Напоминание

"Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста"


Автор: Сташевская Зоя Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №11
Населённый пункт: Пермский край. г. Красновишерск
Наименование материала: Учебно - методический материал
Тема: "Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль фольклора в развитии речи детей.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания,

возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы

народной педагогики. Фольклор — одно из действенных и ярких средств ее,

таящий огромные дидактические возможности.

Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения,

создаваемые народом и бытующие в нем. Фольклор представляет собой

словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс

становления, формирования речи человека.

Переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически

невозможно. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и

речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую

роль во всестороннем развитии. Фольклор влияет на духовное развитие

ребёнка, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит

определённым нравственным нормам. Использование малых форм

фольклора развивают у детей логическое мышление, память, помогает в

решении логопедических проблем у детей. М.Горький говорил: «… Начало

искусства слова – в фольклоре».

Фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки

характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи,

интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Чем

раньше начать знакомить малыша с фольклором, чем чаще это делать, тем

больше шансов на то, что ребенок раньше станет говорить, раньше научится

связно выражать свои мысли, свои эмоции. А ведь правильно поставленная

речь является одним из залогов успешности человека в современном мире.

Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко

находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой

коллектив.

Поэтому в воспитании детей очень важно использование элементов устного

народного творчества. Основная цель – показать детям красоту русского

языка – языка, за которым стоит высокая культура великого

народа. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не

только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности

народного слова. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность

потешек, пестушек привлекает детей, вызывают желание повторить,

запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. С

незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки,

потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными

спутниками раннего детства являются сказки про репку, курочку рябу, козу-

дерезу. Известный педагог А. П. Усова считала, что потешки, сказки, загадки

и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область

народной поэзии – детский фольклор.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный

педагог К. Д. Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились

публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения

физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое

собирание народных произведений для детей.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу,

радуге, деревьям).

Приговорки- обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения

ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки – незаметно обучающие детей правильной и

быстрой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, метко называющие какие- то смешные

стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей

необычностью веселят детей.

Докучные сказочки - у которых нет конца и которые можно обыгрывать

множество раз.

«Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают

возможность выработки у детей собственных речевых навыков при

рассказывании» - писал К.Д. Ушинский.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с

другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать

речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь

детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем

мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и

привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению

грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные

слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо

знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а

"котенька","коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции,

связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это

освоение более успешным и прочным.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в

себе большие возможности в формировании фонематического восприятия,

чему способствует особая интонационная организация (напевное

выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие

повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные

песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания,

осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем,

колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и

образовательных возможностей.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой

прекрасный речевой материал. С их помощью возможно формирование

грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, так как они

используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько

раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив

народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а

затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают

именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует

формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству

детей.

Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые

сознательные движения ребенка. Например:

«Ах, поет, поёт

Соловушка!

Ах, поёт, поёт

Молоденький;

Молоденький,

Хорошенький,

Пригоженькой.»

Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами,

ручками, ножками. Например:

«Потягунючки, поростунюшки!

Роток – говорунюшки,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки.»

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами,

выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено

до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный

материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава

"Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает,

сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр -

забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку

ребенка к письму.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте

является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно

координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.

Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание

слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность:

излишне замедленная, растянутая манера произношения слов.

Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности,

совершенствуют их дикцию.

Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы,

поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора

лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети

учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу

художественной фонетики. По меткому определению

К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык

ребенка на русский лад". С помощью малых форм фольклора дети учатся

выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление,

предупреждение.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в

себя трудовой опыт многочисленных поколений.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно,

лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства,

интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески

использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую

характеристику.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой

в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие,

характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок

развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение

самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить

наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления,

умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей

"поэтический взгляд на действительность".

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают

увидеть вторичные значения слов, формируют представления о

переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и

грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой

форме и анализировать ее.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на

разностороннее развитие речи детей.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все

задачи развития речи и наряду с основными методами и приемами

речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот

богатейший материал словесного творчества народа.

Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному

поэтическому слову. В первые годы жизни ребенок почти все время

находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна

развить его эстестические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте

всего, что его окружает, к народному искусству.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с

детства. Фольклор в развитии детей играет важнейшую роль, не только

развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его

нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой

уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими

поколениями.



В раздел образования