Автор: Сташевская Зоя Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №11
Населённый пункт: Пермский край. г. Красновишерск
Наименование материала: Учебно - методический материал
Тема: "Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Роль фольклора в развитии речи детей.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания,
возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы
народной педагогики. Фольклор — одно из действенных и ярких средств ее,
таящий огромные дидактические возможности.
Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения,
создаваемые народом и бытующие в нем. Фольклор представляет собой
словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс
становления, формирования речи человека.
Переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически
невозможно. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и
речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую
роль во всестороннем развитии. Фольклор влияет на духовное развитие
ребёнка, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит
определённым нравственным нормам. Использование малых форм
фольклора развивают у детей логическое мышление, память, помогает в
решении логопедических проблем у детей. М.Горький говорил: «… Начало
искусства слова – в фольклоре».
Фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки
характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи,
интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Чем
раньше начать знакомить малыша с фольклором, чем чаще это делать, тем
больше шансов на то, что ребенок раньше станет говорить, раньше научится
связно выражать свои мысли, свои эмоции. А ведь правильно поставленная
речь является одним из залогов успешности человека в современном мире.
Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко
находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой
коллектив.
Поэтому в воспитании детей очень важно использование элементов устного
народного творчества. Основная цель – показать детям красоту русского
языка – языка, за которым стоит высокая культура великого
народа. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не
только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности
народного слова. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность
потешек, пестушек привлекает детей, вызывают желание повторить,
запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. С
незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки,
потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными
спутниками раннего детства являются сказки про репку, курочку рябу, козу-
дерезу. Известный педагог А. П. Усова считала, что потешки, сказки, загадки
и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область
народной поэзии – детский фольклор.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный
педагог К. Д. Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились
публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения
физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое
собирание народных произведений для детей.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу,
радуге, деревьям).
Приговорки- обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения
ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки – незаметно обучающие детей правильной и
быстрой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, метко называющие какие- то смешные
стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей
необычностью веселят детей.
Докучные сказочки - у которых нет конца и которые можно обыгрывать
множество раз.
«Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают
возможность выработки у детей собственных речевых навыков при
рассказывании» - писал К.Д. Ушинский.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с
другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать
речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь
детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем
мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и
привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению
грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные
слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо
знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а
"котенька","коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции,
связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это
освоение более успешным и прочным.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в
себе большие возможности в формировании фонематического восприятия,
чему способствует особая интонационная организация (напевное
выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие
повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные
песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания,
осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем,
колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и
образовательных возможностей.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой
прекрасный речевой материал. С их помощью возможно формирование
грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, так как они
используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько
раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив
народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а
затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают
именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует
формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству
детей.
Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые
сознательные движения ребенка. Например:
«Ах, поет, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой.»
Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами,
ручками, ножками. Например:
«Потягунючки, поростунюшки!
Роток – говорунюшки,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки.»
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами,
выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено
до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный
материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава
"Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает,
сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр -
забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку
ребенка к письму.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте
является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно
координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.
Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание
слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность:
излишне замедленная, растянутая манера произношения слов.
Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности,
совершенствуют их дикцию.
Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы,
поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора
лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети
учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу
художественной фонетики. По меткому определению
К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык
ребенка на русский лад". С помощью малых форм фольклора дети учатся
выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление,
предупреждение.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в
себя трудовой опыт многочисленных поколений.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно,
лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства,
интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески
использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую
характеристику.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой
в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие,
характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок
развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение
самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить
наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления,
умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей
"поэтический взгляд на действительность".
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают
увидеть вторичные значения слов, формируют представления о
переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и
грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой
форме и анализировать ее.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на
разностороннее развитие речи детей.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все
задачи развития речи и наряду с основными методами и приемами
речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот
богатейший материал словесного творчества народа.
Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному
поэтическому слову. В первые годы жизни ребенок почти все время
находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна
развить его эстестические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте
всего, что его окружает, к народному искусству.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с
детства. Фольклор в развитии детей играет важнейшую роль, не только
развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его
нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой
уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими
поколениями.