Автор: Буйнич Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Чумлякская СОШ - филиал МКОУ "СОШ№4" г. Щучье
Населённый пункт: с.Чумляк Щучанский р., Курганская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование социальных компетентностей школьников в процессе изучения краеведческого материала"
Раздел: начальное образование
Ф О РМИ Р О ВА Н И Е
С О Ц И А ЛЬН Ы Х
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
ШКОЛЬНИКОВ
В
ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ
КРАЕВЕДЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛА.
Г. Н. Буйнич, учитель начальных классов
Чумлякской СОШ – филиала «СОШ№4» г. Щучье
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения
в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания
знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход
к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни,
готовности
к
тому,
чтобы
занять
активную
позицию,
успешно
решать
жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к
быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка
труда.
Концепцией
модернизации
российского
образования
в
качестве
приоритетной задачи современной школы определено не просто формирование
системы
предметных
знаний,
умений
и
навыков,
а
развитие
личности
школьника, обеспечение его компетентности в обществе.
Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к
реализации
определенного
круга
полномочий.
Понятие
«социальная»
определяет
круг
полномочий,
относя
его
к
социальной
сфере,
а
именно
к
обществу, поведению и взаимодействию в нем.
Социальная компетентность
- система знаний о социальной действительности и себе, система сложных
социальных
умений
и
навыков
взаимодействия,
сценариев
поведения
в
типичных социальных ситуациях.
В данную компетентность входят:
-соблюдение
социальных
и
этических
норм:
развитие
чувства
гордости,
патриотизма к Родине, краю, родному городу, селу, школе;
-владение приёмами и навыками межличностного общения со сверстниками:
готовность к коллективным формам внеклассной деятельности, уважительное
отношение к взрослым в школе и вне школы;
-способность принимать собственные решения;
-способность делать осознанный выбор;
-стремление
к
осознанию
собственных
потребностей
и
целей;
создание
ситуации успеха, обстановки, вызывающей положительные эмоции.
Для младшего школьника общество представлено широким (мир, страна)
и узким (семья, школа, двор) окружением. Его социальная компетентность
определяется тем, насколько он осведомлен о том и о другом. Здесь речь идет не
только
о
сведениях
о
мире,
стране,
регионе,
их
особенностях
социальных
институтах,
представленных
в
них,
школе,
семье,
но
и
об
особенностях
взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Поэтому,
одним
из
важных
путей
развития
социальной
компетенции
считаем
формирование у ребенка знаний о способах поведения и взаимодействия в
каждом
из
этих
окружений.
Эту
работу
нельзя
ограничить
разовыми
мероприятиями. Она должна носить систематический характер.
Для становления и развития социальной компетентности младших
школьников
широко использую краеведческий материал
в урочной и
внеурочной деятельности.
Например, на уроке окржающего мира по теме
«Растениеводство нашего края» познакомила учеников с известными людьми
села
–
лауреатами
Мальцевской
премии,
с
профессиями
механизатора,
агронома.
«Попробуем себя в профессии агронома. Агроном – это ученый в поле.
Он должен подобрать лучшие культуры для своих полей. Откройте учебник на
стр. 203.
Рассмотрите иллюстрацию «Полевые культуры». Какие из них вы
наблюдали на полях нашего района? На ваших столах есть гербарии полевых
культур, коллекция семян полевых культур, карточки – наблюдений. Используя
инструкцию,
выполните
задания.
Слушайте
своего
командира,
работайте
дружно.
(Самостоятельная работа по карточкам-наблюдениям в группах)
-Поделитесь своими научными опытами с товарищами. Выступает главный
агроном»
Приведу пример использования краеведческого материала на уроке
математики (устный счет).
«Производство
зерна
невозможно
без
экономических
прогнозов.
Такие
прогнозы делают экономисты. Мы с вами попробуем себя в роли экономистов.
Задача 1. Известно, что Михайловских Алексей Викторович намолотил за сезон
37 тыс. центнеров зерна, а Чугаев Сергей Александрович за сезон намолотил
36 тыс. центнеров зерна. Какой из механизаторов намолотил больше зерна и на
сколько? А сколько зерна намолотили эти механизаторы вместе?
Задача 2. Выразите эту величину в килограммах? В тоннах?
Задача
3. А
теперь
попробуем
решить
задачу:
если
из
1
тонны
зерна
получается 730 кг муки, сколько килограмм муки получится из 2 тонн? из 10
тонн?
Математический диктант. Запишите числа, которые прозвучат.
- Из зерна, которое намолотили механизаторы можно получить более 5 млн кг
муки.
8 000 тонн хлеба получается из такого количества муки.
А это 10 млн булок хлеба.
Его хватит, чтобы накормить 4 млн семей.
Проверьте себя! (ответы даны на слайде)
Из вас получились хорошие экономисты!»
Во время эккурсий на поле, мастерскую агропромышленного хозяйства
дети смогли увидеть,
какой труд вкладывают их родители в выращивание
зерновых культур, познакомиться с техникой, которую используют в хозяйстве,
получили возможность расширить общеобразовательные знания.
Запоминающейся для ребят стала всреча с поэтом села Чумляк Фиалко В.
В., которая была приглашена
на
классный
час «Я талантлив!». Стихи о
природе и родном крае
очень понравились детям. А как
приятно плучить
оценку своим талантам от поэта!
На уроках изобразительного искусства
знакомлю детей с народными промыслами России. В то же время стараюсь
привлечь внимание к традициям прикладного искусства родного края, своего
села. Мастерица – вышивальшица Новоселова Т. М. пригласила учеников в
гости, поделилась секретами мастерства.
Такие
встречи
помогают детям
укрепить
уверенность
в
своих
силах,
талантах,
пробудить
у
многих
стремление к творчеству, чувства любви и гордости за свой край.
Чтобы расширить знания детей о своей семье, своих предках привлкаю к
работе родителей учащихся.
Классный час «Моя семья в годы Великой
Отечественной войны» - рассказ о предках, героически защищавших Родину в
годы
Великой
Отечечственной
войны,
в
подготовке
которого
принимала
участие вся семья, не оставил равнодушным учеников класса. Итогом этой
работы стало сочинение «История одной фотографии», которое ребята писали
вместе с родителями, так как во многих семьях были родные люди, погибшие
или принимавшие участие в Великой Отечественной войне.
В 1978 году в школе создан краеведческий музей. Музей сохраняет и
экспонируют подлинные исторические документы, связанные с историей села,
школы,
поддерживает связь с
учреждениями культуры, общественными
организациями. Материалы музея использую
в своей
работе. Во время
зкскурсий
в
музей
познакомила
детей
с
историей
открытия
школы
в
селе
Чумляк, военным и трудовым вкладом земляков в Победу нашего народа в
Великой Отечественной войне, жизнью детей и взрослых в трудные для страны
годы.
Для организации исследовательской работы учащихся так же использую
краеведческий материал. Возле школы посажен парк. Дети заинтересовались,
почему он растет именно здесь. Выдвинули несколько предположений. Этот
вопрос стал темой нашего исследования «Как вырос школьный парк?» Проект
стал долгосрочным. В ходе исследования ребята изучили породы деревьев и
кустарников, растущих в парке, научились отличать их по листьям, а зимой по
кронам и цвету коры. Получили экологические навыки: уход за деревьями и
кустарниками, привлечение птиц. Для проведения исследования использовали
материалы
музея.
Здесь
обнаружили
фотографии,
на
которых
были
запечатлены момент посадки первого дерева, участники субботника, процесс
ухода за насаждениями.
Выяснили, что парк был высажен в честь 35-летия
Победы. А во время встречи с бывшим директором школы Каяткиной Г. В.
узнали и записали подробности этого момента. Помогли восстановить событие
бывшие
выпускники
школы
–
участники
субботника.
Итоги
своей
работы
подвели
не
школьной
исследовательской
конференциии,
где
представили
выступление, а так же видеоролик с историей посадки парка.
В ходе этой
работы
учащиеся
познакомились
с
методами
исследования,
учились
самостоятельно добывать знания, приобретали навыки, необходимые в жизни,
готовились к практической деятельности и расширили кругозор. Большое
значение для поддержания интереса учащихся к изучению истории родного
края имеет то, что их труд значим не только для них, но и для всей школы и
родителей. Собранные материалы передали для хранения и использования в
школьный музей. Теперь еще одна страничка истории родной школы написана
руками детей. С использованием краеведческого материала учащимися были
проведены ислледования на тему «Птицы нашего края», «Семья и школа».
Вместе со знаниями по истории края, страны, которые ученики получают
во время экскурсий, встречь, учащиеся приобретают необходимые навыки
межличностного общения, поведения в различных социальных ситуациях.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании
музейных
предметов,
в
проведении
экскурсий,
встречах
с
интересными
людьми края формирует у школьников те ценности, которые необходимы
именно
сегодня:
патриотизм,
духовность,
формирует
эмоционально-
ценностное отношение личности к действительности.
Список литературы
1. Зайцева О. Б. Роль краеведческой работы в формировании образовательных
компетенций. [Электронный ресурс]
2.Коренева И. А Роль краеведения в формировании ключевых образовательных
компетенций.2011г. [Электронный ресурс
]
3. Психология общения. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс
]
4.Ромашова
И.
Г.
«Формирование
социальной
компетентности
младших
школьников
через
организацию
проектной
деятельности».
Методическая
разработка. Г. Рыбинск, 2009г. [Электронный ресурс
]
5.Усачёвой Н.В. Роль краеведения в формировании ключевых образовательных
компетенций. Материалы научно- практической конференции «Формирование
компетенций
учителя
и
учащихся
как
средство
повышения
качества
образования» г. Тверь. 2012 г. . [Электронный ресурс
]
6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. [Электронный ресурс
]