Напоминание

"Я хочу хорошо учиться, но у меня не получается"


Автор: Шарова Ирина Михайловна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ"Сажинская СОШ"
Населённый пункт: Свердловская обл, Артинский район с.Сажино.
Наименование материала: Классный час
Тема: "Я хочу хорошо учиться, но у меня не получается"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Я хочу хорошо учиться, но у меня не получается

Классный час – круглый стол

Ученик.

Урок – это, в сущности, светлое дело.

Особенно если сентябрь за окном,

Особенно если волшебного мела

Совсем не жалеть, и не думать о том,

Что где-то дожди собираются снова,

Что будет будильник дрожать в полвосьмого,

Как высохший лист на осеннем ветру…

И тряпку возьму и ошибку сотру.

Пусть будет доска, как весёлое поле,

Как небо, когда разыграла закат,

Как летнего грома чудесный раскат.

Мне это не сложно: я – дома, я – в школе.

Б.Минаев

Учитель.

К сожалению, не всё в жизни можно стереть так же легко, как ошибку на доске.

«Знание – сила!» - эти слова, сказанные выдающимся учёным Ф.Бэконом более 300 лет назад, ещё убедительнее звучат сегодня. В XXI веке сила знаний,

накопленных всеми предшествующими поколениями учёных, так очевидна. На наших глазах человек шагнул в космос, проник в тайны микромира, создал

искусственные вещества, изменил течение рек. Благодаря знаниям, он во сто крат помножил свои силы, создавая материальные богатства общества. Учёные

становятся «главными мастеровыми», а научные лаборатории и институты - «главными цехами» стремительного развивающегося народного хозяйства.

Перед вами, ребята, сегодня распростерся самый великий из океанов – океан знаний. Необозримые широты и глубины его поражают своей

фантастичностью. И вы, школьники, должны осваивать их, двигаться по основным магистралям океана – науки. Этого требует от вас современная жизнь.

Постоянное накопление знаний не прихоть, не погоня за внешней эрудицией и образованностью. Это необходимость, продиктованная всем социальным укладом

нашей жизни, стремлением к всестороннему и гармоничному развитию каждой личности. Человек идёт к своему таланту, к расцвету сил и способностей через

знания, через осознание необходимости учиться. «Не знать, - говорил ещё в своё время М. Горький, - значит не развиваться, не двигаться».

Предназначение человека состоит в том, чтобы приносить пользу другим людям, приносить пользу обществу. Мало желать быть полезным – надо найти ту

точку приложения сил, когда все твои способности раскроются в полной мере. Надо найти свою профессию. «Только тот человек… может быть счастлив, который

ставит перед собой большие цели и борется за них всеми своими силами, - говорил М.И. Калинин.

«Счастье даётся только знающим,- писал К.Г. Паустовский. – Чем больше знает человек, тем резче, тем

не найдет человек, обладающий скудными знаниями». Так говорили великие люди о пользе знаний.

Сегодня, когда в России осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, вы должны учиться под девизом: «Знание – наше завтра».

- Как вы понимаете эту фразу? (Учащиеся говорят)

Учитель. Сегодня на разговор о школе, учёбе, пути выбора дальнейшего способа получения образования мы пригласили гостей: отличников учебы 10-11 классов

(представление), студентов – практикантов ДВГСГА (представление), завуча по воспитательной работе школы, студентку – заочницу (представление), психолога

школы (представление).

Итак, наш круглый стол готов к работе. Я буду выдвигать какой-либо тезис или предлагать высказывание по теме, а наши гости будут говорить на

предложенную тему. Вы, ребята, можете тоже высказываться по мере необходимости и желания. Позже вы сможете задать участникам нашего разговора свои

вопросы.

Тезис первый: «Учеба – наш главный труд». (Участники стола высказываются, учащиеся поддерживают разговор).

Учитель.

Спасибо всем. Ребята, обратите внимание на экран. Дана схема. Соотнесите её с собой

- старательный

- усидчивый

- планирую свою подготовку

- берегу время, не отвлекаюсь

- многое умею

- не боюсь трудностей

- уверенный в своих силах

Поставьте + перед каждым положительным моментом, - перед отрицательным.

Обговорите полученный результат.

(Учащиеся говорят)

Учитель.

Да, нельзя учиться без старания, лениво, безответственно. Лень – начало всех пороков в человеке. Не забывайте об этом ни в школе, ни дома.

Тезис второй: «Начало науки – ум, начало ума – терпение».

(Ответы гостей, учащихся).

Правильно, народная мудрость гласит: «Терпенье и труд всё перетрут».

^ Тезис третий: «Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и умолкать, когда нечего больше сказать».

(Ответы гостей, учащихся).

Учитель.

У каждого из наших гостей есть, наверное, свои секреты хорошей учёбы. Вот мы и предлагаем поделиться своими секретами с нами.

(Ответы гостей)

Учитель.

А есть и совсем простые секреты, о которых знают многие: не пропускать без уважительных причин уроки, потому что пропущенные уроки – это пробелы в

знаниях.

Вы не слышали объяснение материала, не сделали домашнюю работу, потом начали читать – трудно, не разобрались, самим тяжело. Бросили и ничего не делаете. И

так накапливаются непонятые темы, всё больше и больше возникает проблем. Отсюда нежелание идти в школу, двойки по предмету, плохое самочувствие.

Неуспевающий ученик чувствует себя ущербно в классе, ему кажется, что над ним смеются одноклассники, его ругают дома, наказывают. Учёба превращается в

каторгу.

А что думает по этому поводу наш психолог?

(Ответ психолога)

Учитель.

Один из секретов успешной учёбы - это систематически готовиться к урокам. Приучите себя пользоваться справочной литературой по предмету, словарями.

В каждом доме обязательно должен быть «Орфографический словарь». Вы сами можете проверить правильность написания слов в упражнении. К

сожалению, неправильно написанное быстро и надолго закрепляется в памяти. Значит, перед вами должен быть правильный вариант написания слова.

^ Тезис четвертый: «Одним из условий успешной учёбы является проявление сознательной дисциплины на уроке.

(Участники говорят, ученики)

Учитель.

Действительно, 45 минут можно выдержать и никому не мешать. Ученик, который не умеет себя вести, мешает работать ученикам и слушать объяснение, ничего не

запоминает сам. Он еще мешает учителю: сбывает его с мысли, заставляет отвлекаться на замечание; учитель теряет драгоценное время, т.к. оно потрачено не на

пользу, а впустую.

Научитесь уважительно относиться к труду учителя. Он поставлен государством решать важную задачу – дать вам знания. Ваша обязанность – учиться, т.е.

работать. Это записано и в Уставе школы – «… добросовестно учиться».

^ Тезис пятый: «Учиться трудно». (Участники говорят )

Учитель.

Симон Соловейчик писал: «На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением. Учение с мучением

бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу . .Наконец откроешь , а в ней все непонятно , все скучно ,все ненавистно. Ну, ладно,

сегодня кое-как выучишь урок. А завтра ведь опять садиться за учебники опять - это мучение.

Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье – торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу. Какая радость браться за трудную задачу по

физике, вертеть ее так и эдак , прикидывать- может и получится. Нет, не выходит. А если попробовать

Неужели просвет?

В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если

оглянитесь в недоумении. Что случилось?

Разве в мире есть ещё что – то, кроме этой задачи. Просвет, просвет, предчувствие успеха, - а вот и сам

простое и ловкое …

И на следующий день вы никак не дождетесь того часа, когда можно будет взяться за учебник или задачник. Жизнь

Учение с увлечением - счастливая жизнь. Таков закон».

Можете ли вы дать ребятам какие-то советы? ( Гости говорят.)

- Читай, думай, запоминай;

-Учись выделять главное в том, что учишь;

- Перескажи вслух прочитанное;

- Повтори выученное перед сном;

- Проверь ещё раз, что у тебя в портфеле, лишнее убери;

- После того, как приготовить уроки, убери на своём рабочем месте;

- Привыкай к аккуратности, чистоте, точности во всём;

- Учись жить и учиться под девизом: «Каждый день – шаг вперед!»

Вопрос студентке – заочнице: Согласны ли Вы с тем, что всему своё время? Что заочно учиться очень сложно?

( Студентка – заочница отвечает)

Учитель. Спасибо.

А теперь, ребята, вы можете задавать свои вопросы по теме нашего разговора

- Были ли в школе нелюбимые предметы? Как к ним относиться? Зачем нужно высшее образование? Чему нужно научиться в школе, чтобы успешно учиться в

вузе?

Все ли могут учиться в институте? Что даёт ученику списывание? Влияет ли курение, алкоголь, недосыпание на успеваемость? Как легче подготовиться к сдаче

зачёта, экзамена? Как относятся к тем, кто плохо учится в институте? Влияет ли учёба на получение стипендии? Помните ли школу, своих учителей? Кто оставил

добрый след в памяти? Можно ли надеяться только на чудо, везение, удачу?

Ученик.

Надеяться не надо на волшебников,

Надейся на себя – так жить верней.

Штурмуй страницы всех своих учебников:

Чем больше знаешь, тем мечта видней.

Для смелого полёта и дерзания,

Для будущих открытий и труда

Нужны, во-первых, как известно, знания,

И во-вторых, и в-третьих, и всегда.

Без прочных знаний вряд ли что получиться,

Без них дорогу в жизни не найдешь.

Лишь тот, кто на «отлично» в школе учиться,

Сумеет людям пользу принести.

Учитель.

Спасибо за участие.

Удачи и успехов в учёбе и работе.

До новых встреч.

Цель: учить

анализировать

свою

учебную

деятельность,

делать

выводы,

рассуждать.

Оборудование:

распечатки

текста:

«Настоящее

образование

есть

именно

самообразование...

Надо

учиться

(учить

себя)

в

школе,

но

еще

гораздо

больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение (самоучение),

по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество,

неизмеримо важнее первого» (Н.И. Пирогов).

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Беседа «Зачем нужно учиться?».

III. Мини-лекция «Как учиться хорошо?».

IV. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный

руководитель.

Главное,

ради

чего

существует

школа,

-

это

обучение. Этим занимаются учителя. Как они это делают?

• Излагают учебный материал, объясняют разные премудрости, показывают

что-то.

• Заинтересовывают, «искушают» вас знаниями.

• Убеждают в пользе учения.

• Заставляют вас учиться.

• Организуют вас.

• Спрашивают, контролируют, оценивают вас.

А учитесь вы сами. И в конечном счете именно от вас зависит, овладеете ли

вы необходимыми знаниям, умениями и навыками.

• Вы можете учиться хорошо или плохо, интересоваться знаниями или нет.

• Вы можете слушать или не слушать учителя.

• Вы можете заставить себя преодолевать трудности, а можете отказаться.

• Вы можете запомнить что-то из того, что узнали на уроке, а можете не

обратить внимания на это.

• Вы можете дома прочитать, повторить материал.

• Вы можете заняться самообучением, самообразованием, а можете идти

гулять.

Казалось бы, выбор прост. Достаточно только определиться. Допустим, вы

твердо решили учиться на «отлично». Но возникают новые вопросы: умеете

ли вы правильно распределять время? планировать свой день? создавать

удобную

обстановку

для

работы?

Владеете

ли

приемами

эффективного

запоминания информации? Умеете ли вы применять полученные знания?

Можете ли сами себя контролировать?

Если научитесь это делать, то сможете заняться самообразованием - высшим

уровнем

самосовершенствования.

Умения

приобретать

знания

из

разных

источников, применять их в практической деятельности пригодятся вам в

самых разных жизненных ситуациях.

II. Беседа «Зачем нужно учиться?»

Классный

руководитель.

Прочитайте

высказывание

знаменитого

врача

и

педагога XIX в. Н.И. Пирогова. Эта мысль, высказанная столетие назад, не

утратила актуальности и в наши дни. Докажите это.

(Учащиеся совещаются в группе, затем высказываются.)

В старших классах вы будете изучать теорию относительности Альберта

Эйнштейна,

которая

принесла

ему

мировую

славу.

Но

интересна

сама

история этого простого человека, которого знает весь мир.

Сам

Эйнштейн

вспоминал:

«Моим

слабым

местом

была

плохая

память,

особенно на слова и тексты». Преподаватель греческого языка как-то сказал

ему: «Из вас никогда ничего путного не выйдет». В то же время ученый

отмечал, что благодаря самостоятельным занятиям по физике и математике

он шел далеко впереди школьной программы. Ребенком Эйнштейн читал

популярные научные издания, по его собственным словам, «затаив дыхание».

Самостоятельные

занятия

помогли

ему

не

только

обогатиться

новыми

знаниями, но и сделать великие научные открытия. Таких примеров, когда

самообразование, упорный труд изменяли жизнь людей, в истории много. Вы

можете в этом убедиться, познакомившись с биографиями М.В. Ломоносова,

И.И.

Ползунова,

И.П.

Кулибина,

Т.Г.

Шевченко,

Т.Г.

Мальцева

и

других

выдающихся ученых, изобретателей, исторических деятелей.

Человечество развивается благодаря тому, что новые поколения, приходя на

смену старым, осваивают все, что было достигнуто, сделано предыдущими

поколениями, и на этой базе создают новые знания, технологии, обогащают

культурное наследие. Таким образом, перед каждым из вас стоят две задачи:

1. Овладеть знаниями и опытом предыдущих поколений.

2. Своим трудом, творчеством внести вклад в развитие общества.

III. Мини-лекция «Как учиться хорошо?»

Классный

руководитель.

Вспомните,

сколько

раз

в

своей

жизни

у

вас

возникало желание учиться лучше, но оно оставалось бесплодной мечтой.

- Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы хорошо учиться? Почему

это не у всех получается?

(Дети высказываются.)

Во-первых, конечно, надо уметь заставить себя выучить правило, разобраться

в новой теме или в условиях задачи. Для этого

требуется

сила

воли.

Воля

-

это

не

только

умение

чего-то

пожелать

и

добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-либо.

Во-вторых,

нужно

помнить,

что

учение

-

это

не

разовое

усилие,

а

систематический труд. Изо дня в день нужно проявлять усердие, терпение.

В-третьих, надо иметь способности к учебе, но они - дело наживное (как,

впрочем, и трудолюбие, и воля).

Итак,

базовыми

качествами

личности,

составляющими

основу

умения

учиться, являются воля, трудолюбие, способности. (Записывает на доске.)

1. Как развить силу воли?

Классный руководитель. Вот несколько простых советов, которые позволят

вам тренировать свою волю.

• Учитесь командовать собой. Умение приказывать себе - важнейшее качество

волевого человека. Воля развивается, закаляется в постоянной борьбе между

«хочу» и «надо».

• «Дал слово - держи!» Привычка ответственно относиться к своему слову

есть важнейшее условие воспитания воли.

• Соблюдайте режим дня. Это требует ежедневных усилий и укрепляет волю.

• Верьте в себя.

2. Как сосредоточиться на уроке?

Классный руководитель. Представьте: вы стоите у доски и не можете решить

задачу. Учитель говорит: «Ну, думай, думай же!» А что это значит? Что

именно надо делать? Учитель показать этого не может, он только повторяет:

«Думай, соображай!»

Мы стоим и соображаем, но никто в целом мире не скажет, думаем ли мы в

этот момент или мечтаем о мороженом, и если думаем, то правильно или

неправильно, а если неправильно, то в чем именно мы ошибаемся. Никто не

может влезть к нам в голову и понаблюдать за происходящим в ней.

Научиться думать - самая трудная задача ученика. Неприятности в школе,

нежелание учиться, плохие отметки - все это происходит большей частью

оттого, что мы или не умеем думать, или, чаще, не хотим думать, потому что

думать

тяжело.

Умственный

труд

тяжелее

физического,

человек

быстрее

устает, да и результаты не всегда налицо.

Вокруг нас постоянно что-то происходит: соседка пишет кому-то записку,

муха ползет по оконному стеклу, солнечный зайчик мелькает и т. д. Да и в

голове у нас великое множество интересных мыслей: о вчерашнем фильме,

ссоре с товарищем, планах на выходные. Как сосредоточиться на словах

учителя?

В армии, когда командир отдает приказ, подчиненные становятся по стойке

«смирно». Отчего это? Почему нельзя слушать приказ развалившись, засунув

руки в карманы? Зачем обязательно вытягивать руки по швам? Оказывается,

поза, состояние мускулов очень связаны с вниманием. Собран человек, не

двигается, напряжен - и внимание его само собой концентрируется. Мы

сдвигаем брови, наклоняем корпус вперед к собеседнику, потому что хотим

быть

внимательными,

и

становимся

внимательными,

если

примем

определенное положение. Значит, если мы хотим быть внимательными на

уроке, прежде всего нужно изменить позу. Этому вас учили еще в первом

классе: сядем прямо, соберемся, приготовимся слушать...



В раздел образования