

детей, развивать коммуникативные навыки, умение логически

обосновывать свои мысли.

15

Литература

1.Дыбина О. В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. [Текст] /

Неизведанное рядом/ Методическое пособие для воспитателей

детского сада.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В../Опыты и

эксперименты для дошкольников. М: 2010г.

3.ИвановаА.И.Детское экспериментирование как метод

обучения./

Управление ДОУ,№4,2004,с.84-92.

4.Короткова Н.А.. Познавательно-исследовательская

деятельность

старших дошкольников./Ребёнок в детском саду.

№3,4,5,2003№12002.

4.Организация экспериментальной деятельности дошкольников./

Под редакцией ПрохоровойЛ.Н.М.,2004.

Приложение 1

Памятка для воспитателя

«Организация детского экспериментирования»

1.В

группе

должен

быть

оснащен

уголок

экспериментальной

деятельности. 2.Планирование и организация деятельности детей

16

по

развитию

познавательной

активности

и

развитию

представлений о предметном мире.

3.Планирование и организация игр с природными материалами

(песком, водой, глиной)

4.Использование

сюжетных

игр-путешествий

познавательной

направленности.

5.Планирование

и

организация

опытов

и

экспериментов

с

различными предметами и веществами.

6.Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и

данной возрастной группе.

7.Ведется фиксация результатов эксперимента.

8.Наблюдается системность в проведении экспериментирования.

9.Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе.

10.Оснащенность

уголка

соответствует

требованиям

и

данной

возрастной группе.

17

Каталог опытов.

С водой.



В раздел образования